Крах Крито-Минойской цивилизации. Микенская цивилизация



ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

    Лектор: к.и.н. Стрелков Андрей Валентинович

    Конспектировал: Жжонов С.А.

 

    Курс лекций:

 

1. История Древней Греции. Лекция 1

2. История Древней Греции. Лекция 2

3. История Древней Греции. Лекция 3

4. История Древней Греции. Лекция 4

5. История Древней Греции. Лекция 5

6. История Древней Греции. Лекция 6

 

Содержание:

 

1. Лекция 1: Введение. Крито-Минойская цивилизация

2. Лекция 2: Крах Крито-Минойской цивилизации. Микенская цивилизация

3. Лекция 3: Железный век. Устройство полиса. Великая греческая колонизация

4. Лекция 4: Аристократия и демос. Афинская демократия

5. Лекция 5: Греко-персидские войны. Пелопоннесская война. Кризис полисной системы

6. Лекция 6: Походы Александра Македонского. Начало эпохи эллинизма

 

Ключевые слова:

 

1. Лекция 1: менталитет, гражданственность, культура, периодизация, Артур Эванс, Генрих Шлиман, Кносс, Крито-Минойская цивилизация, пеласги, минойцы, ахейцы, Крит,

2. Лекция 2: период Новых дворцовых цивилизаций, Кносский дворец, теократия, верховная жрица, верховный жрец, тавромахия, Минотавр, Позднеминойский период, экономика Крита, торговля, фортификация, военный флот, талассократия, Спиридон Маринатос, извержение вулкана Санторин (Минойское извержение), критяне-минойцы, пеласгическая государственность, автохтонное население, Микенская цивилизация, Микенская культура, цивилизация дворцового типа, Микенский акрополь, Львиные ворота, циклопическая кладка, рабство, Дворец Нестора, Бронзовый век, Тёмные века, Троянская война, Троя, Троада, троянцы, Гомер, катастрофа Бронзового века (Бронзовый коллапс), фракийцы, иллирийцы, дорийцы, народы моря, Хеттское царство, Древний Египет, Пелопоннес, карийцы, лелеги, Железный век

3. Лекция 3: переплавка железа, халибы, метеоритное железо, египтяне, бронза, полис, собственность, устройство полиса, гражданин, рабы-скифы, воинская повинность, гражданские привилегии, коллективизм, экклесии, политическая раздробленность, период Архаики, Великая греческая колонизация, гражданское общество, появление денег, международная торговля, греческие кварталы, ремёсла, оливковое масло

4. Лекция 4: аристократия, аристократ, демос, патриотизм, корпоративный дух, Бог с мыса Артемисион, Перикл, реформы Перикла, спорт, Олимпия, Истм, Немея, Дельфы, Олимпийские игры, Истмийские игры, класс торговцев, класс ремесленников, тираны, тирания, период раннегреческих тираний, формы политического управления, Аристотель, монархия, аристократия, демократия, тирания, олигархия, охлократия, Афины, Солон, реформы Солона, древнегреческая демократия, законодательная власть, Народное собрание, Совет пятисот, Исполнительная власть, коллегиальность, выборность, судебная власть, дикастерий, демоты, фил, дем, праздники, государственные рабы

5. Лекция 5: Классический период, Пентеконтаэтия, кризис полисной системы, Держава Ахеменидов, Пелопоннесский союз, первый Афинский морской союз (Делосский союз), Пелопоннесская война, Тридцать тиранов, Македонская держава, македонцы, наёмничество, греки-наёмники, гоплиты-наёмники, Египет, Персия, Карфаген, гражданская война в Персии, Кир Младший, Артаксеркс II, Ксенофонт, Анабасис Кира (Отступление десяти тысяч)

6. Лекция 6: Платон, Исократ, Филипп II (Филипп Македонский, Филипп Одноглазый), битва при Херонее, Александр Македонский (Александр III, Александр Великий), Походы Александра Македонского, ветераны походов, персы, синтез культур, Греко-Бактрийское царство, Индо-греческое царство, греко-буддизм, диадохи, войны диадохов, Эллинистический Египет (Птолемеевский Египет), эпоха эллинизма

 

Лекция 1

Введение. Крито-Минойская цивилизация

 

XV век — появляется понятие «античность» (3000 г. до н.э. —500 г. н.э.).

