Символика цвета в египетском декоративно-прикладном искусстве



С развитием техник и мастерства ремесленников декоративно-прикладное искусство египтян становится всё более многоцветным. Появляются новые красители для тканей, цвета эмалей, стекла, стекловидных паст. Ювелиры работают с различными металлами и драгоценными камнями.

Как неоднократно упоминалось, египтяне в своей жизни придавали особое значение знакам и символам. Символическое значение придавалось не только объектам природы, но и цветам. Использование в художественной практике символизации цвета позволило египтянам передавать глубинные смыслы посредством специально подобранного материала и цвета. Среди цветовой палитры в Древнем Египте наиболее устойчивыми значениями обладали следующие цвета: белый, синий, желтый (золотой), зеленый, черный и красный [Лазутина, 2015].

Белый символизировал обновление и чистоту. Его получали путём растирания мела и гипса. Чёрный цвет ассоциировался со смертью и возрождением. Чёрную краску изготовляли из угля и сажи. Эти цвета использовали для оформления сакральных предметов – ритуальных сосудов, саркофагов, каноп.

Зелёный цвет получали из растертого малахита или меди. Он считался символом Осириса. Он воспринимался как символ урожая; благополучия и процветания воскресения и плодородия.

Золотой и жёлтый ассоциировались с солнцем. Это цвет бога солнца Амон-Ра, символ жизни, света и богатства. Золото – атрибут фараонов и принадлежащих им ритуальных предметов.

Голубой и синий цвета получали из смеси оксида меди с оксидом железа, или же из растертого лазурита или бирюзы. Эти цвета ассоциировались с небом и водой, символизировали жизнь и возрождение. Голубого цвета были перья у священной птицы Бену. Неслучайно лазурный и голубой цвета так часто встречаются в фаянсовых изделиях,

 

 

Декоративно-прикладное искусство древних египтян

Камень: палетки и сосуды

Камень имеет преобладающее значение в египетском искусстве. Помимо архитектуры, он использовался в архитектурном декоре и таких произведениях декоративно-прикладного искусства, как палетки и каменные сосуды.

Говоря об искусстве и ремесле Древнего Египта Другой важно упомянуть такую важную для истории искусства группу памятников, как палетки. Древнеегипетские палетки – тонкие и плоские пластины, которые служили для растирания и смешивания красок, применявшихся во время культовых обрядов. В качестве красителей использовали малахит, лазурит, оксиды меди, гипс – остатки этих веществ обнаруживают на палетках. Наиболее ранние из палеток имеют простую геометрическую форму: овалы, ромбы и прямоугольники.

В Додинастический период палеткам придавали также форму животных: гиппопотамов, страусов, черепах, рыб (см. рис. 8). В этом нашли отражение пережитки древних охотничьих обрядов и культ великого Нила. Резной декор мог быть разбросанным по поверхности или располагаться симметрично: оба варианта композиции мы видим на палетке «Двух собак» (см. рис. 9).

Рис. 8.  Каменные палетки Додинастического периода

Рис. 9. Палетка Двух собак, 3300–3100 гг. до н.э.

В более поздние периоды палетки стали делать овальными и большими, поверхность их украшать рельефами. Рельефы продолжали носить магический характер и часто рассказывали о конкретных событиях. Например, палетка Нармера сделана в виде победной стелы и повествует о триумфальной победе Верхнего Египта над Нижним (см. рис. 10).

Рис. 10. Палетка Нармера, ок. 3200-3000 гг до н. э., Каирский египетский музей

Сосуды из камня появляются уже в неолитическую эру. Для них использовали такие материалы, как базальт, алебастр, известняк – Аравийская пустыня была богата на разные породы камня.

Ещё до изобретения гончарного круга египтяне умели обтачивать камень с помощью примитивного «токарного станка» - каменного диска. С его помощью мастера добивались ровных и симметричных форм изделий (см. рис. 11).

Рис. 11. Цилиндрическая ваза из кальцита со Гора и  именем фараона Нармера, ок 2700 до н. э., Музей Пенн

В эпоху Раннего царства уже существует более сотни различных форм сосудов. Вазы могли украшать фигурными и витыми ручками с позолотой. Сосуды из твёрдых пород камня не имели декора, художественная ценность достигалась за счёт красоты формы и материала.

