Влияние музыкотерапии на детей раннего возраста с нарушением слуха



Музыкотерапия - это своеобразное психокоррекционное направление в медицине и психологии, имеющее в своей основе несколько аспектов воздействия: психосоматическое, психотерапевтическое, психологическое.

Рецептивное, регулятивное, катарсистическое (очищающее) влияние музыки позволяет использовать ее в таком качестве в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения слуха.

Музыкотерапия основывается, прежде всего, на восприятии му­зыки, поэтому анализ возможностей детей раннего возраста в восприя­тии музыки, умение эмоционально откликаться на музыку явля­ется важным диагностическим показателем, определяющим эф­фективность применения музыкотерапии в коррекционной рабо­те с детьми с нарушением слуха.

Коррекционные задачи музыкотерапии вытекают из необходимости коррекции наиболее часто встречающихся отклонений в развитии детей с нарушениями слуха: нарушений координации, чувства ритма, двигательных внимания и памяти, повышенного мышечного тонуса, равновесия, общей и мелкой моторики, перенапряжения голосовых складок; голоса, недостатков дыхания, трудностей артикуляции, нарушений мимики, повышенной утомляемости, эмоциональной неустойчивости и проблем общения.

Именно это определяет следующие задачи:

1) развивать двигательную сферу, мышечную активность, координацию движений, движения рук и мелкой моторики;

2) учить навыкам мимики и пантомимики в передаче игровых образов;

3) развивать музыкальный слух;

4) совершенствовать подвижность органов артикуляции, правильному речевому дыханию;

5) учить исполнять знакомые песни эмоционально выразительно;

6) учить петь в разных темпах, умеренно громко, умеренно тихо, напевно;

7) учить петь без напряжения, естественным голосом, в удобном диапазоне:

8) инсценировать содержание детских песен игрового плана (развитие связной речи);

9) психические процессы (память, внимание, мышление, воображение).

Использование музыкотерапии  с детьми раннего возраста с нарушением слуха оказались оправданными и перспективными за счет мощного воздействия музыки на эмоциональную сферу ребенка.

Как показывает педагогический и исследовательский опыт, музыкотерапевтическое направление работы способствует:

· улучшению общего эмоционального состояния детей;

· улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений);

· коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;

· стимуляции речевой функции;

· нормализации просодической стороны речи (темп, тембр, ритм, выразительность интонации).

Таким образом, педагогический опыт работы по использованию музыкотерапии в коррекционной работе с детьми раннего возраста, имеющими нарушение слуха, подводит к следующим выводам:

1) использовать для прослушивания можно только те произведения, которые нравятся абсолютно всем детям;

2) лучше всего использовать музыкальные пьесы, которые знакомы детям, так как они не должны привлекать их внимания своей новизной, отвлекать от главного;

3) продолжительность музыкального прослушивания должна составлять не более десяти минут в течение всего музыко-терапевтического занятия. Как правило, используется только одно музыкальное произведение.

Психотерапевтические сеансы по рецептивной, активной и интегративной музыкотерапии в специальном дошкольном обра­зовательном учреждении могут проводиться как в индивидуаль­ной, так и (при активных видах) в подгрупповой форме.

Вариант организации определяется характером имеющегося нарушения в развитии ребенка. В том случае, когда проблема ребенка лежит в сфере эмоциональных отношений и эмоционального развития (эмоциональной депривации, переживания эмоционального от­вержения, чувства одиночества, повышенной тревожности, стра­хов, импульсивности эмоциональных реакций), то более эффек­тивно на начальном этапе использование индивидуальных форм музыкотерапии. Когда сложности ребенка концентрируются вокруг социального приспособления (сложности коммуникативно-рефлексивной деятельности, наличие психотравмирующих меж­личностных внутрисемейных отношений, дисгармоничная, иска­женная самооценка, негативная «Я-концепция»), то предпочти­тельнее применение подгрупповых форм музыкотерапии.

Рецептивная музыкотерапия направлена на регуляцию вегетативных процес­сов, моделирование положительного психоэмоционального состо­яния, релаксацию, катарсис, она проводится только индивиду­ально с ребенком. Сеансы рецептивной музыко­терапии с детьми раннего возраста с нарушением слуха могут про­водиться в различных вариантах, которые условно можно объеди­нить в три модели:

1 модель - «музыкальные картинки».

