ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ 37 страница



термина, по утверждению основателей теософии, восходит к школам

неоплатоников1, однако самые ранние элементы теософии сложились

в Древней Индии, а термин "теософия" имеет свой аналог на санскрите

- "брахмавидья" (божественная мудрость)2. Теософия рассматрива-

лась ее основоположниками как основа всех религий, как новый, со-

ответствующий данному историческому времени способ изложения

религии, как учение, которое на протяжении всей истории челове-

чества лишь меняло свои формы, но суть которого оставалась неизмен-

ной3. Возникновение теософии как особой философской системы

связано с деятельностью Е. П. Блаватской (1831 - 1891) и созданного

ею Теософского общества. Систематизацией ее идей занялись позднее

А. Безант (1847 - 1933), Р. Штайнер (1861 - 1925) и др.

Учение Е. П. Блаватской с самого начала формировалось как

синтез философских воззрений и религиозных форм различных эпох

и народов с современными ей научными идеями. Фактически теософия

была одной из первых попыток создания новой парадигмы мышления

путем синтеза научного и вненаучного знания. Главный теософский

труд Е. П. Блаватской - "Тайная Доктрина".

Не отрицая позитивной роли науки, теоретики теософии под-

черкивают ее ограниченность. Главная разница между теософической

наукой и обычной современной наукой видится в том, что последняя

имеет дело лишь с обрывками целого - с физическими явлениями это-

го и других миров, с тем, что может быть проведено через физический

мозг человека и его чувства.

В отличие от обычной науки теософическая наука рассматривает

весь мир как проявление мысли во всех разрядах материи. Оккультная

наука знает о существовании еще более высоких родов разреженной

материи. Человек никоим образом не ограничен одним только

физическим миром. Необходимо развивать "новые чувства", для того

чтобы наблюдать явления более тонкой материи. Формирование науки

более высокого уровня должно идти путем синтеза методов обычной

науки и методов теософии.

Космология Картина мироздания, которую рисует

теософия, дана, по мнению А. Безант, духов-

ными охранителями человечества через их ученицу и посланницу Е.

П. Блаватскую и описана в ее произведениях. Теософия определяет

космос как систему, "которая, исходя от единого Логоса и поддержива-

емая Его Жизнью, является... вполне законченной в себе самой"4. В

большинстве теософских трудов человеческий космос ограничивается

Солнечной системой, в которой физическое Солнце - это низшее про-

 

234

 

 

явление Логоса. Логос понимается как "зеркало, отображающее Бо-

жественный Разум, Вселенная же является зеркалом Логоса, хотя пос-

ледний есть сущность... этой Вселенной... каждая Вселенная (Мир или

Планета) имеет своего Логоса..."5. Материя Солнечной системы есть

результат первого творческого действия божественного Логоса, которое

подготовляет поле эволюции. Она везде пронизана более тонкой ма-

терией, другими мирами и переплетается с ними. Первоматерией кос-

моса является эфир, изменение плотности которого порождает

различные материальные формы; мысль рассматривается как особо

тонкий вид эфира.

Эволюция космоса - результат действия трех творческих волн

Божественного Логоса (или трех логосов). Первая жизненная волна,

излитая в океан межзвездной материи, исходит из самого Логоса.

Она образует атомы и строит их многочисленные сочетания. Вторая

великая волна в своем нисходящем движении наделяег материю

различными чертами или свойствами, а в восходящем движении

строит формы из материи, уже обладающей свойствами. В этом

процессе Логос раскрывается как творец, как "Великий Геометр

Вселенной". Третья великая волна связана с истечением "семян

божественности" - человеческих душ, которые Божественный Логос

посылает в материю для того, чтобы одушевить и использовать тела,

подготовлявшиеся для них в течение долгой эволюции, медленного

восхождения от минерала к растению, от растения к животному, от

животного к животному-человеку. Теософия рисует пантеистическую

картину мира, в котором каждая частица материи духовно-материаль-

на. Дух и материя составляют неразрывную пару, и одна сторона

не может существовать без другой.

Солнце как проявление Логоса в человеческом космосе имеет

могущественных сотрудников - разумных духов, которые становятся

действующими силами в создаваемой им Вселенной. Это семь

священных сущностей - планетарных логосов (логосов второго поряд-

ка), саморожденных от присущей им силы в лоне Материи-Суб-

станции. Высшие духи были космократорами, формовщиками нашей

Солнечной системы. Каждый из них - предводитель целой иерархии

духов, управляющих его царством, и специализирует материю своего

царства.