Галереи гробницы Джосера в Древнем царстве были украшены каменными сосудами. Их форма сохранилась с периода Раннего царства. В эту же эпоху появляются фигурные сосуды в виде животных и птиц.

В период Нового царства каменные сосуды становятся более утончёнными, форма и резьба более тонкими. Известны полупрозрачные алебастровые фигурки, сосуды, кубки и ковчеги из гробницы Тутанхамона. Они удивляют изяществом формы и искусностью тонкой резьбы и гравировки (см. рис. 12).

 

Рис. 12. Алебастровая лодочка Тутанхамона, Каирский египетский музей

Таким образом, искусство обработки камня в Древнем Египте прошло путь от примитивных грубых форм из твёрдого камня до утончённых изделий из мягкого материала.

Керамика и стекло

Древнеегипетская керамика делится на глиняную и фаянсовую. Типичные формы и декор керамики известны еще с Додинастического периода – V тыс. до н. э. Древнейшие находки выполнены в технике ручной лепки, гончарный круг известен примерно с 3200-х годов до н. э. [Моран, 1982: 164]

Керамические мастерские располагались при храмах богов, пирамидальных храмах царей и в хозяйстве знати. Керамика предназначалась не только для бытовых, но и ритуальных нужд. Вотивную (жертвенную, предназначавшуюся для отправления поминальных культов царей и аристократии) керамику изготавливали исключительно при храмовом хозяйстве фараона.

Для периода Негада характерны керамические кубки и вазы с плоским дном, чаши с лепными рельефами животных (гиппопотамы, крокодилы и др.), бутылевидные сосуды красной лощёной керамики. В сосудах Додинастического периода геометрические узоры сочетаются с изображением людей и животных. Посмотрим на блюдо из Музея изящных искусств Гарвардского университета (рис. 13). На нём зигзагообразный орнамент символизирует воды Нила, ассоциирующиеся с вечными водами, из которых на цветке водной лилии (в центре блюда) родилось солнечное божество. Так как число 3 означало множество, то 3 гиппопотам в водах Нила – это множество гиппопотамов, которые были одними из культовых животных. В тот же период создавались фигурные сосуды в форме зверей и даже женских фигур.

Рис. 13. Блюдо с гиппопотамами, 3850–3650 до н. э, Музей изящных искусств Гарвардского университета

В эпоху Древнего царства керамические сосуды начинают использоваться в поминальном культе и погребальном обряде. Как отмечает Малых, применение миниатюрных глиняных сосудов в поминальном культе связано с личностью царя, и начало их использования относится ко времени правления фараона Снофру (начало IV династии). Для обрядов использовались вотивные модели, которые заимствовали форму у мелных, каменных и глиняных сосудов. Подавляющее большинство этих моделей имитировало столовую и кухонную утварь, предназначенную для хранения и употребления пива, вина и хлеба, часть копировала внешний вид косметических горшочков. [Малых, 2010: 193–195].

В период Нового царства получают распространение сосуды луковичной формы и посуда с растительным орнаментом. Продолжают изготавливать фигурные сосуды и сосуды с фигурными элементами. Множество искусно украшенной керамики было найдено во дворце Аменхотепа II в Малкате (см. рис. 14).

Рис. 14. Сосуд с голубым орнаментом и фигурной ручкой из дворца в Малкате, XVIII династия, Музей Метрополитен

 

То, что древние египтяне умели создавать изделия из разноцветного фаянса, свидетельствует о высоком развитии декоративно—прикладного искусства. Особенность египетского фаянса в том, что он был на стеатитовой основе (плотная разновидность талька) и не содержал глины. Изделия покрывало глазурью. Фаянс был известен с самых ранних времён: из него изготавливали бусины, маленькие статуэтки, игровые фигурки. Подвеска в виде птицы из погребения в Нагаде рассматривается как свидетельство первых опытов производства фаянса, Плитками из синего фаянса украшена гробница Джосера в Саккара. К периоду Древнего царства относят фаянсовые ритуальные сосуды для благовоний. Форму сосудов часто стилизуют под растения, рыб или животных: например этот фаянсовый кубок XXII династии сделан в виде синего лотоса (см. рис. 15). Египтяне украшали фаянсовые изделия не только росписью, но и искусной тонкой резьбой – стеатит мягок и хорошо пригоден для резки (см. рис. 16).

