Японский традиционный костюм кимоно



Общая характеристика костюма Японии

Основным историческим видом одежды японцев является кимоно. Оно напоминает собой Т-образный халат, длина которого может по-разному варьироваться. Одежда закрепляется на теле поясом оби, который расположен на талии. Вместо европейских пуговиц используются ремешки и бечёвки. Характерной чертой кимоно являются рукава содэ, которые обычно намного шире толщины руки и имеют мешкообразную форму. Рукавное отверстие всегда меньше высоты самого рукава. Поскольку японский традиционный наряд подобен халату, в нём нет открытого воротника вроде европейских костюмов. В целом он удобен и не сковывает движений человека.

В отличие от традиционной европейской одежды, которая подчёркивает конструкцию тела человека, кимоно выделяет лишь плечи и талию носителя, скрывая недостатки его фигуры. Западная одежда акцентирует внимание на рельефе, а японская -- на равномерности и плоскости. Это связано с традиционным представлением японцев об идеальной конституции -- «чем меньше выпуклостей и неровностей, тем красивее».

Кимоно делается из цельного куска ткани. Отрез ткани обычно около сорока сантиметров в ширину и одиннадцать с половиной метров в длину. Этого достаточно, чтобы пошить одно кимоно на взрослого человека. Готовое кимоно содержит четыре полосы ткани: две из них покрывают тело, а из оставшихся формируют рукава, кроме этого, используют дополнительные полосочки для ворота и тому подобного. В прошлом кимоно часто распарывали перед стиркой и сшивали вручную после неё.

Традиционное кимоно делают вручную, причём ткань также зачастую сделана и расписана руками. Повторяющиеся рисунки наносят в таком случае с помощью трафарета.

Кимоно и оби традиционно делают из шёлка, креп-шёлка, сатина, современные кимоно изготовляют из более дешёвого и практичного материала, креп-сатина, хлопка, полиэстера и других синтетических нитей. Шёлк всё же считается идеальным материалом для формальной обстановки. Обычно тканые узоры или мелкие рисунки наносят для неформальных ситуаций, у кимоно для официальных ситуаций авторский рисунок идёт по подолу или по всей поверхности.

Состав японского костюма

Нагадзюбан -- нижняя рубаха, похожая на кимоно, которую носят как мужчины, так и женщины для того, чтобы верхнее шёлковое кимоно, тяжёлое в чистке, не касалось кожи носящего. Из-под кимоно выглядывает лишь край ворота нагадзюбана. У многих дзюбанов сменные воротники для того, чтобы их можно было носить в соответствии с цветом верхнего кимоно и чтобы стирать только воротник, а не всё сразу. Наиболее формальные нагадзюбаны белого цвета, на них часто имеется мелкий рисунок, схожий с рисунком на внешнем кимоно. Хотя у мужских кимоно очень ограничена расцветка, дзюбан может быть очень неординарным как по цвету, так и по стилю.

Хададзюбан -- тонкое бельё вроде майки. Носится под нагадзюбаном женщинами.

Хиёку -- подвид нижнего кимоно, который женщины носили раньше. Сегодня используется только на официальных мероприятиях (свадьбах и т. п.).

Хакама -- штаны, надеваемые поверх кимоно традиционно носимая мужчинами (а с недавних пор и женщинами) в неформальной обстановке, синтоистскими жрецами, а также в качестве формы в некоторых боевых искусствах, например, айкидо, кендо, нагината. У хакама есть длинные складки сперед пять складок, сзади две, косиита (жёсткая задняя часть) и химо (длинная лента, повязанная поверх оби). Хакама часто носят женщины на выпускных церемониях. Уровень официальности хакама зависит от ткани и расцветки. Хакама могут быть сшиты из плотного шелкового полотна, из хлопка.

Хаори-- верхний жакет, добавляющий наряду официальности. Раньше хаори носили только мужчины, но с конца эпохи Мэйдзи мода позволила женщинам тоже носить их. Отличие в том, что женский хаори длиннее. У современного мужского хаори расписана только подкладка, тогда как женский хаори обычно сшит из узорчатого полотна.

