Новгородские реформы Ивана 3                                                                          8 страница



Вообще в 10 веке Новгородская и Псковская земли густо, по тем временам, заселены. В них существуют не только крупные города, но и сеть погостов, местных центров с постоянными княжескими гарнизонами. Граница Руси на севере уже проходит по южному берегу Финского залива (водь вошла в состав Руси), по Свири, Белоозеру и Шексне. Южное Присвирье, заселенное весью, активно колонизуется.

10 век - это время расцвета всей Киевской Руси, время максимальной консолидации восточных славян, говорящих на одном, восточнославянском, древнерусском языке.

Новгородская земля расширялась. И преимущественно на северо-восток.

На западе жили эсты. В 10 веке они основали город Таллин. Сперва он назывался Лиднанисе (новгородцы переделали его в Леденец), потом Колыванлидна (Колывань по-новгородски). Еще позднее Рявеля, Ревал (Ревель по-русски). В 13 веке его захватили датчане (обогнав шведов), и появилось его четвертое имя - Танинлидна, "Датский город". а оно уже было переделано эстонцами в Таллин (по-эстонски Таллинн). В начале 14 века город перешел во владение Тевтонского ордена, а затем Ливонского. И это только начало истории города.

Новгородское завоевание эстов не состоялось. В 1030 году Ярослав Мудрый сходил в их земли и даже основал город Юрьев (нынешний Тарту). Граница отодвинулась за реку Нарву, но здесь и застыла ненадолго.

 

 

                                                               66

 

 

Чудь платила дань Новгороду. Новгородские крестьяне освоили плодородные земли Ижорского плато и осваивали земли корелы и веси на обоих перешейках. А в середине 11 века и шведы активизируются и предпринимают первые походы против финнов. Шведская экспансия в Финляндии началась. Началось и русско-шведское соперничество и растянется оно на восемь веков. Формально это совпадает с официальной датой разделения католической и православной церквей - 1054 годом. Были и другие еврлопейские события, отзвук которых до Руси почти не доходил: 1096 год - начало первого крестового похода и 1099 год - основание государства крестоносцев в Палестине и Сирии. Это было где-то на Марсе.

На востоке новгородцы и ростовчане заселили территорию современной Вологодской области - от Онежского озера до Великого Устюга. Их городища располагались в тех же местах, что и стоянки мезолитических саамов. Курганы и поселения 10-12 веков найдены по всей Вологодской области.

А дальше открывались необъятные, неведомые, редконаселенные земли. Побывавшие там новгородцы - купцы и разбойники - рассказывали о сказочном изобилии таежных и притундровых областей. Туда и направилась энергия новгородцев.

Сперва это не была колонизация. Первопроходцами были ушкуйники, которые на манер варягов уходили в дальние края на лодках для торговли и грабежа. Слово "ушкуйник" происходит от названия лодки - ушкуй. Такие лодки строили на реке Оскуй, правом притоке Волхова, близ Новгорода.

Несколько позднее появилась еще одна судоверфь в Ям-Тёсово, на реке Оредеж. Здесь проходила дорога на Новгород. Названо поселение так потому, что здесь издревле изготавливали тёс. Из него и строили лодки. Ушкуйники - это новгородские речные варяги.

Вообще дорогами новгородцев были водные пути, потому что дорог не было. Существовало три пути на Волгу и два на Белое море.

Пути на Волгу: через Вышний Волочек (в 1703-1708 годах на месте волока прорыт канал со шлюзами), через Тихвин (Тихвинская система сооружена в начале 19 века) и через Свирь. Последний путь такой: озеро Ильмень - река Волхов - Ладожское озеро - река Свирь - Онежское озеро - река Вытегра - озеро Матко - волок 30 километров - озеро Ковжа - река Ковжа - озеро Белое - река Шексна - река Волга. (В начале 19 века этот путь превратится в Мариинскую систему).

 

 

                                                                  67

 

 

На Белое море новгородцы ходили или по реке Онеге, или по реке Сухоне, но оба пути начинались от Белого озера, а на него можно было попасть или через Свирь (с волоком), или через Волгу (без волока). Путь по реке Онеге сохранял первостепенное значение до начала 17 века, а потом захирел.

Путь по реке Сухоне сделался очень важным с середины 16 века, когда началась интенсивная торговля с Англией через Белое море. Славянский волок между рекой Славянкой и озером Благовещенским разделял водный путь на две стороны - новгородскую и заволочскую. Отсюда новгородские названия: Заволочье, чудь заволочская. В 19 веке на месте Славянского волока вырыт канал со шлюзами. Это Северо-Двинская система.

В период расцвета Новгородской республики через Волхов проходило за год до 10 тысяч судов, более 30 в день.