 

Рис. 15. Фаянсовый кубок в виде синего лотоса, Египетский музей в Каире

 Рис. 16. Фаянсовая косметическая ложечка, 712-332 до н.э., Египетский музей в Каире

Наиболее распространены синяя и зелёная стекловидные поливки, которым придавали цвет изделиям. Использовали также фиолетовый, красный, коричневый и чёрный. Очень редки изделия светлых цветов – белого или жёлтого, так как получить их было сложно.

Фаянсовое искусство сохранялось в Египте до позднего римского периода. Фаянсовые сосуды и статуэтки, благодаря развитой торговле Египта, находят в разных районах от Средиземноморья до Кавказа.

Достигли вершин мастерства египтяне и в стеклянном искусстве. В Древнем Египте известно старейшее в мире стеклянное производство. Самые древние находки – стеклянные бусины – относятся к Додинастическому периоду. Наибольшего расцвета производство художественного стекла достигло в эпоху Нового царства. От этого периода сохранилось множество предметов: чаши, вазы, флаконы для благовоний, фигурные сосуды, статуэтки. Египетские мастера владели техникой стеклянной мозаик: кусочки цветного стекла сплавлялись и вытягивались, чтобы получить длинные волнообразные полоски. Самый известный объект этой эпохи – сосуд в форме рыбы, обнаруженный при раскопках в Амарне (см. рис. 17). Чешуя рыбы передана польская синего, белого и жёлтого стекла, изделие поражает тщательной проработкой деталей.

 

Рис. 17. Стеклянный полихромный сосуд в форме рыбы, XIV в до н.э., Британский музей

В Египте фараонов изготавливали изделия из непрозрачного цветного стекла. Стекло окрашивали синей фриттой. Материал доводили до вязкого состояния и несколькими слоями накладывали на модель из мягкого кварца. Изделие раскатывали, орнамент получали путём вдавливания нитей или вытягивания стекла крючком. Изделие охлаждали и удаляли из него модель. Мастеру нужно было работать быстро, так как стекло недолго сохраняло пластичность.

В греко-римский период египтяне начали осваивать новые техники выдувания стекла. Только в этот период мастера стали стремиться к прозрачности изделия. Стеклянные сосуды получили новые формы, навеянные греческими.

Ювелирное искусство

Ювелирное ремесло в Древнем Египте было высоко развить. В разнообразии украшений проявились в полной мере  утончённость и символичность египетского искусства. Мастера использовали разные материалы и техники. Ювелиры изготавливали украшения для каждого человека индивидуально, они были призваны подчеркнуть его уникальность. Отдельно существовали украшения для живых и для мертвых. Поначалу ювелирные украшения изготавливались только для фараонов и их семей, позже и знать, и даже простые люди смогли украшать себя.

Ювелиры Древнего Египта чаще всего использовали в своих изделиях золото, серебро и электрум – сплав золота, серебра и других металлов, напоминающий платину. Для египтян ювелирные украшения, как и искусство в целом, несли символический и магический смысл. Украшения служили амулетами, защищающими от зла, помогающими в болезни и горести. Особым значением наделялись разные металлы. Золото и серебро были связаны с богиней Исидой, с таинствами и магией. С богиней связан распространённый амулет тит — «узел Исиды», его выполняли из минералов красного цвета — сердолика и яшмы (см. рис. 18). Также ювелиры использовали горный хрусталь, лазурит и стекло – этими материалами часто были инкрустированы глаза изваяний фараонов.

Популярны у египтян были украшения из голубо-зелёного фаянса – они имитировали изделия из бирюзы и лазурита, очень дорогих материалов (см. рис. 19). Также известны украшения из ценных пород дерева и слоновой кости.

