Причина дуэли Безухова с Долоховым



Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Описанию духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе «Война и мир» Льва Николаевича Толстого отводится много места. Их судьбы помогают донести до читателя одну из основных идей повествования. Л. Н. Толстой считает, что надо «рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и опять начинать, и вечно бороться и лишаться». Мучительные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова направлены на поиск смысла своего существования. Далеко не все герои Толстого способны к духовным исканиям. Этим качеством обладают личности незаурядные, стремящиеся к нравственному совершенствованию. Поэтому способность к духовным исканиям является важным критерием оценки личности у Толстого. Писателю важно показать не только конечную цель духовных исканий героев, но и сложный, противоречивый путь этих исканий: от обретения смысла жизни к его утрате, от счастья к несчастью и наоборот.

 

Путь исканий Андрея Болконского

 

С Андреем Болконским мы впервые встречаем в Петербурге, в салоне Анны Павловны Шерер. Затем Толстой показывает героя в момент беседы с Пьером в петербургской квартире князя. Андрей объясняет другу, почему отправляется на войну. Герой неудовлетворен светской жизнью. Он не чувствует и семейного счастья. О главной же причине отъезда Андрея Болконского в армию мы узнаем позже. Князь Андрей мечтает о славе. Он хочет стать таким, как Наполеон, обрести свой «Тулон. Оказавшись на войне, Андрей Болконский постепенно разочаровывается в своих мечтах о славе. Так, настоящий герой Шенграбенского сражения капитан Тушин чуть было не попадает в немилость к начальству. Во время Аустерлицкого сражения Андрей Болконский совершает подвиг, возглавив атаку со знаменем в руках. Будучи тяжело ранен, князь Андрей лежит на поле Аустерлица и видит на фоне бесконечного неба ничтожную фигурку Наполеона. Мечты о славе оказываются призрачными. Небо Аустерлица напомнило князю Андрею о вечном. Однако, вспомнив об образке, подаренном ему княжной Марьей, Андрей сознает, что он еще далек от истинной веры, от Бога, от той тайны, о существовании которой напомнило ему бесконечное небо. Рождение сына и смерть жены — события радостное и скорбное - открыли новый этап духовных исканий героя. Князь Андрей решил отныне «жить для себя», для своих близких.

 

Однако тихая, спокойная жизнь не может удовлетворить героя. Первым шагом к духовному пробуждению князя Андрея становится его встреча с Пьером в Богучарове, их последующий разговор на пароме. Для Пьера, увлеченного общественной деятельностью под влиянием масонства, приоткрылась вера в Бога. Андрей сочувствует вере Пьера, но все же не находит пока места для нее в своем сердце. И тем не менее перелом в сознании Андрея Болконского начался. Толстой пишет об этом: «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Следующий важный момент в жизни Андрея Болконского — встреча с Наташей Ростовой в Отрадном. Этой встрече предшествует эпизод со старым дубом. Андрей рассматривая старый и корявый дуб, с грустью думает об ушедшей молодости, о бессмысленности теперешней свой жизни.

В душе героя возрождается вера в возможность земного счастья. Приехав в Петербург, Андрей Болконский принимает активное участие в реформаторской деятельности Сперанского. Поначалу эта деятельность увлекает героя. Вновь встретив Наташу на балу и влюбившись в нее, князь Андрей разочаровывается в деятельности Сперанского, а сам Сперанский кажется ему пошлыми ничтожным. Любовь к Наташе наполняет жизнь Андрея Болконского радостью и светлыми надеждами. Счастье любви продолжалось недолго. Измена Наташи вновь ввергает Андрея Болконского в состояние душевного кризиса. В горестных чувствах герой встречает 1812 год. Необходимость защищать родину постепенно выводит князя Андрея из душевного оцепенения. Отказавшись служить при штабе, он командует полком, заслуживает любовь и уважение солдат и офицеров. Накануне Бородинского сражения князь Андрей говорит Пьеру о своем духовном единстве с простыми солдатами. В результате, не найдя собственного предназначения в честолюбивых амбициях, Андрей Болконский приходит к истинному пониманию смысла жизни, который открывается ему в единении с народом. Данный момент можно назвать кульминационным в духовных исканиях героя. Смертельно раненный князь Андрей по воле Провидения снова встречает Наташу и прощает ее.

 

Перед смертью герой чувствует отчужденность от всего земного. Одновременно ему открываются наконец глубокая вера в Бога и всеобъемлющая любовь. Сын Андрея Болконского, Николенька, изображенный в эпилоге, наследует лучшие черты своего отца: ум, честность, душевное благородство, высокие порывы.

 

Путь исканий Пьера Безухова

Мы знакомимся с Пьером Безуховым в салоне фрейлины Шерер, – он явился туда из Франции, еще не пережившей революционной горячки. Пьер, впечатлительный и наивный, живущий чувствами, приехал в Россию, не отделавшись от революционного чада, – он верит в идеалы революции и преклоняется перед Наполеоном, видя в нем её создание и верного слугу... Горячие, но не особенно толковые речи Пьера не встречают поддержки в русском высшем обществе.

Впрочем, политика недолго занимает Пьера, – он, слабовольный, легко увлекается пустой разгульной жизнью «золотой молодежи», – в нем самом сильно было животное начало; бороться с ним ему было не под силу, и Пьер, с его честными и искренними стремлениями к «свету», отдается бессмысленной животной жизни. Под влиянием таких настроений он женился на Элен Курагиной. Измена жены и пресыщение разгульной жизнью опять усиливают его «искания» такого нормального строя жизни, когда успокоилась бы его совесть.

Причина дуэли Безухова с Долоховым

Брак Безухова и Элен Курагиной с самого начала оказался ошибкой. Супруги не любили друг друга. Пьера тешила мысль об обладании самой красивой женщиной Петербурга, а Элен воодушевляли титул и деньги Безухова. Наивный Пьер не подозревал, что человеческая неблагодарность может перейти все границы: он выручил Долохова, предложил ему пожить у себя, помог материально. В “благодарность” товарищ стал любовником его супруги. Об этом Безухов узнаёт из анонимной записки.

Конфликт, который происходит между мужчинами в английском клубе, становится естественным следствием развратного поведения Элен и насмешек Долохова над своим благодетелем. Когда из уст товарища звучит тост о замужних дамах и их любовниках, Пьер понимает, что измены супруги являются тайной лишь для него одного, весь Петербург смеётся над ним. В этот момент Долохов вырывает из рук Пьера бумагу, которую он получил, чтобы озвучить, накал достигает апофеоза. Пьер вызывает Долохова на дуэль, тот принимает вызов, не раздумывая.

Если учесть, что Пьер никогда в жизни не держал оружия в руках, а Долохов был отличным стрелком, то результат дуэли – игра автора с судьбами персонажей. Толстой показывает закон жизни: новичкам и дилетантам всегда везёт, а ещё – тем, у кого чистая душа. Пьер любим судьбой, удача сопутствует ему в самые страшные моменты жизни.


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 134; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!