Отечественные и мировые примеры креативных индустрий



Во второй половине 90-х годов творческие индустрии начали стремительно формироваться в Англии, правительство которой брало направление в постиндустриальный рост, в новаторскую и креативную экономику. Базисная национальная стратегия предоставила возможность увеличению креативных индустрий, что в результате стало своего рода антикризисным средством, как для экономики государства, так и для формирования целых регионов.

В ряде неблагополучных промышленных британских городов формирование цивилизованных центров проявило весьма значительное влияние на их благополучный облик и тем самым были сформированы условия для экономического роста.

Например, популярные своим промышленным и индустриальным потенциалом города Ливерпуль, Манчестер или Шеффилд стали зоной, где индустриальные кварталы преобразились в креативные кластеры. В конкретных регионах города возникли места, где разместилось большое число самостоятельных небольших креативных фирм, была сформирована красивая созидательная сфера и обстановка при сотрудничестве и взаимодействии среди разных структур.

О известности данных «творческих кварталов» говорит тот факт, что они начали конкурировать согласно числу посетителей с «официальным» муниципальным центром. Формирование креативных кластеров спровоцировало благоприятный комплексный эффект, стимулировало рост инноваторского раздела экономики (например, мультимедийная обработка креативных продуктов), образовало дополнительные рабочие места, значительно преобразило городскую сферу, а кроме того, вызвало другие социокультурные и экономические последствия.

Манчестер высоко расценил вклад креативных индустрий в собственную экономику, и в 1999 г. его городской комитет вместе с властью района, районными инвестиционными и культурными органами, а также другими организациями учредил городскую Службу развития культурных индустрий - Cultural IndustriesDevelopmentService (CIDS). В зону ответственности этой работы вступает предоставление услуг согласно сбору и предоставлению данных для людей, занимающихся в области креативных индустрий и предоставление самой разнообразной поддержки (занятость для учащихся, рекламные исследования по субсекторам, подготовка, финансовая помощь малому бизнесу, рвущемуся выйти в международные рынки и пр.).

Стоит выделить, что международный опыт в данном контексте крайне разнообразен, и страны практикуют разнообразные сценарии формирования творческих индустрий. Цивилизованные и национальные характерные черты накладывают отпечаток в особенность креативных индустрий, а в комплекс индустрий включаются различные разновидности деятельности. Например, в Гонконге к творческим индустриям причисляют спорт, туризм и консультационные услуги, а в Финляндии сюда включены парки аттракционов и рекреационная активность. В Шанхае главной упор креативных индустрий был сделан на рекламе и творческих продуктах, сформированных с поддержкой мультимедиа и 3D, здесь же было учтено целенаправленное создание тысяч творческих парков, мест и специальных культурных зон.

Что касается помощи и инициативы в разработке и продвижении творческих кластеров, то и тут нет единого сценария. Данные роли как правило осуществляют либо коммерчески заинтересованный лица, либо некоммерческие партнерства, либо другие учреждения и структуры. Помимо этого, зачастую формирование креативного кластера инициируется страной, либо муниципалитетом, равно как это было, к примеру, в Китае.

В европейском опыте развития творческих кластеров множеством случаев, подтверждающих тот факт, что институты культуры, коллективы, компании могут быть не расходной, а доходной статьей бюджета города. Ярчайшим тому образцом считается осуществление шведского плана «Subtopia» как мирового варианта кластерного развития культуры. Одним из мировых фаворитов в области креативной экономики, кроме Англии и США, представляется Германия. К креативной экономике в Германии, согласно экспертным анализам, принадлежит примерно 210000 компаний с практически 1 млн сотрудников. По оценке федерального министерства экономики, оборот креативной экономики составляет примерно 125 миллиардов евро в год, тенденция увеличивается. Развитие креативной экономики в Германии динамично продолжается. К примеру, Рурская область, которая еще не так давно была индустриальным районом, со временем преобразуется в творческий центр. Здесь живет 5,3 миллионов человек, есть пять опер, пять институтов. В 2010 г. Рурская область выступает равно как «культурная столица Европы». В экономике района происходит структурная модификация: взамен угольных шахт и тяжелой промышленности появляются творческие индустрии. Шахта «Цольферайн» в Эссене, законсервированная в 1986 и в 2001 гг. включенная в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, теперь играет роль культурного центра, «Зал столетия» («Jahrhunderthalle») в Бохуме переоборудован в концертный зал, а металлургический завод в Дуйсбурге - Майдерихе стал центральной̆ частью ландшафтного парка.

