Упражнения с детскими музыкальными инструментами.



Эти упражнения рекомендуется изучать с подготовительных упражнений. Это могут быть упражнения на воспроизведение различных серий ритмичных движений кистями и пальцами рук в игровой форме, связанных с речевым текстом. При этом следует подбирать ритмичные и рифмованные стихи, чтобы дети лучше и быстрее запоминали их, а также стихи, слова которых соотносятся с образами и представлениями, которые есть в памяти детей. Например, "Старый краб", "Муха". Эти упражнения вводятся а целью коррекции недостаточности мелкой моторики пальцев рук с одновременным развитием артикуляционной моторики.

Большой интерес у умственно отсталых детей вызывают упражнения на выполнение ритмического рисунка мелодии разными способами: движениями рук, ног, речью, игрой на детских музыкальных инструментах, а также графическим изображением ритма песен на фланелеграфе.

Программой определён перечень обязательных инструментов, игра на которых (имеется в виду элементарное музыцирование) способствует развитию координации, выработке точности и ритмичности движений рук. Например, молоточком на металлофоне, палочками на барабане. Игра на детском пианино вводится в программу с целью развития мелких мышц пальцев, снятия напряженности или вялости рук. Кроме того, игра на детских музыкальных инструментах способствует развитию чувства ритма, слухового внимания, фонематического слуха, дает широкие возможности для активного, творческого развития всех обучающихся. К этим упражнениям целесообразно добавить организацию оркестра, который состоит из "мелодических" (металлофон, ксилофон, колокольчики) и шумовых (маракасы, румбы, кастаньеты, треугольник, барабан, бубен) ударных инструментов.

Игра в оркестре требует от обучающихся определенных умений. Обычно они, играя на одной группе инструментов, выполняют простую мелодию, которая состоит из нескольких звуков, все время повторяющихся. Дети, которые играют на второй группе инструментов, выполняют несложный ритм. Создание на уроках ритмики и музыки детского ритмического оркестра ориентировано на решение коррекционных задач. Например, научить согласованности в ритмической деятельности различных видов.

Одним из таких видов может быть инсценирование попевки с дифференциацией задач: группа наиболее подготовленных детей аккомпанирует на музыкальных инструментах, вторая группа передает движениями игровой образ. Игра на детских музыкальных инструментах способствует эффективному развитию обучающихся только в том случае, если вводится в процесс обучения систематически как активная познавательная практика.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами лучше проводить после выполнения ритмико-гимнастических упражнений, чтобы дать возможность детям с легкой умственной отсталостью отдохнуть от физической нагрузки.

Цель: формирование умения согласовать движения пальцев рук с темпом музыки.

Планируемые результаты:

Предметные: научить согласовывать движения рук с изменением темпа музыки, научиться отстукивать простые ритмические рисунки на инструментах под счет учителя.

Познавательные: выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач.

Коммуникативные: уметь слушать собеседника; вступать в контакт, работать в коллективе; обращаться за помощью и принимать помощь учителя.

Регулятивные: правильно сидеть и стоять на занятии, принимать участие в выполнении упражнений.

 

Игры под музыку

Их главная цель - вызвать у детей интерес к музыке, желание создать в движении созвучные музыке образы. Каждый раз, давая новую игру, надо предлагать детям прослушать музыку, а потом уже двигаться в соответствии с характером музыки; при импровизации предварительно прослушивать музыку не рекомендуется. В данном случае дети учатся двигаться под непосредственным ее воздействием.

В первых-вторых классах умственно отсталые обучающиеся учатся передавать характер движений животных, деятельность людей. При этом, объясняя задачу, не надо подсказывать вид движения; учитель говорит: «Двигаться, как зайчик, кошечка, лошадка". Однако название, которое определяет характер движения, дети должны знать. Например: "Мячик", "Зайчик" - подпрыгивание; "Кошечка" - мягкий шаг; "Лошадка" - прямой галоп.

