Споры вокруг глобализации и антиглобализм



Содержание

Введение 3

Глава I. Понятие и сущность глобализации в работах исследователей 5

1.1. Взгляд исследователей на глобализацию 5

1.2. Споры вокруг глобализации и антиглобализм 10

Глава II. Мир-система как основа неомарскистского подхода к вопросу глобализации 15

2.1. Концепция мир-системы. Подходы И. Валлерстайна и А. Г. Франка 15

2.2. Взгляд на глобализацию с позиции исследователей мир-системы 21

Заключение 25

Список литературы 27

 


Введение

 

Актуальность. Термин глобализация впервые употребил в 1983 году Теодор Левитт для обозначения феномена слияния рынков товаров, производимых отдельными корпорациями. Вплоть до 1987 г. в базе данных Библиотеки конгресса США (Вашингтон) не было книг, в названии которых использовалось бы слово глобализация. С началом 90-х гг. XX в. количество книг и статей, посвященных глобализации, стало стремительно увеличиваться. Термин получил широкое распространение и наполнился широким набором значений.

Глобализация, в той или иной степени, затрагивает огромную массу людей, порождая множество непрекращающихся дискуссий. Решение вопроса об истинной сути глобализации способно предопределить мировые тенденции развития современного общества, которое либо примет глобализацию как единственный путь к бесконфликтному единому человечеству, где каждый народ тесно связан с другими, либо отринет этот путь, посчитав его саморазрушительным. Эти два варианта нашли своё выражение в движении «глобалистов» и «антиглобалистов», между которыми и разгораются основные дискуссии на тему этого феномена.

Степень изученности. На тему глобализационного дискурса написано много работ, как в отечественной литературе, так и за рубежом. Куда меньше литературы посвящено глобализации как объекту неомарксистского дискурса, поскольку основной период развития неомарксизма пришёлся на середину XX века, в то время как глобализация, как термин, появилась позже. В результате из трёх основных теории неомарксизма (критическая теория, теория взаимной зависимости и теория мир-системного анализа) лишь мир-системная теория, концепция которой была впервые предложена в 70-х годах Ф. Броделем и доработана в 80-х И. Валлерстайном, С. Амином и А. Г. Франком, и построенная на базе остальных двух, включив в себя некоторые их положения, может использоваться (и используются современным научным сообществом) для описания процессов глобализации с неомарксистских позиций. В отечественной научной среде с точки зрения мир-системы глобализацию начали рассматривать лишь с 90-х годов и, в основном, это были лишь переводы статей западных авторов, но также имелись и статьи Г. А. Завалько. Лишь к середине 2000-х годов отечественные авторы, такие как Л. Е. Гринин, А. В. Коротаев, Н. Н. Крадин и некоторые другие стали активно использовать мир-системный анализ для описания глобализации. К сожалению, мир‑системная теория всё ещё является малоизученной в отечественной литературе и почти отсутствуют переводы статей и монографий зарубежных авторов.

Цель. Рассмотреть процесс глобализации в контексте неомарксистской теории мир-системного анализа.

Задачи:

- Рассмотреть взгляды исследователей на феномен глобализации;

- Раскрыть основные противоречия и споры вокруг глобализации;

- Провести анализ концепции мир-системы со стороны авторов;

- Описать глобализацию с позиции исследователей мир-системы.

Объект исследования. Происходящие в мире процессы глобализации и интеграции

Предмет исследования. Неомарксистское понимание процессов глобализации.

Методы исследования. Анализ научных статей, сравнительный метод и метод описания.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав по два параграфа, заключения и списка использованной литературы.


 

Глава I . Понятие и сущность глобализации в работах исследователей

 

Взгляд исследователей на глобализацию

 

На современном этапе развития общества происходит глубинная трансформация уклада жизни человечества. Фундаментальные изменения в экономике, культуре, отношения к безопасности, научно-технический прогресс и создание общемирового информационного пространства ведут к формированию нового глобального общества. Основной тенденцией данной трансформации является стремление к становлению общемировых систем, в первую очередь, в экономике и политико-правовой сфере, а также в культуре, технологиях и других областях человеческой жизнедеятельности. Такая тенденция получила название «глобализация».

