Различные подходы к трактовкам сновидений.



Биологические аспекты сна.

 

СОН - состояние, периодически возникающее у человека и других теплокровных животных, при котором прерывается двигательная и сенсорная активность (Вейн А.М., Хехт К., 1989). Во время сна снижается чувствительность, расслабляются многие мышцы, заторможены рефлексы. Сон отличается от сноподобных состояний — комы, наркоза, спячки или гипноза — тем, что он наступает под действием внутренних, а не внешних факторов, и при нем сохраняется способность к пробуждению.

Можно выделить фазы быстрого и медленного сна, которые четко различаются картинами электрической активности мозга. Фаза сна, во время которой регистрируются БДГ, была названа "быстрым" (или парадоксальным) сном или сном с БДГ. На стадии быстрого сна в ЭЭГ появляются быстрые низкоамплитудные ритмы, неотличимые от ритмов активного бодрствования.

Остальные стадии сна, во время которых не наблюдается быстрых движений глаз, собирательно назвали "медленным" сном или сном без БДГ. Во время медленного сна наблюдается исчезновение альфа-ритма, появление дельта-волн и кратковременных «сонных веретен». Дельта-волны — это высокоамплитудные и медленные колебания, они присущи наиболее глубоким стадиям сна. На стадии дельта-сна происходят восстановительные (анаболические) обменные процессы в различных тканях организма.

Различно и психическое значение этих стадий. Медленные фазы сна сопровождаются отсутствием сновидений. На стадии медленного сна происходит определенное упорядочивание поступившей за период бодрствования информации, ее реорганизация в зависимости от степени значимости. На стадии быстрого сна, напротив, спящий видит сновидения. Психическое значение стадии быстрого сна связывают с реакцией человека на стрессовую ситуацию. Во время быстрого сна и сновидений осуществляется поисковая активность, способствующая компенсации состояния отказа в предшествующем сну бодрствовании и направленная на восстановление готовности к поисковой активности в последующем бодрствовании.

Согласно И. М. Сеченову сновидения имеют рефлекторную природу; он также называл сновидения небывалой комбинацией былых впечатлений.

Медленный сон, состоит из отдельных стадий. Они обозначаются как 1-я, 2-я, 3-я и 4-я стадии. Быстрый сон не делится на отдельные стадии и рассматривается как единая фаза. У человека 1-я стадия связана с процессом засыпания. В это время происходит модификация альфа-ритма на ЭЭГ. В состоянии расслабленного бодрствования выявляется альфа-ритм с частотой 8-12 циклов в секунду. По мере засыпания альфа-волны постепенно исчезают, уступая место низкоамплитудной высокочастотной активности. БДГ при этом отсутствуют. Переход от бодрствования ко сну сопровождается многократным ощущением уплывания, часто прерывающегося внезапным вздрагиванием, которое вновь пробуждает человека. Это внезапное вздрагивание называют миоклоническим подергиванием. Значение такого подергивания неизвестно, но полагают, что оно может быть реакцией активации на значимый, хотя и слабый внешний раздражитель (Хаури П., Линде Ш., 1995).

Первая стадия быстро переходит во вторую. В этот момент на ЭЭГ обычно регистрируются вспышки активности частотой 12-16 циклов в секунду ("сонные веретена"), которые чередуются с фоновой низкоамплитудной активностью. Для 3-й стадии характерно наличие на ЭЭГ высокоамплитудных медленных волн частотой 1-3 цикла в секунду, иногда сочетающихся с "сонными веретенами". В 4-й стадии не менее половины времени доминируют высокоамплитудные медленные волны.

Фаза с БДГ, помимо быстрых движений глаз, отличается характерной картиной ЭЭГ — низкоамплитудной быстрой активностью, которая во многом напоминает ЭЭГ у человека, находящегося в состоянии активного бодрствования. Фазу сна, во время которой возникают сновидения, часто называют парадоксальной, или фазой "быстрого" сна, в силу очевидного противоречия между исключительной активностью мозга и практически бездействующим телом.

 

Структура сновидений.

 

 СНОВИДЕНИЯ - последовательность переживаемых перцептивных ощущений, возникающих во время сна (Касаткин В.Н., 1989).