Рис. 18. Амулет «тит», Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Рис. 19. Фаянсовый амулет «уджат» с изображениями Бэса и рыбы, I тыс. до н. э., Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Искусно выполненные украшения из золота находят уже в гробницах третьего тысячелетия до н. э. Причём египетские украшения обнаруживают по всему древнему миру: в Средиземноморье, в Африке, даже в Крыму.

Ювелирные украшения носили не только эстетическую, но и магическую функцию. Их носили на почти всей поверхности тела, не покрытой одеждой. Браслеты носили как на запястьях, так и на щиколотках и предплечьях. Амулеты известны с Додинастического периода. Они  имели форму самых разных сакральных растений, животных и птиц (см. рис. 20), также  амулеты часто изображают иероглифы (например, анх – жизнь), фигурки богов или их символы (узел Исиды и око Хора). Амулеты использовались и после смерти – их помещали между бинтами мумии.

 

Рис. 20. Амулет-крылатый скарабей, I тыс. до н. э., Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Самый популярный мотив в ювелирном искусстве – флоральный. Украшения имели форму цветов, бутонов, лотоса и папируса, кистей винограда.

Самое популярное украшение – бусы. Бусины изготавливали из металлов, фаянса, камня, слоновой кости, формы были разнообразны. Часто вместе с бусинами на нитку нанизывали фигурки ушебти. Самое крупное украшение – массивная пластинка-пектораль, которую носили с художественно оформленным противовесом. На её форму могли оказать влияние архитектура: например, пектораль Аменхотепа III из Дашура имеет форму наоса, а украшение напоминает барельеф, рассказывающий о победах фараона. Часто на пекторалях изображались боги-покровители. Подвески могли служить маленькими сосудами для благовоний.

Прекрасные ювелирные изделия появляются уже в гробницах первой династии. Но временем расцвета ювелирного дела исследователи считают Среднее царство [Моран, 1982: 170]. Известно множество шедевров этого периода. Среди них золотая диадема принцессы Хнумит очень тонкой работы, диадема Сит-Хатор с цветами из эмали, золотыми полосками, священным Змеем и перьями, символизирующими бога Амона (см. рис. 21).

С наступлением эпохи Нового царства ювелирные изделия становятся ещё более пышными и богато украшенными. Наиболее известны сокровища гробницы Тутанхамона. В ней было найдено множество украшений – только одну мумию покрывало 143 изделия. Среди них пекторали с изображением богов и животных, ожерелья, кольца. Погребальная маска выполнена из золота и украшена смальтой и драгоценными камнями.

Рис. 21. Диадема Сит-Хатор, XII династия, Музей Метрополитен

Помимо украшений царственных особ было найдено множество ожерелий, подвесок, бус и браслетов богатых египтянок.

    Ювелиры изготавливали не только украшения и но и предметы быта с прекрасным декором. Найдены ритуальные сосуды, статуэтки сакральных животных, рукоятки оружия, зеркала периодов Нового царства и эпохи Птолемеев (см. рис. 22).  Ручка этого зеркала выполнена в виде Бэса – божества-покровителя женщин и домашнего очага. Зеркала обладали и символическим смыслом. Их форма, а также блеск ассоциировались с солнцем. Любопытно, что в гробницах зеркала часто помещали прямо на лицо мумии.

Рис. 22. Зеркало. Новое царство, 18 династия, ок. 1550–1290 до н. э., Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Ювелирные техники были разнообразны: чеканка, литьё, ковка, формовка. Наивысшего мастерства в технике египтяне достигли в Классический период. Например, они могли создать слой металла в несколько раз более тонкий, чем это возможно в наши дни. Для создания орнаментов древнеегипетские ювелиры использовали гравировку, цветные эмали, штамповку, инкрустацию и множество других техник.

 

Мебель и предметы туалета

Сохранившиеся предметы мебели дают представление об искусстве обработки дерева в Древнем Египте. Дерево было крайне дорогим материалом в пустынном Египте, поэтому деревянные предметы мебели редки и роскошны – они принадлежали фараонам и их ближайшему окружению. Чаще всего мебель фараонов изготавливали из кедра, кипариса или эбенового дерева, эти твёрдые породы ввозили из из Киликии (Малая Азия), Пунта (Абиссиния), Нубии. Из египетских пород использовались сикомор и акация.