Ряд исследователей, таких как Е. В. Тимченко, считают, что глобализация не является чем-то новым в истории человечества, процессы глобализации сопровождали все общества на протяжении их развития[1]. Исторический процесс глобализации являет собой чередование качественных скачков и откатов, представляющих собой формирование глобальной системы, которая с каждым новым циклом становится всё более всеобъемлющей, и последующего её распада.

В научной среде ведутся дискуссии касательно того, какие периоды можно считать за периоды глобализации, а какие к таковым не относятся. С.С. Чистякова предполагает, что глобализация берёт свои истоки от времён Римской империи[2]. Римская империя в своё время подчинила себе огромные территории и включала в себя 20% населения планеты. После распада Римская империя дала начало новой глобальной европейской средневековой культуре, в большей части основанной на осколках Рима.

И. С. Хорин полагает, что глобализация появилась только с началом развития капитала, то есть, с эпохи Великих географических открытий, когда началась активная интернационализация капитала, а Ост-Индские торговые компании, охватившие весь земной шар, стали предтечами транснациональных корпораций.

По мнению А. А. Громыко глобализация исключительно современное явление, зародившееся с середины или конца XX века, как результат однополярного мира[3].

А. В. Золин считает, что глобализация отличается от исторических интеграционных процессов, происходивших в странах, своими масштабами и некоторыми особенностями. Помимо перерастания национального капитала государственных границ и образования надгосударственных корпоративных объединений, он говорит о взаимном сближении стран в решении общих глобальных задач, а также совместная организация взаимосвязанного и взаимозависимого функционирования регионов и стран[4].

Несмотря на то, что феномен глобализации насчитывает уже минимум полвека и его изучению посвящено множество разнообразных по своей глубине исследований, философских, экономических, культурно‑исторических и других работ, глобализация остаётся одним из самых запутанных и наименее прояснённых процессов современности. Попытки объяснить эти процессы велись ещё до популяризации самого слова «глобализация», но на данном этапе развития современного общества ответ на вопрос о сути глобализации становится решающим для дальнейшего развития человечества. Принятие или непринятие глобализации, дискуссии о путях развития, выявление объективности или субъективности процесса глобализации – ответы на эти вопросы, несомненно, изменят вектор развития человеческого общества.

Причина трудностей в раскрытии сути этого процесса И. И. Арсентьева видит в многогранности и сложности глобализации, которая не является чем-то вполне конкретным и определённым, а представляет собой изменяющиеся процессы становления новой реальности во всём её многообразии аспектов[5].

Многообразие определений глобализации приводит к тому, что научное исследование проводится специалистами в своих областях знаний и не даёт наиболее полного и глубокого понимания всей сути этого феномена, отвечая лишь на конкретные цели исследований, постановка которых зависит от контекста[6].

А. Н. Чумаков считает, что специалисты, будь то культурологи, социологи, политологи, экономисты, правоведы, религиозные деятели и другие, будут рассматривать глобализацию с точки зрения своей специальности, впоследствии определяя её через сферу своей деятельности, не затрагивая остальные[7].

Возникает закономерный вопрос: можно ли дать определение глобализации с точки зрения всех дисциплин для формирования её совокупного образа? А. В. Золин считает это возможным, но выражает опасение, что тогда потеряется сущность глобализации, которая скроется в бесконечных контекстах различных дисциплин[8].

Тем не менее, попытки дать полное определение глобализации предпринимаются. Довольно полным видится определения Л. М. Карапетяна: «глобализация является объективным процессом установления экономических, научно-технических, социально-политических, культурных и иных отношений между странами и практическая деятельность государств и их лидеров и других субъектов по организации взаимосвязанного и взаимозависимого функционирования регионов и континентов стран мирового сообщества»[9]. В таком наиболее нейтральном варианте взаимосвязь и взаимозависимость между странами и регионами предполагает смягчить кризисность, конфликтность и конфронтацию во взаимоотношениях между отличными друг от друга, прежде всего экономически и политически, странами, а также выработать решения глобальных кризисов современности, обеспечив комфортное и более качественное сосуществование государств. Недостатком данного определения можно посчитать построение идеальной модели, на которую не влияет характер и интерпретация этого явления.

