ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ 34 страница



христианстве, по его мнению, истина высказывается в форме мифа

- стихийно складывающегося в сознании человека представления, в

котором очеловечивается космос. Историческое существование Иисуса,

с точки зрения Штрауса, предстает в Новом Завете настолько закры-

тым мифами, что может рассматриваться как несущественное для

христианства. Это способствовало тому, что сторонники другого, также

базирующегося на младогегельянстве направления исследования

 

214

 

 

Библии объявили мифом само историческое существование Иисуса (Б.

Бауэр, мифологическая школа). Либеральные теологи отвергли

традиционное учение о Троице, боговоплощении, божественности

Христа, его непорочном зачатии, чудесах, спасительном значении его

смерти на кресте, телесном воскресении, реальность чуда Пятиде-

сятницы, а также учение о сотворении Богом мира и человека, гре-

хопадении, первородном грехе. Они создали образ "либерального"

исторического Иисуса.

Либеральная теология второй половины XIX - начала XX в.,

достигшая в этот период наибольшего влияния, занималась перестрой-

кой богословия на базе неокантианства. А. Ритчль (1822 - 1889)

истолковывает христианское учение о спасении в смысле социально-

нравственной эволюции человека. Согласно Ритчлю, речь в теологии

должна идти о ценности веры в Бога или в божественность Иисуса.

Истинным и единственным смыслом любви к Богу, средоточием

христианства является любовь к ближнему, реализующаяся конкретно,

практически в общественной жизни, в том числе и в профессиональной

деятельности. "Царство Божие" - это цель истории, высшее благо, ко-

торое должно быть реализовано постепенно посредством нравственных

усилий человечества. Эта концепция представляет собой перенос на

теологическую почву кантианского учения о царстве нравственной сво-

боды. Ученик Ритчля А. Гарнак утверждал, что все развитие культуры

представляло собой воплощение нравственных христианских

принципов.

Либеральная теология получила значительное распространение в

США, особенно в Чикагской теологической школе, последователи ко-

торой базировались на философских идеях прагматизма. С либераль-

ной теологией было связано движение "социального евангелия",

виднейшим представителем которого был У. Раушенбуш (1861 -

1918), разрабатывавший идею "христианского социализма". Либераль-

ная теология была не только попыткой разрешения трудностей, перед

которыми христианство было поставлено развитием науки, но и

приспособлением к условиям индустриальных стран, к выходу на

общественную арену рабочего движения.

К. Барт.       В начале XX в. в протестантизме усилилось

Диалектическая теология ортодоксальное направление. В США

                                                       оформился фундаментализм (от выпускавше-

гося с 1912 г. издания "Основы"), который выступил против мо-

дернизации христианства и потребовал принимать в качестве

фундамента вероучения богодухновенность канонических книг

Библии. В 1919 г. была создана Всемирная христианская фундамен-

талистская ассоциация.

После первой мировой войны в Европе, а затем и в США признание

получает "теология кризиса", или "диалектическая теология", которая

 

215

 

 

подчеркивает разрыв между откровением и естественным познанием,

используя экзистенциальную диалектику С. Кьеркегора, фиксирую-

щую парадоксальные противоречия индивидуального существования.

Создателем диалектической теологии был К. Барт (1886 - 1968),

швейцарский реформатский священник и богослов. Концепция К. Бар-

та осуществляет на новом философском уровне возврат к протестан-

тской ортодоксии, поэтому диалектическая теология обозначается

часто так же, как неоортодоксия.

Еще в 1919 г. К. Барт опубликовал "Комментарий к посланию к

римлянам" (2-е изд., 1922), в котором резко критиковал либеральную

теологию и настаивал на том, что откровение принципиально противо-

стоит всякой философии, естественной теологии и религии, являющей-

ся продуктом стихийного мифотворчества и философского

конструирования. Бог настолько запределен, что человек может

постичь его откровение только в диалоге, антиномиях и парадоксах,

которые воспроизводят непреодолимую границу между человеком и

Богом и кризис всех человеческих усилий". В "Церковной догматике"

(1932 --1965) К. Барта центром теологии является христология, толь-

ко в Иисусе Христе постигается человеком бытие Бога и предопре-

деление - божественный выбор рода человеческого как партнера

завета любви и боговоплощения в Иисусе. Из идеи об абсолютной

трансцендентности Бога следовал вывод о том, что ничто в мире не

может быть признано божественным, ни один социальный институт

и движение не могут приблизить мир к царству небесному. Вместе

с тем бартианство не было призывом к пассивности. Христиане должны

занимать критическую и ответственную позицию, даваемую сознанием

того, что все подлежит суду Божию. Дистанция и оппозиция к греш-

ному миру открывали возможность нравственной ответственности в

политике, критики тоталитаризма и экстремизма.