Натаниэлем Клейтманом, психологом и физиологом, крупнейшим специалистом в области изучения сна первой половины XX века, в 1953году был открыт парадоксальный" сон (сон с быстрым движением глаз, БДГ-сон), а затем найдена и его связь со сновидениями. Занимательно, что длительность парадоксального сна не зависит от степени эволюции организма (у опоссума она больше, чем у человека).

Мишель Жуве (2006) определял парадоксальный сон, как не классический сон и не бодрствование, а как особое, третье состояние организма, характеризующееся парадоксальным сочетанием внешних, поведенческих признаков сна с чрезвычайно высокой активацией мозга, как бы активное бодрствование, направленное внутрь. Согласно гипотезе М. Жуве, в парадоксальном сне происходит каким-то непонятным пока образом передача наследственной, генетической информации, имеющей отношение к организации целостного поведения, в нейрологическую память.

Большинство современных исследователей считает, что сон служит для переработки информации, полученной во время бодрствования (данные на 1974 г.)

Работа сна противоположна работе анализа. З. Фрейд (1895) утверждал, что переработка информации в сновидении сводится к 3 основным процессам: 1) сгущение (концентрация) образов вплоть до их контаминации (наложения друг на друга); 2) смещение (замещение), когда некий скрытый элемент проявляется в виде отдаленной ассоциации, намека; поэтому то, что находится на периферии реально значимого переживания, в сновидении может быть кульминацией, центром (механизм смещения можно также наблюдать в психогенезе остроумия); 3) символизация — процесс превращения мысли в зрительные образы, это мышление зрительными образами. Парадокс сновидения заключается в том, что тело бывает неподвижным, в то время как у спящего возникает субъективное ощущение неограниченной свободы движений. Сновидение является единственным состоянием сознания, отличным от безумия и галлюцинаций, при котором мы испытываем ощущение полноценного существования в несуществующем мире (Гарфинд П., 1996 ). Этот мир зачастую разительно контрастирует с повседневной жизнью. Человек, увидевший сон, воспринимает его как невероятное приключение, каким бы обыденным он ни выглядел при пересказе. Во сне сама жизнь человека может оказаться под угрозой от одного взгляда незнакомца или изменения вида комнаты; значение имеет любая мелочь. События не воспринимаются как чрезмерные, хотя носят необыкновенно интенсивный характер.

Несмотря на знания, которыми веками полнится все возрастающее количество литературы о снах, сновидения всегда остаются личным таинством. Сны, приходящие к нам из царства Гипноса ли, Морфея или Нави являются неотъемлемой частью нашей жизни, частью, значение которой невозможно переоценить.

 

Исторический обзор.