Аксессуары

Кандзаси -- женские булавки, заколки, гребни и шпильки, носимые в причёске вместе с кимоно; часто кандзаси выполнены в том же стиле, что и кимоно.

Оби -- пояс для кимоно, носимый женщинами и мужчинами.

Оби-ита (Маэ-ита) -- тонкая доска, которую женщины носят под оби, чтобы тот сохранял форму.

Обидзимэ - пояс-шнур бывает плоский и круглый. Длина его около 150 см, толщина примерно 1 см. Используют для скрепления банта. Спереди он либо завязан декоративным узлом, либо украшен брошью "обидомэ".

Кончики шнура могут быть заправлены вверх, это делается для радостных событий и поздравлений, если кончики повёрнуты вниз - это для выражения соболезнования, для печального события

Оби-домэ - ювелирное украшение, которым закреплялся шнурок, завязывавшийся поверх оби (оби-дзимэ),

Косихимо -- тонкие пояски, помогающие зафиксировать кимоно на теле во время одевания.

Таби -- низкие носки с отделённым большим пальцем, часто носятся с дзори.

Дзика -таби - у них такая же форма, как и у таби, за исключением резиновой подошвы. Их носят на улице. Они крепкие, в них легко двигаться. Такие дзика-таби надевают те, кто помогает носить переносной алтарь во время празднеств.

Варадзи -- сандалии, сделанные из сушеной рисовой соломы, которые носили монахи и самураи.

Дзори - плетеная обувь из рисовой соломки. Появилась в Японии (по некоторым данным) в 8-м веке (заимствована из Китая). В отличие от варадзи - без ремешков, обхватывающих лодыжку. Дзори - это несколько усовершенствованный вариант варадзи, т.к. делались отдельно на правую и на левую ногу, а также имели утолщение на пятке (типа супинатора). На ноге держались двумя ремешками, проходившими между большим и вторым пальцами.

Окобо -- высокие туфли, носимые девушками на официальных церемониях, а также обычная обувь майко. С них легко упасть, поэтому нужно передвигаться мелкими шажками.

Поккури - Название звукоподражательное: такие звуки раздаются из-под полых подошв при ходьбе. Молодые девушки надевают их по особым случаям.

Гэта -- деревянные сандалии, которые носят как мужчины, так и женщины, обычно вместе с юката. Есть особый вид гэта, который носят только гейши.

Виды кимоно

Выбор верного кимоно сложен из-за необходимости учитывать символизм традиционного костюма и социальные посылы, такие как возраст, семейное положение и уровень официальности мероприятия.

Фурисодэ - слово фурисодэ буквально переводится как «развевающиеся рукава»: они у фурисодэ примерно метр длиной. Это самое официальное кимоно для незамужней женщины, его носят подруги невесты на свадьбе и майко.

Хомонги - переводится как одежда для приёмов. На нём рисунок присутствует вдоль плеч и рукавов, хомонги немного более высокого стиля, чем похожее цукэсагэ. Носят его как замужние, так и незамужние женщины.

Цукэсагэ - орнаменты более скромны, чем у хомонги. Основная их часть покрывает пространство ниже талии.

Томэсодэ - самое официальное кимоно замужней женщины с рисунком только на подоле. Имеет две разновидности: куротомэсодэ и иротомэсодэ

Куротомэсодэ - чёрное кимоно. Это самое официальное кимоно для замужней женщины. Оно также часто используется на свадьбах -- в него одеты матери жениха и невесты. У курутомэсодэ на рукавах, груди и спине часто имеется пять гербов камон.

Иротомэсодэ - одноцветное кимоно, разрисованное ниже талии. Этот тип кимоно немного менее официальный, чем куротомэсодэ. На иротомэсодэ может быть три или пять камон.

