Скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити



Уральский федеральный университет имени первого Президента России

Б.Н. Ельцина

Департамент искусствоведения, культурологии и дизайна.

Кафедра истории искусств и музееведения.

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине Искусство Древнего Востока

«Амарнское искусство и искусство второй половины Нового царства

общее и особенное»

 

 

                                                                                  Выполнила:
                                                                                  Студентка 1 курса

                                                                                  Группы: УГИЗ-103404

                                                                                  Рябицева Ольга Артуровна

                                                                                  Научный руководитель:                                                                                                      к. иск.

Винокуров Сергей Евгеньевич

г. Екатеринбург

2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

I.  Искусство Амарны (конец 15 — начало 14 века до н. э.)

1. Расцвет искусства Ахетатона

2. Скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити

II. Искусство второй половины Нового царства (14—11 века до н. э.)

1. Влияние эпохи Амарны

2. Конец расцвета искусства Ахетатона

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Новое царство - эпоха третьего, и последнего, подъема египетского государства, наступившая после победы над азиатскими племенами гиксосов. Она была плодотворной и для художественной культуры, особенно в период 18-й династии, царившей в течение двух веков - от середины 16 до середины 14 в. до н. э.

Искусство Нового царства импозантно и величественно, но в нем пробивается пламя земного чувства, размышлений, тревог. Традиционные формы как бы изнутри освещаются этим новым светом. Впрочем, многие традиции уже изживали себя и в формах. Вместо архитектуры гробниц (гробницы в Новом царстве перестали быть наземными сооружениями – они таились ущельях скал) расцветает архитектура храмов, Жрецы в эту эпоху стали самостоятельной политической силой, конкурирующей даже с властью царя.

Поэтому не только заупокойные храмы царей, а главным образом храмы святилища, посвященные Амону, определяли архитектурный облик Египта. Правда, и в храмах прославлялась особа фараона, его подвиги и завоевания; эти прославления велись с еще большим размахом, чем раньше. Вообще культ грандиозного не угас, а даже возобновился с небывалой эффектностью.

Нововведения, обнаружившиеся в искусстве начала Нового царства, подготовили тот кажущийся неожиданным этап, который принято выделять как вершину в развитии египетского реалистического искусства.

Утвердившиеся новые идеалы в искусстве вскоре, однако, превращаются в своеобразные каноны. Хрупкая одухотворенность неправильного лица Эхнатона с задумчивым взглядом и вытянутым овалом лица — черты, которые художники стремились запечатлеть как можно правдивей, переносятся в другие портреты, порождая определенную манеру.

Сведения об амарнском периоде основаны главным образом на раскопках Ахетатона, так как остатки одновременных построек в других местах не дают возможности сделать существенные выводы. 

Чем же был обусловлен путь амарнского искусства, как происходило его развитие, что явилось его содержанием и идейной направленностью, каковы были его итоги и значение для последующего развития искусства второй половины Нового царства?

Для ответа на эти вопросы  вернемся к ранним памятникам.

 

 «… несколько крупинок чистого золотого песка скользнули по моим пальцам. Египетский песок. Я держала в руке предмет, к которому едва ли кто прикасался с того момента, когда много лет назад он был найден в Египте, предмет, возможно, все еще хранивший отпечатки пальцев не только нашедшего, но и создавшего его человека… Телль эль-Амарна - это название ассоциировалось у меня с грудой руин где-то на восточном берегу Нила, где жил когда-то Тутанхамон и… ну да, конечно, в отношении ее я уверена… Нефертити со своим странным супругом фараоном Аменхотепом IV, имевшим второе такое необычное имя - Эхнатон».

 Мэри Чабб


I . Искусство Амарны (конец 15 — начало 14 века до н. э.)

В начале 14 в. до н. э. фараон Аменхотеп IV с целью ослабить все возрастающую власть знати и жречества бога Амона-Ра провел социальную и религиозную реформу, возглавив движение мелких рабовладельцев против крупной рабовладельческой знати.
Реформа Аменхотепа IV, небывалая в истории Египта по своей смелости, свелась к тому, что были объявлены ложными все старые боги, закрыты их храмы, уничтожены изображения, а новым единым божеством было провозглашено вместо символа солнца — Амона-Ра само солнце — Атон. Аменхотеп IV считал, что человеку доступно общаться непосредственно с самим богом. Фараон теперь стал именоваться Эхнатоном - «Угодным Атону».

Эхнатон перенес столицу из древних Фив в наскоро отстроенный на новом месте город Ахетатон «Горизонт Атона» (близ современной деревушки Телль эль-Амарны, давшей название всему периоду).Старые, казавшиеся столь незыблемыми традиции рушились. В литературу был введен современный разговорный язык, на котором писались даже гимны.

