Римская религия эпохи Империи. Восточные культы



В эпоху Империи на западе сохранялись местные туземные боги, разве что несколько романизированные. Популярность главных собственно римских богов падала – это видно по количеству посвятительных надписей. Юпитер, Юнона, Марс теряют престиж, а на первое место выступают боги, связанные с домом и усадьбой, на первое место из старых языческих римских богов выходит Фавн-Сильван – люди все больше уходят в частную жизнь. Особенное значение в простом народе приобретает древний культ Геркулеса-Геракла, Геркулес становится богом-труженником, покровителем простых людей. Римские боги имели тенденцию поглощать других богов, не просто приращивая их функции, но вообще замещая их, превращаясь во всебогов. В Империи Юпитер перестал быть всебогом, а такое качество приобрела Фортуна – Фортуна Патейя, многоименным всебогом выступал Сильван-Фавн и фаллическое божество плодородия Приап.

В эпоху Империи начинается интенсивный натиск на западную часть империи восточных культов и богов (у Лукиана в «Диалогах» сценка, где старые олимпийские боги жалуются на «конкуренцию» восточных божеств). В эпоху Республики всего один раз официально в римский пантеон было принято восточное божество. В 204 г. в конце войны с Ганнибалом, когда он еще находился в Италии, римляне решили попросить помощи малоазийской Реи-Кибелы, великой Матери богов. Из фригийского города Песинунта в Рим доставили ее Черный камень, принял его самый добродетельный римский юноша Сципион Назика, двоюродный брат Сципиона Африканского. Ее камень поместили на Капитолии, а потом там ей построили храм и установили в ее честь Мегализийские игры. Вместе с Кибелой почитался ее возлюбленный Атис, то ли погибший, то ли оскопивший себя. Жрецами их культа были галлы из Малой Азии, этот культ носил нетрадиционно распущенный характер, во время праздников Атиса жрецы бичевали себя, некоторые себя оскопляли и впадали в экстаз.В эпоху Империи приобрел большую популярность также обряд тавроболии: кровь приносимого в жертву быка через отверстие в столе низливалась на человека или людей внизу, которые тем самым очищались от дурного.

Особенное распространение возымели египетские, сирийские и персидские боги. Из Египта пришел культ Исиды и Сераписа – искусственного божества, которого создали специально афинский жрец Тимофей и египетский жрец Манефон в начале эллинизма, по указанию Птолемея Сотера, соединив образы Осириса и Диониса. Притом Исида, как и Серапис, имели тенденцию обратиться во всебогов (у Апулея в «Золотом осле» молодой человек снова возвращается в человеческое обличье, приобщившись к таинствам Исиды). В греческих городах со II в. до н.э. появляются храмы Исиды, в Риме египетский культ официально признан не был, его считали иностранным и подозрительным, часто запрещали. Особенно сильными гонения на этот культ были при Августе и Тиберии, но он прочно держался на частных сообществах, которые строили храмы и жертвенники. Он прельщал римлян проникновенными молитвами, своей таинственностью, регулярными тайными службами, внутри него возникла идея рая, блаженной жизни после смерти – но под землей (Елисейские поля, где обитают души блаженных). С Калигулы римские власти до конца IV в. хорошо относились к Исиде, хотя официально ее культ в римский пантеон, в отличие от Великой Матери, так и не вошел.

Сирийская богиня Атаргатис проникла на Сицилию во II в. до н.э. через завезенных туда сирийских рабов (главная движущая сила рабских восстаний на Сицилии). Она имела изуверский неприличный культ, при котором перед публикой владычице воздавались почести, проливая свою кровь, как и служители Великой Матери. Ее культ был популярен среди простого народа и среди развращенных людей, ему был привержен Нерон. Сирийский Баал в греко-римских городах был отождествлен с Юпитером или с Солнцем – отсюда, например, Юпитер из города Долихен, Юпитер из Дамаска. Но еще важнее были Баалы, сопряженные с Солнцем. Особенную силу они набрали при ливийской династии Северов (супруга Септимия Севера была сириянкой), при императоре Элагабале в Риме был внедрен культ солнечного Балла Эдессы, его жрецом и почитателем был сам негодный император Элагабал. При Аврелиане верх взял сирийский Баал из Пальмиры, был официально введен культ Солнца – Sol Invictus (не «непобедимый», а «бессмертный» (!)), его культ носил уже вавилонский халдейский характер и тоже имел идею о блаженной загробной жизни и идею рая, который помещался уже на небе. Когда эти идеи с Востока проникли на Запад, простые люди здесь стали больше интересоваться проблемами загробной жизни и считать себя достойными посмертного апофеоза – слияния с божеством в небесном раю.

В Поздней Империи, как считается, существовал культ обожествленного при жизни императоров, Е.М. Штаерман считала, что после Северов императоров стали обожествлять еще при жизни. НН этим тоже занималась, ее выводы: с Августа при жизни императоры - обычные люди, но после смерти проводится обряд их консекрации – вторых похорон статуи императора, во время которых в небо выпускался орел, символизировавший воспарение души на небо и ее обожествление. Император после этого именовался divus – «божественный», но не «бог» («deus»). Надписи жреческих коллегий показывают, что в середине III в. почитались гении правящих императоров, и после смерти они сами почитали в ранге divus. Некоторые императоры-злодеи, например, Нерон и Домициан, были лишены сенатом обрядом консекрации. В Позднюю империю императоры напрямую назывались термином deus, creator mundi, у них были свои храмы и жреческие коллегии, они носили солнечные короны. Но немецкий исследователь Геше показала в своей статье, что древние различали «обожествление» - равнобожеские почести, и прямое «обоготворение» - при котором человека действительно признавали богом. При обожествлении человеку могли строить храмы, учреждать в его честь коллегии и проводить игры, но фактически человек не обоготворялся, не считался непосредственно богом. Так например, было со многими римскими наместниками на Востоке – им воздавались все эти почести, но они совершенно точно богами не были, и не могли быть. Кроме того, для поздних императоров также проводился обряд консекрации, следовательно, при жизни богами они не считались, а были лишь «обожествленными».

В Персии почитался верховный бог Ахурамазда (Ормузд). Его противоположностью был темный подземный бог Ариман, их борьба, по персидской теологии, должна была закончиться победой добра. В этой войне Ахурамазды на его стороне стояли семь его эманаций и добрые языческие боги, в том числе бог света, правды и чистоты – Митра. Культ Митры разносился по Средиземноморью благодаря персидским землячествам в странах Востока. Уже в начале Империи в моду входит почитание не только иудаизма, но и Митры как бога солдат, бога моряков и пиратов. Первое проникновение Митры происходит во время войны Помпея со средиземноморскими пиратами. На рубеже I-II вв. н.э., со времен Траяна появляются митреумы – подземные пещеры, в которых служат Митре. Мода на митраизм распространяется все больше, ему следуют практически все императоры и весь двор при династии Северов. При Аврелиане культ Митры соединяется с культом Sol Invictus, его в таком качестве почитал Диоклетиан. Митра в III-IV вв. был главным соперником христианства: у митраистов также существовало представление о небесном рае, однако они добавили еще идею о космическом конце Света, согласно которой, все люди пройдут через расплавленные горы, притом злые сгорят, а добрые будут жить вечно и в телесном обличье. Как в начале мира Митра принес в жертву быка, так и в конце мира он принесет в жертву быка, и его кровью, смешанной с водой и хлебом «причастятся» добрые люди – это очень похожий обряд на христианское причастие.

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 247; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!