Римская материальная культура



Однажды в глубокой древности патриархальная власть начинает ощущать себя властью публичной, возвышенной принципиально над всем остальным народом. Ощутивший себя таковым правитель начинает активно эксплуатировать не рабов, а свой собственный народ, как рабов, - для сооружения дворцов, храмов, каналов и т.д. для всего общества или для себя. Поэтому заря цивилизации всегда связана с киклопическими сооружениями, построенными, благодаря жестокому закабалению всего народа. Так было и в Риме в эпоху этрусской династии. Урбанизация Города, т.е. его превращение из конгломерата поселков вокруг Палатина в собственно город произошло при этрусской династии: при полугреке-полуэтруске Тарквини Приске, его рабе и воспитаннике Сервии Туллии, и сыне или внуке Тарквиния Древнего Таркивнии Гордом. Они переселились в Рим из развитой и урбанизированной Этрурии, привели с собой этрусских мастеров и их усилиями стали украшать и застраивать Город. Сохранилась поздняя стена IV в. до н.э., называемая Сервиевой стеной, но под ней были в XX в. найдены остатки предыдущей стены VI в. до н.э. Следовательно, Сервий Туллий действительно строил вокруг Города большую стену «этрусской кладкой» - всухую клали квадры один на другой, без всяких скрепляющих материалов, она была дополнена мощными валами. Тарквиний Древний ввел в римский обиход священные игры в честь Юпитера. Осенью в низине между Палатином и Авентином устраивались Римские игры, для которых был при Тарквинии Древнем построен Большой цирк (Circus Maximus) (тогда еще без мест, об этом писали позднейшие поэты). Игры в нем справлялись сначала раз в два года, а после, как считается, 367 г. до н.э., когда были допущены до консульства плебеи и создана должность курульных эдилов, - уже каждый год. Его строительство требовало огромных затрат труда. Но особенно сложным было строительство Великой клоаки. Рим всегда стоял на заболоченных местах, нужно было осушить низины между холмами и особенно будущий Форум, одним из таких дренажных каналов и стала Великая Клоака, которую особенно активно строили при Тарквинии Гордом. О ней Плиний Старший писал, что мощь ее кладки такова, что она выдерживала напор воды даже тогда, когда сталкивалась во время бурного дождя лишняя вода и вышедший из берегов Тибр. Некоторые считают, что она с самого начала была подземным сооружением, некоторые высказывают предположение, что под землю она была убрана в III в. до н.э., когда проходила новая волна устройства Рима. Все эти работы были очень тяжелыми, Плиний передает рассказ древнего анналиста, что рабочие, принужденные работать на этом строительстве, кончали жизнь самоубийством от отчаяния и тяжелой работы, а чтобы остальным было неповадно, их тела распинали посмертно на крестах, лишая доброй участи после смерти. Если строительство цирка для игр, стены и храма было еще делом богоугодным, то строительство Большой клоаки, как считается, вызвало особенное недовольство римского народа и стало важной причиной изгнания Тарквиния.

Самый первый храм на Капитолии построил Ромул, принеся сюда доспехи побежденного вражеского вождя – храм Юпитера Феритрийского, но это было очень маленькое скромное здание, в котором на алтаре просто лежали фетиши Юпитера – жезл и кремень. При Тарквинии Древнем началось строительство первого крупного каменного храма в Риме, закончили его при Тарквинии Гордом, но тут его выгнали, и освящали храм уже консулы. Он имел одну квадригу (а не три), высокий подий и глубокий портик из трех рядов колонн – это характерная черта римских храмов, которой они отличаются от греческих; колонны в этом храме этрусские, они низкие и лишены канелюр, капители очень простые – в виде подушек, наконец, храм имел пустой фронтон, а на крыше помещались акратерии или фастидии – небольшие изображения, крыша по бокам украшалась щитами с рельефами-антефиксами. Все эти особенности, кроме приземистости колонн этрусских колонн, – высокий подий, глубокий портик, отсутствие фронтона – римские храмы сохранили и в будущем, это их характерные черты. Римляне также любили украшать свои храмы периптерами и и псевдопертиптерами – сплошным рядом колонн по всему периметру храма. Древнейшая скульптура в этом храме, в том числе, статуя Юпитера, была глиняной, что вообще характерно для этрусков. Есть легенда, что в середине VII в. после установления тирании в Коринфе аристократ Деморат с многочисленной свитой ( его будущий внук Тарквиний Древний) покинул Коринф и переселился в Италию, где поселился у этрусков, так он туда завез коринфских мастеров и коринфское искусство керамики. Для строительства храма Юпитера Капитолийского был перестроен весь холм, была выровнена территория для самого храма и сильно укреплено основание холма. Этруски строили почти квадратные храмы, а греки прямоугольные, римляне в этом плане были ближе к этрускам. Это видно по храму (т.н. «Квадратному дому») в Ниме эпохи Империи – в нем тоже периптер, пустой фронтон, высокий подий и глубокий портик, точно так же выглядит храм во Вьенне.