Ввиду своей сложности и многозначности, в понимании глобализации всегда остаётся место субъективности. Каждый трактует происходящее через призму личных убеждений, а так как процессы глобализации, так или иначе, затрагивают большинство людей, то и понимание этих процессов складывается абсолютно разное. Это порождает множество дискуссий и конфликтов в попытке либо объяснить суть глобализации со своей позиции, либо переубедить противника в ошибочности их восприятия данного явления.

Одним из серьёзных вопросов является вопрос объективности глобализации как исторического процесса. В этой связи примечательна дискуссия И. А. Гобозова и А. Н. Чумакова, в которой первый доказывает субъективность процесса глобализации, а значит управляемость наиболее влиятельными силами мира, а второй ему оппонирует, приводя аргументы в пользу объективности глобализации.

И. А. Гобозов считает, что процессы, происходящие в прошлом, не имеют прямого отношения к глобализации, являясь процессом интернационализации, построенной на взаимном сотрудничестве государств без подавления одного другим[10]. Социальный мир при интернационализации представлял собой «единство в многообразии и многообразие в единстве». Глобализация же начинается после распада СССР благодаря универсализации либеральной демократии, иными словами полной вестернизации под эгидой США. Именно доминирование культуры Запада И. А. Гобозов считает за глобализацию, а если у глобализации есть источник, значит, она является субъективным процессом. По воле Запада глобализация может перестать существовать, либо, постепенно, охватить весь мир[11].

При объективно-историческом истолкованием природы глобализации, на котором стоит А. Н. Чумаков, глобализация рассматривается неотрывно от исторического развития государств, и уже в этом контексте рассматриваются цели, интересы, поступки и деятельность людей и государств. Таким образом, тезис о процессе интернационализации, как самостоятельном от процесса глобализации, является ошибочным. Глобализация не появилась «вдруг» и не была навязана миру определёнными игроками мировой арены, являясь естественным процессом развития интернационализированных государств[12].

Даже такой пример иллюстрирует различные трактовки глобализации лишь по одному из её аспектов. Именно то, о чём писал А. Н. Чумаков, когда говорил о восприятии глобализации с определённой точки зрения, и приводит не просто к спорам вокруг неё, но и делению на тех, кто видит в глобализации верный путь для всеобщего развития и тех, кто этот путь не приемлет абсолютно.

 

Споры вокруг глобализации и антиглобализм

 

Такой малоизученный и мало объяснённый феномен порождает различное, порой диаметрально противоположное, отношение к нему, рано или поздно приводя либо в стан «глобалистов», либо их противников, «антиглобалистов». Глобалисты понимают глобальное общество как интегрированное сообщество на основе интеграционных процессов в области экономики, политики, идеологии, культур и иных сферах. Антиглобалисты понимают глобальное сообщество как образование «качественно новой цивилизации», нового социального феномена в качестве общества второго, более высокого уровня по отношению к существующим странам. «Надстройка» для мирового сообщества, использующая всё остальное человечество как зону своего обитания, как базис своего существования, последовательного отстранения от всех местных интересов норм и традиций[13].

Б. В. Макогон считает глобализацию благом для цивилизации, единственным верным путём развития, неизбежностью, тем, что приведёт человечество к светлому будущему путём невиданного скачка развития технологий и верховенству международного права[14]. Их оппоненты, настроены куда более скептически, приводя не один десяток аргументов против глобализации и её пагубном влиянии в каждом затрагиваемом ей аспекте. В. П. Семьянинов том числе подвергает сомнению возможность создания единого человечества из-за обострения борьбы за ресурсы на фоне интеллектуальной деградации[15]. Обе позиции сильны и имеют право на жизнь, поскольку глобализация сама снабжает исследователей и сторонников своими противоречиями.

Дискуссии затрагивают различные сферы жизни обществ: культуру, экономику, социальную, политическую и иные. То, что глобализация является всеобъемлющей и проникает во все сферы не оспаривается в научных кругах, наоборот, влияние глобализации стараются разглядеть везде и во всём. Но если одни стараются углядеть в этом те же процессы взаимной интеграции, то другие видят в ней унификацию и вестернизацию всего, чего может коснуться процесс глобализации.