Изделия украшали инкрустацией из слоновой кости, золотой фольги, малахита, смальты и фаянса. Украшения могли быть резными или накладными. Ножки часто имели завершения в виде голов птиц или львиных лап. Обивка состояла из нескольких слоёв льняной ткани.

Конструкция древнеегипетской мебели логична и понятна, формы учитывают естественные свойства древесины. Формы однообразны и мало меняются с течением времени. Старейшие образцы относятся к эпохе Древнего царства. Среди образцов ранней династической эпохи есть обломки сундуков из чёрного дерева, инкрустированных слоновой костью, табуреты с ножками в виде копыт, разнообразные ларцы с инкрустацией из зелёного и синего малахита. До наших дней частично сохранились резное кресло, ложе и носилки царицы Хетепхерес, сестры и жены фараона Снофру, матери Хеопса (см. рис. 23). Деревянные элементы почти полностью истлели, была выполнена сложная работа по реставрации. Ножки кресла и кровати были покрыты золотой фольгой, подголовник инкрустированы фаянсовыми плитками. Ножки выполнены в виде лап животных (передние и задние соответственно).

Рис. 23. Кресло и кровать Хетепхерес, копия реконструкции, Музей изящных искусств в Бостоне

Восстановлен и облик трона Хетепхерес (см. рис. 24). Он был сделан из чёрного дерева, покрыт золотой фольгой и инкрустирован более чем 2600 фаянсовыми элементами. На спинке изображены 4 эмблемы богини Нейт, покровительницы царицы:  штандарты со щитом и перекрещенными стрелами. Над этими символами фризом расположены изображения 13 божественных бородок, а над ними – фриз, изображающий плетеную циновку, украшенную цветами водяной лилии – символом бессмертия.

Рис. 24. Трон Хетепхерес, реконструкция, Гарвардский музей древнего Ближнего Востока

Самый известный сохранившийся образец Среднего царства – ларец для драгоценностей царевны Сит-Хатхор. Он изготовлен из эбенового дерева и инкрустирован слоновой костью, золотом и фаянсом. Сундуки и танцы в Древнем Египте имели особую конструкцию из рам со вставленными в них поперечными досками. Благодаря этому изделие становилось очень прочным, за несколько тысячелетий в нём не появилось никаких щелей.

Многочисленные предметы мебели из гробницы Тутанхамона – кресла, кровати, треножники, стулья, сундуки, игорные столики –  дают представление о декоративно­-прикладном искусстве Нового царства. Интересны образцы складной мебели, появившиеся в это время. Например, складной стул Тутанхамона, который фараон брал в военные походы (см. рис. 25), Фигурные ножки имеют форму утиных головок, они украшены резьбой и позолотой. Сидение выполнено из кожи.

 

Рис. 25. Складной табурет из гробницы Тутанхамона, ок. 1350 г. до н. э., Египетский музей в Каире

Мебель представителей среднего класса была не столь роскошна. Многое о ней мы узнаем благодаря гробнице зодчего Ка в Фивах (XVIII династия). В ней сохранились табуреты, складные стулья и треножники из акации, кровать с львиной головой, плетёные стулья, шкафчик для париков. По этим предметам мы видим, что мебель из гробниц фараонов и в жилищах людей среднего сословия мало отличается по форме, лишь по богатству декора и дороговизне материалов. 

Резьбой по дереву или слоновой кости украшались предметы повседневного использования знатных египтян. От периода Нового царства сохранилось множество предметов туалета с искусной резьбой: расчёски и гребни, ложечки для притираний, баночки для мазей. Им придавали форму животных или девушек, украшали растительным орнаментом.

Предметы туалета традиционно имели декор, связанный с «женским» миром. Ручки ложечек часто изображаются в виде обнаженных служанок, которые должны доставить своему хозяину драгоценное вещество. Известно несколько типов ложечек, среди которых распространены миниатюрные фигурки пловчих, держащих в вытянутых руках сосудики различной формы (см. рис. 26).

