Железный век. Устройство полиса. Великая греческая колонизация



Тёмные века (XI—IX вв. до н.э.) — период упадка цивилизаций, деградации технологий и культуры, возвращения к родоплеменным отношениям, сокращения численности населения. Прекратились контакты не только с другими государствами (из-за упадка международной торговли), но в некоторых случаях даже между соседними общинами.

 

До наступления Железного века, технологиями переплавки железа владели халибы (не путать с халдеями), проживающие на территории северо-востока Малой Азии. Это племя считается изобретателями технологии обработки железа (или, по крайней мере, они были одни из первых, кто эту технологию освоил). Свой секрет, как считается, они долгое время хранили в тайне. Ибо железо, по временам Бронзового века, ценилось выше золота и серебра (и использовалось больше как драгоценный металл, а не как материал для оружия). Другие же народы (например, египтяне) был доступен иной источник железа – метеориты (они имели возможность его обрабатывать, так как метеоритное железо уже было в «чистом виде» и его нужно было выплавлять, как в случае с обычной рудой).

 

Преимущество железа над бронзой заключается в том, что оно было дешевле в изготовлении: железная руда встречает значительно чаще, чем медь и олово (компоненты бронзы). Это уже не говоря о том, что железо намного прочнее бронзы. Наиболее наглядно эти преимущества проявились во времена, когда технологии выплавки руды и железа стали повсеместными.

 

В период Тёмных веков начинается формироваться новая греческая цивилизация, принципиально не похожая на предыдущие. Если в Крито-Микенской культуре основополагающим фундаментом цивилизации был дворец, то в нарождающейся цивилизацией её место займёт полис.

 

Полис (1) город-государство.

 

Греческие города-полисы, в отличии от городов античных деспотий-монархий (которые возникали либо как административные центры, либо как крепости), помимо прочего, были ещё политическими и экономическими центрами. При этом, греческие полисы были, в масштабе тогдашнего цивилизованного мира, маленькими организмами (даже по современным меркам, греческих городов было просто необъятное количество — около 700 (из них ~400 находились непосредственно в Греции).

 

Полис (2) — гражданская община, базирующаяся на античной форме собственности.

 

Понятие собственности появилось в античности далеко не сразу, впервые оно зародилось в Древней Греции. Под это понятие прежде всего попадала земля (в том числе, любая недвижимость). Для древних греков собственность — это право распоряжения какой-либо вещью, вплоть до отчуждения. Суть же античной формы собственности – собственность на землю, ограниченная рамками гражданского коллектива. При этом правом на собственность обладают только граждане: сколько бы много у вас не было денег, вы не сможете купить землю, если вы не являетесь гражданином того или иного полиса. Обусловлено это дефицитом земли (абсолютное большинство полисом – это только город и несколько км2 прилегающей территории). Для любого государства первейшая проблема – это накормить собственных граждан. В современном мире эта проблема стоит менее остро благодаря глобализованной экономике. В античности же, чтобы полис мог себя прокормить, ему нередко приходилось устраивать войны за территорию. Земля очень высоко ценилась, а труд землепашца был одним из самых уважаемых.

 

Землепашец в античном обществе воспринимался как самодостаточная фигура, который может прокормить себя сам, не завися ни от кого экономически. Этим он фундаментально отличается от ремесленника, которому нужно реализовать свой товар на рынке. Следовательно, он зависит от рыночной конъюнктуры. От того и уважение к землепашцу было больше, чем к ремесленнику. Характерным в этом плане является тот факт, что в ремесленном производстве зачастую использовался рабский труд (это же характерно и для Древнего Рима). Работа по найму — то, что характерно для современного общества. В античности же (в Риме и Греции) менталитет был таков, что трудиться на другого человека – это тоже самое, что выполнять рабскую работу. Исключение: работа на благо государства (общественного коллектива).

 

Занятный факт: первыми блюстителями порядка в демократических Афинах была рабы-скифы. Так как все граждане полиса были равны, то ни один из граждан не имел права арестовать другого (так как это будет посягательством на честь и достоинство), в отличии от раба, который не обладал никакими правами. Это ещё одна характерная деталь античного греческого общества — понятие собственного достоинства.

