Глава II . Мир-система как основа неомарскистского подхода к вопросу глобализации



 

Концепция мир-системы. Подходы И. Валлерстайна и А. Г. Франка

 

Ко времени создания мир-системного анализа основными подходами к интерпретации истории были марксистская теория формации и концепция локальных цивилизаций. Ни один из этих подходов не давал полного и комплексного анализа человеческой общности в истории. Изучение общности без отрыва его от исторического контекста и влияния остальных общностей и было подхвачено мир-системщиками. Л. Е. Гринин наилучшим и наиболее важным уровнем анализа для понимания социальных изменений видит мир-систему в целом, а не государства в их историческом исследовании[27]. Мир-системный подход рассматривает мир не как сумму параллельно развивающихся стран, а как единую систему, где есть мировые «верхи» и мировые «низы», государства-эксплуататоры и государства-эксплуатируемые.

Главной неомарксистской концепцией объяснения процессов глобализации является мир-системная теория, предложенная ещё Ф. Броделем в виде «мир-экономики»[28].

В понимании Ф. Броделя существовала связывающая всё «мир-экономика», в которой существовал так называемый «центр», выкачивающий ресурсы из менее развитых «полупериферии» и «периферии». «Полупериферия», более близкая по своему развитию к «центру», оспаривает господство над «капиталистической мир-экономикой» у «центра», также имея возможность эксплуатировать отсталую и обширную «периферию». Основными факторами определения элементов системы Ф. Бродель выделял торговлю и отношения экономической эксплуатации между элементами, отчего эта система и осталась лишь «мир-экономикой».

Д. С. Хаустов полагает, что обычно в ядре доминирует одно государство[29]. В XIV веке в мировой торговле господствовали североитальянские города-государства. Голландия лидировала в XVII веке, в 1560 году ядро мировой системы располагалось в Западной Европе, Англия после 1750 года, а Соединенные Штаты после 1900 г. Северо-итальянские города-государства, которые были до этого самыми могущественными, присоединились к полупериферии. Северо-Восточная Европа и Латинская Америка составляли периферию. Многие общества до недавнего времени находились вне периферии. Они долго не могли присоединиться к мировой капиталистической экономике, производя и потребляя свои же продукты, т. е. занимаясь натуральным хозяйством. Сегодня таких стран фактически нет. Страны бывшего советского блока отнесены к странам «второго мира». Долгое время они были отгорожены от мировой капиталистической системы. Сейчас их зачисляют к периферии или полупериферии.

Лишь впоследствии, в 1970-х годах, мир-экономика Ф. Броделя была дополнена И. Валлерстайном, став мир-системным анализом.

И. Валлерстайн рассматривал две социальные системы: мини-системы и мир-системы. Мини-системы представляли из себя автономную общность, с чётким разделением труда и своей собственной культурой, которые со временем были вытеснены мир-системами.

Мир-система – это самодостаточная социальная система, имеющая границы, структуру, правила легитимации и согласованность[30].

Первым понятием в мир-системе стали мир-империи, основанные на данническом способе производства, особенностью которого является политическое единство экономики, которая может существовать в том числе при политической раздробленности.

Но главным понятием мир-системы стала мир-экономика – система международных связей, основанная на торговле. История рассматривается их как развитие различных региональных мир-систем (мир-экономик и мир‑империй), которые долгое время конкурировали друг с другом, пока европейская (капиталистическая) мир-экономика не стала абсолютно доминирующей, освободив экономику из-под диктата политической власти. С победой мир-экономики начинается новый способ производства, называющийся капиталистическим, а сама система начинает именоваться современной капиталистической мир-экономикой.

Её возникновение И. Валлерстайн относит к XVI веку, концепция мир-экономики базируется на глобальном разделении труда путём деления мира на ядро, периферию и полупериферию, основой взаимодействия между которыми являются отношения, формируемые по принципу доминирующего способа связи: конкуренции, кооперации, эксплуатации[31]. Идеологическим основанием капиталистической мир-системы является либерализм, то есть коллективное представление о том, что нация, свободная в политическом смысле, сумев избрать наиболее эффективный экономический путь может стать центром мир-системы[32].

И. Валлерстайн главным элементом мир-системы считает страны ядра, состоящие из стран с развитой экономикой, таких как страны Западной Европы, США и Японии. Полупериферию образуют страны с развивающейся экономикой (куда входят Россия, Китай, Индия, страны Восточной Европы и страны бывшего соцлагеря), а периферию образуют бедные и отсталые страны Африки, Средней Азии, Латинской Америки[33]

В соответствии с элементами капиталистической мир-системе существуют и разные формы капитализма. Н. Е. Осипов, следуя классической марксистской теории об эксплуататорском характере капиталистического способа производства, особенно в его империалистической стадии, эксплуататорская по отношению к странам периферии экономика стран ядра объясняется приходом неоколониализма на смену колониализма. Периферийный же капитализм не является стадией на пути к капиталу ядра, а лишь тупиковое дополнение к нему, сырьевой придаток к высокотехнологичному производству[34].