 

                                                 х          х          х

 

А расселялись новгородцы по землям, на которых уже несколько тысячелетий жили другие народы. И хотя новгородская колонизация не была военной и несла с собой технический и культурный прогресс, не всё было гладко. Главное, стало тесно: это леса кругом было много, а земли-то мало. Поэтому финские народы потихоньку двинулись на север, началась их вторая миграция.

Весь в 10 веке стала уходить за Свирь и расселяться на Олонецком перешейке. Было два направления их миграции: северо-западное в район Видлицы, Восточного Приладожья и северо-восточное в Западное Прионежье. В центре по Важинке весь, конечно, тоже расселялась, но это не был поток: в центре Олонецкого перешейка не найдено ни одного вепсского памятника. Зато топонимы многообразны.

 

 

                                                               68

 

 

Река Пидьма от вепсского пидим - затор. Здесь на Свири у устья Пидьмы перед порогами всегда скапливались суда. Деревня Мятусово от мятус - холм, Гимрека от хийм - родня (Родная река). Гонгозеро в 7 километрах от Согиниц от хонг - сухая сосна. Деревня Коягино в 3 километрах от Согиниц по-русски Чайкино. Значит, здесь было рыбное место, на которое слетались чайки. Много названий с основой пёрт - изба. В 7 километрах севернее Согиниц - Пёртозеро. Охотники и рыбаки ставили в лесу по берегам рек и озер небольшие избушки (заимки по-сибирски) - отсюда и названия.

Одна интерсная особенность: в русском слове ручей местные жители ставят ударение по-фински на первом слоге - РедорУчей (Грязный ручей).

В 10-11 веках у веси патриархально-родовой строй на стадии военной демократии. В Восточном Приладожье в захоронениях найдены останки вооруженных мужчин (свободных общинников) и ритуально убитых слуг (вероятно, рабов и рабынь). Население занимается подсечным мотыжным земледелием (пашенное земледелие принесут славяне), медно-литейным производством (выплавку железа принесут славяне). Гончарное ремесло славяне принесли веси в конце 9 века, до расселения через Свирь, но лепная керамика продолжалась до конца 12 века. По глухим местам прогресс идет медленно.

Скотоводства еще нет, мясо живет в лесу. Охотничьи звери - медведь, белка, заяц, хорёк. Оленя в списке нет. Но главный промысловый зверь - бобёр. Мехом весь торговала с волжкими болгарами.

Весь белоозерская обгоняла в своем развитии весь приладожскую, так как имела более тесные контакты со славянами.

Вепсы - современные потомки веси - живут тремя небольшими разрозненными группами среди русского населения в Ленинградской и Вологодской областях и в Карелии. Соответственно в их языке три диалекта. Но половина из них считает родным языком русский.

В 1959 году вепсов насчитывалось 16 тысяч, в 1970-м 8300 человек. Иногда вепская речь слышна в автобусах на линии Вознесенье-Ленинград. Была слышна в 1980-е годы. А сейчас в начале 2010-х годов? В Винницах старики еще говорят по-вепсски.

 

 

                                                                 69

 

 

Корела  снялась со своих мест в северо-западном Приладожье тоже в 10 веке. Потоков расселения было четыре.

Первым потоком корела, обойдя Ладогу с севера, направилась на Олонецкий перешеек, куда расселялась весь. Весь была корелой ассимилирована, но не сразу, процесс продолжался вплоть до 17 века. На перешейке формируется гибридная культура - карельско-вепсская. Местные карелы отличаются от карел Центральной и Северной Карелии и называются они карелы-людики и карелы-ливвики. А на Свири корела столкнулась еще со встречным миграционным потоком новгородцев. И в 12 веке карельское Приладожье вошло в состав новгородской феодальной республики. А еще через 100 лет, в 1227 году произошло официальное крещение корелы.

В 11 веке корела пошла на запад и закрепилась у озера Сайма. Этот поток заселил и перешеек, который у русских стал называться Карельским. В это время корела уже тесно связана с русским (новгородским) населением, ибо славяне активно проникают в земли корелы.

Третий поток направился на север, в земли саамов, вплоть до Беломорья.

Саамы стали отступать дальше на север или ассимилироваться. В 16 веке саамы еще жили в Северной Карелии в глухих местах, которые в новгородских писцовых книгах назывались Лопскими погостами.

А в 12 веке западные финские племена хямэ и суоми тоже стали мигрировать на север (от шведов) паралельно с корелой, тоже оттесняя саамов всё дальше к Полярному кругу. И на Скандинавском полуострове в земли саамов пришли шведы и норвежцы. В том же 12 веке на севере полуострова, у нынешней Печенги встретились норвежцы и новгородцы.

