Путь духовных исканий Наташи Ростовой.



Наташа Ростова в «Войне и мире» во многих отношениях похожа на Пьера Безухова. Это – тоже тревожная, «ищущая» натура, душевные силы которой сначала не уравновешены и неопределенны. Мы знакомимся с Наташей, когда она – еще подросток. У неё порывистая душа, честное, горячее сердце, но пока – полное отсутствие всякого признака того, что называется «миросозерцанием».

Шаловливое, резвое существо, которое от избытка жизненных сил – не может посидеть на месте, которая не может сдержать своих порывов «приличиями света», она изображена девочкой «оригинальной», талантливой и симпатичной; она хорошо поет, хорошо танцует; она способна увлекаться, не стараясь даже распознать, достоин ли уважения предмет её внимания. Вспомните именины в доме Ростовых.

 

 

Первый «взрослый» бал Натальи Ростовой был важным этапом в ее жизни, как, впрочем, и первый бал любой другой молоденькой девушки аристократических кругов.

Практическая работа №1. Первый бал Наташи (видео)

Посмотрите видео и ответьте на вопросы:

- Чем все заняты в отличие от Наташи?

- Почему сцена показана в дымке?

- Чем Элен отличается от Наташи?

- Как изменился князь Андрей?

- Какова роль этого эпизода?

Этот бал Ростова посетила 31 декабря 1809 года. Именно на этом балу собрались все представители аристократии – важные и влиятельные люди. Так как девушке необходимо было создать о себе положительное впечатление, то подготовка к этому мероприятию была длительной и основательной. Перед балом Наталью раздирают эмоции – с одной стороны, она полна надежд и радости, с другой же стороны, боится быть непринятой обществом или совершить промах и закрепить за собой нехорошее впечатление.

"В сыром, холодном воздухе, в тесноте и неполной темноте колыхающейся кареты" едет Наташа на бал и представляет то, что ее там ожидает: музыку, цветы, танцы, общество блестящей молодежи Петербурга. В таком же полумраке, предшествующем свету, она увидит раненого князя Андрея и попросит у него прощения. Казалось бы, в похожем полумраке театральной ложи она встретит и Анатоля Курагина, но это станет ее переходом не к свету, а к тьме страдания, мукам совести, к душевной боли. Таким образом, перемена состояния окружающего мира сопутствует Наташе в переломные моменты ее жизни.
Пройдя по освещенной лестнице, Наташа вспоминает, "как ей надо было себя держать на бале", но манера эта ей не идет, она "не могла принять того, что сделало бы ее смешной", не зная этого, но чувствуя. Кровь, которая "стала стучать у ее сердца", помогла остаться Наташей - очаровательной девочкой-подростком, тоненькой, но бесконечно тихой: "... ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа казалась девочкой..."


В этом коротеньком отрывке видна вся Элен - надменная, фальшивая, порочная женщина, у которой нет сердца. Она не смогла оценить такого человека, как Пьер.
Пьер, как и в салоне Анны Павловны Шерер, не вписывается в светское общество. "Шут гороховый", по словам Перонской, просит Андрея пригласить Наташу, тем самым положив начало их любви. Здесь же, на балу, он впервые чувствует себя оскорбленным "тем положением, которое занимала его жена в высших сферах", и, мне кажется, это не только недовольство ею, это недовольство, неудовлетворенность прежде всего собой: тем, что не разглядел змею под красивой шкуркой (Элен), что не видит смысла жизни для себя сейчас (разочарование в масонстве), ищет цель и не может найти. Он смотрит в окно, на улицу, и с помощью этой детали Толстой показывает, что цель Пьер найдет не в обществе, а за его пределами, извне.

Князь Андрей выделяет Наташу как "то, что не имело на себе общего светского отпечатка". Он любуется радостным блеском ее глаз, беседует о самых простых и ничтожных предметах, но его сущность все - таки проявляется: "Ежели она подойдет прежде к своей кузине..., то она будет моей женой". Он ставит свою будущую жизнь в зависимость от случая, то есть слушает прежде всего голос разума, а не сердца.
Роль эпизода "Первый бал" очень велика, потому что иначе нельзя было бы до конца понять характеры героев и их путь к счастью. Наташа вырастает на наших глазах. Её душа мужает и зреет в годину отечественной войны ; она серьезнее вдумывается в жизнь, всматривается в людей, – и натура её делается устойчивее, сильнее и глубже.

По-прежнему избыток жизненных сил – её главная черта, – только теперь эти силы направляются уже не на шалости, а на развитие сердечности в отношениях к людям. Она не получила хорошего образования, у неё нет умственных интересов, она даже «не удостаивает быть умной», – как говорил о ней Пьер – но недостаток этого благоприобретенного образования и заимствованного ума, заменяются у неё тонко развитым нравственным чутьем, – какой-то инстинктивной проницательностью, помогающей ей отличать черное от белого. Её порывистость теряет, мало-помалу, черты детской необузданности и, мало-помалу, приобретает характер благородства. Она одна, полуребенок, нашла в своем сердце столько силы негодования, что заставила мать устыдиться, когда та, увозя имущество из Москвы, хотела отказать в подводах раненым.

Но и в этой благородной, сильной девушке нет еще устойчивости, – и она, при всей своей чуткости и нравственной чистоте, может отдаться порыву слепой страстности. Таково её увлечение красавцем Анатолем Курагиным, ради которого она готова бросить уважаемого жениха, князя Андрея, любимого отца и мать.

В Наташе есть какая-то животная, стихийная сила, с которой бороться она не может, потому что ясного сознания смысла жизни у нее еще нет. Это сознание явилось к ней впоследствии, когда она пережила муки стыда и раскаянья, когда у неё на руках умирал её жених, когда она сблизилась с княжной Марьей Болконской, невестой её брата, Николая.

Она не думала прилагать к своей жизни покорность и самоотвержение, потому что она привыкла искать других радостей, но она поняла и полюбила в другой эту прежде непонятную ей добродетель».

И вот, все пережитое ею, вся «война душевная», победоносно ею выдержанная, в конце концов разрешаются душевным «миром». Она выходит замуж за Пьера Безухова и – в семейной жизни, в радостях жены и матери – находит применение богатых сил своей, успокоенной теперь, души.

   

Смысл жизни, по убеждению писателя, состоит в обретении человеком духовного единства с другими людьми, в глубокой, искренней вере в Бога. Однако обретение смысла жизни немыслимо в представлении Толстого без личного счастья. Земное счастье писатель видит в любви, в создании семьи, в воспитании детей.

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 331; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!