 

Для греческой (позже и для римской) античной культуры характерны деление всех людей на своих и чужих (эллинов и варваров). При этом не имеет значение происхождение того или иного человека. Цивилизованный человек (эллин) — тот, кто говорит на греческом языке, покланяется греческим богам и ведёт соответствующий образ жизни. У древних греков не было понятия национальности, поэтому не имеет значение происхождение человека. Но напротив были такие понятия, как гражданственность и гражданин. Многие традиционные представители «греческой культуры» в действительности имели не греческое происхождения. Само слово «варвар» не имело отрицательной коннотации, варварами называли просто иноземцев. Что ещё интересно: у древних греков не было распрей по национальным (т.к. отсутствовало само понятие национальности) и религиозным мотивам — воевали они совершенно по другим причинам.

 

    Фалес Милетский — финикиец

    Геродот Галикарнасский — на ¼ кариец

    Фукидид — на ½ фракиец

    Анахарсис — сакский скиф

 

    Древние греки с уважением относились к другим более древним культурам, и никогда не считали свой народ самым культурным и цивилизованным. Так, например, греки с должной почтительностью относились к египтянам, месопотамцам (и некоторым другим народам Малой Азии), так как считали их культуру более древней. Важная деталь: греческая культура (как позже и римская) была толерантна ко всему новому. Любые новые явление эллинская культура могла интегрировать в свою.

    Греки впервые создали рыночную систему экономики.

 

    Античность дала образец жизни, к которому стремятся все современные общества. В том числе, идеал гражданского общества, где во главе угла стоит личная ответственность граждан, а не законы. Этим, к слову, античное общество и отличается от современного, где главное закон, а не мораль.

    Периодизация греческой истории:

 

1. Крито-Микенский период (3-2 тыс. до н.э.)

1.1. Минойская цивилизация (2700 – 1400 гг. до н. э.)

1.2. Микенская цивилизация (XVI – XI вв. до н.э.)

2. Тёмные века / Гомеровский период / Предполисный период (XI – IX вв. до н.э.)

3. Архаический период (VIII – VI вв. до н.э.)

4. Классический период (V – IV вв. до н.э.)

5. Эллинистический период (334 – 30 гг. до н.э.)

 

334 г. до н.э. — Начало походов Александра Македонского.

30 г. до н.э. — Падение Птолеемеевского Египта (конец Римской республики и начало Римской империи).

    1900 год — английский археолог Артур Эванс, проведя раскопки в Кноссе становится первооткрывателем Крито-Минойской цивилизации.

        

1876 год — немецкий археолог Генрих Шлиман, открывший пятью годами ранее Трою, производит раскопки в Микенах и становится первооткрывателем Микенской культуры

Древние греки точно знали, что были не первым народом, который заселил юг Балканского полуострова. До прихода греков (до возникновения Крито-Микенской цивилизации, территорию исторической Эллады занимали пеласги, которые предположительно были родственны минойцам. Первыми же греками, пришедшими в Грецию, были ахейцы (кон. 3 – нач. 2 тыс. до н.э.).

 

Конец 3-его тыс. до н.э. — возникновение первые государства на Крите с центрами в городах: Кносс, Фест, Маллия, Като-Закро (Заскрос). Критские государства, в отличии от аналогичных государств в материковой Элладе, переживут нашествие ахейцев и будут долгое время процветать вплоть до середины XVIII века до н.э., пока не придут в упадок из-за сильного землетрясения.

 

Однако Крито-Минойская цивилизация не погибает под напором катаклизма, а напротив, через некоторое время восстанавливается. Наступает период Новых дворцовых цивилизаций (1700 – 1400 гг. до н.э.), который считается золотым веком минойской культуры. Ключевую роль в возродившейся цивилизации теперь играет город Кносс (который, предположительно, был столицей первого объединённого критского государства).

 

Особой достопримечательностью Крита остаётся т.н. Кносский дворец — памятник Минойской цивилизации, бывший для своего времени сложным

Кносский дворец (реконструкция)
архитектурным комплексом с запутанной планировкой. Одна из интересных особенностей дворца — это внутренний фасад (ориентация построек на внутренний двор, а не на периметр).