Р.Бультман Рудольф Бультман (1884-1976), немецкий

Концепция демифологизации теолог, принимая во внимание критику ново-

христианства.           заветных текстов, которая показала, что они

включают  заимствованные  сказания различных народов и воспринимаются как фантастические повество-

вания, мифы, подчеркивает, что главная задача теологии состоит в

выявлении глубинного смысла этих сказаний. В своих сочинениях "Но-

вый Завет и мифология" и других Р. Бультман развивает концепцию

демифологизации новозаветного благовестия. Он назвал теологию

"понятийным изложением определенной Богом экзистенции человека".

Теология, полагал он, неизбежно приобретает герменевтическую

функцию и может говорить о Боге, только говоря одновременно о че-

ловеке, а человека можно постичь только в свете его отношения к

Богу. Подлинный смысл евангелия, согласно Р. Бультману,

экзистенциален: он выявляет самопостижение человека в его отно-

 

216

 

 

шении к бытию. Бультман рассматривает библейские сказания не как

рассказы о подлинных событиях, но как способ трансляции человеку

экзистенциального содержания и различает "миф" и "керигму".

Керигма (от греч. "возвещение", "проповедь") - это сущность

христианского вероучения, слово Божие к человеку, которое можно

усвоить только верой и которое имеет непреходящее нормативное зна-

чение.

П.Тиллих  Стремление обновить теологию с помощью

экзистенциальной философии было свойст-

венно и П. Тиллиху (1886 - 1965), немецко-американскому теологу

и философу. П. Тиллих в своем трехтомном труде "Систематическая

теология" трактует богословские понятия как символы экзистенциаль-

ного понимания человека в его отношении с Богом и выдвигает метод

"корреляции", которая должна перебросить мост от философии, фор-

мулирующей вопросы, к теологии, дающей ответы. П. Тиллих развива-

ет понятие Бога как единства имманентного и трансцендентного,

"основы" бытия, указывает, что "объектом теологии является то, что

нас в высшей степени заботит". Эту "крайнюю озабоченность" -

ultimate concern (переводится также: "высший интерес", "последняя

озабоченность", "безусловная забота") вызывает то, что определяет

бытие или небытие человека. Разработку "секулярной теологии", осво-

божденной как от старого теоцентризма, так и от чрезмерного ант-

ропоцентризма, служит развиваемая Тиллихом концепция культуры

и ее отношения к религии. Культура мыслится Тиллихом как само-

реализация Бога в мире и истории через человеческую деятельность,

а религия - как субстанция культуры. В теологии Тиллиха обна-

руживается в полной мере основное противоречие феноменологичес-

ко-антропологаческого способа обоснования религии: вера, отосланная

в повседневность и секулярную культуру, постоянно балансирует на

грани неверия, и сомнение оказывается ее необходимым элементом.

Но именно этот подход своим понятием Бога как "глубины" бытия

и человеческого существования, повлиял на радикальные формы мо-

дернизации христианства.

Д.Бонхёффер.        В середине нашего века в протестантской те-

Секулярная теология ологии развертываются дискуссии о секу-

                                              ляризации и о "смерти Бога", укрепляется

неолиберализм, который принимает радикальный характер и высту-

пает в виде ряда близких друг к другу разработок: "безрелигиозного

христианства", "теологии смерти Бога", "секулярной теологии",

"критической теологии", "политической теологии", "феминистской те-

ологии", "теологии освобождения", "теологии революции", "деконст-

руктивистской теологии".

В 1951 г. была опубликована книга Д. Бонхёффера (1906 - 1945),

богослова казненного нацистами, "Сопротивление и покорность.