В таком сеансе восприятие музыки осуществляется ребенком совместно с психологом, который в процессе слушания помогает ему мысленно шагнуть из реальной жизни в мир музыкальных образов и в течение 10-15 мин побывать в мире музыкальных звуков, мелодий, общение с которыми оказывает благотворное влияние на ребенка

Звуки морских просторов, шум прибоя, крики чаек или пение птиц, шелест листвы создают в воображении ребенка музыкальную картинку, которую с эмоционально-вербальной поддержкой психолога ребенок начинает представлять. Спокойным мягким голосом, направляя слушание музыки, психолог усиливает музы­кальное восприятие. После восприятия музыки в беседе с ребен­ком психолог выясняет, что малыш «видел», чувствовал, пережи­вал, предлага­ет словесно описать воображаемую картинку или нарисовать ее красками или карандашами.

2 модель - «музыкальное моделирование».

Этот вариант направлен на моделирование положительного психоэмоционального состояния (повышения эмоционального тону­са или снятия чрезмерного возбуждения, тревожности). Положи­тельный коррекционный эффект в данном варианте музыкотера­пии может быть достигнут:

· если составлена мини-программа из фрагментов классических музыкальных произведений,

· если пер­воначальный музыкальный отрывок соответствует душевному, эмоциональному состоянию, настроению ребенка, которое он испытывает в данный момент,

· если последующие два отрывка создают комбинацию произведений, слушание которых посте­пенно выводит ребенка из неблагоприятного для него состоя­ния, переключает на противоположное и желаемое эмоциональное состояние.

В процессе музыкального моделирования, направленного на сня­тие эмоционального возбуждения, можно использовать «музыкаль­ный сюжетный рассказ», логика которого должна отвечать основ­ной цели сеанса.

3 модель - «живая музыка».

Такая модель предполагает свободное владение психолога музыкальным инст­рументом. В этом варианте психолог помогает ребенку как бы вой­ти в образ исполнителя и представить, что он сам играет на инструменте или дирижирует оркестром. Важ­но, чтобы разрядка внутреннего переживания выражалась во внеш­нем движении (от легкого покачивания рук, тела, дирижирова­ния до «игры» пальцами на воображаемых клавишах, а в отдель­ных случаях даже внезапного плача).

По­мимо специальных занятий положительный эффект дают мини- релаксации. В мини-релаксациях, проводимых в режиме дня, важно дать ребенку почувствовать свое тело, показать возможности им управлять, научить расслабляться при напряже­нии.

Мини-­релаксации могут проводиться в конце занятий, требующих от ребенка большого напряжения и таким образом снимать его, или в начале занятия, когда после двигательной активности от детей требуется определенный настрой на занятие. Музыкальное сопро­вождение для мини-релаксаций используется в аудиозаписи, про­изведения подбираются в соответствии и с образом, и с задачей релаксации.

К активному варианту музыкотерапии относятся вокалотерапия, инструментальная терапия. Эффективность данного вида музыкотерапии определяется большими возможностями через му­зыкально-исполнительскую деятельность корректировать не только отклонения в психоэмоциональном развитии (эмоциональную лабильность, сниженный эмоциональный тонус, чувство одино­чества), но и дисгармоническую самооценку, низкую степень самопринятия, проблемы в развитии коммуникативной сферы ре­бенка с проблемами.

Занятия вокалотерапией проводятся как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме. Они направлены на формирование с помощью пе­ния оптимистического настроения, умения радоваться жизни, выработку психологической устойчивости, расслабления и успо­коения. С этой целью могут использоваться очень коротенькие песенки-формулы, которые способствуют гармонизации внутрен­него мира ребенка посредством активной вокальной деятельно­сти.

Сеансы инструментальной музыкотерапии основаны на процес­се музыкального творчества, где акцент делается на уникальной роли «живой» музыки как средства коммуникации. Они требуют от психолога способности к музицированию в сочетании с вы­полнением задач коррекции средствами инструментальной имп­ровизации.  При этом используют, например, барабан, бубен, ложки, колокольчик, треугольник - такие музыкальные инструменты, которые обладают большой ритмической силой, но в то же время передают эмоциональные нюансы.