Седьмеричная система, изначально задаваемая семью логосами

второго порядка, пронизывает весь человеческий космос от атомов,

которые тоже имеют семь субпланов, - до планетарных царств и

человека. На четырех нижних планах каждый планетарный логос

образует семь шарообразных миров, которые, в свою очередь,

образуют планетарную цепь. Перевоплощения планетарной цепи, или

ее манвантары, также делятся на семь ступеней.

Антропогенез            Земной мир является одной из ступеней пла-

нетарной эволюции, имеющей также седь-

меричную цикличность. Земной манвантаре предшествовала лунная,

которая произвела семь классов существ, от которых произошли су-

 

235

 

щества земной манвантары. Человеческая эволюция представляет со-

бой процесс развития сменяющих друг друга семи рас.

Первая коренная раса Земли состояла из студенистых аморфных

существ и "получила свое дыхание жизни от солнца". Вторая обладала

"более определенным составом тела", третья, лемурийская, состояла

из обезьяноподобных существ гигантских размеров. В эпоху, когда

третья коренная раса Земли завершала свой цикл, на Земле появля-

ются представители высокоразвитого человечества с планетарной цепи

Венеры, "Сыны Огня" - светлые существа, принадлежащие к одному

из высших разрядов среди Сынов Разума. Они поселяются на Земле

как божественные учителя юного человечества и вносят в животно-

го-человека искру, из которой образуется человеческая душа. Затем

в результате земного воплощения высокоразвитых космических су-

ществ "Солнечных Питрисов" появляется четвертая, атлантическая,

раса.

Пятая, или арийская, раса развивалась под непосредственным на-

блюдением высшего существа, "технически" называемого Ману. Че-

ловечеству предстоит завершить цикл пятой расы и пройти процесс

эволюции внутри шестой и седьмой рас. В конце седьмой расы, по

окончании земной манвантары, наша земная цепь передаст последу-

ющей плоды своих достижений. Это будут божественно совершенные

люди, подобные Будде и Ману, которые примут руководство новой

эволюцией по указанию планетного Логоса.

Учение о человеке Одним из основных компонентов теософии

является учение о перевоплощении -

процессе, охватывающем как эволюцию Вселенной в целом, так и эво-

люцию человека. Жизнь есть способ самореализации Логоса, процесс

эволюции частиц его жизни - монад. Человек представляет собой

разумную, самосознающую сущность, облеченную в тела, принадле-

жащие ментальной, астральной и физической сферам. Божественный

дух внутри человека - это луч, исходящий из Логоса, искра,

спустившаяся из пламени посредством тончайшей нити, заключенная

в оболочку, состоящую из тончайшей ментальной материи. Он обла-

дает троичной природой самого Логоса. Эволюция человека представ-

ляет собой проявление всех его трех божественных аспектов - бытия,

блаженства и разума, развития их из скрытого состояния в активное.

Человек - высшее из всех существ, живущих в физической среде,

и является в известной степени "наместником Логоса", отвечая за

порядок, мир и благоденствие на Земле. Тело человека, по учению

теософии, состоит из 1) физического тела, назначение которого-

входить в соприкосновение с физическим миром, получать от него

информацию и передавать ее душе, и 2) эфирного двойника, назна-

чение которого - служить проводником жизненных токов, исходящих

от солнца, и распределять их по различным частям физического тела.

 

236

 

 

Во время земной жизни физическое и эфирное тела функционируют

вместе. Кроме того, человек обладает астральным телом, состоящим

из особой, астральной материи, прозрачной и тонкой, способной ме-

нять свою форму под влиянием мысли, в нем имеются чакры - центры

биопсихического поля.

Еще один слой многомерного человеческого организма составляет

ментальное тело, или тело мысли. Оно состоит из особой "материи

мысли", неизмеримо более тонкой, энергетичной и светящейся, чем

астральная материя. Материя мысли есть подлинная родина человека.

В ментальном теле находится духовный центр - Эго, или Мыслитель.

