Новгородские реформы Ивана 3                                                                          9 страница



Развитие феодальных отношений заключалось в том, что государственная власть накладывала лапу уже не на доходы крестьян, а на их земли и все чаще распоряжалась ими. Но этот процесс шел еще медленно. Даже в 12-13 веках князья еще жаловали дани и другие поборы, не затрагивающие право земельной собственности крестьян.

Выплата дани крестьянами своему князю была естественной. Князь работал, говоря по-современному, на крестьян: он с дружиной защищал их от внешних врагов. В этом было его первоначальное назначение. За свою службу, работу он получал от крестьян дань, зарплату, которой делился с дружинниками. Было разделение труда: одни производили продукты, другие защищали проиводителей. Позднее защитники оценили свое преимущество, свою силу и использовали ее уже не против внешнего врага, а против крестьян, своих кормильцев. Это было плохо для крестьян, но хорошо для государства: оно богатело и крепло, у него появлялись самостоятельные цели, далекие от крестьянских проблем.

 

 

                                                                      75

 

    

До 10 века земледелие на Северо-Западе было только подсечным. Финские лесные племена подсеку освоили очень давно, а восточные славяне, придя в лес из лесостепи, быстро переняли новое для них земледелие - сложное и простое одновременно: вырубался и сжигался лес, очищенный участок засевался.

 У подсеки было два достоинства. Во-первых, подсеке не нужен был плуг, а значит, и тягловый скот - зерно бросади прямо в золу. Во-вторых, подсеке не нужны были удобрения - удобрением служила та же зола.

У подсеки было два недостатка. Во-первых, подсека требовала колоссальной работы. Чтобы подготовить под посевы одну десятину почвы, надо было затратить 50 человеко-дней работы. Одному это было не под силу. Во-вторых, земля на подсеке быстро истощалась: сеяли два-три года, а затем поле забрасывали. В первый год урожай был высоким: по-современному 16-26 центнеров с гектара; на второй год урожайность падала в полтора-два раза.

На подсеке сеяли ячмень, просо и пшеницу: они хорошо росли и не побивались сорняками. Рожь и овес были известны славянам еще до расселения, но были слабо распространены, как и у балтов и у финнов. Выгоды этих культур проявятся позднее - на пашне.

На заброшенное поле человек возвращался через 30-50 лет. То есть на заросший лиственным лесом участок (бывшее поле) приходили дети и внуки того крестьянина, который когда-то здесь расчистил и сжег лес и собрал 2-3 урожая. А это значит, что, прежде чем вернуться на старое место, крестьяне расчищали от 10 до 20 участков на каждый двор, да желательно поближе к деревне. Вот почему деревни были небольшими - в один-два двора. Собственно, это были хутора.

А возвращаться на старый участок, заросший березняком или осинником, было выгодно. Дело в том, что зола от лиственных деревьев лучше, богаче золы от хвойных деревьев. А леса кругом были хвойные. В сосновую золу сеяли ячмень, реже рожь, а в березовую можно было сеять и привередливый лен.

 

 

                                                               76

 

 

На подсеке родилась русская поговорка "у черта на куличках", означающая: где-то далеко и не очень ясно где, в глухом месте. Но начальный, прямой смысл народом утерян. А куличка, кулига - это всего лишь расчищенное место в лесу. У черта на куличках означало: далеко в лесу на расчистке. А чтобы понять, причем тут черт, надо хотя бы раз по осени в сумерках пройти по лесу километр и почертыхаться.

С 10 века в южной лесной зоне началась перестройка системы земледелия. Появился плуг, и крестьяне стали переходить от подсеки к трехпольной паровой системе, но пока без унавожения земли. Оказалось, что на пашне ячмень, просо и пшеница побивались сорняками, им не хватало питания, удобрений - навоза не было, ибо животноводство только зарождалось, - а неприхотливые рожь и овес росли на пашне хорошо. Поэтому они и вышли с 10 века на первое место, оттеснив ячмень, просо и пшеницу. Теперь каждому крестьянскому двору тербовалось не 10-20 участков леса, а три постоянных поля. Деревни стали увеличиваться.

Кстати, когда мы слышим песню про русское поле, то это песня не о Северо-Западной и уж тем более не о Северной Руси, где поля вплоть до 20 века были скорее похожи на поляны. Русское поле - это символ Средней России. Само слово "поле" произошло от древнерусского слова "полъ" - полый, открытый, свободный. То есть поле - это полый участок леса, участок, свободный от леса. А такие участки были в лесостепной зоне, где и жили первоначально славяне. Однокорневые слова: поляна - маленькое поле в лесу; полынья - место, свободное ото льда; половодье - полая вода, освободившаяся ото льда. Слово "полъ" - очень древнее, индоевропейского происхождения. По-латыни палам - открыто, явно, а палма - ладонь.

