Глава 1. Психолого-педагогические аспекты развития интереса к художественному творчеству у детей младшего дошкольного через художественное экспериментирование.



УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СРАПУЛА

 

 

Реферат на тему

"Формирование интереса к художественному творчеству у детей младшего и среднего  дошкольного возраста через игры- экспериментирования "

 

Автор: воспитатель МБДОУ д/с № 4 1

Вахитова Ольга Викторовна

стаж педагогической работы 3 года

квалификация: соответствие

занимаемой должности

 

2020 год

Город Сарапул

 

Оглавление.

Введение

Психолого-педагогические аспекты развития интереса к художественному творчеству у детей младшего и среднего  дошкольного через художественное экспериментирование.

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития интереса к художественному творчеству у младших дошкольников.

Развитие интереса к художественному творчеству детей младшего дошкольного возраста через игры- экспериментирования.

1.3 Формы организации художественного экспериментирования. Игры- эксперименты для младших дошкольников.

 

 2. Опытно - практическая работа по развитию интереса к художественному творчеству у детей младшего дошкольного возраста через игры – экспериментирования

2.1 Описание базы исследования

2.2. Изучение уровня сформированности интереса детей к художественному творчеству

2.3 Практическая работа по развитию интереса к художественному творчеству у детей младшего и среднего дошкольного возраста.

2.4.Анализ результатов опытно-практической работы по развитию интереса к художественному творчеству через игры- экспериментирования.

Заключение

Список литературы

Список приложений

 

 


Введение

Мы знаем, что дошкольный возраст - это период активной деятельности и творческой фантазии. Именно поэтому очень важно с самого раннего детства заинтересовать детей, завлечь их, зажечь сердца, зародить в них творческое начало.

Художественное творчество оказывает огромное влияние на развитие творческой личности.

Проблема развития интереса у детей к разным видам художественного творчества является на сегодняшний день не до конца изученной. Без интереса не возможна активная деятельность детей, - утверждают педагоги и психологи. Только в активной деятельности ребенок может гармонично развиваться.

   А.С. Запорожец говорил: "Ребенок приобщается к материальной и духовной культуре, созданной человечеством, не пассивно, а активно, в процессе деятельности, и от взаимоотношений, складывающихся у него с окружающими людьми, во многом зависит процесс формирования его личности[1, с.4].

Проблема развития интереса детей к художественному творчеству всегда интересовала дошкольную педагогику. В психолого-педагогических исследованиях зарубежных и отечественных ученых, педагогов придается огромное значение развитию творческого интереса детей дошкольного возраста к разным видам деятельности, так как ни одна деятельность не может обойтись без интереса. Они подчеркивают: "Нет у родителей, педагогов периода более ответственного перед молодым поколением, чем время ранней весны их жизни, - детства". (1, с.7)

Проблемой интереса занимались Т. Рибо, С.Л. Рубенштейн, Л.А. Гордон, Л.И. Божович, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев и др.

В активной деятельности, прежде всего интересной для ребенка, наиболее активно проходит его развитие. Изобразительная деятельность среди других видов деятельности занимает значительное место в таком развитии.

Ученые, исследовавшие детское изобразительное творчество, указывали, что развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными. Но, чтобы результаты оказались положительными, подчеркивают ученые, прежде всего, необходимо заинтересовать ребенка художественной деятельностью. И тогда можно увидеть, насколько богат душевный мир малыша. Об этом говорили такие ученые, как Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева.

Исследователь детского изобразительного творчества Т.С. Комарова утверждает, что «художественная деятельность вносит в жизнь детей радость, так как ребенок соприкасается с насыщенными яркими красками, узорами, образами".[2, с. 14]

Все ученые, занимающиеся проблемой художественного творчества, художественной деятельности в жизни ребенка, подчеркивают важность и значение интереса у ребенка к деятельности. Большое значение интересу, как мотивации к художественному творчеству придает Г.Г. Григорьева. [ ]

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами дошкольной педагогики и психологии, выявили, что в процессе занятий лепкой, рисованием, аппликацией развивается мелкая моторика рук, что очень важно как для общего развития ребенка, так и для подготовки руки к письму.

Так же на практике доказано, что, занимаясь интересным делом, ребенок стремиться выполнить его лучше. В спокойной обстановке, когда ребенок лепит, рисует, выполняет аппликацию, он раскрепощается, сосредотачивает свое внимание на конкретных действиях с различными материалами. В процессе такой деятельности происходит психологическая разгрузка.