Среди противников глобализации существует позиция, согласно которой глобализация не является объективно протекающим процессом, результатом эволюции мировой системы, а является субъективно навязанным феноменом. Согласно данной позиции, глобализация является инструментом установления гегемонии США и Западной Европы в мире. Е. В. Пензина рассматривает глобализацию как процесс объединения мира на общей основе, которой выступает западная культура, как американская, так и европейская, что является «вестернизацией» мировой культуры на фоне глобализации[16]. Глобализация выступает не процессом взаимной интеграции, а поглощения слабого сильным. А. Б. Этуев предлагает другую концепцию глобализации культур суть которой в образовании единой мировой культуры или даже слияния в обозримом будущем этносов (наций и народов) в некий планетарный суперэтнос или «мегаобщества», «мегакультуры»[17]. Е. Н. Старцев же считает, что современные процессы наиболее подходяще раскрывает глокализация, согласно теории которой интегрируя экономику этнос сохраняет свою культурную самобытность, а не исчезает под влиянием доминирующей культуры[18].

С. А. Воронин считает, что глобализм антигосударственен по своей природе, поскольку национальные границы и суверенитеты мешают свободному извлечению капиталов и ресурсов[19]. Глобализация направлена на формирование людей мира – космополитов. Такие люди не признают государственные образования, суверенитеты, патриотизм и национальную идентичность[20].

Цивилизованная экспансия западного мира во главе с США для многих стран, не входящих в «золотой миллиард», и особенно исламского мира, с точки зрения восприятия ситуации, в определённой мере стала аналогом цивилизационного терроризма как отстаивание своих национально‑культурных приоритетов. Глобализация приобретает характер конкуренции между цивилизациями, поскольку нецивилизованные народы тоже вошли в эту орбиту, приняв вызов времени ускоренным внедрением технологической модернизации[21].

Другими исследователями говорится о том, что тенденции установления гегемонии одной цивилизации «споткнулись» о новые центры силы, противостоящие им. С одной стороны, глобализация продолжается, но национально-патриотические силы в совокупности с национальным капиталом крупных и самостоятельных игроков на мировой политической арене продолжают сопротивляться.

К. М. Оганян квалифицирует глобализацию как «стремление человечества к глобальному единству», а саму глобализацию «нельзя отождествлять не только с интеграцией, но и с модернизацией»[22].

По мнению И. Валлерстайна, современное состояние слаборазвитых стран является последствием их вовлечения в мир-экономику в качестве периферийных, сырьевых зон, и ошибочно принимать его за ранние стадии в переходе к индустриализации[23].

Европейцы выступали движущей силой глобализации, её субъектом, народы мировой периферии – её объектом. Основной поток технологий, товаров, финансовых ресурсов и людей двигался из Европы в направлении колоний. Такая глобализация была воплощением вестернизации – процесса распространения западных общественных практик, хозяйственных и политических форм на остальной мир. Вестернизация решала задачу построения «европейского» мира[24].

И. Валлерстайн настаивает на том, что термин «глобализация» «… является в действительности гигантской лжеинтерпретацией современной реальности – обманом, к навязанным нам властными группами и, даже хуже, обманом, который мы сами себе навязали, зачастую от отчаяния»[25]. Он разграничивает два варианта интеграции: в прошлом это империи, как тип гиперлокального сообщества, сегодня – мир-система капитализма. Также И. Валлерстайн приходит к предположению, согласно которому мир-система капитализма в наши дни не глобализует мир, а находится в неравновесном состоянии, определить которое сегодня однозначно невозможно. На его взгляд «рассмотрение глобализации как явления, характеризующего современный мир, ошибочно»[26].

На сегодняшний момент, несмотря на активное изучение глобализации, за прошедшие двадцать лет исследователи так и не смогли выработать однозначную и объективную трактовку данному феномену, дискутируя о различном проявлении глобализации в современном мире. Большая доля отечественных исследователей, таких как В. Л. Иноземцев, С. А. Воронин, Е. В. Пензина, считают, что глобализация не несёт в себе позитивных черт для большинства стран, ставя их на службу странам-гегемонам. В ответ им можно услышать, как умеренную позицию, какую излагают А. Н. Чумаков или А. Б. Этуев, что от глобализации никуда не деться, так и абсолютно противоположную, которую представляет, например, Б. В. Макогон, что мировая глобализация приведёт мир в порядок и именно глобализованное общество сможет, в конце концов, решить глобальные проблемы человечества.


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 237; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!