Развитие периферии диктуется из центров в своих интересах. Капитал на периферии – это не капитал и наёмный труд как в «ядре». Это капитал и плантационное рабство, капитал и крепостничество, как в эпоху зарождения капитализма в Америке и Восточной Европе; Г. А. Завалько добавляет капитал и сплав разнообразных докапиталистических отношений, как во всех периферийных странах до сих пор[35].

По мнению И. Валлерстайна, сложившаяся мир-системная зависимость дает возможность странам ядра эксплуатировать слаборазвитые страны, которые время от времени поднимают восстания против «ядра». В XX в. крупнейшим таким восстанием была Октябрьская революция в России, закончившаяся, в конечном счете, поражением глобальной периферии. Мир‑системная теория подчеркивает исторический характер мирового неравенства и зависимости, тем самым намекая на высокую вероятность сохранения данной системы межгосударственных отношений в будущем.

И. Валлерстайн пишет, что капитализм возник первоначально в качестве мировой системы и лишь затем сложились национальные капиталистические экономики и, соответственно, государства. Его суждения основаны на дуальном принципе: национальное – интернациональное, которое является основанием современной модели капиталистической мир-системы. Другое дело, что экономический мир капитализма первоначально охватывал не всю планету, следовательно, интернациональные институты были слабо развиты. Тем не менее, даже с их развитием он стал по-настоящему всеобщим лишь дважды – в эпоху империализма (между 1870 и 1914 годами) и в эпоху глобализации (после краха СССР в 1991 году). В перерыве между этими двумя эпохами существовал советский блок («коммунистическая система», говоря языком либеральных историков). Национальное государство, в современном смысле, является продуктом развития капитализма, а не его предшественником, включаясь в мир-систему в качестве его элемента. Так было со странами периферии после эпохи колониализма.

Оппонентом И. Валлерстайна выступает А. Г. Франк, предлагающий иную концепцию мир-системы, которую некоторые исследователи, такие как Ю. В. Маркина признают более ценной[36]. В отличие от И. Валлерстайна А. Г. Франк считал, что Мир-Система существует только одна, зародившись за несколько тысяч лет до «долгого шестнадцатого века». Мир-Система не была статична, всегда пребывая в процессе трансформации, то расширяясь, охватывая новые цивилизации, то сжимаясь. Этот цикл продолжался до тех пор, пока, в какой-то момент, Мир-Система не охватила собой все цивилизации. Со временем она структурно трансформировалась и её центр менялся: сперва он был на Ближнем Востоке, затем в Западной Европе, в середине XX века он переместился в Северную Америку, сейчас же центр вновь смещается на Восток.

Отечественная школа мир-системы представлена довольно слабо, поскольку интерес к левым идеям в России и странах СНГ в целом угас. Концепцией Мир-Системы пользуется Б. Ю. Кагарлицкий, трактуя её как «мировой буржуазный способ ведения хозяйства», где страны центра полностью освоили этот способ, а страны периферии либо утратили способность к такому типу хозяйства, либо ещё не могут его достичь. Другими исследователями мир-системщиками являются А. В. Коротаев и Л. Е. Гринин, которые уделяют большое внимание развитию мир-системной теории не только с гуманитарных позиций, но также использует математические методы, в целом придерживаются теории А. Г. Франка[37]. На позиции И. Валлерстайна стоит Н. Н. Крадин, рассматривая историю человечества как совокупность и взаимодействие мир-империй, а первой мир-системой он считал Золотую Орду Чингисхана[38], которая замкнула на себе цепь международной торговли всех крупных регионов существовавшего ядра.

В целом на сегодняшний момент мир-системный анализ представлен лишь концепциями И. Валлерстайна и А. Г. Франка, которых и придерживаются остальные исследователи. Большая часть крупных зарубежных исследователей, таких как Ф. Бродель, С. Амир, Дж. Арриги и Т. дус Сантус придерживаются концепции И. Валлерстайна, что, впрочем, понятно, поскольку они вместе её и разрабатывали. Большая часть исследователей из СНГ региона также придерживаются его концепции. А. Г. Франк же менее известен постольку, поскольку его концепция появилась ввиду расхождений с концепцией И. Валлерстайна, являясь переосмыслением его идей с более логичным подходом и куда более широкими историческими рамками[39].

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 138; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!