Считается даже, что сновидение способствовали проявлению у перволюдей архаического периода, первых религиозных верований и идей о существовании души и потустороннего мира. Для первобытного человека сновидения были сакральным, мистическим проявлением высших, неземных сил. Первобытные народы полагали, что душа спящего человека выходит из тела и путешествует, видит и общается, запоминает и сохраняет. Эти путешествия и приключения как раз и являются сновидениями. Именно поэтому существовал запрет будить спящего; ведь душа отсутствует и может не успеть возвратиться в тело, и человек, проснувшись без души, заболеет и умрёт.
Первые письменные упоминания традиции толкования сновидений относятся к древнему Вавилонскому царству. В самой известной и священной книге на земле - Библии существует упоминание снотолкователей, называя их халдеями (то есть вавилонянами). Еще до заката вавилонской цивилизации слово "халдей" означало "сногадатель". Одновременно с этим традиция толкования сновидений широко развивалась в странах Востока, в частности в древнем Китае, Индии.
Возможно, что треугольник Индия - Персия - Китай стал прародителем современной традиции толкования сновидений, которая через Ассирийское царство попала в древний Египет и была адаптирована жрецами бога Солнца - Ра для своих мистерий. Случалось, что сновидения фараонов давали повод к возникновению нового религиозного культа. Так культ Сераписа в Александрии был установлен в связи с пророческим сновидением Птолемея Сотера. В Библии приводится пример толкования сновидения фараона о семи тучных и семи тощих коровах праотцем Иосифом.
В Библии также содержатся сведения о существовании у финикийцев и египтян обычая советоваться с гадателями снов, а также ночевать в храмах для получения вестей от божества.
В древней Спарте существовали особые храмы, где специально назначенные чиновники - эфоры - засыпали по определённому ритуалу, чтобы во сне получать указания свыше к решению трудных политических и других вопросов. В древней Элладе также существовал обряд инкубации - ритуального сна в храме для получения лечебного предписания. Для этих целей существовали храмы Асклепия - бога врачевания.
В мифах древней Греции сыновья Гипноса морфеи принимали различные формы, когда являлись в сновидениях и показывали будущее. Смысл и символику сновидений доверялось разгадывать лишь профессиональным толкователям и жрецам. Получение указаний во сне позволило считать, что спящий наделён даром ясновидения. Тогда же гадание по сновидениям получило название - ониромантика. Первый известный письменный сонник-толкователь выпустил грек из Далдиса, Артемидор во II-м веке н. э.
Древнегреческие Философы также достаточно внимания уделяли вопросам сновидений.
Демокрит полагал, что сновидения посещают сознание извне.
Платон (диалог "О любви") - что во сне выражаются низменные влечения.
Аристотель в трактатах "О сне" и "О вещих сновидениях" говорил, что сновидение не "язык богов" или "странствия души", а явления, вытекающие из сущности человеческого духа, и являют собой результат специфической деятельности мозга.
Диоген считал сновидения вообще бессмысленными и не имеющими значения.
Цицерон отрицал возможность божественного откровения во сне.
Лукреций Кар в поэме "О природе вещей" полагал, что сновидения в необычной форме воспроизводят те представления, которые переживались сновидцем в состоянии бодрствования, отражая повседневную жизнь.
Взаимное проникновение культур, а также всё более тесный контакт различных наций привели к тому, что различные в своё время источники информации стали накладываться, замещать близкие понятия, заимствовать недостающее и, как следствие, влиять друг на друга.
Эти процессы привели к тому, что сейчас уже нет чисто восточных или чисто европейских толкователей сновидений. Все современные толкователи - это как правило более или менее удачная компиляция основных понятий и их значений. Развитие научного взгляда на вопрос толкования привело в свою очередь к появлению "нового" отношения к толкованию сновидений.

 

Различные подходы к трактовкам сновидений.

 

За многотысячелетнюю богатую событиями историю человечества сложилось множество взглядов и подходов к снам и способов понимать и осознавать их значение. Они могут быть весьма разными, но все сходятся на том, что сновидения бывают целительные, творческие и пророческие.

З. Фрейд называл работу со сновидениями «царской дорогой к бессознательному» ( Зигмунд Фрейд, «Толкование сновидений» стр167, Москва 2002г). Он считал, что сновидения есть символические образы подавленных, в основном сексуальных желаний и носят обманчивый или символический характер, потому что эти желания недопустимы наяву. И что каждый элемент сна содержит зашифрованный смысл. Он раскрывал смысл сновидений методом свободных ассоциаций, что и по сей день широко используется в психоанализе. В своей работе «Толкование сновидений» (1890) Фрейд описал, каким образом сновидения помогают психике защищать себя и достигать чувства удовлетворения. «Сновидение - это способ высвобождения неосуществленных желаний человека посредством его сознания без пробуждения физического тела» (Роберт Фрейджер, 2001, 54). Дневные переживания, по мнению З.Фрейда, трансформируются в сновидение посредством деятельности сновидения, и таким образом сновидение является невинной платой за возможность сна.