 

Что интересно, подобные поселения-дворцы нельзя считать городами в прямом смысле. Наиболее подходящая аналогия — феодальный замок. Рядовое же население Крита жило в обыкновенных деревушках. Общепризнанно, что критские государства были монархиями, но до нас так и не дошло ни одно изображение предполагаемых царей (что весьма не типично для монархических культур). Это позволяет сделать предположение о том, что монарх в критском государстве был одновременно и правителем и жрецом (то есть, речь идёт о теократии), а отсутствие его изображений объясняется сакрализацией личности царя-жреца. Судя по всему (это доказывается материальными источниками), положение женщин в крито-минойской культуре было несравнимо лучше, чем в той же Греции поздних периодов. Достоверно известно, что царица в этой культуре исполняла функции верховной жрицы. В дворцах, судя по их размерам, проживали не только царь-жрец с царицей-жрицей, но и большая часть сановников и знати.

 

До нас не дошло ни одного здания крито-минойского периода, которое можно было бы идентифицировать как храм, из чего историки делают вывод, что в минойской культуре в качестве поклонения избирались природные объекты. По иной версии, храмами можно считать сами дворцы. Касательно богов, то они, по мнению историков, имеют азиатское происхождение. Один из центральных религиозных символов минойцев — бык. Отсюда и известный миф о Минотавре – человекобыке, а так же тавромахии – акробатические выступления с участие быков.

 

Что интересно, в критском искусстве не найдено ни одно изображение убийства или насилия. Но наибольшего внимания в минойской культуре заслуживает женская мода: платья с узким лифом, рукава-фонарики, обнажённая грудь, длинные юбки с оборками, пышные причёски, ювелирные украшения и даже косметика.

 

 

Лекция 2

Крах Крито-Минойской цивилизации. Микенская цивилизация

 

XVII – сер. XV вв. — Позднеминойский период.

На Крите минойского периода существовало два сектора экономики: дворцовый (царь и знать) и общинный (остальные жители). Дворцовый сектор состоял из непосредственно дворца, чиновничьего аппарата и прилегающих к нему земель, на которых подчинённые непосредственно царю люди обрабатывали землю (возможно это были рабы). Общинный же сектор представлял из себя массу деревень и поселений, где жили и трудились обыватели, которые обязаны были платить налоги во дворец. Дворец выступает местом концентрации ресурсов и их перераспределения. Что ещё интересно, в минойских дворцах находили предметы совершенно некритского происхождения: статуэтки из слоновой кости, страусовая скорлупа, изделия из бронзы. Такие находки явно говорят о наличии торговых связей Крито-Минойской цивилизации с цивилизацией Древнего Египта и Древнего Ближнего Востока. Так же некоторые археологические находки позволяют говорить о том, что минойские дворцы могли быть так же и ремесленными центрами.

 

Торговля в период античности носила сугубо государственный характер. Связано это было с тем, во-первых, что только власть предержащие могли обладать излишками товаров (получаемые в виде налогов), которые они могли продавать. Во-вторых, почти полное отсутствие в Античности норм международного права делали невозможной ситуацию, где торговлей могли заниматься частные лица. За пределами своей родины античный человек был

Минойские корабли
фактически бесправен. Потому любые торговые операции в тот период могли совершать только уполномоченные торговые агенты, действующие в интересах своей государства или племени.

 

Ещё одной важной особенность минойских дворцов является полное отсутствие даже примитивных оборонительных сооружений. Сей факт свидетельствует о том, что Крито-Минойское государство существовало в достаточно спокойной обстановке, где не было угрозы вторжения внешнего врага или внутренних волнений. Это же, в свою очередь, наталкивает на мысль о существовании у минойцев сильного флота, который позволял не опасаться вторжения из вне (критяне действительно были искусными мореплавателями, как позже и греки).

 

Критская минойская держава была типичной талассократией (морской державой). Известно, что минойцы на своих кораблях доходили до западных берегов Малой Азии, южной Италии и Сицилии, где предположительно были их поселения.

 

В 1960-х гг. греческий археолог Спиридон Маринатос проводит раскопки на острове Тира (он же Санторин), где находит старый минойский город Акротири, который погиб в результате извержения вулкана Санторин (см. Минойское извержение). В результате этих раскопок подтвердилась теория, что Крито-Минойская цивилизация пришла в упадок из-за Минойского извержения, которое подняло цунами высотой от 100 до 260 метров, которое накрыло Крит. Следует отметить, что на сегодняшний день это одна из самых популярных теорий, но в то же время она остаётся спорной.