Особенно захватывающими для детей являются игровые упражнения, в которых образное выполнение движений органично сочетается с музыкальным сопровождением. Нужно, чтобы обучающиеся могли определить ритм своих движений. Если их индивидуальное решение соответствует характеру музыкально-двигательного образа, то не следует стремиться, чтобы все дети передавали ритмический рисунок одинаково (например, "Игра в камешки", "Сбор ягод" и т.п.).

В дальнейшем можно вводить инсценирование игровых песен, сказок, в которых рекомендуется "раскрыть не только образ, но и содержание». Например, в третьих-четвертых классах обучающиеся успешно показывают в движениях сказки " Колобок ", "Теремок". Целесообразно использовать театрализованные игры-сказки с использованием ритмоблоков. Дети не только пластикой, но и выражением лица передают характер изображаемого ими образа. Например, сказка "Заколдованное королевство".

Цель: формирование навыков самостоятельно передавать ритмический рисунок музыки в движении.

Планируемые результаты:

Предметные: формировать навыки самостоятельно передавать ритмический рисунок музыки в движении.

Познавательные: выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач.

Коммуникативные: уметь слушать собеседника; вступать в контакт, работать в коллективе; обращаться за помощью и принимать помощь учителя.

Регулятивные: правильно сидеть и стоять на занятии, принимать участие в выполнении упражнений.

 

Танцевальные упражнения

Обучение умственно отсталых детей танцам предшествует работа по привитию навыков выразительного исполнения отдельных движений. Учитывая это, программой предусмотрены в подготовительном, первом и втором классах подготовительные упражнения по усвоению основных танцевальных движений (пружинные подскоки, прыжки). Упражнения этого раздела являются главными при овладении двигательной культурой. Они способствуют развитию умения управлять своим телом, коррекции недостатков пространственной организации движений.

Разучивая танцы, обучающиеся знакомятся с их названиями (вальс, хоровод, кадриль), а также с основными движениями этих танцев (галоп, переменный шаг, шаг с притопом). Выполнять танцевальные упражнения лучше в начале основной части урока. Их можно повторять во вступительной или заключительной частях урока в зависимости от поставленных учителем задач.

При разучивании танца необходимо хорошо усвоить каждое движение, затем изучить отдельные фигуры или эпизоды танца, и, наконец, весь танец в целом - сначала в замедленном, а затем в нужном темпе. При этом не следует предъявлять требований к четкости и выразительности исполнения отдельных элементов танца. Ведь в основе танца для умственно отсталых детей лежит заинтересованность, а не правильность. Главное - воспитать у детей естественную простоту, живость, непосредственность - все, что присуще человеку в жизни.

Следует четко представлять, что любое движение является сложным комплексом, в котором принимают участие все виды моторного поведения ребенка. Процесс моторного развития делится на три этапа:

 1 - овладение основным процессом в грубой форме с грубой координацией; 2 - коррекция, уточнение, дифференциация и мелкая коррекция движений;

3 - закрепление, стабилизация движений и приспособление к новым условиям. На первом этапе сопровождение движений словесными инструкциями расчитано на облегчение выполнения движений. На втором этапе - каждому движению предшествует более лаконичное и наиболее распространенное словесное обозначение. На третьем этапе дети выполняют усвоенные движения по словесной инструкции.

На музыкально-ритмических занятиях необходимо осуществлять дифференцированный подход, регулируя физическую и двигательную нагрузку каждого ребенка с учетом рекомендаций врача.

Цель: формирование навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца.

Планируемые результаты:

Предметные: формировать навыки четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца, основных положений рук и ног.

Познавательные: выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач.

Коммуникативные: уметь слушать собеседника; вступать в контакт, работать в коллективе; обращаться за помощью и принимать помощь учителя.

Регулятивные: правильно сидеть и стоять на занятии, принимать участие в выполнении упражнений.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «РИТМИКА»

 

В результате освоения предметного содержания ритмики у обучающихся предполагается формирование базовых учебных действий, позволяющих достигать личностных, предметных и метапредметных результатов.

Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на уроке. Благодаря им, создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.      


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 162; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!