 

Другая особенность древнегреческих полисов: отсутствие профессиональной армии. Практически никакой полис не имел возможности содержать регулярное профессиональное войско. Как логичная альтернатива, в полисах была всеобщая воинская обязанность. Каждый гражданин города обязан был брать в руки оружие, когда назревала такая необходимость. Более того, служба в армии была даже не столько обязанностью, сколько привилегией (в армию призывались только граждане). Такой способ организации армии всегда отличался высоким моральным духом. Ибо армия, состоящая из граждан (читай: привилегированного класса), всегда знала, что сражается за свой город — то есть и за своё личное благосостояние. (Тут следует напомнить, что только граждане обладали правом собственности на землю. А стать гражданином, в свою очередь, можно было только родившись.) В сущности своей, древнегреческое общество было глубоко коллективистским. Особенно сильно это заметно, если взглянуть на боевое построения древних греков: гоплиты сражаются в монолитном строю, плечом к плечу, ощетинившись копьями. Главное что требуется от воина — сохранение строя.

 

Сила греческих полисов (причина, по которой это были крайне живучие государственные образования) в том, что граждане были лично мотивированы в его сохранении и процветании. Гражданство – весомая привилегия, (а не что-то само собой разумеющееся, как это есть в современном обществе) так же как и возможность учувствовать в выборах и экклесиях (народных собраниях).

 

Не смотря на свою постоянную политическую раздробленность, греческий мир был един в плане культурном: единый язык, единая вера (допускающая существование местных культов, но не подразумевающая существование жречества как особого привилегированного класса).

 

Архаический период (VIII – VI вв. до н.э.)

 

С окончание Тёмных веков и с началом Архаического периода характеризуется двумя изменениями в греческом мире:

 

1. Начало Великой греческой колонизации

2. Переход власти из рук родовой знати в руки гражданского коллектива (возникновение гражданского общества)

3. Создание рыночной модели экономики (и появление первых денег)

4. Рождение рационалистической культуры («культурная революция» архаического периода)

 

Великая греческая колонизация — процесс расселения греков по побережьям Средиземного и Черного морей в течение Архаического периода. Причиной начала колонизации стала появление избыточного населения непосредственно в самой Греции, которое, в свою очередь, имело место быть из-за повышения продолжительности жизни. Избыток граждан организовывались в экспедицию и уплывали за море, где и основывали уже новый полис. В политическом плане, он не был никак зависим от полиса-метрополии (поддерживались только религиозные и культурные отношения). Это были полностью самостоятельные города-государства.

Новые полисы основывались, как правило, в землях нецивилизованных, далёких от развитых государств (побережье Чёрного моря, западное Средиземноморье, Адриатика). Бывали и исключения, когда греческие поселения основывались в землях восточных государств (в таких случаях греческие селения вписывались в восточные города, составляя там греческие кварталы, но не становились отдельными государствами).

 

Благодаря массированной колонизации в течение трёх веков, Греция была спасена от социального взрыва, который мог бы уничтожить народившуюся культуру. Другой важной функцией новых полисов стало расширение международных торговых связей: колонисты, селясь в землях варваров, налаживали с ними торговые связи, что существенно обогащало экономику всех полисов (т.к. торговали они в первую очередь друг с другом). Кроме того, колонии стали важным источником продовольствия для полисов-метрополий (ибо в самой Греции только 20% территорий пригодны для земледелия). Ещё не менее важным результатом колонизации стал расцвет ремёсел в полисах-метрополиях. Этому способствовало дешёвое сырьё, привозимое с варварской периферии: зерно, рыбу, дешёвое сырьё и продукты. Обратно же греки поставляли: ювелирные украшения, ткани, черепицу, керамику, вино, оливковое масло и т.д.

 

Занятный факт: если сейчас оливковое масло является просто своего рода «деликатесом», то в античности это было сырьё чуть ли не стратегического назначения: оливковое масло использовалось повсеместно для готовки; им натирали кожу, т.к. это необходимо в условиях сухого средиземноморского климата; его использовали как горючее в лампадах. Справедливо так же и такое замечание, что оливковое масло было элементом эллинской культуры, который греки распространяли по всему миру.

 

    Греция, сама по себе, была очень бедной на ресурсы страной. Благодаря же обширным торговым связям, Древняя Греция смогла стать, своего рода, «мастерской античности» и сформировать первую в истории рыночную экономику. Если цивилизации Древнего Востока, когда их государства в чём-либо нуждались, шли путём экспансии, отбирая то, что им нужно, силой, то у древних греков не было такой возможности. Общество греков всегда было политически раздробленным, что не позволяло им объединяться в крупные государственные образования и проводить свою экспансию. Единственное, что у них было — свободный выход в море. Благодаря этому они построили свою глобализированную систему международной торговли, что помогало им весьма продолжительное время оставаться самостоятельными.

 

 

Лекция 4


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 283; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!