Римляне стоили грунтовые дороги - via strata, и мощенные («консульские») дороги  - via colceata. Последние строили со времени Самнитских войн для быстрой переброски войск и завоевания Италии. Первая знаменитая консульская дорога, regina viarum - Аппиева дорога, построенная цензором Аппием Клавдием Цеком, который также построил в Риме первый Акведук. Она была первой дорогой на юг до Капуи в IV в., потом ее продолжили на юг до Брундузия, откуда отправлялись корабли в Грецию. В Греции продолжением Аппиевой дроги с запада на юг из города Диррахия до Византия стала Via Ignatia. Первоначально для дороги прокапывалось русло, которое в несколько слоев заполняли щебенкой, мелкими камнями и обломками черепицы. Со II в. до н.э. для заливки этих слоев стали использовать и бетон, однако его применять было удобно только в Италии, где не было больших перепадов жары и холода, и бетон не трескался. Верхний слой состоял их крупных булыжников, которые тесно друг к другу прилегали, а между ними вбивали мелкие камни или обрезки металла. Римские дороги всегда были идеально прямыми, никогда не уходили сильно ни вверх, ни вниз, холмы срывали, низины засыпали, через реки строили мосты – но дорога должна была быть идеально прямой и ровной. У дорог обычно располагали кладбища, чтобы прохожие, читая надписи, тем самым почаще поминали умерших. Хорошая карта римских дорог есть в издании 1930-х гг. II тома Моммзена.

Самые главные дороги: Аппиева к Капуе на юг. На север к городу Аримин и Адриатическому морю была проведена Фламиниева дорога. В III в. до н.э. здесь обитали галлы, с которыми римляне отчаянно воевали, в этих войнах прославился Гай Фламиний, знаменитый народный трибун, «новый человек» и полководец, погибший при Тразименском озере, он изгнал галлов из этой области и проложил там в канун войны с Ганнибалом Фламиниеву дорогу. В начале III в. до н.э., вскоре после Аппиевой дороги, вглубь горного Самния была проведена Латинская дорога, она была очень важна для уверенного подчинения Самния. Примерно в то же время вглубь Лация к Альбе Лонге была проложена Валериева дорога. Главной дорогой Этрурии, пересекающей ее по центру с юга на север до Флоренции была Кассиева дорога. Она соединяется с Эмилиевой дорогой, проложенной в 80-е годы II в. в галльской области реки По, сюда вывел массу римских крестьян крупный политик Марк Эмилий Лепид. Существовали ли еще до римлян мощеные дороги у этрусков, вопрос сложный - у этрусков точно были грунтовые дороги, найдены и вымощенные фрагменты, но неизвестно, были ли они большими и длинными дорогами. Поэтому нельзя наверняка сказать, были ли римляне в мощении дорог учениками этрусков, но точно можно сказать, что в этом вопросе они достигли наивысшего мастерства в истории Древнего мира.