 

Местоположение новой столицы определялось пограничными стелами, на которых имелись тексты и рельефы, повествующие о закладке города. На рельефах изображена царская семья во главе с фараоном, поклоняющаяся Атону. Все фигуры решены в новой иконографической манере, причем характерные приемы трактовки образа Эхнатона распространяются и на изображения членов его семьи. Композиционным новшеством является показ всех фигур в строгом профиле, что по правилам канона обычно не допускалось для изображения царствующих особ. Во избежание буквального совпадения левой и правой групп мастер, не нарушая впечатления симметрии, вносит едва заметные изменения в интервалы и размеры фигур принцесс, сохраняя при этом ритмическое равновесие пропорций всей композиции.

Другим нововведением является возникновение некрополя приближенных фараона на восточном берегу Нила, рядом с Ахетатоном, а не на западном, как это было принято по традиции. Изображения в гробницах царедворцев содержат ценнейший материал о разрушенном вскоре городе, Среди рельефов часто встречаются портреты Эхнатона.

Столь резкие перемены в жизни страны определили и значительные преобразования в искусстве. Вместе с тем перемены в духовной жизни затронули больше область изобразительного искусства, чем архитектуру.

 

Расцвет искусства Ахетатона,

Новые требования, предъявлявшийся теперь искусству, не только освобождали художников от рамок канонов, но и выдвигали задачи создания таких памятников, самое содержание которых подсказывало поиски новых и при том жизненно правдивых форм.

Таким образом, сами условия жизни, как никогда раньше, привлекали теперь внимание творцов к наблюдению и изучению реальной действительности во всей ее конкретности и ставили перед ними задачи возможно более близкой передачи окружающего мира.

Лучшие произведения Амарнского периода отличаются человечностью и проникновенностью, овеяны подлинным дыханием жизни, полны огромного внутреннего обаяния.

Поиски новых образов были связаны со стремлением Эхнатона удалиться от канонов и приблизиться к реальности, найти новые выразительные средства.

Учения Атона не уводили мысли в отвлеченные беспредметные богословские спекуляции, как это бывало с рядом других культов, а направляли ее на поклонение конкретному, реально существующему объекту - солнцу, на прославление его животворящего значения для всего существующего, на изображение конкретных широких картин этого реального, окружающего человека мира с его полями, Нилом, растениями, животными, птицами, рыбами. Вырастая на уже подготовленной предшествующим развитием ночве, эти идеи развивались теперь значительно глубже, и мы находим новое, более живое и конкретное выражение их и в литературе и в искусстве.

Успешному разрешению этих задач содействовало и то, что художники постепенно начинали все больше овладевать необходимыми художественными средствами для полноценного выражения нового стиля. Первоначальная полемическая заостренность творчества одних мастеров и растерянность перед новыми требованиями других исчезают, и наступает пора того замечательного расцвета искусства Ахетатона, который на первый взгляд может показаться неожиданным, а в действительности был только закономерным итогом изменившейся обстановки и освобождения художников от рамок прежних канонов.

 

Скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити

Лучшее, что было создано в этот период,— скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити, выполненные в рельефе и круглой пластике.

Отказ от идеализации образа фараона вылился в открытую форму протеста против прежнего официального искусства. Требование правдоподобия в передаче внешнего облика фараона отвечало стремлениям всего философски-религиозного направления эпохи Амарны.

Индивидуальные черты фараона преломляются сквозь призму известного художественного обобщения. Мастера, отбирая самое характерное и выразительное во внешнем облике Аменхотепа IV, вырабатывают на этой основе иконографические приемы изображения фараона.

Округлые бедра, выступающий живот и тонкие руки и Ноги. Скульптор изменяет обычное соотношение отдельных деталей лица, утяжеляя нижнюю часть. Узкий разрез глаз, поставленных наискось к переносице, сочетается с тяжелыми, полуопущенными веками, придающими взгляду выражение некоторой меланхоличности. (рис. I )  Для атрибуции амарнских портретов, и, в частности портретов фараона Эхнатона, важно отметить диагональное направление линии, от подбородка к шее, подчёркивающей характерный овал его лица. Все эти изобразительные приемы закреплялись на специальных образцах - скульптурных моделях.

Введение новой иконографии фараона, по-видимому, происходило очень быстро, поскольку и весь Амарнский период, столь отличный от других эпох, был кратковременным.