З.Фрейд утверждал, что сновидение само по себе не возникает. Появление сновидения связано с определенными проблемами, физическими раздражителями, дневными переживаниями, разного рода мечтами, стоящими перед человеком, хотя это явно и не раскрывается в контексте сновидения. Сновидение, по мнению З.Фрейда - это альтернативный путь для удовлетворения требованиям бессознательного. Исходя из детального анализа десятков сновидений, соотнося их с событиями жизни человека, З. Фрейд сумел показать, что деятельность  сновидения - это процессы: сгущения, смещения (главное средство искажения сновидения), отбора, искажения, трансформации, перестановки, перемещения и других модификаций первоначального желания. Эти изменения делают модифицированное желание приемлемым для эго, если первоначальное желание было в целом неприемлемо для бодрствующего сознания. В контексте психоанализа терапевт помогает пациенту в толковании сновидений, чтобы содействовать раскрытию у него бессознательных мотивов. В 1932 году З. Фрейд написал ряд лекций, которые так и не были прочитаны, но в которых он пересматривает теорию сновидений (2001). Теория сновидений способствовала тому, что психоанализ сделал шаг от психотерапевтического метода к глубинной психологии, но З. Фрейд никогда не скрывал, что изучал сновидения как введение в теорию неврозов, что и определило его взгляды. Именно с помощью психоанализа сновидений он доказывал, что симптомы какого-то случая невротического заболевания имеют свой смысл, служат какому-то намерению. Он проводил полную аналогию между построением сновидений и невротических симптомов, и считал, что процесс выздоровления аналогичен превращению спящего человека в бодрствующего и здорового. З. Фрейд констатирует принципиальное различие между явным содержанием сновидения и его скрытыми мыслями (материалом сновидения) и считает, что сутью сновидения является процесс работы сновидения, а не его материал. Сновидение является краткой выжимкой из ассоциации, а его элементы выступают как бы избранными представителями всего их множества. Ассоциации к сновидению еще не являются скрытыми мыслями сновидения, они лишь «касаются их намеками». Столкнувшись с проблемой аффектов в сновидении, З. Фрейд признавал, что во всей теории сновидений этот момент самый уязвимый. Если сновидение является исполнением желания, то во сне невозможны мучительные ощущения. «При травматических неврозах все обстоит по-другому, здесь сновидения постоянно приводят к страху». З. Фрейд не боится признать, «что в этом случае функция сновидения не срабатывает» (З. Фрейд, 2001, с. 285). При всем этом констатирует, что с помощью его метода можно толковать не все сновидения, «но столь многие, что это убеждает в пригодности метода». (2001, стр. 276).

К. Г. Юнг (1959г) рассматривал образы сновидений скорее как раскрывающие содержание душевной жизни, чем умалчивающие о ней. Он считал, что между дневными и ночными событиями есть множество противоречий и что во снах может отображаться то, что ещё не произошло или что-то к чему человек не готов в бодрствующем состоянии. Он так же высветил связь сновидений с «коллективным бессознательным» и древними знаниями предков. «Общая функция снов - попытаться восстановить наш психологический баланс продуцирования материала сна, который восстанавливает трудноуловимым способом общее психическое равновесие» (Юнг, 1964, р.50). К. Г. Юнг подходит к сновидениям как к живым реальностям. Их надо получить посредством опыта и внимательно наблюдать. Иначе их понять невозможно. Уделяя внимание форме и содержанию сновидения, К.Г. Юнг, пытался раскрыть значение символов сна и при этом постепенно отходил от свойственного психоанализу доверия к свободным ассоциациям в анализе сновидений. «Образ является сконцентрированным выражением психической ситуации, не единственным и даже не преобладающим - простым и чистым содержанием бессознательного (К.Г. Юнг, 1921, р. 442).

Американский психоаналитик Эрик Фромм в своей книге «Забытый язык» утверждает, что во сне проявляется «как самое плохое, так и самое хорошее в нас». Эрик Фромм думает, что наши желания, страхи и догадки приобретают во сне большое значение и то, что мы видим, — это символ того, что мы чувствуем. Эрик Фромм считает, что в сновидениях отражается характер человека и особенно не осознаваемые, скрытые черты. Он утверждает, что при анализе сновидений человек узнает свою внутреннюю природу, осознает собственные потребности, смысл и ценность своей жизни.

Основатель процессуальной терапии А. Минделл считает, что мы сновидим не только во сне, но и бодрствуя. «Создатель сновидений» непрерывно излучает вереницы образов, отражающих символы различных слоев нашей внутренней жизни. Структуру его работы можно рассмотреть, используя метафору озера, со дна которого непрерывно всплывают пузырьки. Зарождаясь на самом дне, пузырек представляет собой маленькую капельку газа, приближаясь к середине постепенно увеличивается и, поднявшись на поверхность, расплывается большим пузырем. Так же и работа со сновидением. На поверхности сновидения мы видим образы, опускаясь глубже, мы можем осознать стоящие за образами чувства, обращаясь еще глубже возможно обнаружить то, из чего рождаются сновидения – «создателя сновидений» и вступить с ним в контакт (Владислав Лебедько, Евгений Найденов, Андрей Исьемин, 2008)

