Аристократия и демос. Афинская демократия



Классический период (V – IV вв. до н.э.)

 

В классический период греческой истории, население Эллады снова значительно возросло. Однако в этот период не происходит новой волны колонизации. Излишнее население трудоустраивается в среде ремесленников.

 

В зародившейся полисной цивилизации было характерно деление население на две категории: аристократию и демос (народ, все те, кто не аристократия). В архаичный период власть в полисах концентрировалась в руках аристократов (власть их базировалась, в частности, на крупной земельной собственности). Аристократ, в понимании древних греков, это человек, ведущий свой род от кого-либо из древних мифических героев (Геракл, Ясон, Тесей и т.д.). Древние герои, в свою очередь, это сыновья и потомки богов. Таким образом, аристократы — потомки богов. Сами греки относились к статусу аристократа с большим уважением: ни для кого не было смешным, если кто-то объявлял себя потомком Геракла или Зевса (при условии, что он мог доказать своё происхождение).

 

Именно в среде аристократии возникают представления о совершенстве человеческого тела. Речь при чём идёт о совершенство мужского тела. Для женщин же в греческом обществе внешность была не так важна, как добропорядочность, хозяйственность. Красивым же должен быть именно мужчина.

 

Главная доблесть аристократа — это патриот и воин, который ради защиты отечества не щадит жизни. Так же аристократ должен быть богатым (это именно его качество, а не цель). Так же эллинский аристократ обязан был быть образованным человеком: практически все древнегреческие философы были потомками аристократических родов.

 

Как это было принято практически в любой культуре, эллинская аристократия была замкнута сама в себе, храня, тем самым, «корпоративный дух». Например, юноша из аристократической семьи не мог пожениться с женщиной-простолюдинкой. Уж лучше было жениться на знатной невесте из варварского племени, чем на девушке из демоса.

 

Афинский реформатор Перикл был одним из тех, кто серьёзно ограничил аристократические привилегии: по его указу гражданство в Афинах стало определяться по отцу и по матери (а не только по отцу, как это было до этого), чем нанёс весомый ущерб классу аристократов, поставив принцип гражданина полиса выше, чем аристократический статус.

 

Аристократы Древней Греции — это сугубо яркие личности. Из среды аристократии выходят все ведущие политические деятели, полководцы, философы и т.д. Аристократы же придумали первый в истории спорт: он появляется в VIII в. до н.э. в Олимпии, на Истме, в Немеи, в Дельфах (см. Олимпийские и Истмийские игры).

 

Во времена колонизации, среди демоса выделяется новая прослойка богатых людей: экономический подъём привёл к появление зажиточного класса торговцев и ремесленников. Все торговцы по умолчанию были выходцами из демоса, т.к. аристократия по статусу не могла заниматься ни тем ни другим. К VI-VII векам до н.э., ввиду экономического роста, многие аристократы разорились. В этот же период из среды аристократии выделяются ренегаты, которые, опираясь на поддержку демоса, будут приходить к власти в полисах и становиться тиранами (период этот получит название раннегреческая тирания). Древнегреческие тираны сыграют немалую роль в отстранении аристократов от власти: у них отнимались крупные земельные наделы и распределялись в пользу бедных. При тиранах наиболее крупные полисы достигнут пика экономического развития. Тираны будут покровительствовать ремёслам, торговле, земледелию, военному делу. При них будут построены самые великолепные храмы и на них же придётся расцвет искусств.

 

Период раннегреческих тираний закончится тем, что с уменьшением влияния аристократии, возрастут потребности демоса. Простолюдины, на которых опиралась власть тиранов, сами станут причиной их низвержения. К концу VI в. до н.э. уже не останется полисов, где правили бы тираны. Именно тогда сформируется та греческая полисная демократия с гражданским обществом, которой была знаменита Древняя Греция.

 

Формы политического управления по Аристотелю:

 

1. «Хорошие» формы правления:

 

a. Монархия — единоличная власть, благородный человек правит своими подданными в их же интересах

b. Аристократия — власть меньшинства, благородные люди правят в интересах общества

c. Демократия — власть большинства среднезажиточных людей (по мнению Аристотеля: в обществе всегда будут богатые, бедные и борьба между ними; как следствие, гарант стабильного общества — сильный и многочисленный средний класс, выступающий щитом между первыми и вторыми)


2. «Плохие» формы правления:

a. Тирания — единоличная власть, захваченная нелегитимным путём, тиран правит ради своих собственных интересов

b. Олигархия — власть меньшинства, люди из низов правят в собственных интересах

c. Охлократия — власть большинства, вырожденная форма демократии, где власть осуществляется по мимолётным прихотям толпы

 

Только в Афинах демократическая форма правления будет существовать в развитой форме: началось утверждение демократии с реформ Салона (594 г. до н.э.) и окончательно утвердиться примерно через 150 лет (450 г. до н.э.).