Еще кстати. В Европе в это время (9-11 века) происходит то же самое. Там это называется "эпоха вырубок". Рост народонаселения приводил к сведению лесов на обширных пространствах. Европа осталась без леса. У нас лесов побольше, и они пока что держатся.

На Руси борьба пашни с подсекой продолжалась 5 веков - до 15 века. И окончательно пашня победила только в южных районах лесной зоны. На севере, и на Олонецком перешейке в частности, подсека как подсобный вид земледелия сохранялась вплоть до 20 века. В Согиницах от нее отказались перед войной, в 1930-х годах.

 

 

                                                                 77

 

    

Из продуктов питания после хлеба на втором месте стояли овощи. Самые старые овощи на Руси: капуста, репа, редька, лук и брюква.

Капусту восточные славяне заимствовали через скифов от греко-римских колонистов Причерноморья. Русское название овоща происходит от латинского "капитум" - голова. Это был универсальный овощ, из него готовили огромное количество блюд. И, очень важно, в свежем виде капуста сохранялась хорошо до весны. О ее целебных свойствах знали уже в древности.

Из Причерноморья пришли также брюква и лук. Без лука жизнь русского крестьянина вообще немыслима. Самая простая пища: хлеб, квас и лук. Лук еще и лекарство: лук от семи недуг.

Редька тоже была обычной едой крестьян и посадских людей. Выращивали ее повсеместно.

Но особо из всех древних овощей нужно выделить репу. Репа - это картофель древности. Картофель, как известно, привезли из Америки. Петр стал насаждать его на Руси силой. У крестьян он привился только в 19 веке. А 1000 лет до этого место картофеля занимала репа. Это было первое и основное овощное растение восточных славян, самый дешевый и самый распространенный                                   овощ. До наших дней дошли три поговорки: "слаще пареной репы", "проще пареной репы", "дешевле пареной репы". Настоящая - первая, остальные - ее искажения: люди забыли, что такое пареная репа и что такое жизнь без сахара.

Репой питались и крестьяне, и бояре, и цари. Выращивали и в Рязанской земле, и на Соловецких островах. Репу ели печеную, вареную, пареную. Из нее делали начинку для пирогов и разные сложные блюда. Из нее делали даже квас. Новгородцы и финны заквашивали листья репы, из которых зимой варили щи и похлебки.

Другие овощи пришли на Русь позднее. Свекла появилась в Киевской Руси в 11 веке, но широко распространилась только лет через 500. Морковь известна с 14 века, огурцы и петрушка с 15 века. Редис, сельдерей и разные экзотические овощи, включая картофель, - это уже Петровская эпоха.

 

 

                                                                   78

 

Кроме сельского хозяйства была еще и промышленность, то есть промыслы. И среди них первое место занимала металлургия.

Примитивная металлургия на Северо-Западе существовала уже в 8-9 веках. Даже лопари (саамы) перешли к железному веку. На севере Карелии раскопали так называемые "лопские заводцы" (их называют еще "волчьи ямы") - вырытые в земле круглые ямы, обмазанные глиной. Это плавильные печи. Технология была самая простая: руда плавилась без применения дутья. Добывалась руда из болот и озер, которых так много на Северо-Западе.

 Тогда же, в 9-10 веках, выработалась и технология сварки, кузнечной ковки, термической обработки и других операций, которые сохранились почти без изменений до середины 17 века.

Новая технология в металлургии появилась в 10 веке. Во-первых, стали применять дутьё - пока что холодное, сырое. Холодный, неподогретый атмосферный воздух нагнетался в печь ручными мехами (как у Ильмаринена в "Калевале"). Во-вторых, земляная яма, обмазанная глиной, была заменена наземной печью - домницей. В такой печи, в сыродутном горне по-современному, железо выплавлялось из руды способом прямого восстановления. В печи, в огне окись железа, то есть руда, теряла, отдавала кислород - оставалось железо.

Самые древние сыродутные горны раскопаны в Сирии, им 4000 лет. А древнейшая мастерская 10 века в северо-западном крае найдена на берегу Сямозера в Карелии - это всего лишь 100 километров севернее Согиниц. В мастерской было три горна. В каждый горн загружалось 8-10 килограммов железной руды. Выходила одна крица весом полтора-два килограмма. Эта технология осталась без изменений до первой половины 19 века.