Лекция XVII (НН)

Еще Страбон заметил, что греки, украшая свои города, заботятся о красоте, а римляне – об удобстве, что римляне знамениты своими дорогами, водопроводами и клоаками, тем, что способствует комфортной жизни. Первый водопровод появился тогда же, когда первая великая дрога - в 312 г. цензор Аппий Клавдий Цек начал строительство дороги на юг, а его коллега Плавтий Венакс нашел на «Лукулловом поле» (территория Лация в сторону Пренесте) чистейшие источники воды, от этого места он протянул к Риму водопровод. Римские водопроводы были каменной четырехугольной трубой, обмазанной водонепроницаемым раствором. Они все, как и дороги, идут по строго определенному уровню, но иногда выходят из-под земли и опираются на несущие конструкции – акведуки. Первый водопровод – Aqua Appia, имел всего 90 м таких субструкций. Водопроводы активно строятся на протяжении II в. до н.э., известно еще 4 водопровода, кроме Aqua Appia. В середине II в. до н.э. был сооружен Aqua Marcia – в 144 г. цензором Марцием - самый большой республиканский водопровод (120 км), построенный руками пленников из Коринфа и Карфагена (146 г.), он имел субструкций уже 90 км (!). (эти два водопровода нужно помнить!).

В эпоху Империи при Августе его друг Агриппа занимается благоустройством Города, ремонтирует старые водопроводы и сооружает новые. Всего в эпоху Империи в столице было сооружено еще 7 акведуков, и в целом воду к Риму подводили 11 водопроводов, последний их них построен при Северах – Aqua Alexandrina (при Александре Севере). Самый крупный имперский водопровод – 130 км Карфагенский водопровод. Марк Агриппа первый начинает применять при строительстве водопроводов бетон, но при строительстве именно столичных римских водопроводов, единственное исключение – каменный водопровод Aqua Claudia. На пересечении пренестинской и лабиканской дорог стоят ворота Порта Маджоре, там и проходит Aqua Claudia, тоже оформленный в виде ворот. В провинциях строили каменные акведуки из-за климатический условий, самый знаменитый из них – Гарский водопровод близ Нима, другой знаменитый водопровод – в испанской Сеговии, который действует до сих пор. Крайне знаменит каменный Карфагенский водопровод длинной в 130 км. Из акведуков вода поступала в общественные резервуары, а уже оттуда распределялась по городу и в общественные бани. Чтобы провести воду в частный дом, следовало получить разрешение городских властей, Плиний Младший писал, что все дома столицы изобилуют водой.

Древнейшим строительным материалом римлян был камень, причем первоначально постройки возводились без связующего раствора. Дома в Городе строились не из камня, а из глины или кирпича-сырца, такими они оставались до I в. до н.э., только тогда в Риме и в провинциальных городах начинают применять более надежный обожженный кирпич. На рубеже Республики и Империи богатые люди стали сооружать дома из камня, в том числе из мрамора. Бетон – разновидность раствора известняка с песком, римский бетон был материалом с использованием вулканических пород, которые дают эффект водонепроницаемости и крепости. Первоначально его использовали только для забутовки, но позднее появилась идея использовать его для крупного строительства. В конце войны с Ганнибалом римляне пригласили на помощь себе из Малой Азии Великую Матерь богов Рею Кибелу в 204 г., на Палатине ей был возведен храм, он первый был целиком построен из бетона. Почти одновременно, в начале II в. до н.э. на берегу Тибра были сооружены большие торговые склады для зерна, также с использованием бетона – т.н. «портик Эмилиев». Для более изящного облика бетонные конструкции поверх покрывались рваным камнем - техника opus incertum; другой техникой была облицовка бетона кирпичами в виде острых пирамидок, притом на поверхности оставались донца таких пирамидок, составляющие сетку – техника opus reticulatum (в этой технике построен Мавзолей Августа в Риме); но самой распространенной была облицовка бетона просто кирпичом – техника opus testaceum (в этой технике построен Пантеон в Риме, столичные водопроводы, последняя крупная стена Рима – стена Аврелиана).