 

Археологические исследование показали так же, что жители Акротири успели спастись от извергающегося вулкана: об этом красноречиво говорит то, что на Тире не нашли никаких человеческих останков. Однако, скорее всего, все спасшиеся на кораблях минойцы погибли уже в волнах цунами.

 

Минойцы бегут с острова Тира
Не смотря на колоссальные разрушения от цунами, в результате катаклизма погибло не более 5-6% от всего населения. В основном пострадали северное побережье Крита и многочисленные острова Критского и Эгейского морей. На южном берегу Крита, население практически не пострадало. Тем не менее, стержень Крито-Минойской цивилизации держался на городах-дворцах, которые были политическими, экономическими, религиозными и культурными центрами одновременно. В то время, как основная масса минойцев была связана с Минойской цивилизацией только экономически, чтобы её (цивилизацию) уничтожить, оказалось достаточно чтобы исчезли города-дворцы вместе с царями-жрецами и всей знатью.

 

Критяне-минойцы жили на Крите вплоть до прихода ахейцев и других племён, которых позже назовут греками. В последствие коренные критяне смешаются с греками и будут ими частично ассимилированы.

 

Первые центры пеласгической государственности в материковой Греции — кон. 3-го тыс. Просуществовали вплоть до вторжения ахейцев с севера Завоеватели, при этом не стремились уничтожить пеласгов, а потому последующие несколько веков ахейцы с пеласги смешивались друг с другом, образуя новый народ (который станет фундаментом греческого народа). Примечательно, что афиняне гордились своим автохтонным (т.е. коренным) происхождением от пеласгов.

 

Не смотря на то, что находившаяся в зачаточном состоянии государственность пеласгов была фактически уничтожена ахейцами, сами завоеватели переняли многое у покорённого народа, в результате чего через четыре сотни лет родилась (XVI в. до н.э.) Микенская цивилизация. По цивилизационному уровню, Микенская культура ничем не отличалась от Крито-Минойской (и ту и другую культуру называют цивилизациями дворцового типа). Артур Эванс излагал ошибочную теорию, что скачок восхождение Микенской цивилизации — прямое влияние критян. Ибо, подобно Криту, Микенская цивилизация была цивилизацией дворцового типа. Однако же, Микенская культура появилась самостоятельно, без экспансии из вне.

 

Между двумя культурами были и существенные отличия:

1. Микенская Греция никогда не была единым государством, в отличии от Минойской, а всегда была разбита на самостоятельные центры (Микены, Коринф, Тиринф, Пилос, Фивы, Афины, Орхоменвсего около 30).

2. Микенская цивилизация, в полную противоположность Минойской, имела ярко выраженный милитаристский характер (связано это было не с опасностью вторжения иноземцев, а как раз из-за внутренней политической раздробленности и жёсткой конкуренции за землю). От микенцев остались следы мощных крепостей – акрополей.

 

Важным историческим памятником Микенской культуры является Микенский акрополь со знаменитыми Львиными воротами. Ключевая особенность этого памятника заключена в том, что стены (то, что от них осталось) выложены т.н. циклопической кладкой — специальный вид кладки, где камни не скрепляются друг с другом связующим раствором, а устойчивость сооружения достигается за счёт веса камней (средний вес одного камня в кладке – 12 тонн).

 

Микенские города-дворцы идентичны по своим функциям с минойскими братьями-близнецами. В том числе, присутствует и дворцовый сектор экономики, который обслуживается рабами. Тому есть подтверждения из глиняных табличек хозяйственного назначения, найденных на раскопках в пилосском дворце (см. Дворец Нестора) — из них следует, что в этом же дворце в последний год своего существования, трудилось около 1500 рабов (из которых 90% были женщинами).

 

Важная деталь: в войнах ранних обществ, как правило, все военнопленные умертвлялись, когда как всё женское население и детей противника обращали в рабство. Это объясняет такой половой перекос в составе рабов пилосского дворца. Причём такая ситуация характерна практически для всех обществ той эпохи. Мужчин в качестве рабов не брали так же из экономических соображений: для присмотром за рабом-мужчиной нужен как минимум один вооружённый надсмотрщик (а в условиях бронзового века, когда инструмент из бронзы по качеству не сильно хуже бронзового оружия, минимальное число надсмотрщиков увеличивается до двух). Женщины-рабыни же, не смотря на более низкий КПД, почти не склонны к протесту и побегам (особенно если у них есть дети), за ними нужен меньший контроль; плюс их можно использовать как наложниц.

