Орнамент и символ в египетском декоративно-прикладном искусстве



Орнаменты, украшающие предметы декоративно-прикладного искусства, в Египте имеют сакральное значение. В них заключены те же символы, что встречаются во всём древнеегипетском искусстве и мифологии.

Геометрические орнаменты встречаются на самых ранних предметах Додинастической эпохи. С ходом времени они усложняются. Чаще всего в орнаментике египетских сосудов, росписей и украшений встречаются 3 знака, восходящих к глобальным понятиям. Зигзаг трактуется как поня­тие «вода». Он присутствует во многих иероглифах, а также пронизы­вает все искусство Древнего Египта, символизируя собой священную для каждого египтянина реку Нил. Зигзагообразные узоры присутствуют в росписи блюд, ваз, в плетении ковров. Иногда воду олицетворяют простые штриховые линии. Их сочетают со спиралями, символизирующими солнце (см. рис. 4).

 

Рис. 4. Сосуд с ручками и геометрическим орнаментом. Додинастический период, IV тыс. до н. э., культура Нагада II, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Второй символ – тауобразный крест с петлей вверху – Анкх. Это знак жизни и символ бессмертия: боги вручают его фараону, оли­цетворяющему божественную власть на земле (см. рис. 5).

Рис. 5. Алебастровая ваза с иероглифами, гробница Тутанхамона, Каирский музей

Знак Джед считался атрибутом Осириса, олицетворяв­шего идею вечного обновления жизни, вечно воскресаю­щего бога (см. рис. 6). С символи­кой Осириса связана идея роста и прорастания. Его символами были растения: лотос, папирус, виноград, пшеница, ячмень [Буткевич, 2008: 56–57].

 

Рис. 6. Орнаменты на боку ковчега, гробница Тутанхамона, Каирский музей

Так как в символику Древнего Египта было включено множество сакральных животных и растений, в орнаменте распространены флоральные и анималистические мотивы. Прообразом мотивов цветка в египетском орнаменте являются лотос и папирус. Синий лотос, был, как уже отмечалось, важным символом бога Осириса и в то же время символом рождающегося Солнца (согласно мифу, солнечное божество родилось из вечных вод на цветке лотоса). В орнаментах встречаются самые различные вариации этого символа. Исследователи говорят о том, что египетское изоб­ражение силуэта человеческой фигуры с узкими бедрами и плавно «распускающими­ся» плечами продиктован той же иде­ей [Буткевич, 2008: 60]. В флоральный древнеегипетский орнамент входили изображения папируса, тростник, лилии, алоэ. Из деревьев почитались финиковая и кокосовая пальмы, сикомора, терновник, персея, тутовое дерево – они воплощали идею о вечном Древе жизни. В декоре встречаются венки из гроздьев фиников, виноградных лоз.

Среди анималистических мотивов встречаются:

· скарабей – священный символ вечно движущейся и созидательной силы солнца;

· сокол – символ солнечного божества;

· гусь – египтяне представляли рождение солнца из яйца;

· цапля – священная птица, олицетворение Осириса, символ возрождения;

· змея – символ бессмертия.

 

Рис. 7. Кувшин с анималистическим и геометрическим орнаментом, 3500–3300 до н. э., Музей Метрополитан

Самая распространённая форма орнамента – линейная. Популярными были сетчатый и чешуйчатый орнаменты – бесконечное повторение элементов также можно соотнести с идеей вечности и бессмертия. Для египетской росписи в целом характерно было смягчение форм, округление. Цвета орнаментов были условными, локальными. Как правило, они были связаны с цветом используемых материалов. Символику цвета рассмотрим далее.


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 426; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!