Представитель холистического течения в психологии С. Каплан-Уильямс предлагает технику перепроживания сновидений, особенно акцентируя возможность перепрожить те моменты сна, которые заставили нас проснуться от страха или боли, перепрожить собственную смерть или иное драматическое событие, от которого мы бежали даже во сне, отпустить страх и пережить возрождение, обновление и, тем самым, исцелиться, путем завершения какого-то незавершенного процесса, который представал во сне как угроза смерти или чего-то еще ужасного. Каплан-Уильямс предлагает также очень удобный инструмент для анализа сновидений во всей их совокупности – «Кристалл сновидений».

Ученик и реформатор К.Юнга, основатель архетипической психологии, Джеймс Хиллман (1970) возрождает древнюю традицию диалога с богами, исследуя сновидения методом активного воображения.

О сновидениях писал М.Босс и Л.Бинсвагнер . Они «преуспели в сбрасывании с себя одеяний сложного аппарата фрейдовской и юнговской теории, несмотря на то, что были квалифицированными аналитиками и много лет практиковали» (Холл, Линдсей, 1999, с. 264). Еще в 1938 г. М.Босс показал, что сновидения пациентов-шизофреников становятся более открытыми (менее замаскированными и символизированными) по мере ухудшения состояния и становятся более символическими по мере улучшения. Став экзистенциалистом, Менард Босс отвергает концепцию символизма, равно как и другие фрейдовские механизмы и интерпретации. Сон - еще один модус бытия-в-мире. Составляющие сна следует принимать в их собственном смысле и содержании, как они чувствуются в проживании сновидца. Сон и бодрствование - не абсолютно различные сферы существования. Фактически способ существования человека, выраженный в сновидении, часто дублирует модус существования в бодрствовании. Это проиллюстрировано его драматической серией из 823 отчетов пациента о своих сновидениях за три года терапии. (Медард Босс, 1958). Сны по мнению Босса часто высвечивают те реальности человеческого мира, о котором сновидец не знает в бодрствовании. «В человеческом существовании нет причинно-следственных отношений. В основном есть лишь последовательность поведенческих событий, но недопустимо из последовательности выводить причинность» (Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер, 1999, с. 263) Хотя Медард Босс обходится без символов, он говорит, что объект сновидения может иметь для сновидца разное значение, и включаться в различные системы отношений. Вместо свободных ассоциаций (З. Фрейд) или амплификации (К. Г. Юнг) экзистенциальный аналитик задает сновидцу вопросы, что позволяет более ясно и открыто увидеть значение сна в соответствии с бодрствующей жизнью. Пациент обретает ценные инсайты, касающиеся бытия-в-мире. Свободное использование этих инсайтов способствует построению более здорового Dasain (бытие-в-мире). Сны не скрывают экзистенции, они - ее откровение. Их экзистенциальный смысл явен, его не надо искать в гипотетической «закадровой» латентной содержательной работе. «Феномены сна, таким образом, всегда лишь то, чем они являются; они всегда раскрытие, девуалирование и никогда - сокрытие и вуалирование психического содержания» (Босс, 1958, с. 262).

А. Адлер («Сны и их толкование») полагал, что процессы и образы в сновидениях являются переработкой дневных переживаний человека, и так и определял его функцию. Но не как избавление от вытесненных чувств и желаний. В его подходе важно то, что он не разделял психику на дневное и ночное состояние и считал их естественными продолжениями друг друга. И поскольку сны есть продолжение жизни человека, то они отражают и его личность и его жизненный ритм, поэтому, работая со снами, можно найти наилучшие для данного человека способы решения его задач. Альфред Адлер считал, что образы сновидений имеют непосредственное отношение к проблемам самоутверждения и власти, к оценке человеком способностей, проявляющихся в обществе. Так, у ребенка, растущего в неблагоприятных условиях для развития личности, вырабатывается «комплекс неполноценности», который он стремится преодолеть всевозможными способами. В зависимости от того, как человек справляется с комплексом, складывается и его дальнейшая жизнь. По мнению Альфреда Адлера, сновидение — это попытка человека предугадать заранее ситуацию: "...я хотел бы сказать, что сновидение представляет собой немаловажное для поведения душевное явление, что оно, словно в зеркале, способно отразить процессы и установки, которые нацелены на осуществление в дальнейшем определенпых поступков" (А.Адлер, «Сны и их толкование», стр. 138)

