Развитие декоративно-прикладного искусства Древнего Египта в разные периоды



Для древнеегипетского декоративно-прикладного искусства всех периодов, от Додинастического до Позднего периода, характерно единство стиля. Это объясняется исключительно сильным влияние религии и жречества, а также божественной фигуры фараона на все сферы жизни общества. Однако исследователи отмечают, что ремесленные предметы отличаются большим разнообразием, чем принято думать. В Древнем Египте было известно множество материалов и художественных техник. В большинстве случаев декор связан с погребальным пультом и религией, но встречаются и образцы, изображающие повседневную жизнь [Моран, 1982: 157].

Оригинальность стилей, разнообразие материалов и техник связаны с широкими политическими и торговыми связями египетского государства. Такие материалы, как дерево и драгоценные камни импортировались из Малой Азии и Африки. В свою очередь, предметы древнеегипетского декоративно-прикладного искусства оказали влияние на культуру других регионов. Египетские формы, сюжеты и орнаменты встречаются в Ассирии, Карфагене, греческих колониях. Орнаменты с голосом и пальметки пришли в Средиземноморье именно из Египта.

Истоки декоративно-прикладного искусства Египта складывались в Додинастический период. Для этого времени характерны простые формы и геометрические узоры. Египтяне уже владели техниками обработки глины, камня, дерева, знали глазури. В эту эпоху складывается основа религиозных представлений египтян. Среди памятников декоративно-прикладного искусства чаще всего встречаются анималистические формы, связанные с ритуальными животными, культом Нила. Например, для периода Негады характерны каменные и глиняные изображения водных животных черепах – лягушек, гиппопотамов, водных птиц и змей (см. рис. 1). В это время распространены палетки из камня, которые использовали для церемоний. На них растирали красители – малахит, различные оксиды.

Рис. 1. Каменная палетка в виде черепах, 3650–3500 г. до н, э, Музей Метрополитен

Для периода Раннего Царства (3000 г. – XXVIII в. до н. э.) характерно закрепление форм, возникших в предшествующие времена. В это время закрепляются общие для всего древнеегипетского искусства каноны и символы.

В эпоху Древнего Царства (XXVIII в. – XXIII в. До н. Э.) декоративно-прикладное искусство развивается по уже устоявшимся канонам. Используются традиционные формы, цвета и орнаменты. Для этого времени характерно высокое развитие мастерства и техники. В частности, расцветает разнообразие цветов и форм фаянсов, высоко развито ювелирное искусство.

Искусство Среднего царства (XXI в. – XVIII в. до н. э.) следовало традициям Древнего царства. Но со временем мастера стали использовать более оригинальные художественные приёмы. Например, природа в росписях стала изображаться более реалистично, выросло разнообразие поз, красочных сочетаний (см. рис. 2).

Рис.2 Фаянсовая статуэтка бегемота периода Среднего царства, 1980–1700 до н.э., Египетский музей в Турине

От периода Нового царства сохранилось наибольшее число шедевров декоративно-прикладного искусства. Древнеегипетское государство процветало, и мастерам было доступно огромное разнообразие материалов. Расцветает искусство инкрустации цветным стеклом, камнями и фаянсом, развивается искусство художественной обработки стекла, усложняются орнаменты. Наивысший расцвет переживает ювелирное искусство (см. рис. 3).

Рис. 3. Ожерелье-усх с двумя соколами, Музей Метрополитан

 

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 911; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!