Большое значение художественное творчество имеет для развития познавательных процессов: восприятие, память, мышление, воображение (Н.П. Сакулина, Л.С. Выготский, В.С. Мухина и др.).

Из всего выше сказанного следует, что художественное творчество оказывает большое влияние на все стороны развития личности ребенка, особенно, если эта деятельность построена, прежде всего, на интересе. Большое влияние на развитие интереса ребенка четвертого года жизни к художественному творчеству оказывает игра. Интересный и своеобразный опыт обращения к игре при обучении изобразительной деятельности представлен в работах Е.А.Флериной, Р.Г.Казаковой, Г.Г.Григорьевой, Т.Н.Дороновой, С.Г. Якобсон. Г.Г.Григорьева показала, что использование игровых приемов в процессе занятия повышает интерес детей к изобразительному искусству, создает положительный, эмоциональный настрой и вызывает желание рисовать, повышает эффективность процесса обучения.

 Вместе с изобразительной деятельностью детям наиболее интересно и экспериментирование. Они одинаково быстро вовлекают детей в процесс познания, исследования (где-то с предметами, а где-то с художественными материалами и инструментами, вызывают у них новые оригинальные идеи, желание придумывать и находить новые способы получения результата своей продуктивной деятельности, подталкивают детей к самостоятельным действиям, то есть помогают проявить непосредственно свою творческую индивидуальность.

В связи с этим, можно сделать вывод о том, что взятая мною для самообразования тема "Формирование интереса к художественному творчеству у детей младшего и среднего дошкольного возраста через игры- экспериментирования ", достаточно актуальна и имеет важное значение в разностороннем развитии личности ребенка.

Объект исследования – процесс развития интереса к художественному творчеству у детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования - игры- экспериментирования как средство развития интереса к художественному творчеству у детей младшего и среднего  дошкольного возраста.

Цель исследования: Практическое изучение эффективности использования игр- экспериментов как средства развития интереса к художественному творчеству у детей младшего и среднего  дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: развитие интереса к художественному творчеству детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством игр- экспериментов будет эффективным, если:

- игры- эксперименты с художественным материалом будут использоваться во всех формах организации образовательного процесса: совместной деятельности, самостоятельной деятельности и взаимодействии с семьями воспитанников.

- в работе с детьми будут использоваться различные виды экспериментальной деятельности для развития интереса к художественному творчеству;

-в группе будет создана развивающая среда для художественного экспериментирования с различными материалами.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить теоретические аспекты проблемы развития интереса к художественному творчеству младших дошкольников в психолого-педагогической литературе.

2.Определить роль игр- экспериментов с художественными материалами в развитии интереса к художественному творчеству детей младшего и среднего дошкольного возраста.

3. Изучить уровень сформированности интереса к художественному творчеству у детей младшего и среднего дошкольного возраста.

4. Разработать серию игр- экспериментов с художественными материалами для детей младшего и среднего дошкольного возраста.

5. Проанализировать эффективность опытно-практической работы по организации игр- экспериментов для развития интереса к художественному творчеству у младших дошкольников.

Методы исследования:

1.Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.

2. Беседа

3.Наблюдение.

 

 

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты развития интереса к художественному творчеству у детей младшего дошкольного через художественное экспериментирование.

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития интереса к художественному творчеству у младших дошкольников.

"Концепция дошкольного образования" ставит перед педагогами задачу - воспитание гармонично развитой, творческой личности, способной к преобразующей деятельности. А для реализации этой задачи, прежде всего, необходимо сформировать у ребенка предпосылки к творчеству. Необходимо руководствоваться такими методами и приемами, которые помогут возбудить у детей интерес к деятельности, вызвать положительное эмоциональное отношение к такой деятельности.

Интерес, как мотивацию к изобразительной деятельности, рассматривали такие педагоги, как Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Г.Г. Григорьева.

Они говорили о том, что в изобразительной деятельности при наличии интереса, у детей появляется желание оценить свои работы, заметить в них разнообразие форм, яркость цветосочетаний, ритмический повтор, расположение в пространстве. А все это ребенок сможет увидеть и дальше совершенствовать в том случае, когда ему интересно. У него должен появиться интерес - мотив к дальнейшей деятельности.

При разработке программ по обучению детей изобразительной деятельности, ученые, занимавшиеся проблемами интереса, главной задачей по обучению детей младшего дошкольного возраста выделяют - формирование интереса. Формирование интереса у младших дошкольников к изобразительной деятельности, как одна из главных задач, выделена и в современных программах ("Пралеска", "Детство", "Радуга" и др.).