Иромудзи - его носят женщины на чайных церемониях. Иногда на иромудзи присутствует жаккардовый рисунок ринцу, но ткань всегда одноцветная. Комон (кимоно) - «мелкий рисунок». У комон мелкий рисунок, поэтому их можно носить как гуляя по городу, так и в ресторане, но уже с более формальным оби. Эдо комон - кимоно в горох или в точечку. В эру Эдо его носили самураи. Каждый солидный и богатый клан украшал форму своих служивых своим особенным рисунком. Украсть идею такого рисунка было все равно, что украсть клановый герб. И нарушение самурайских авторских прав каралось быстро и жестоко. А кланы попроще и победнее использовали стандартные “самурайские” узоры, носить которые было запрещено простым людям. Сегодня оно может использоваться аналогично хомонги, если на нём есть гербы камон. Мофуку - одежда для похорон. Полностью чёрное кимоно, в которое одеваются родные и близкие умершего. Остальные присутствующие одеваются в цветные иромудзи с чёрными аксессуарами, чтобы показать, что они в трауре, но не очень близки к покойному. Хикидзури и сусохики. Сусохики обычно носят гейши или исполнители традиционных японских танцев. Сусохики длиннее обычного кимоно, за счёт длинного шлейфа. Сусохики буквально означает «держать подол». Обычное женское кимоно имеет длину 1,5-1,6 метра, а сусохики может быть длиной до 2 метров. Гейши и майко поднимают подол кимоно также и для того, чтобы показать разноцветный нагадзюбан.

Дзюнихитоэ - в переводе означает «сброшенная шкурка цикады».Надевать его трудно, а вот снимается он за считанные секунды, за что и получило своё название. 12-слойное кимоно, одеваемое в древности придворными дамами. В настоящее время такое кимоно носится только в самых официальных случаях (императорская свадьба, церемония возведения на престол и т.п.).

Юката -- летнее повседневное хлопчатобумажное, льняное или пеньковое кимоно без подкладки. Юката часто носят на фестивалях люди всех возрастов. Юката также можно часто увидеть на онсэн (горячих источниках).

Покрой кимоно

Кимоно изготавливается из материи, скатанной в свиток. Его ширина обычно составляет от 36 до 72 см, в зависимости от типа одежды, а длина -- от 4 до 26 м. Для одного женского кимоно используется свиток шириной в 36 см и длиной в 12 м. На одно кимоно расходуется около 9-12 м ткани. При пошиве применяются мягкие нити.

Современный костюм

История традиционного костюма Японии показывает, что он незначительно менялся с течением веков. И сегодня местные жители по-прежнему не хотят с ним расставаться. В Европе некоторые детали костюма даже в неизменном виде вошли в моду.

В калейдоскопичном мире клубной одежды и аксессуаров, прочное место модного атрибута заняли так называемые в народе «ниндзя-шуз» или «Таби».

Ниндзя-шуз - это «народное» название японской традиционной обуви таби, что дословно переводится как «чехол для ноги». Пройдя проверку прочности на многочисленных рейвах в Гоа, таби приобрели необычайную популярность среди рейверов и из абсолютно функциональной обуви стали модным девайсом среди хэппи пиплз, которые привезли их в Европу и США, где дизайнеры часто экспериментировали с их внешним видом.

Японцы сначала очень удивлялись, когда видели, как рейверы адаптируют их традиционную обувь, однако произошел реэкспорт идеи и японцы начали производить модернизированные виды джикатаби к общей радости рейверов.

Еще одна вещь из японского гардероба прочно завоевывает европейские подиумы - это Оби.

Сегодня оби - это гипертренд, пишут модные журналы, при помощи которого можно создать из обычного скучного образа облик женщины, которая следит за модой, стремится выглядеть элегантно и изысканно, будь-то деловая леди или яркая студентка. Оби - это пояс, способный как скрыть недостатки фигуры, так и подчеркнуть ее достоинства. Ведь мы - не японцы, и потому для нас нет строгих правил в повязывании оби.

Фактически все модные дома обратили внимание на пояс-оби. В общем, на вопрос: с чем сочетать пояс-оби? Ответ один: со всем! Красивый оби придаст завершенность и элегантность самому простому наряду, объединит разрозненные детали в единое целое. Оби станет блестящим акцентом на любом наряде: от макси-платья до строгого костюма.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 152; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!