Активное участие в музыкально-терапевтическом процессе самого ребенка, получающего возможность выразить непосредствен­но свое эмоциональное состояние и игрой на музыкальном инст­рументе, и пением, приводит к разрушению имеющегося внут­реннего конфликта и, как следствие, к стабилизации психоэмо­ционального состояния и коррекции трудностей в коммуникации со взрослыми и сверстниками.

В психокоррекционной работе с детьми с нарушениями слуха может использоваться интегративная музыкотера­пия. Она построена на синтезе музыкального и наглядно-зри­тельного восприятия. Сеансы строятся таким образом, что на них восприятие музыки сопровождается просмотром ярких картин природы (на картине, слайде, видеозаписи). Слушание музыки и просмотр слайдов проводятся в удобной для ребенка позе в мягком уютном кресле. Органическое со­четание зрительного и слухового восприятия усиливает психо­коррекционный эффект в работе с детьми раннего возраста с нарушением слуха.

Музыкотерапия, применяемая в игровой, доступной форме в психокоррекционной работе с детьми раннего возраста с нарушением слуха, помогает им сформировать осознанное отношение к сво­им проблемам, вместе со взрослыми преодолеть их и адаптиро­ваться к окружающей среде.

Музыкотерапия во всех ее вариантах является составной час­тью общей коррекционной работы с детьми. арттехнологии (в том числе и музыкотерапия), используемые в системе коррекционной помо­щи ребенку с нарушением слуха в дошкольном учреждении, должны способствовать гармонизации личности такого ребенка и его со­циальной адаптации.

 

Заключение

Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в раннем возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. Любой педагог, проработав в системе образования, замечает резкий рост детей с нарушениями психоэмоциональной сферы.

Комбинируя музыкотерапию с различными реабилитационными подходами можно в разы повысить эффективность процесса реабилитации ребенка раннего возраста с нарушением слуха, сделать процесс интересным, увлекательным для детей, задействовав их творческие способности.

Существует много видов реабилитационных технологий, но технология музыкотерапия обладает высоким интегративным потенциалом, что выгодно выделяет ее среди других методов. Музыка позволяет проводить различные по форме реализации сеансы, занятия, реабилитационные мероприятия и т.д. Позволяет найти индивидуальный подход через подбор различных музыкальных композиций относительно ситуации.

 

 

Список литературы

1. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии / О.А. Ворожцова. – М., 2004. 2. Декер-Фойгт Г.-Г. Введение в музыкотерапию / Под ред. Г.-Г. ДекерФойгт. – СПб.: Питер, 2003.

2. Выготский, Л. С. Учение об эмоциях. ‒ Собр. соч.: В 6 т. ‒ Т. 4. ‒ М.: Педагогика,1984. ‒ 400 с.

3. Дьяченко, О. М. Психическое развитие дошкольников [Текст] / О. М. Дьяченко ‒ М.: Педагогика, 1984.

4. Захаров, А. И. К изучению роли аномалий семейного воспитания в патогенезе неврозов детского возраста [Текст] / А. И. Захаров. ‒ Л., 1972, С. 53-75.

5. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы / Г.В. Иванченко. – М.: Смысл, 2001.

6. Любан-Плоцца Б. Музыка и психика / Б. Любан-Плоцца, Г. Побережная, О. Белов. – К., 2002.

7. Назарова, Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. — М.:, 2001. — 288 с.

8. Овчинникова Т. Музыка для здоровья / Т. Овчинникова. – СПб.: Союз художников, 2004.

9. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.И. Петрушин – М.: Гуманит. издат. центр «Владос», 2000.

10. Розанова, Т. В., Соловьев, И. М. Психология глухих детей. – М.: Просвещение, 2001.

11. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. – М.: Педагогика, 1988. — 120 с.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Педагогика, 1946. – 592 с.

13. Свистунова Е.В. разноцветное детство. Игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия / Е.В. Свистунова, Е.В. Гобунова, Е.А. Мильке. – Издат. Форум, 2015.

14. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб.; под ред. Е. Г. Речицкой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 655с.

15. Фром, А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации [Текст] / А. Фром. ‒ Екатеринбург, 1996.

16. Шипилова Е.В. Особенности организации психокоррекционной работы с дошкольниками с речевыми нарушениями // Логопед в детском саду, 2008 - 8(33)

17. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1995

 

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 51; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!