Рис. 26. Косметическая ложечка в форме плывущей девушки, 1550–1185 до н. э., Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Знатные египтяне носили парики. Женские парики были знаком высокого статуса, они носили не только эстетическую, но и символическую функцию: парик был связан с базовыми представлениями египтян о плодовитости и продолжении жизни. Поэтому в гробницу непременно помещали искусно выполненные гребни из дерева или кости. Например, этот деревянный гребень декор в виде рельефной фигуры лошади, склонившей голову к сосуду с водой (см. рис. 27). Традиция украшения гребней фигурками животных восходит к Додинастическому периоду.

Рис. 27. Гребень, ок. 1550–1290 до н. э., Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Ткани

Благодаря уникальным климатическим условиям до наших дней сохранилось множество образцов тканей Древнего Египта. Основным видом ткани был лён, шерсть и конопля применялись редко, хоть и были известны с Додинастического периода. О мастерстве египетских ткачей позволяют судить образцы ткани, на 1 см2 которых насчитывается до 84 основных и 60 уточных нитей. Так, тонкий египетский лен по своим свойствам можно сравнить с шёлком [Цветкова, 2010: 50].

Древнейшие образцы Додинастического периода – это фрагменты льняного полотна из Гибелина, на котором изображена охота на гиппопотамов.

Больше всего образцов ткани сохранилось с периода Нового царства. В гробницах обнаружились шпалерные ткани и фрагменты гобеленов с многоцветной вышивкой. В гробнице Тутанхомона найдены царские одеяния, украденные вышивкой и сетками с бусинами. На церемониальной одежде фараона мы видим вышивку в виде иероглифов, картушей и различных символов.

Ткачество – популярный мотив, изображаемый на фресках и росписях. В вышивках повторяются общие для всего древнеегипетского искусства символы: флоральные и анималистические орнаменты: перья – символы Исиды, стебли папируса, лотос, водные лилии, змей-уреус, жук-скарабей, ястреб с распростертыми крыльями, иероглифы «жизнь». Использовали и геометрические орнаменты, расположенные по всей поверхности ткани.

Ткани чаще всего окрашивали в красный, зелёный и синий цвет. Красители известны с Додинастического периода – сохранились плетёные циновки, окрашенные в красный цвет. В период Нового царства появились жёлтые и коричневые красители. Найдены папирусы, в которых упоминаются основные красителей: лакмус – пурпурная краска из морских водорослей; алканин – красная краска из корней растения алканны; крапп – красная краска из корней марены; кермес – красная краскабиз высушенных самок насекомого и вайда – синяя краска, образующаяся в результате брожения листьев синильника [Цветкова, 2010: 51].

Оружие

Оружие Древнего Египта рассматривают как комплексное явление, включающее в себя боевой, материальный и сакральный аспекты [Реунов, 2019: 18]. Ритуальные предметы оружия помещались в гробницы и использовались в церемониях: например, известны изображения фараонов с церемониальным серпом, которым он символически начинает сельскохозяйственное работы.

В качестве сакрального оружия использовали булавы, секиры, ножи и кинжалы. У таких предметов магическая и эстетическая функции преобладали над практической. К примеру, булава царя Скорпиона, найденная в Нехене, слишком велика и тяжела для использования в бою. Крупное навершие выполнено из известняка и украшено рельефом с изображением царя и ритуальных сцен (см. рис. 28).

Рис. 28. Навершие булавы царя Скорпиона, Музей Эшмола, Оксфорд.

    Ещё один пример – нож из Гебель эль-Арака, памятник додинастического Египта (см. рис. 29). Это кремневый нож с рукояткой из слоновой кости, украшенной резными рисунками. На одной стороне рукоятки показана батальная сцена – сражающиеся обнажённые воины, ниже – бой на ладьях. Другая сторона покрыта рисунками символического характера –  мужчина с двумя львами, собаки и другие животные.

Рис. 29. Нож из Гебель эль-Арака, Лувр

Сакральное оружие отличает использование дорогих материалов (золото, полудрагоценные камни, стекло) и ярко выращенная декоративность. Рукоятки и навершия сакрального оружия украшали разными орнаментами, накладными пластинами, росписью и инкрустацией. Сакральное оружие служило символом утверждения власти фараона над врагами [Реунов, 2019: 28].