Рим сильно перестраивался сначала Тарквиниями, потом после галльского пожара 390 г. до н.э., из-за чего он в то время напоминал большую разросшуюся деревню, не имел правильной планировки. С IV в. до н.э.– когда римляне завоевывали Италию, римляне начинают выводить колонии, которые возводятся уже как правильные города – например, Остия - порт в 25 км от Рима, основанный еще Анком Марцием. При строительстве нововыведенных колоний римляне применяли одну и ту же схему: две пересекающиеся улицы - Qardo и Decumanus (главная улица), образовывали крест, а на месте этого перекрестка устраивалась площадь, от нее весь город делился на правильные прямоугольники или квадраты. Еще в V в. до н.э. афиняне строили в Италии колонию Фурии, ее строил отец правильной планировки Гипподам, применявший планировку в виде правильных квадратов, сильно отличную от римской. Поэтому происхождение римской городской планировки до конца не ясно: происходит ли она от римского военного лагеря, или римляне заимствовали ее от этрусков (сохранились хорошо в плане планировке хорошо города Марцаботто и Боспина). В центре города располагался Форум – первоначально просто торговая площадь, которая, впрочем, со временем превратилась в парадное место, торговые лавки оттуда убирались, а вместо них там воздвигались статуи и портики, базилики, бани и театры. То же происходило с Римским Форумом, на нем стояли храм Сатурна – древнейший; первый полностью каменный храм Конкордии, построенный в 367 г.; поздний имперский храм Веспасиана, храм Табуляриев - после первой гражданской войны; арка Септимия Севера. Все древнейшие храмы в эпоху Империи были перестроены.

Цирки, театры и амфитеатры нужно различать. Цирк – самое крупное зрелищное сооружение, ипподром в виде эллипса, самый знаменитый римский цирк – Большой цирк, построенный между Палатином и Авентином в царскую эпоху, там было якобы от 140 до 300 тыс. зрителей (притом, что Колизей вмещал около 50 тыс. человек), с цирком связаны древнейшие священные игры, заимствованные у этрусков – бега колесниц и состязание кулачных бойцов, которым предшествовала сакральная процессия - помпа. Поскольку власти долгое время не желали давать простому народу много развлекаться и не работать, первоначально постоянные здания для зрелищ почти не строились. Театр – место также сакрального действа, где четыре раза в год от лица государства обязательно давались театральные представления в честь праздников – представления на Римских играх, Плебейских играх, на Мегализийских играх, на играх в честь Аполлона. Представления могли давать и частные лица, чтобы в благоговейно помянуть умерших родственников. В конце Республики стали сооружаться роскошные, но временные деревянные театры. Первый постоянный театр соорудил Помпей, впечатленный театром в Митилене на острове Лесбос, в 53-52 гг. он соорудил на Марсовом поле постоянный каменный театр. От него и еще трех построенных впоследствии регулярных театров остались фрагменты только театра Марцелла. Напротив зрительских мест римляне располагали многоярусную (в отличие от греков) скену, соединенную с рядами зрительских мест, орхестра у римлян была не круглой (как у греков), а полукруглой. Амфитеатр – два соединенных театра. В середине I в. до н.э. народный трибун Курион построил два соединенных вращающихся театра,  - большой разборный амфитеатр. Но самый известный – амфитеатр Флавиев, открытый в 80 г. н.э. – самый крупный и комфортный амфитеатр Римской империи. Его основная конструкция сооружена из бетона, как и подземные сооружения, как и зрительские места, благодаря бетону, он был сооружен в очень короткий срок. Амфитеатры предназначались для гладиаторских боев и травли зверей, - которые, кстати, сакральным действом не были, их давали на потеху гражданам императоры или магистраты. Существовали малые строения для декламационных выступлений или литературных сборищ – аудионы или аудитории, представлявшие полукруг зрительских мест, вписанных в квадратное строение, в Риме найдена такая аудитория Мецената.