Ученые педагоги и психологи указывали, что без интереса нет творческой и эмоциональной, приносящей ребенку радость, деятельности.

В основе интереса лежат мотивы. Мотив - это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей. [ ]

Мотивационная сфера ребенка начинает развиваться в начале дошкольного возраста. Но все же поведение младшего дошкольника еще мало чем отличается от поведения детей раннего возраста: он действует большей частью под влиянием ситуативных эмоций и желаний, вызываемых самыми различными причинами. [ ]

На основе этого следует, что для того, чтобы сформировать стойкие мотивы, необходимо создать для этого положительные условия. Прежде всего, для формирования мотивации к изобразительной деятельности, необходимо вызвать интерес к этой деятельности и закрепить его.

А, как доказано педагогами и психологами, интерес к изобразительной деятельности появляется у детей в раннем возрасте. И, как считают психологи, главное - поддержать этот интерес, способствовать его закреплению, чтобы не погасить огонек детского любопытства, стремление к познанию нового и интересного.

Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте и продолжает развиваться в дошкольном. Н.П. Сакулина объясняет, что первые рисунки возникают в зависимости от того, когда взрослый дает ребенку бумагу и карандаш, это же касается и лепки. [ ]

Если вовремя создать условия для проявления и становления изобразительной деятельности, то она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка. С развитием деятельности растет и развивается сам ребенок. [ ]

Как установила Г.Г. Григорьева, развитие датской изобразительной деятельности теснейшим образом связано с развитием общей мотивационно-потребностной сферы личности ребенка.

Как утверждает Г.Г. Григорьева, процесс освоения изобразительной деятельности малышом, есть процесс становления его как субъекта этой деятельности. При этом реализуются субъектно-объектные отношения в процессе восприятия изображаемых предметов и при воплощении их в образах. Одновременно, в процессе овладения деятельностью, реализуются и субъект-субъектные отношения. Это происходит с развитием мотивов деятельности. (5 стр. 38)

Из этого можно сделать вывод о том, что при правильном взаимодействии взрослого с ребенком, появляется познавательный интерес.

Как установили психологи, познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познать новое, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения. Доказано, что основа познавательного интереса - это активная мыслительная деятельность. Под влиянием познавательного интереса ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность в решении умственной или практической задачи. [ ]

Г.Г. Григорьева выделила ступени развития интереса к художественному творчеству ребенка на начальных этапах:

1. Ярко выраженный интерес малыша к изобразительному материалу и познавательные действия с ним.

Этот этап, по мнению ученой, прежде всего, должен предусматривать свободу действий малыша с различными материалами, поддерживать его интерес к "экспериментированию" с этими материалами.

2. Интерес ребенка к действиям взрослого с материалами. Подражание взрослым, основанное на потребности в общении с ними, на интересе к действиям с материалами.

3. Интерес малыша к следу, оставляемому на бумаге, и появлению ассоциативного образа.

Этот этап предусматривает предшествующую работу с детьми: ознакомление с окружающим, наблюдения, рассматривание картинок, предметов.

4. Появление первых замыслов, принятие малышом самостоятельного решения что-либо нарисовать, слепить, выложить узор.

5. Проявление в содержании детской изобразительной деятельности интереса к предметному миру. (5 )

Уже к концу третьего года жизни малыш проявляет большой интерес к художественному творчеству, понимает, что в рисунке, через лепку, выкладывание форм, он может воплотить любое содержание. При условии систематического использования изобразительного материала, он овладевает, под руководством взрослого, элементарной техникой работы с карандашом, кистью, красками, глиной, пластилином. Действия ребенка с материалами достаточно свободные, смелые, уверенные. Он смело и самостоятельно рисует и лепит все, что хочет, с уверенностью в том, что у него получается прекрасно. Такое чувство необходимо всячески поддерживать, развивать. Это важное условие становления большей самостоятельности, предпосылка творческих проявлений ребенка в изобразительной деятельности.

В ходе различных исследований педагогов и психологов было установлено, что в этом возрасте художественное творчество направляет комплекс мотивов: интерес к материалам, особенно если материалы обновляются; подражание сверстникам и взрослым; интерес к их деятельности и др.

Все эти мотивы становятся побуждением к художественному творчеству дошкольника. Каждый из них актуализируется в тех или иных ситуациях, занимая иногда ведущее место.