В конце концов остатки саамов оказались разрезанными на четыре части. Всего их порядка 50 тысяч человек. Больше всего саамов в Норвегии - 30 тысяч человек. Они живут преимущественно на севере в области Финнмарк, но отдельные поселения тянутся в горах на юго-запад и не доходят до Осло, столицы Норвегии всего 300 километров. Норвежские саамы сохранили свой язык и культуру, учатся в школах и учительских семинариях по учебникам на саамском языке. Оленеводством занимаются немногие - только 6% населения. В 1973 году создан Северный институт саамов.

 

 

                                                                     70

 

 

В Швеции и Финляндии области, населенные саамами, называются одинаково - Лапландия. В Швеции живет 17 тысяч саамов, в Финляндии 4 тысячи.

Две тысячи саамов живет в России на Кольском полуострове. Они по-прежнему занимаются оленеводством.

На Кольском полуострове 80% названий саамские: полуостров получил название от селения Кола, а это искаженное саамское "куль" - рыба; Мурманск - от "мур" - море и "ма" - земля; Кандалакша - от "канда" - протока и "лакша" - морской залив.

    

Но был у корелы и четвертый поток миграции, что называется, против шерсти, - на юг, через Неву. Это была ижора, отделившаяся корела. Ижорцы (так по-современному) осели по южным берегам Невы и Финского залива по соседству с водью. Граница расселения ижоры хорошо обозначена топонимами: река Ижора, приток Невы, восточнее Петербурга и поселения Большая и Малая Ижора западнее Петербурга за Ломоносовом. Ижора пришла в эти места в 11-12 веках навстречу новгородской миграции и дала свое имя самым плодородным землям - Ижорскому плато.

Ижорских названий много в пригородах Петербурга и в ближних к городу местах. Шушары от ижорского Суо-саари - деревня на болоте, река Мга - значит баба. "Бедный финский рыболов" из пушкинской поэмы "Медный всадник" - это ижорец, который жил в устье Невы, когда сюда пришли войска Петра 1.    

Ижора по-карельски "инкери", а по-новгородски "ижера", а на шведский манер "ингры", "ингрикоты". Землю ингров шведы называли Ингрия, а когда шведы эту землю захватили, то назвали свою новую территорию Ингерманландией, а Петр 1, отвоевав ее, назвал новую губернию Ингерманландской. И только в 1719 году она была переименована в Санкт-Петербургскую. В1970 году на территории Ленобласти жило 800 ижорцев.

 

 

                                                                71

 

 

  А на освобожденное ижорой место пришли финны, теснимые шведами. Позднее в 12-14 веках Швеция захватила Финляндию, которой и владела 6 веков. Западные финские племена оказались расчлененными шведско-новгородской, а потом шведско-российской границей. На западе, в шведской Финляндии остались хямэ и суоми и западные племена корелы. На востоке в новгородской Карелии остались восточные племена корелы. Со временем хямэ, суоми и западные карелы слились в одну, финскую народность, у которой сформировался общий, финский язык. Из восточной корелы произошли современные российские карелы.

Во время шведской оккупации Карельского перешейка он был полностью заселен финнами, а после отвоевания перешейка Петром 1 финны, жившие здесь, вошли в состав России. Еще через 100 лет при Александре 1 к России была присоединена вся Финляндия (с автономными правами). Печальная граница по реке Сестре появилась при Александре 2, который                                                                                       отдал Карельский перешеек Финляндии (а Аляску продал американцам). А когда Финляндия отделилась от Советской России в 1917 году, то увела с собой и перешеек с Выборгом. Потом всё это пришлось отвоевывать. В истории много несуразностей.

Сейчас в Финляндии живут финны и шведы. Население страны около 5 миллионов человек, из них шведов 300 тысяч, в основном в южных и западных районах. На Аландских островах у них свой парламент. В стране два государственных языка - финский и шведский. И никаких гражданских распрей.

В России живет 85 тысяч финнов.

 

На современной карте граница Карелии не доходит до Свири несколько десятков километров, по реке Усланке всего 3 километра. От Согиниц до Свири 16 километров, а до Карелии - 30. Согинский куст деревень - последний в Ленобласти. До Кашкан, первой карельской деревни, 50 километров леса.

В крови коренных согинских жителей, которые считают себя русскими, течет кровь карел, вепсов, саамов, русских. Многие помнят, что у них в роду был карел - дед или прадед. В Коягино один мужчина знает, что он вепс.

 

 

                                                                 72

 

 

Карельских названий в согинских местах много - особенно водных: они лучше сохраняются. Палозеро, Палручей от карельского "пало" - пожар, а возможно, и от вепсского "пало" - пожога. Каскесручей от карельского "каски" или вепсского "каск" - тоже пожога. Это термины подсечно-огневого земледелия финно-угров.

Местное русское слово "корба" от карельского "корби" - местность, поросшая глухим лесом. Отсюда - Корбоплесо на Важинке.