Важно выделить и Швецию. Исследователем было выявлено, что в Швеции активно развиваются творческие индустрии, которые составляли 4,8 % ВВП Швеции в 2001 году. В этом секторе работало около 280 000 человек (около 7% общей занятости), годовой рост отрасли в 1995-2001 составил в среднем 6.4 %. (источник: KK Foundation), а потребление культуры в Швеции возросло в период 1985-99 с 26 до 37 миллиардов крон. Также выяснилось, что муниципалитета есть уже длительная история поддержки культурных программ для молодежи – в городе функционирует медиа-школа, несколько музыкальных групп в стиле хип-хоп, в муниципалитете работают заинтересованные люди, есть спортивные клубы, выставочный̆ зал, национальный̆ театр, один из крупнейших гастролирующих театров в мире и многое другое.

Мировой опыт указывает, что в случае, если культуре и бизнесу обеспечить на льготных обстоятельствах невостребованные площади, создать условия партнерства и помощи на каком-либо уровне, в таком случае творческие индустрии будут интенсивно развиваться. В итоге на больших зонах расцветает культурная жизнь: возникают музейные сложные комплексы, дизайн-студии, мастерские ремесленников, арт-кафе, школы стилистов, художников, с активной работой публичного пространства (демонстрации, специалист-игра, торжества, осуществление образовательных проектов, кинозалы авторского кинематографа, маркетинговые промоакции и PR-акции).

Работа креативного кластера предоставляет возможность жителям города или туристам сочетать свободное время с покупками, просмотрами, участиями в чем-либо. Со временем творческие кластеры делаются престижными коммуникативными площадками, которые изменяют образ мегаполиса, увеличивают в этих местностях цены на недвижимое имущество, формируют креативное общественное пространство.

Россия – это государство с богатейшим креативным потенциалом, который сейчас не находит условий и методов для его последующего формирования, для взаимодействия с коммерцией. Зачастую бывает, что одаренный индивид, образующий уникальные креативные творения, остается в рамках творца без возможности перевода собственной работы в уровень индустрии (за исключением изготовления в крупных индустриях – медиа, шоу-бизнес и т.д.). Недостаток условий для самореализации проводит к оттоку творческих, изобретательно талантливых людей в другие города и государства, и этот процесс в особенности критически ощущают отечественные провинциальные регионы.

Развитие творческих индустрий в Российской федерации может быть связано не только лишь с решением социокультурных либо финансовых трудностей, но и с формированием условий для роста конкурентоспособности городов и регионов. Поддержка процесса появления и функционирования творческого кластера в городе ведет к предсказуемому и измеримому итогу: решение общественных вопросов, проблем занятости, обновление классических институтов культуры, приток туристов, изменение инфраструктуры, развитие городской сферы. Но, к сожалению, на сегодняшний день Россия далеко не считается лабораторией по внедрению творческого потенциала в креативный продукт, невзирая на богатейшие культурные резервы регионов. Доля ключевых отраслей, основанным на авторском праве, то есть ядра креативных индустрий, в экспорте России составляет всего 0,49% (по сравнению с 18,29% в Китае, 8,35% в Италии, 7,61% в США, 5,67% в Великобритании). Согласно данному показателю Российская Федерация уступает даже Индонезии (0,89%).

О креативных индустриях в Российской Федерации как о факторе экономики говорить не приходится, но тенденции формирования кластерной культуры прослеживаются, пускай и немногочисленные. Возникают первоначальные инициаторы развития креативных кластеров: региональные органы власти, некоммерческие партнерства, малый бизнес, кроме того, разнообразные учреждения по поддержке развития кластерной культуры.

На данный период усиленно развиваются творческие кластеры в Москве и Санкт-Петербурге, которые в целом весьма схожи между собой и представляют арт-центры, сопряженные с деятельностью в сфере современного искусства. Характерной чертой зарождающихся творческих индустрий по-российски следует рассматривать заметный новаторский прием, компоненты риска, а кроме того, зачастую и недостаток определенных коммерческих целей.