Он имеет овальную форму "аурического яйца". Эта материя обво-

лакивает луч Божественного Я, живой луч Единого Света и Единой

Жизни Вселенной, отделяет этот луч от его источников, заключает

его внутри тончайшей оболочки из своей субстанции и таким образом

делает его индивидуальностью. Этот центр подобен зерну, опущенному

в почву человеческой жизни, чтобы напитаться ее соками и вырасти

в мощное дерево - "образ и подобие зачавшего его Господа". Человек

может освободиться от колеса рождений и смертей, чтобы перейти к

сверхчеловеческой эволюции, где его раскрывшееся теперь сознание

поднимается на недостижимые высоты до тех пор, пока он не достигнет

единения с Самим Божеством.

Учение о высших мирах Структура человеческого мира состоит из

мира физического, астрального, ментального,

"Сферы Буддхи", нирваны и еще более высоких миров, включая

"жизнь высочайшего Бога"6. Структура человеческого организма и

структура человеческого мира суть аналоги. Физическое и эфирное

тела столь тесно взаимосвязаны, что эфирные двойники не образуют

особого мира, а как бы примыкают к физическим телам.

Астральные тела образуют астральную сферу, где обитают астраль-

ные существа с весьма пластичными формами, прозрачными и высо-

коэнергетичными. Эти формы рождаются мыслью, и

продолжительность их жизни зависит от силы, длительности и

отчетливости мысли, которая их создает. Мыслеформы, или "искус-

ственные элементали", имеют огромное влияние на земную жизнь лю-

дей, выполняя те или иные функции в зависимости от желаний и

направленности создавшей их мысли. Астральный мир населен "есте-

ственными элементалями" пяти отделов - эфира, огня, воздуха, воды

и земли. Кроме них временными обитателями астрального мира явля-

ются астральные тела животных. Его могут временно посещать также

люди и существа более высокого порядка, выполняющие особые за-

дачи, связанные с работой в астральном мире. Один из важнейших

структурных компонентов астральной сферы носит в теософии на-

звание "Камалока" (буквально "жилище желаний") и представляет со-

бой чистилище, куда приходят умершие после утраты физических тел

 

237

 

для того, чтобы пройти процессы очищения и подготовиться к

подлинной жизни души. Камалока представляет собой семислойную

структуру, подобную кругам Дантова ада.

Ментальная сфера - это сфера сознания, разума, не стесненного

физической материей, это истинная родина человека. Она состоит из

"материи мысли", а вибрации мысли создают из ментальной материи

мыслеформы, необычайно яркие и прекрасные, вечно меняющиеся, ко-

торые невозможно описать на человеческом языке. Ментальная сфера,

подобно астральной, населена элементалями и множеством разумных

существ, состоящих из светящейся материи и "элементальной эс-

сенции" ментальной сферы. Это светозарные существа с обширными

знаниями, великими силами и прекрасной внешней формой, вопло-

щения "спокойной энергии" и неотразимой силы. Высокоразвитый че-

ловек может во время сна, медитации или транса покинуть свое тело

и действовать в высших мирах. Здесь нет пространственных и вре-

менных преград. Общение между человеческими и нечеловеческими

существами происходит совершенно свободно. В высших слоях мен-

тальной сферы пребывают Эго (бессмертные "Я") учителей, посвящен-

ных и их учеников.

Структурным компонентом ментальной сферы является Девакан -

теософское название неба (буквально "страна богов", или "светящаяся

страна"). Сюда приходят человеческие существа, сбросившие свои

физические и астральные тела и прошедшие очищение в Камалоке.

Здесь душа собирает жатву добра, посеянного на Земле. В Девакане

-мире небесного блаженства и радости - все ценное, что было

пережито в земной жизни, перерабатывается в умственные и нрав-

ственные качества и силы, которые человек понесет с собой в сле-

дующее воплощение.

§ 2. Антропософия

Антропософия (от греч. anthropos - человек и sophia - мудрость)

- оккультно-философское учение о человеке как носителе скрытых

высших сил и способностей, направленное на развитие органов свер-

хчувственного восприятия, а также мышления, чувства и воли с целью

познания потусторонних миров и преобразования духовной и физиче-

ской природы человека.