Однако ведущим, главным мотивом постепенно становиться интерес к предметам, событиям, явлениям, которые ребенок пытается изображать. В этот период, как утверждают психологи и педагоги (Е.А. Флерина, В.С. Выготский, Н.П. Сакулина, Г.Г. Григорьева и др.), объединяется мотив игры и изобразительной деятельности. Это - потребность "пережить значимые для него стороны деятельности", еще раз вернуться к тем предметам, явлениям, событиям, которые удивили, заинтересовали, поразили, порадовали малыша в обычной жизни. В процессе реализации данного мотива, ребенок использует дополнительные средства: речь, игру и др.; легко и эмоционально передает это содержание.(5 )

Итак, художественное творчество имеет значение в развитии общей мотивационно-потребностной сферы личности ребенка. Происходит этот процесс на основе формирования и закрепления у детей определенных мотивов к деятельности. А такие устойчивые мотивы могут формироваться в том случае, если ребенку интересна сама деятельность. Таким образом, интерес является фундаментом формирования мотивов ребенка, вне зависимости от деятельности, к которой он проявляется и имеет большое значение, как будущая мотивация.

Так что же такое интерес? В чем проявляются его особенности в общем, и в художественном творчестве, в частности, у младших дошкольников?

Первая попытка теоретически обосновать интерес в обучении и жизни ребенка была предпринята в 19 веке немецким ученым-психологом И. Гербартом. Его работы положили начало широкому распространению научных идей об интересе и их практическому использованию в педагогике и психологии.

Р.С. Немов дает следующее определение интересу: "Интерес - это эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению."( )

В. Вунд, один из крупнейших психологов 19 века, говорил: "Интерес - это феномен интеллектуального характера, эмоционального, волевого. Суть интереса составляют чувства и желания". Он указывает, что интерес - это сила, которая в одинаковых условиях, обстоятельствах, одних оставляет равнодушными, других бросает в "жар и холод". Сила, зреющая в ребенке с первых месяцев жизни и сопровождающая его мысли и чувства до глубокой старости. (7, стр. 123).

"Интерес, как сказочная птица Феникс, сила, сжигающая себя на костре и вновь возрождающаяся из пепла. Это и чувства, и воля, и интеллект".(7, стр.6)

"Интерес - избирательное отношение личности к объекту, в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности" (, стр. 85).

Интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к ним. Потребность выражает необходимость, интерес выражает личную приязнь к какой-то деятельности. Углубившийся и утвердившийся интерес может стать потребностью.

Формирование интереса не всегда начинается с осознания потребностей. Интерес может появиться стихийно и неосознанно, вследствие эмоциональной привлекательности объекта. Эмоциональная привлекательность объекта тоже имеет свои глубокие, вначале неосознанные, источники. Поэтому объект привлекает внимание, доставляет радость, наслаждение. Потому что по своим свойствам отвечает в какой-то мере психическому настрою и потребностям личности. Вот почему один и тот же объект не может у всех одновременно вызвать одни и те же переживания.

Интересы имеют существенное значение в жизни и деятельности человека. Интересы побуждают к деятельности, активизируют личность. И.П. Павлов рассматривал интерес как то, что активизирует состояние коры головного мозга. Работа, отвечающая интересам, осуществляется легко и продуктивно.

В педагогической практике особенно важно учитывать значение интересов для развития личности и формирования знаний. К.Д. Ушинский писал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями.

Психологами рассмотрены особенности развития ребенка-дошкольника, которые необходимо учитывать при формировании познавательных интересов у младших дошкольников.

Во-первых, практическое отношение к миру окружающих вещей. Опираясь на эту особенность, необходимо так построить творчество ребенка, чтобы ему, прежде всего, было интересно. Нужно научить ребенка видеть вещи не только с точки зрения их практического назначения. Ребенок должен научиться смотреть на вещи другими глазами: подняться на иную высоту в оценке вещей и их изменений - это мнение большинства педагогов и психологов. А этому ребенка необходимо научить и, чем раньше начать такое обучение, тем лучше будут результаты. Мы знаем, что ребенок - это не маленькая копия взрослого, а самостоятельная личность со своими взглядами на мир, со своими интересами. И тут можно выделить следующую особенность: интересы ребенка намного богаче интересов взрослого.

По мнению педагогов и психологов, это, прежде всего, связано с тем, что взрослый уже определил круг своих интересов, он занимается тем, что его интересует. И редко кто из взрослых желает чего-то нового и отправляется на поиски.