 

Заключение

Изучив различные предметы декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, мы приходим к следующему выводу: в этой области египтяне достигли высочайшего мастерства. Поражает разнообразие форм, освоенных материалов и техник. Мастера Древнего Египта владели искусством художественной обработки камня, глины и фаянса, дерева и металлов. Они освоили такие сложные в работе материалы, как стекло и стекловидные глазури. В области ювелирного искусства древнеегипетские ремесленники добивались результатов, которые невозможно повторить даже в настоящее время.

Формы и сюжеты декора в декоративно-прикладном искусстве тесно связаны с египетскими религиозными представлениями – культом загробной жизни и культом фараонов. На протяжении всего своего развития от Додинастического периода до поздних времён искусство и ремесло канонично и наполнено общими для всей древнеегипетской культуры символами. Основная часть произведений древнеегипетского декоративно-прикладного искусства – предметы, предназначенные для совершения погребального обряда. Поэтому во многих данных предметах сакральная функция преобладает над практической и эстетической.

 

 


Литература

1. Буткевич Л. М. История орнамента : учеб. пособие / Л. М. Буткевич. – М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 267 с.

2. Данилова И. Керамика Древнеегипетского искусства / И. Данилова // Египетское искусство в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина /  Ходжаш С. И. – М. : Изобразительное искусство, 1971.

3. Ефимова А. А. Египетский стиль в европейских ювелирных украшениях середины XIX – первой трети XX века: контекст, методика, стилистика : автореф. дисс. / А. А. Ефимова. – М., 2018. – 24 с.

4. Кинёва Л. А. История орнамента и стиля : электронное учеб. пособие / Л. А. Кинёва. – 2017. – URL: study.urfu.ru/ 94.pdf. – Дата обращения: 19.12.2020.

5. Кузнецова Л. А. Декоративно-прикладное искусство как исток изобразительного искусства / Л. А. Кузнецова // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2011. – С. 489–491.

6. Лазутина Т. В. Символика цвета в искусстве Древнего Египта / Т. В. Лазутина // Теория и практика общественного развития. – 2015. – URL: cyberleninka.ru/article/. – Дата обращения: 19.12.2020.

7. Малых С. Е. Вотивная керамика Египта эпохи Древнего царства: монография / С. Е. Малых. – Институт востоковедения РАН, 2010. – 319 с.

8. Матье М. Э. Искусство древнего Египта / М. Э. Матье. – СПб. : Коло: Университетская книга, 2005. – 575 с.

9. Моран Анри История декоративно-прикладного искусства от древнего времени до наших дней / Анри де Моран. – М. : Искусство, 1982.

10. Особенности периодов в истории искусств Древнего Востока. — Текст : электронный // Искусствоед.ру – сетевой ресурс об искусстве и культуре. – 2016. – URL: https://iskusstvoed.ru/2016/04/19/osobennosti-periodov-v-istorii-iskus/ (дата обращения: 27.12.2020) – Дата обращения: 27.12.2020.

11. Померанцева H. A. Искусство древнего Египта / Н. А. Померанцева // Малая история искусств.– М. : Искусство, 1976.

12. Пунин А. Л. Искусство Древнего Египта: Раннее царство. Древнее царство / А. Л. Пунин. – СПб. : Азбука-классика, 2008. – 460 с.

13. Реунов Ю. С. Оружие Древнего Египта: боевое и сакральное. Часть 1 / Ю. С. Реунов // Артикульт. – 2019. – №34. – С. 18–28.

14. Ювелирное искусство Древнего Египта // Искусствоед.ру – сетевой ресурс об искусстве и культуре. – 2020. – URL: https://iskusstvoed.ru. – Дата обращения: 19.12.2020.

15. Цветкова, Н. Н. История текстильного искусства и костюма. Древний мир: учеб. пособие / Н. Н. Цветкова .— СПб. : СПбКО, 2010 .— 120 с.

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 616; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!