Когда я в 1980 году решил расширить огород и начал копать землю около дома, где ее никогда не копали, то лопата уперлась в камни. Снял верхний тонкий слой земли - под ним обнаружилось что-то вроде булыжной мостовой. Меж камней - несколько очень ржавых, явно бракованных топоров и других тоже испорченных крестьянских орудий. Соседи объяснили мне, что я раскопал место, где когда-то стояла кузница. Место удобное, у воды. Дом рядом стоять не мог. Значит кузнице этой не менее 100 лет. В 19 веке крестьяне сами выделывали себе орудия труда, в Петербург за 300 километров за ними не ездили.

 

 

                                                                 79

 

 

В новгородских землях железоделательный промысел был распространен широко. Сырья было предостаточно. Древнейшим центром новгородской железоделательной промышленности был южный берег Финского залива. Крестьяне-домники работали на местном сырье. В конце 19 века здесь было раскопано 6000 курганов в основном 11 века. В них найдены 810 ножей, 119 топоров, 117 серпов, 62 косы, гвозди, остроги, стрелы, пики и другие железные изделия.

Даже стекло новгородцы выдували сами. Первые образцы древнерусского стекла относятся к 10 веку. Оно с примесями окиси свинца, хуже привозного. В послемонголькое время будет наблюдаться упадок русского стеклоделия. Причина - замыкание ремесла в узком кругу немногочисленных мастерских.

 

В эту эпоху изменялось всё - даже древнерусский язык.

В 10 - первой половине 13 века во всех славянских языках произошли кардинальные фонетические, звуковые изменения. В лингвистике это называется "падение редуцированных".

Объяснение. В славянских языках было три типа гласных звуков: долгие, краткие (как й) и сверхкраткие (редуцированные). Это досталось им из индоевропейского языка. В древнерусском (восточнославянском) языке было два редуцированных гласных звука, которые обозначались двумя буквами: ъ (ер) - это приблизительно "о" сверхкраткое - и ь (ерь) - это приблизительно "е" сверхкраткое. Твердым и мягким знаками они стали называться в 20 веке.

В 10 веке началась их утрата во всех славянских языках. В древнерусском языке этот процесс занял 350 лет. Редуцированные гласные в одних позициях исчезли совсем, а в других превратились в полные "о" и "е". Это привело к революционным изменениям не только звуковой, но морфологической стороны языка. Язык стал другим. Современный читатель не может читать "Слово о полку Игореве " в подлиннике конца 11 века.

Раньше все слоги были открытыми, то есть состояли из двух звуков: согласный + гласный, как в современных словах ко-ро-ва, со-ба-ка (их легко петь). Теперь появились закрытые слоги: в слове "домъ" было два слога (оба открытые), стал один (закрытый) - "дом" (конец слова не поется).

 

 

                                                                 80

 

 

Появилось противопоставление гласных звонких и глухих (з-с, д-т) твердых и мягких, появились беглые гласные (сон-сны) и нулевые окончания (но ъ на конце слова упрямо писался до реформы 1918 года).

Исчез звук, который изображался буквой ять (но буква тоже оставалась до 1918 года). В русском языке этот звук превратился в звук "е", как в слове "лес", а в белорусском в "я" - ляс.

И, главное, славянские языки разойдутся и станут отличаться друг от друга. Древнерусский язык тоже постепенно разделится на великорусский. белорусский и малорусский. Образуются три языка и три восточнославянских нации. Но это произойдет на фоне и после татаро-монгольского ига.

А в конце 12 века русский (новгородский) язык на бересте "звучал" так: "Хоцеши возяти половиноу коуно. Я пороуцене отецеве твоемоу по Иванока. Не хоцеши ли , да я боле не могоу водати". Орфография и пунктуация современные. Хорошо видно, что новгородцы цокали. А перевод такой: "Если хочешь, возьми половину денег. Я поручился перед твоим отцом за Иванка. Если же не хочешь, так я больше дать не могу."

 

                                                                   81

 

 

                                                                                                                                                               9. Корела в "Калевале"                                                                                                           

 

  В Согинском крае смешались четыре культуры: сперва вепсская с саамской, потом карельская с вепсско-саамской, затем новгородская с карельско-вепсско-саамской. Это не считая культуры первичного послеледникового населения. Из ранних форм дославянских культур мы лучше всего знаем корельскую культуру времен миграции корелы на север в земли саамов. Источник этих знаний - карельский национальный эпос "Калевала".

Эпос записал финский фольклорист Элиас Лённрот в 1830-1840-х годах. Это эпоха европейского романтизма с повсеместным увлечением своими историческими, национальными корнями. Лённрот совершил 11 поездок по Финляндии, Карелии, Эстонии и Ингерманландии. Все эти территории уже входили в состав России.