В 951 году создатель гештальттерапии Ф. Пёрлз сравнивал работу со снами с дорогой к целостной личности. Он утверждал, что, работая с образами сновидений, можно осознать различные маски личности и объединить все отрезанные и вытесненные части личности и души. Это происходит через проигрывание, воплощение и перевоплощение сновидца в различные образы и части сновидения. «В своей работе гештальтерапевты немало внимания уделяют снам пациента, используя их для большего раскрытия личности. По их мнению, сны человека отображают различные фрагменты его личности. При проигрывании отдельных отрывков сна, через его переживание возможно определить скрытый смысл, не прибегая при этом к анализу и интерпретации, как это делают психоаналитики» («Путешествие в Гештальт: теория и практика» В. Яровицкий, 2004, 319).

В современной психологии и психотерапии проблема толкования сновидений основательно представлена также в онтопсихологии. Это научное направление, разработанное в трудах известного итальянского клинициста, психолога и философа Антонио Менегетти. Его система взглядов сформировалась под влиянием работ А.Дцлера, О.Ранка, З.Фрейда, К.Г.Юнга. Теоретико-методологической основой онтопсихологии послужили феноменология Э.Гуссерля, экзистенциализм М.Хайдеггера и К.Ясперса, философия жизни Ф.Ницше и А.Шопенгауэра. Онтопсихология обладает собственным методом толкования сновидений. При интерпретации снов, считает Менегетти, нужно учитывать, что сон — это ответ на какую-то потребность личности, необходимость, которая заявляет, "кричит" о себе. Сон изображает то, что требуется субъекту, подлинную правду его жизни. Ткань сна подчиняется естественной логике, продиктованной телом и душой. Сновидению не интересна ни политика, ни культура, ни религия, важна лишь жизненная ситуация самого человека. Сон может быть интерпретирован только в контексте жизни личности и работы его Ин-се, а не на основе сознательных представлений, убеждений и т.п. Создатель онтопсихологии воспринял и развил идею К.Г.Юнга о том, что все отношения между людьми, равно как и отношения человека с миром, суть отношения проективные. Сознание и бессознательное отбирают из окружающего мира информацию не случайно, не хаотично, а руководствуясь определенной логикой, логикой смысла. Образы сновидения обязаны своим появлением неосознаваемому динамическому мотиву. Сновидение — это глубоко скрытая, недоступная для познания на уровне органов чувств (и потому нелогичная) действительность, в такой форме взывающая к сознанию и разуму. Многолетняя клиническая практика убедила А. Менегетти в том, что сновидение отражает реальное состояние внутренних органов, скрытые или только начинающиеся патологические процессы. Сон является своеобразным радаром, сообщающим сновидцу о неблагоприятной ситуации в отдельной системе органов или во всем теле. Хаотично сменяющие друг друга образы сновидения на самом деле несут информацию о динамике душевных и телесных изменений.

Сегодня среди комплексных подходов к сновидениям наиболее функциональный - структурно-семиотический. Сновидение как семиотический феномен является специфическим семиологическим объектом, поскольку его символика может выходить за пределы обмена знаков. Символическая природа сновидений предполагает лингвистическую парадигму его анализа. Ведущее место здесь принадлежит работам Ж.Ла-кана. Сновидческие образы рассматриваются как специфический язык, соотносящийся с внеязыковой реальностью. Центральным вопросом толкования сновидений является вопрос перевода бессознательных содержаний на внележащий, запредельный для него язык сознания. Как замечает Лотман, «минимальной работающей структурой является наличие двух языков, их неспособность, каждого в отдельности, охватить внешний мир. Сама эта неспособность есть не недостаток, а условие существования»

      В концепции структурного психоанализа Жака Лакана бессознательное - это то, что структурировано как язык, а бессознательное субъекта - это речь другого. «Сновидение - один из видов речи, не озвученный, а визуализированный голос Другого. Сон имеет структуру фразы или, буквальна, ребуса. Он нуждается в расшифровке.» ( «Семинары, Книга I: Работы Фрейда по технике психоанализа»  Ж. Лакан )

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 77; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!