 

Структура древнегреческой демократии (на примере Древних Афин):

 

1. Законодательная власть в Афинах:

 

a. Народное собрание — орган прямой демократии, собрание всех граждан полиса (могли присутствовать только граждане-мужчины старше 20 лет). Проводилось каждые 9 дней. Функции: принятие законов и постановлений, выбор органов исполнительной власти, дипломатия.

b. Совет пятисот — представительный демократический орган, выдвигаемый по территориальным округам (50 человек от одного фила). Выборов не было, каждый гражданин становился членом Совета по очереди (таким образом, практически все граждане хотя бы раз в жизни были членами Совета). Члены Совета так же получали жалованье – 1 драхму в день. Функции: осуществление верховной власти в период между народными собраниями, обсуждение и формулировка законов перед зачитыванием на народном собрании.

 

2. Принципы исполнительной власти в Афинах:

 

a. Коллегиальность — любая ответственная должность была разделена между несколькими людьми (как правило 10).

b. Выборность — большая часть значимых должностей занимались по жребию в порядке очереди из числа граждан (исключения: должности стратега и казначея).

c. Отчётность — все должностные лица, по истечению срока своих полномочий, должны были дать отчёт перед народом.

d. Краткосрочность — максимальный срок действия полномочий не превышал год.

e. Возмездность — должностное лицо получает, пусть и небольшую, но плату за свою работу (а так же возмещение убытков).

f. Независимость магистратов — всего в Афинах было порядка 700 должностных лиц, все они не были связаны друг с другом иерархией и были подотчётны только Народному собранию и Совету.

 

3. Судебная власть в Афинах:

 

a. Дикастерий — суд присяжных, состоящий из 6000 человек (из 1000 были «запасными»). Ежедневно утром все судьи перераспределялись по разным судебным делам в порядке жребия. В зависимости от важности дела, на суде присутствовали от 201 до 6000 судей. Многолюдность судебных собраний обуславливалось невозможностью подкупа и меньшей вероятностью судебных ошибок.

 

Интересный факт: Так как в античные времена ещё не было паспортов, то для подтверждения своих гражданских прав нужно было пройти своеобразный обрядинициации: в 15-16 лет, отец приводил своего ребёнка на демоты (орган самоуправления в Афинах, составляющие списки граждан; Афины делились на 10 фил, а филы на 100 демов). Если соседи (из которых собирались демоты) признавали ребёнка законнорождённым гражданином, то его вносили в соответствующий список.

 

Интересный факт: Юноши, достигшие 18 лет, обязаны были проходить двухгодичную службу в армии, после которой становились полноправными гражданами с правом присутствия на Народном собрании. При этом быть недопущенным в армию считалось для грека очень большим позором. Однако чтобы избраться на какую-либо должность, гражданин должен был достичь возраста 30 лет, т.к. считалось, что до тридцати лет человек ещё не достаточно зрелый в умственном отношении.

 

Интересный факт: в Древней Греции недолюбливали юродивых, инвалидов (исключения: инвалиды войны), попрошаек и т.д., так как считалось, что если ты немощный и больной, то тебя так наказали боги. А спорить с волей богов — плохо.

 

    Интересный факт: в Древних Афинах одним из преступлений, удостаивающееся смертной казни, было превышение цен на хлеб. Нельзя было продавать хлеб с наценкой большей, чем 5%.

 

    Интересный факт: в Древней Греции было отличное от современного разделения на будние дни и выходные. Древний грек мог трудиться 20 дней подряд. Такие трудовые будни компенсировались длительными праздниками: почти 100 дней в году у греков были праздничными.

 

    Интересный факт: Государственными чиновниками в Древних Афинах были специально обученные рабы, закупаемые государством. Сделано это специально, чтобы избежать коррупции. Рабы-чиновники, при этом, получали хорошую зарплату и могли иметь семью.

 

    Интересный факт: Должность казначеев в Древних Афинах могли занимать только богатые люди. Обусловлено это было тем, что в случае нанесения вреда государству, провинившийся гражданин должен был оплатить издержки из своего кармана.

 

 

Лекция 5


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 1686; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!