Безусловным фаворитом согласно производству и мощности цивилизованных кластеров считается Москва, где приблизительно 10 лет назад в помещениях бывших промышленных заводов возникли тысячи квадратных метров творческих индустрий и новейшие формы средоточия культурной жизни столицы. Например, центр Дизайна «Artplay» (Санкт-Петербург, Москва) скопил под собственной крышей популярных архитекторов, проектировщиков, художников, живописцев, инженеров, а кроме того, поставщиков и продавцов мебели, отделочных материалов и особого оборудования. Центр «Artplay» стал зоной для высококлассной работы, зоной для проведения досуга, особым общественным местом, куда люди приходили поговорить, каким-то культурным центром нового типа, где проходили демонстрации, выставки, мастер-классы, фестивали и праздники.

Примером креативного кластера, который был основан в индустриальной области города, считается московский центр современного искусства «Винзавод», находящийся в комплексе промышленных сооружений девятнадцатого столетия. Внутри кластера работают: дизайн-студия, галереи, выставочные залы, фотостудия, школа стилистов, мастерские художников, книжный и музыкальный торговые центры, арт-бары, кафе, рестораны, презентационная открытая платформа. Этот культурный центр имеет индивидуальный стиль, он изначально позиционировал себя равно как необычное и наиболее модное место Москвы.

Здесь правит художественная, интеллектуальная, созидательная обстановка, и она привлекает как творческих, так и состоятельных людей. Арт-территория соединяет в себе возможности для дополнительного образования, просвещения, проведения культурного, общественного досуга, участия в фестивалях, выставок, дискотек, а кроме того, лекций и конференций.

В других российских городах (Пермь, Красноярск, Екатеринбург) креативные индустрии постепенно находят пути для собственного развития. Зачастую это случается либо в следствии реализации креативных проектов, грантов, при помощи разных учреждений и структур (проекты Совета Европы, Центр развития творческих индустрий г. Санкт-Петербург, Институт культурной политики г. Москва), а также вследствие проведения соответствующей культурной политики в районах. В Санкт-Петербурге творческие индустрии начались ещё с начала 2000-х годов при помощи Министерства культуры, программы TACIS Европейской комиссии и других структур (к примеру, британские агентствами «EUCLID» и «Comedia»).

В отдельных отечественных регионах районные власти стремительно идут навстречу формированию творческих индустрий. В Красноярске стартует проект «Творческий город», в то время равно как в Томске в конце 2011 года было установлено решение на уровне муниципальных властей с поддержкой Минкультуры о создании в городе кластера творческих промышленностей, который расположится в старом здании «Гороховские сады».

В Екатеринбурге был выполнен крайне интересный проект по формированию креативного кафе-бар «Латте». Екатеринбургское арт-кафе представляет собой модель независимого звена цивилизованного кластера, призванную объединить интересы муниципальных структур, создателей креативных продуктов (творцов) и покупателей. Поэтому в данном кафе не только эспрессо креативен, но креативны также и кондитерские изделия (изготавливаемые по заказу представителей муниципальных структур), а кроме того, и сама обстановка (работы новичков фотографов).

Данное арт-кафе осуществляет не только свою прямую функцию, оно призвано выработать особенный общекультурный и коммуникативный центр, как уникальный метод цивилизованной организации публичного пространства. Одной из целей работы арт-кафе стала помощь юных креативных специалистов (художников, дизайнеров мебели, кулинаров, фотографов) через предоставление им комнат на льготных условиях.

Весьма творческим следует признать и неформальное молодежное движение на территории киностудии «Башкортостан», где организован фестиваль современного искусства. Тут предусмотрена продажа проектов по помощи нынешним направлениям в искусстве: брейк-дансинг, паркур, произведенные на глазах публики инсталляции граффити, выступления рэперов, рэп-баттлы среди команд, видео-арт.

Особенно стоит отметить «Креативное пространство ТКАЧИ» – крупнейший в Санкт-Петербурге креативный кластер, его деятельность мы и будем анализировать в работе. Магазины и шоу-румы, офисные и лекционные помещения, публичное пространство TkachiOpenSpace, Ресторанный цех «ТКАЧИ».

Между тем, из числа альтернатив развития креативных индустрий, которые бы были направлены на применение областных ресурсов для формирования цивилизованного туризма, необходимо принять амбиционную теорию креативного кластера в городе Коломна Московской области. В 2019 г. в Коломне стартует инновационный проект культурно-туристического кластера, обращенного на создание в центре города новейшей модели изучения культурного наследия.

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 362; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!