Изменился и материал скульптуры. Твердые и холодные породы камней сменились мягким пористым известняком. О том, какие сдвиги произошли в египетском искусстве в области понимания человеческой красоты, говорят  два портрета Нефертити, каждый из которых по-своему совершенен.

Портрет Нефертити в высокой короне из раскрашенного известняка (начало 14 в. до н. э., Берлин — Далем, Музей) (рис. II ) стал своего рода олицетворением современного Египта.

 Перед нами лицо молодой женщины с нежным овалом, небольшим ртом, тяжелыми веками, слегка прикрывающими глаза. На ее голове надет высокий головной убор, который носили царицы в конце ХVIII династии, и кажется, что тонкая длинная шея слишком хрупка для такой тяжести.

Совершенно поразительно мастерство, с которым скульптор передал лицо, точно дышащее жизнью, и вот это исключительное умение создать такой живой образ при явно очень строгом отборе черт перед нами, несомненно, произведение большого реалистического искусства. С поразительным мастерством создала рука гениального мастера эту почти неуловимую моделировку щек, висков, шеи, этот чуть улыбающийся изумительный рот, на губах которого еще сохранилась слегка поблекшая красная краска. Синий головной убор перевит золотистыми лентами, где переливаются цвета драгоценных камней — сердолика, лазурита и т. д. Теплый золотистый цвет кожи еще более оттенен сочными красками высокой короны, пестрое ожерелье обрамляет плечи. Скульптор создал образ  горделивости и одновременно мягкой женственности.

Тем же творческим почерком отмечен и ряд других прекрасных работ из мастерской Тутмеса- чудесная статуэтка Нефертити, сделанная из известняка и изображающая царицу уже в последние годы ее жизни, поблекшую и исхудавшую.

Все эти памятники стилистически едины с портретными скульптурами Нефертити, причем их сходство с оригиналами несомненно. К этим портретам следует добавить и потрясающую по глубине характеристики голову царицы Тии,  и хотя она и не происходит из Ахетатона, но ее чисто "амарнский" реализм позволяет считать этот замечательный памятник произведением одного из мастеров Ахетатона.

Необходимо подчеркнуть, что мастера новой столицы достигли небывалых успехов не только в области портрета. Не менее замечательны по своему реализму и тела амарнских статуй, примером чего является ряд статуэток царевны, в которых скульптор с поразительным мастерством передал мягкие, полные грации формы юного тела.

Стремясь создать возможно близкие к действительности памятники, мастера Ахетатона широко применяли сочетание в одной статуе различных материалов. Лица и руки статуй высекались чаще всего из кристаллического песчаника, хорошо передающего цвет смуглого загорелого тела, характерное для эпохи Амарны требование передачи индивидуального облика модели проявляется в негроидном типе лица; покрытые же белыми одеждами туловища делались из известняка. По-прежнему широко применялась раскраска скульптур, равно как и вставные глаза. Так же успешно применялся  материал - темно-коричневое эбеновое дерево с блестящей, отшлифованной поверхностью сочетается со стекловидной пастой, которой инкрустированы глаза и брови, и тонкими золотыми пластинами на парике.(рис. III )

Существенные изменения произошли и в сюжетах рельефных композиций. Стелы, установленные на алтарях в гробницах приближенных фараона, изображают царскую семью в домашней обстановке: лирическое настроение пронизывает всю сцену, персонажи переданы в живом общении друг с другом. Фигуры пластичны, нет традиционных фронтально ориентированных поз.(рис. IV )

В искусстве Амарны наряду с преувеличенным подчеркиванием индивидуальных характеристик намечается и обратный процесс – тяготение к лирической трактовке образов. Это направление свойственно целой школе мастеров, условно называемой «мастерской скульптора Тутмоса». Скульптурные мастерские обнаружены при раскопках на территории Ахетатона.

 

Как мы уже могли убедиться, искусство Амарны не было стилистически однородным. Несмотря на кратковременность этого периода, длившегося всего семнадцать лет, наследие его не исчерпывалось ни в культуре ближайших преемников Эхнатона, ни в последующие века.

Реформа, произведенная Эхнатоном, не смогла все же прочно удержать дарственной жизни страны. Это объяснялось во многом тем, что ее социальная сторона не встретила широкой поддержки в кругу средних слоев населения. Стремясь приблизить к себе людей незнатного происхождения, Эхнатон не обеспечил этому сословию необходимой жизненной базы – экономической и идеологической, в то время как фиванское жречество и господствующий класс рабовладельческого общества, несмотря на временное поражение, имели за собой прочные экономические позиции и глубокие идеологические корни. Вследствие этого при преемниках Эхнатона наступает процесс реставрации культа Амона.

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 463; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!