У ребенка же целая масса интересов. Одни смешиваются с другими, он постоянно в поисках чего-то нового, более интересного. Его внимание не удерживается на определенном виде деятельности, особенно если эта деятельность однообразна. При однообразии интерес ребенка быстро угасает, и ребенок тогда отправляется на поиски чего-то нового, более интересного для него. Именно поэтому интерес ребенка к изобразительной деятельности необходимо постоянно поддерживать, подпитывать.

Следующей особенностью младших дошкольников является неустойчивое внимание, для поддержания которого необходимо все время заинтересовывать детей. "Даже те дети, которые быстро идут вперед, не задерживая жадного взгляда на окружающей жизни, быстро "гаснут", как многие вундеркинды, не имевшие в детстве широких, разносторонних, присущих их возрасту, интересов" - считает Н.П. Морозова (7, стр. 10)

Познавательная активность является следующей особенностью развития дошкольника. Ребенок младшего дошкольного возраста ещё только делает первые шаги на пути к неизведанному. Ему все интересно, все ново. Взрослый знакомит ребенка с таким огромным и прекрасным миром. Если лучше присмотреться к маленьким, любопытным глазенкам малыша, можно увидеть яркий огонек интереса ко всему. И самое главное для взрослого поддержать этот огонек, чтобы он не погас, и чтобы детские глаза не стали грустными и равнодушными.

Мы просто обязаны детское любопытство превратить в любознательность, развить у ребенка познавательную активность, интерес к творчеству и фантазии. Но не у всех дошкольников любознательность развита в достаточной степени. Характер ее не постоянный, изменчивый.

Младшему дошкольнику любопытно все яркое, красочное, неожиданное. И этим необходимо воспользоваться, чтобы любопытство переросло в любознательность к чему-то новому, неизведанному. Такого перехода может и не произойти, если роль ребенка ограничена всего лишь пассивным созерцанием окружающего.

Для того, чтобы проявилась активность дошкольника, необходимо, чтобы его интерес к изобразительной деятельности проявлялся через экспериментирование. Это является следующей особенностью. Экспериментирование способствует стремлению ребенка к изменению, перестройке чего-либо в деятельности, что наиболее ярко проявляется в художественном творчестве. В художественном творчестве ребенок может создать с помощью экспериментирования новые образы, материалы. А все это способствует развитию детского творчества, фантазии. В.С. Выготский говорил, что творчество выступает как универсальная способность, направленная на развитие и закрепление интереса, обеспечивающее успешное выполнение самых разнообразных форм деятельности. (3, стр.7)

Последняя особенность, на которую указывают исследователи особенностей личности ребенка младшего дошкольного возраста - это атмосфера увлеченности и склонность детей к подражательности. Увлеченность взрослых, членов семьи, воспитателей в детском саду определенной деятельностью, способствует проявлению интереса у ребенка к такой же деятельности. Очень часто приходится наблюдать, что дети в детском саду занимаются тем же, что и воспитатель: воспитатель постоянно что-то рисует, лепит, вырезает, мастерит - и дети стремятся к этому, они требуют краску, бумагу, пластилин и действуют с ними; воспитатель поет, и дети поют, воспитатель танцует, и дети танцуют. Тоже касается и семьи. Ведь нередки случаи, когда в семье художника вырастает художник, а в семье музыканта - музыкант.

Отсюда следует, что от характера увлечений педагогов и родителей, их интересов, формируется интерес у детей к определенному виду деятельности.

Формирование интереса так же зависит от окружения ребенка: это, прежде всего, условия, которые создает педагог в группе (необходимый материал, работа по приобщению детей к изобразительному искусству, проведение кружковой работы, работы с мини группами, индивидуальная работа, организация самостоятельной художественной деятельности и т.д.) - и самое главное, желание ребенка заниматься этой деятельностью.

На основе всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Формирование интереса к художественному творчеству - одна из главных задач обучения детей младшего дошкольного возраста данному виду деятельности.

2. Интерес является фундаментом для формирования у детей стойких мотивов к художественному творчеству, которые в свою очередь, являются основой формирования мотивационно-потребностой сферы личности ребенка.

3. Для развития и поддержки интереса к художественному творчеству у детей младшего дошкольного возраста необходимо придерживаться следующих принципов:

-развивать и поддерживать интерес ребенка к окружающему миру;

-развивать интерес через художественное экспериментирование;

-для устойчивого внимания детей использовать в работе игровые приемы, яркие красочные материалы, предоставив детям возможность самостоятельного выбора средств изображения.

-организовать развивающую предметно-пространственную среду в группе;

- спланировать и организовать работу с родителями по формированию устойчивого интереса у детей к художественному творчеству посредством игр-экспериментов.

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 205; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!