Станция Токари (с ударением на последнем слоге) к токарному делу отношения не имеет. Ее название проясняется из сопоставления с названиями финских деревень Токкари около Всеволожска под Петербургом и Токкарлахти около Сортавалы в Карелии (оба, разумеется, с ударением на первом слоге).

 

                                                х           х          х

        

Новгородская культура в 10-11 веках была на достойной высоте и сказать надо о ней особо.

Самый ранний культурный слой в Новгороде относится к первой половине 10 века и находится на глубине 7 метров. Мусор из города не вывозили, колодцев в городе не рыли, фундаменты не углубляли, очень редко рыли погреба, поэтому культурный слой сохранился хорошо - раскопаны целые усадьбы.

В Новгороде были деревянные мостовые. На Черницынской улице раскопано 27 ярусов мостовой. Самый нижний ярус настелен в 985 году (Новгороду лет эдак 140), самый верхний в 1442 году. Мостовые приходили в негодность и возобновлялись в среднем каждые 15-20 лет. И так почти полтыщи лет. Мостовая делалась так. В три ряда укладывались лаги длиной до 10 метров. Деревья для лагов выбирались не толстые, диаметром 12-18 сантиметров (возраст такого дерева от 40 до 80 лет). На лаги поперек укладывались одна к другой плахи (полубревна) длиной до трех с половиной метров. Это и была ширина мостовой. Деревья для них выбирали как для сруба: возраст от 65 до 215 лет, толщина до 30 сантиметров. (Из таких деревьев построен дом в Трошинском в 1907 году, который я купил в 1975 году).

 

 

                                                                  73

 

 

Новгородцы на улицах грязь не месили, да и во дворах тоже - там укладывались мостки. Лес кругом был в изобилии. 

Знаменитые вечевые сходки в Новгороде и Пскове ведут свое начало с 10 века. Но все-таки верховная власть в Новгороде принадлежала посаднику, а посадников присылал из Киева великий князь, а это были его старшие сыновья.

Конец 10 века - это высшая точка развития Киевской Руси: великий князь Владимир крестил Русь. Принятие христианства в Киеве состоялось в 988 году, в Новгороде в 989-м. Тогда же был прислан из Киева в Новгород первый епископ - грек Иоаким Корсунянин, который разрушил языческие святыни новгородцев и руководил крещением. И хотя восстания против новой религии будут и в середине следующего века, христианство укреплялось

Тогда же, в конце 10 века, в Новгороде поставлена легендарная деревянная София о 13 верхах - древнейший христианский храм Северной Руси. (Он сгорел в 1049 году). Каменная София поставлена в Новгороде в 1045-1050 годы через десяток лет после Софии Киевской.      

Вместе с христианством на Русь пришла письменность и очень быстро распространилась в народе. В середине11 века новгородцы были грамотными. Об этом говорят раскопки знаменитых берестяных грамот. Первая берестяная грамота была найдена в Новгороде при раскопках 26 июля 1951 года на глубине 6 метров 40 сантиметров (сенсация в археологии). Теперь грамот раскопано более 600. Их время написания: вторая половина 11 века - середина 15 века. Всё - деловые документы, личных посланий мало, хотя встречаются и любовные. Ученые подсчитали, что в новгородской земле лежат 24 тысячи древних берестяных документов - целый архив.

Берестяные грамоты найдены и в других городах северной части Киевской Руси: в Пскове, в Смоленске, в Старой Руссе, в Витебске, в Мстиславле, в Твери. Но их там очень мало - чуть более трех десятков. Видимо, в Новгороде хорошая земля для хранения истории.

Почему люди писали на бересте? Потому что не было бумаги. Она придет на Русь только в 14 веке и будет очень дорогой.

 Вместе с христианством на Руси был принят и римский солнечный календарь, год в котором начинался 1 марта. Летоисчисление в нем велось от сотворения мира. Этот календарь просуществует 600 лет.

 

 

                                                                74

 

 

Ну и надо сказать, что самая древняя русская книга "Остромирово евангелие" , которая хранится в Российской национальной библиотеке в Петербурге, была переписана в 1056-57 годах с болгарского оригинала для новгородского посадника Остромира.

 

Никакого феодализма в 9-11 веках в новгородских землях еще не было. Древнее родовое землепользование уже сменилось общинным. Территориальная крестьянская община произошла от рода, когда он закрепился на земле. В 10-13 веках крестьяне владели землей сообща, общиной - это общинное, или черное землепользование. Князья и и х вассалы землей не владели. Крестьяне платили князю дань и выполняли различные повинности. Князь объезжал свое княжество и взимал дань в деревнях - дань натурой: хлебом, медом, пушниной и т.д. Своим вассалам и церкви князь отдавал отдельные волости в кормление, то есть он жаловал им не земли, а дань с крестьян, владеющих своей землей.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 77; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!