Первое издание вышло в 1835 году, второе в 1849-м. В нем 50 рун, 22795 стихов. А перевел их на русский язык доцент МГУ Л.П.Бельский в 1888 году. Это один из самых архаичных мировых эпосов. Таким фольклорным сводом может гордиться любая нация.

"Калевала" - это отдельные, часто не связанные между собой эпические песни-руны. Лённрот издал их как единое целое. Сквозной сюжет более или менее получился, но швы, его скрепляющие, заметны. Это, однако, нисколько не снижает достоинств эпоса.

Основным заповедником рун были земли современного Калевальского района - Карельское Приморье. Самые южные руны Лённрот записал в Олонце. Есть еще руны ижорцев, собранные позднее, но они в "Калевалу" не входят.

Нет западных, финских рун. Эта загадка породила много споров, но не столько научного, сколько национального характера. Сейчас эти споры затихли, и большинство ученых согласно с тем, что "Калевала" - это карело-финский эпос, возникший до размежевания финнов и карел. Он сохранился на севере Карелии, ибо только там были особые условия - там законсервировалась жизнь: труд, быт, искусство. Вспомним: рядом на Русском Севере точно также сохранились русские былины, сложенные в Центральной России.

 

 

                                                                  82

 

Спор исчерпан. А в Тампере стоит скульптурный памятник Э.Лённроту и героям "Калевалы".

В рунах описано древнее время с новейшими напластованиями. Противоречий в песнях достаточно, но это уже особенность всякого фольклора. Действие в рунах происходит в земле Калевы, поэтому и назван их свод - "Калевала". Названия Карьяла (Карелия) и Суоми (Финляндия) употребляются как синонимы. Есть еще Савозииме к западу от Карелии, современная Восточная Финляндия. Западная Финляндия особо не выделяется и никак не называется. Иначе: Суоми (Финляндия) как другая страна, страна западных финских племен, а не карел, для певцов не существовала.

Не упоминаются не только западные финны -емь и сумь, - но и весь. Называются как находящиеся далеко: река Вуокса на Карельском перешейке (оттуда началось расселение корелы); Ингрия - земля ижоры на берегах Невы и Финского залива; эстонская земля, или Виру; Таник - замок (Таллин). Упоминаются русские, Россия, но не новгородцы и не Новгород. Глухо упоминаются немцы, они же венецы, и земля немецкая. Нет упоминаний о шведах и Выборге, зато упоминается река Двина (Северная).

Только одна географическая область вне Карелии участвует в сюжете рун. Это Лапландия - северная соседка Карьялы. Она еще называется Рутья, Турья. С ней идентична страна мрака Похъёла (другие названия - Сариола, Пиментола). Лапландцы - это саамы. Они уже живут за Полярным кругом. "Мало хлеба у лапландцев", - часто повторяется в рунах.

Калевальцы и лапландцы постоянно воюют. Их конфликт и создает основу сюжета "Калевалы". По сути дела, в сюжете время создания основной части рун - это время расселения карел и финнов на север и вытеснения ими саамов-лапландцев. Это время не раньше 11-12 веков. Новгородцы уже расселялись в Присвирье, а самые смелые дошли до Белого моря.

Интересная параллель из 20 века: на озерах Пяозеро и Сямозеро жители южных берегов называют себя карелами, а жителей северных берегов, тоже карел, - лопарями. Объяснение одно: так было 1000 лет назад, когда озеро разделяло карел и саамов, и сохраняется по инерции.

 

 

                                                                   83

 

 

В рунах все время подчеркивается бедность и суровость края карел: "В крае северном убогом", "В бедных северных пространствах". Не раз упоминается и главная беда края: "Вот пришло лихое время / Недород и хлеба нету". А земли русских характеризуются совсем иначе: "В ласковой земле у русских". Но в общем калевальцы живут не бедно. С болезнями и поветриями они тоже справляются, хотя и с помощью колдовства.

Дикая таежная природа окружает редкие разрозненные поселения карел. Называются сосна, ель, береза, ольха, ива, черемуха, рябина, можжевельник, вереск. Это вполне северные деревья и кустарники. Но часто упоминаются могучие дубы и реже вишни. Дуб севернее Петрозаводска никогда не рос, а вишня не росла севернее Свири. Зато дуб растет в Северной Финляндии и на Ижорском плато, к югу от Финского залива. Вот откуда этот мотив. А вишня?

Очень подробно описан в "Калевале" быт карел. По рунам можно судить о том, как жили карелы в 11-12 веках.

Они были в то время и земледельцами, и животноводами, и охотниками, и рыболовами. Жили хуторами, хотя и упоминаютя большие деревни с десяток домов. Такие деревни появились на Севере не ранее 16 века, да и то у русских, а не у карел.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 68; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!