Основатель антропософии Р. Штайнер (1861 - 1925) первоначаль-

но выступал как теоретик и популяризатор теософии, подчеркивая

вместе с тем, что излагаемые им концепции есть результат его соб-

ственных исследований. Однако уже в ранних работах он делает ак-

цент на исследовании человеческого духа, стремится превратить

теософию в экспериментальную науку, разрабатывает вопросы

медитативной техники, педагогики, искусства и медицины. После

 

238

 

 

конфликта с Теософским обществом Р. Штайнер основывает в 1913

г. "Всеобщее антропософское общество" с центром в швейцарском го-

роде Дорнахе. Антропософское учение получило распространение в

раде стран Европы и США и оказало влияние на круги творческой

интеллигенции. Основные труды Р. Штайнера: "Теософия", "Как

достигнуть познания высших миров?", "Очерк Тайноведения", "Путь

к самопознанию человека".

                      Учение о человеке       Во главу угла антропософской доктрины

Р. Штайнер ставит учение о человеке, которого рассматривает как гражданина трех миров - физического, душевного

и духовного. Человек - существо семичленное и имеет следующие

части: 1) физическое тело; 2) эфирное тело или жизненное тело; 3)

ощущающее душевное тело; 4) душа рассудочная; 5) исполненная ду-

хом душа сознательная; 6) жизнедух; 7) духочеловек7. В зависимости

от точки отсчета эти части могут иметь другое название.

Тело подчиняется законам наследственности, душа - судьбе, соз-

данной ею самой, - карме, а дух - закону перевоплощения, "закону

повторяющихся земных жизней". Соотношение между духом, душой

и телом таково: дух непреходящ; смерть и рождение, согласно законам

физического мира, господствуют над телесностью; душевная жизнь,

подчиненная судьбе, является посредником между ними в течение зем-

ной жизни.

"Эфирный двойник" является "дубликатом" физического тела, в

нем находятся психические центры, имеющие форму лотоса, его

функция заключается в том, чтобы впитывать из космоса психическую

энергию и передавать ее через вращающиеся чакры железам физиче-

ского тела. По мере развития человечества у людей, кроме семи основ-

ных чакр, начнут развиваться еще пять.

Астральное тело есть "организм души", в середине которого на-

ходится физическое тело человека, в этом теле видны все его стрем-

ления, желания, страсти и представления. Характер представлений

тесно связан с развитием органов биопсихическою поля - чакр.

Душевное существо человека отличается от его телесности, оно

представляет собой самостоятельный внутренний мир, противопостав-

ляет себя внешнему миру. Душа проявляет себя в ощущениях, чув-

ствах и воле. В душевном мире выделяются следующие области: 1)

пламени вожделений; 2) текучей возбудимости; 3) желаний; 4) радости

и печали; 5) душевного света; 6) деятельной душевной силы; 7) ду-

шевной жизни 8. В мире души господствуют совсем иные законы, чем

в мире физическом. Например, если в телесном пространстве для

зрения существует закон перспективы, то в душевном пространстве

все, близкое и дальнее, представляется видящему в тех расстояниях,

которые соответствуют их внутренней природе. Основные силы, дей-

ствующие в душевном мире, - симпатия и антипатия. Душа является

 

239

 

 

связующим членом между телом человека и его духом. Она принимает

активное участие в жизни как физического тела, так и духа. В душе

надо различать три члена: душу ощущающую, душу рассудочную и

душу сознательную. Эти образования, "среди которых человеческое

тело является как бы в облаке", называются человеческой аурой.

Еще более тонким и сложным образованием является дух человека.

Душевное есть основа для духовного так же, как телесное - основа

для душевного. Духовная оболочка есть особое структурное образо-

вание, особая часть человеческого существа, она отделяет Духочело-

века от единого духовного мира, делает его самостоятельным духовным

существом. Внутри этой духооболочки живет Духочеловек. Духовное

существо человека проявляет себя в мышлении.

Учение о сверхфизических Антропософия считает, что макро- и микро-

мирах космос, мир и человек - аналоги. Структура

мира идентична структуре человеческого тела

и представляет собой совокупность взаимопроникающих миров: "стра-

на пламени вожделений", области "текучей возбудимости", "пламени

желаний", "радости и печали", "душевного света", "деятельной душев-

ной силы" и "душевной жизни".

"Мир духа", или "страна духов", еще более, чем "мир душ",


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 54; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!