 

217

 

Письма и записки из тюрьмы"1, в которой содержится мысль о том,

что в мире, достигшем "совершеннолетия", неприемлемы

традиционные представления о существовании Бога как сверхъесте-

ственного творца и управителя, что безрелигиозному миру нужна со-

ответствующая теология. Традиционная религия была, согласно

Бонхёфферу, компенсацией человеческой слабости, а теперь люди на-

учились свою слабость преодолевать. Христианство поэтому с необ-

ходимостью становится безрелигиозным, основой нравственного

отношения к людям, активности и ответственности в мире. Под

влиянием этих идей Бонхёффера, а также Зультмана и Тиллиха

радикальные теологи Г. Ваханян (род. 1927), У. Гамильтон (род. 1924),

Т. Альтицер (род. 1927) разрабатывали концепции "секулярной тео-

логии" и "теологии смерти Бога". Они истолковали "смерть Бога" и

как культурно-историческое событие, означающее утрату религиозного

отношения к Богу, бессмысленность традиционного теистического язы-

ка, и как полное воплощение Бога в истории, переход из трансцен-

денции в антропологическую имманентность.

Сторонники секулярной теологии отходят от экзистенциализма и

подвергают его критике. Г. Кокс (род. 1931), американский теолог,

в книге "Секулярный город" (1965) упрекает П. Тиллиха за то, что

тот пытается обосновать обусловленность религиозных и

экзистенциальных вопросов самой структурой человеческого сущест-

вования. Но дело в том, возражает Кокс, что таких вопросов вообще

не возникает у секулярного человека, который прибыл в город уже

"после похорон религиозного мировоззрения" и "не видит смысла в

трауре". В методологическом аппарате "секулярной теологии"

лингвистико-аналитическая философия привлекается для анализа

религиозного языка и обоснования того, что бессмысленный в

научном плане язык может служить для выражения жизненного

смысла.

Своеобразным явлением стала "феминистская теология", которая

разрабатывается такими протестантскими авторами, как Э. Мольт-

ман-Вендель, Л. Шотроф и др. Они выступают за равноправие

женщины и требуют пересмотреть "андроцентристское" (ставящее в

центр мужчину) понимание Бога и человека, свойственное "патриар-

хальной" теологии, привлечь в учение о Боге не только мужские,

но и женские символы, освободить христианство от "сексизма" -

эксплуататорского и угнетательского отношения к женщине. Цент-

ральным в Библии они считают учение об освобождении человека

от всех видов угнетения.

Теология процесса Во второй половине XX в. возникает "тео-

логия процесса", которая основывается на

философии А. Н. Уайтхеда (1861 - 1947). Известность получили

работы американских теологов Джон Кобба (род. 1925) и Шуберт Огде-

на (род. 1928), Они полагают, что действительность является процес-

сом, а не субстанцией и это относится не только к миру, но и к Богу.

 

218

 

 

Не только Бог проникает во все, что происходит в мире, но и все,

происходящее в мире, оказывает воздействие на божественный

процесс. Развивается "биополярная" концепция Бога. В его природе

выделяются первичный, трансцендентный, умопостигаемый аспект и

аспект вторичный, данный в опыте. Как умопостигаемое основание

развития мира Бог есть вечный исток всего сущего, постоянно тво-

рящий самого себя и всю действительность, а мироздание оказывается

"телом" Бога. Бог постепенно воплощает в своем вторичном аспекте

осуществившиеся в мире ценности; необратимо утраченное в мире на-

всегда сохраняется в Боге. Концепция "биполярности" Бога предстает

своеобразной формой панентеизма.

Посттеистическая     Немецкий теолог Д. Зёлле (род. 1929) пред-

и деконструктивистская    ложила концепцию "посттеистической тео-

теология               логии", которая включает элементы критики религии Л.Фейербахом (1804-1872), К.Марксом, Э. Фроммом.

Методом этой теологии Зёлле считает социаль-

ную контекстуализацию, истолкование всех положений христианского

учения в свете освободительной практики, а также современной

социологии и психологии. Д. Зёлле провозглашает полное сведение бо-

жественного к человеческому, концепцию "нетеистического теизма".