 

Конец Микенской цивилизации, начало Тёмных вековXII век до н.э.

 

~1200 – 1184 гг. до н.э. — предполагаемая дата мифической Троянской войны. У исторической науки нет точного объяснения, была ли эта война вообще. Достоверно известно лишь, что такой город как Троя, действительно существовал. Скорее всего, война ахейцев (точнее, того народа, что получился при смешивании ахейцев с пеласгами) с троянцами была, но представляла из себя куда более скромное по масштабам событие. Наиболее внятная версия: ахейцы вели колонизацию западного побережья Малой Азии. Троада же была одним из множества городов побережья, с которыми ахейцы воевали за новые территории. Позднейшие древнегреческие поэты же (Гомер в их числе), в свою очередь, со временем сильно приукрасили это событие; оно обросло неправдоподобными подробностями и стало одним из основополагающий мифов эллинской культуры.

 

Концом существование Микенской цивилизации стала т.н. «катастрофа Бронзового века» (он же «бронзовый коллапс»), когда по неизвестной причине (скорее всего из-за климатических изменений и спровоцированного из-за этого неурожая) огромные массы людей стали мигрировать с севера Балканского полуострова и с побережий Чёрного моря. Племена фракийцев, иллирийцев и дорийцев вторглись в Микенскую Грецию и разорили такие крупные города, как Микены и Пилос. Пеласго-ахейское население было вовлечено в общую волну миграции, которая перешла на море. Мигрирующие морским путём народы (древние египтяне так и называли захватчиков – «народы моря») разорили Крит и Малую Азию, вторглись на Кипр (который стал для них своего рода перевалочной базой), подвергли значительному опустошению Левант. Под напором разорительных набегов погибла, и до этого раздираемая внутренними кризисами, Хеттское царство. Утратила свои территории в Леванте Египетская держава. Произошедшая в восточном средиземноморье катастрофа по масштабам и последствиям сравнима, пожалуй, только с падением Западной Римской империи.

 

Микенская Греция пала в том числе потому что была ослаблена недавней (предполагаемой) войной с Троадой. Злую шутку сыграла так же и политическая раздробленность: наплывающие варвары имели удачную возможность расправляться с каждым поселением в отдельности, а не противостоять объединённой армии ахейцев-пеласгов. Примечательно, что первыми, кто вторгся в Микенскую Грецию, были не дорийцы, а фракийцы и иллирийцы. Они, однако же, не остались на покорённых территория, а откатились обратно на север в свои земли (в качестве одной из причин этого называют разыгравшуюся в том регионе эпидемию). И лишь несколько десятилетий спустя в Грецию пришли уже дорийцы, которые расселились преимущественно по Пелопоннесу (в частности, спартанцы – прямые потомки дорийцев).

 

С гибелью Микенской цивилизации повторилась ровно так же история, как и с Минойской: абсолютное большинство микенцев выжило после миграций народов с севера. Однако цивилизация прекратила своё существование, т.к. погибла вся элита и вместе с ними города-дворцы, составляющие суть этой культуры. Вместе с цивилизацией пропали и такие явления прогрессивного общества, как письменность, сложный погребальный обряд, тонкая керамика. Вместе с тем наблюдается и значительное снижение числа поселений (для примера: в Арголиде до нашествия числилось 40 поселений; в XI в. до н.э. – 6 поселений). Оставшиеся же поселения заметно сокращаются в площади. Основная причина такого стремительного сокращения населения — массовые эмиграции. Часть микенцев были вовлечены в поток «народов моря», которые отправились на восток грабить Левант. Часть же выбирала ближние цели: острова Эгейского моря (вытесняя оттуда автохтонное население – карийцев и лелегов) и западное побережье Малой Азии.

 

XI – IX вв. до н.э. — Начало «Железного века». Распространяются технологии металлургии, на смену оружию и инструментам из бронзы приходят аналогичные из железа, которое оказывается значительно качественней. В этот же период происходит коренное переустройство экономической жизни древних греков (тогда ещё смешанного населения ахейцев, пеласгов и дорийцев). Община, как первичная экономическая ячейка общества, погибает. Вместо общин первичной ячейкой экономики становятся семьи. Закладывается фундамент для гражданского коллектива, из которого в Архаический период вырастут полисы.

 

 

Лекция 3


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 308; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!