Примерно с IV в. до н.э. – когда начали выводиться правильно спланированные колонии, в римской архитектуре появляются особняки (в данном случае «особняк» - не обязательно «богатый дом») – одноэтажные домусы. В центре дома находился большой зал - атриум, а в центре его бассейн – имплювиум, в который через отверстие в крыше проникала вода, рядом с бассейном находился маленький колодец, куда отводилась вода для повседневного использования. Рядом с ним стоял маленький мраморный столик – чисто декоративный. Входом в дом служил фаукес (вестибюль), против него находилось углубление, отгороженное занавеской или ширмой – кабинет хозяина, где стояло символическое супружеское ложе, и хранились домашние документы –таблинум. Справа спереди от таблинума находился коридор во внутренний двор – андрон. К атриуму справа и слева примыкали алы – крылья, где находились небольшие святилища, в которых хранились в домах знати маски великих предков, - ius imaginum, привилегия семейств, чьи члены занимали курульные должности. В атриуме иногда находились маленькие алтари с ларами и пенатами, иногда они помещались и на кухне. Атриум был престижным элементном домашнего устройства и даже считался атрибутом римского гражданства, его в том или ином виде стремились иметь даже бывшие вольноотпущенники. Справа и слева от входа иногда помещались небольшие камеры, где могли продаваться излишки деревенского хозяйства владельца дома. Коридор-андрон вел в перистильный садик - внутреннюю часть дома. На втором этаже – кенапуле, находились внутренние комнаты. Другим типом дома были двух или трехэтажные дома (или особенно много было в Остии), Цезарь разрешил строить в Риме дома с квартирами – инсулы, в шесть этажей, их много сохранилось в районе рынка Траяна и в Остии. Наиболее престижным жилищем, впрочем, оставались домусы, которые абсолютно преобладают в Риме и в наиболее хорошо сохранившемся провинциальном городе – Тимгаде в Северной Африке. На Палатине при Августе стало возводиться императорское жилище, поначалу весьма скромное. Первый настоящий дворец – дворец Тиберия, затем там строили роскошные дворцы Флавии, особенно Домициан, последний императорский дворец на Палатине был возведен при Северах.

У римлян не было собственных знаменитых скульпторов, основными мастерами, работавшими в Риме, были греки и этруски, а большая часть римской скульптуры была копиями греческих. С середины II в. до н.э особенно распространилась мода на заказ копий греческой скульптуры, огромный толчок этому увлечению стало разрушение Коринфа консулом Луцием Муммием, который вывез оттуда множество изящных скульптур и подарил их многим италийским городам. Знаменитейший памятник римского рельефа – колонна Траяна с изображением сцен из Дакийских войн, первоначально эти рельефы были раскрашены. Знамениты экспрессивные рельефы, изображающие захват Иерусалима, украшают арку Тита. Римляне, в отличие от греков, были привержены веризму («точности», вслед за этрусками) – им было интересно точное и выразительное изображение человеческого лица, с максимально возможным портретным сходством. Этому увлечению способствовал и знаменитый ius imaginum знатных курульных фамилий. В римском портрете с момента его появления и до Поздней Античности противоборствовали греческая тенденция к идеализации и этрусская традиция веризма. Эти факторы породили замечательный римский скульптурный портрет, который испытал пик дважды: в конце Республики и в период кризиса Империи – в III в. н.э., от которого дошли замечательные портреты императоров.

По помпейским фрескам восстанавливается эволюция римской живописи. Первый этап – просто раскрашивается красками штукатурка; в I в. до н.э. на стенах стали рисовать картины; потом с начала Империи и до конца династии Юлиев-Клавдиев входит в моду декоративный «плоский стиль», который напоминал узор ковра и должен был подчеркнуть плоскость стены. Последний из четырех стилей – перегруженные картинные композиции, с множеством архитектурных деталей, - т.н. «имперский стиль».

Литература:

По литературе:

1. Двухтомник Соболевского, Грабарь-Пассек и Пиотровского «История римской литературы».

2. В.И. Модестов «Лекции по истории римской литературы».

3. М. фон Альбрехт «История римской литературы» в 3-х томах. Переведена на русский язык.

По религии:

1. Ф.Ф. Зелинский «История античных религий» - IV том и V том 1 и 2 часть – религия Республики.

2. Ф. Кюмон «Восточные религии в римском язычестве» - религия Империи. В 2017 г. переиздан.

3. Ф. Кюмон «Мистерии Митры». Переиздан в 2018 г.

4. Н.Н. Сборник XVI Сергеевских чтений в 2016 г. О культе императоров в Поздней империи. Она же в Сретенском сборнике.

 

 

Зачет по материалам лекций, особенное внимание к литературе архаического периода, важно знать, что там было, а что дошло до нас. Из литературы «золотого века» лирическая поэзия, эпос и сатира (последняя с начала до конца). Ответ будет без подготовки. Плюс одна комедия Плавта или Теренция.


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 114; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!