Она считает, что историческое и социальное понимание человека,

социологическое истолкование человека и религии, включающее ее

критику, направлены в конечном счете на устранение устаревших

форм религиозного сознания ради поиска его подлинных и перс-

пективных форм, нового религиозного опыта, который может быть со-

единен с борьбой за гуманизм и освобождение.

"Деконструктивистская" теология основывается на учении фран-

цузского философа Ж. Деррида (род. 1930), предложившего преодо-

леть метафизические и логоцентристские (опирающиеся на звучащее

слово) напластования в культуре и отыскать посредством расчленения

текстов ("деконструкции") глубинные истоки взаимодействия с

трансценденцией. Ряд американских теологов, объединившихся в

начале 80-х годов (сборник "Деконструкция и теология", 1982), не

только зафиксировали кризис традиционного богословия, но и заявили

о "смерти" всякой теологии, основанной на метафизике, на

понимании Бога как сверхъестественной реальности. По их мнению,

предмет этой теологии исчерпан, понимаемый таким образом Бог

"умер", и осталось только "научиться танцевать танец смерти на

могиле Бога"2 . С помощью столь радикальных метафор они выражают

требование поиска глубинных основ языка религии и теологии.

Теология надежды.   После 60-х годов нарастает скептическое

Эсхатологическая теология. отношение к политизации и социологизации

теологии. В протестантской философии и те-

ологии все чаще рассматривается эсхатологическая проблематика. С

помощью обновления эсхатологии богословы надеются преодолеть как

 

219

 

устарелость традиционного учения, так и тенденцию секулярной те-

ологии понимать человека в качестве автономного существа. Этот

сдвиг виден в концепциях двух виднейших представителей "теологии

надежды", "эсхатологической теологии" - Ю. Молътмана (род. 1926)

и В. Панненберга (род. 1928), которые трактуют откровение как вклю-

чающее активное действие Бога в истории, сохраняют принципиальные

положения вероучения, но пересматривают их традиционное обосно-

вание, а в философско-теологическом и социальном аспектах своего

учения используют новейшие философские, социологические и психо-

логические теории.

Особое значение имела для эсхатологической теологии

"философия надежды" Э. Блоха (1885-1977). Теологическое пере-

осмысление этого учения Э. Блоха предложил немецкий теолог

Ю. Мольтман. В книге "Теология надежды" он утверждает, что

надежда на спасение оказывает сильнейшее влияние на восприятие

человеком реальности, с ней связана историчность человека. Ю.

Мольтман подчеркивает политический аспект эсхатологии, осво-

бодительную функцию надежды в истории, поэтому его теология

рассматривается и как разновидность политической теологии. Рево-

люция, освободительное движение понимаются им как возможные

конкретные манифестации эсхатологической надежды. Ю. Мольтман

говорит о сходстве между эсхатологической миссией христиан и

революционными движениями в истории. Правильно оценить

историческую реальность и открыть в надежде путь к преобразованию

общества помогает, по мнению Ю. Мольтмана, учение о страдании

Бога вместе со всем человечеством. Христианская надежда способна

уже в этой земной жизни предвосхитить и пережить все виды

полноценного существования.

Эсхатологически ориентированную систематическую теологию

разрабатывает и известный немецкий богослов Вольфхарт Паннен-

берг. В ряде книг ("Систематическая теология" и др.) он принимает

основные положения философской антропологии М. Шелера (1874 -

1928) и X. Плеснера (1892-1985), социологии знания, использует

учение Гегеля об отчуждении, с тем чтобы истолковать "открытость

человека миру", его способность преобразовывать действительность

как "открытость Богу". Только конечное будущее мира и его истории

может окончательно и неопровержимо доказать действительность

Бога. Не только природа человека, но и вся структура реальности

ориентированы на будущее, предвосхищают его, являются "про-

лептическими". Эсхатологическая теология рассматривает Бога как

будущее мира, ожидаемое в "базисном доверии" и пролептически

открытое во Христе.

Фундаментализм С начала 70-х годов в условиях обострения

экологических и социальных противоречий

усиливается тенденция церковного и теологического консерватизма.

Это широкое движение обычно именуется "евангелистским" христиан-

 

220

 


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 61; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!