Второй период (1870-е — 1880-е гг.) — реалистический



Ибсен обращается к современности и пишет социально-психологические драмы. Герои — обычные люди в обыденных ситуациях. Но Ибсен раскрывает драматизм этой повседневности. Как и для Чехова, для Ибсена важно не внешнее действие, а внутреннее (раскрытие внутреннего мира персонажей, каждый из которых неоднозначен). Много дискуссий, в ходе которых герои меняют друг друга и свои позиции. Важны подтекст, паузы.

Ибсен использует принцип аналитической композиции: завязкой служит событие, уже произошедшие до начала пьесы. А в самой пьесе ведётся анализ причин той катастрофы, перед которой оказались герои.

Кукольный дом»

Тема освобождения человека от ложных иллюзий, от стереотипов поведения. Счастливая домохозяйка Нора, привыкшая быть игрушкой сначала у отца, потом у мужа, проходит путь взросления, доходит до бунта и вызова общественным условностям (её уход из дома). Пьеса посвящена анализу внутренней драмы, борьбы Норы, которая оказывается в критической ситуации (Шантаж Крогстада). В финале героиня понимает, что любимый муж предал её, что он трус и лицемер (очень испугался за свою репутацию, узнав, что жена когда-то подделала чужую подпись на векселе). Нора уходит из своего «кукольного дома» (мира иллюзий), чтобы стать личностью и понять, кто прав: общество с жестокими законами или она.

Завязка (подделка подписи) происходит до начала пьесы. В ней также двойная развязка: отказ Крогстада от шантажа (мнимая), уход Норы (действительная). Ибсен писал, что в пьесе он не призывал к невзгодам, а хотел показать освобождение человека. В роли Норы выступали крупнейшие актрисы своего времени — Комиссаржевская, Элеонора Дузе.

Враг народа»

Доктор Штокман обнаруживает, что заражены не только лечебные воды на курорте, но и вся духовная жизнь общества заражены ложью и лицемерием, ведь все в городе пытаются зажать ему рот (правда никому не выгодна).

Привидения»

Героиня Фру Алвинг всю жизнь лагала, притворялась, что у неё прекрасный муж, ставший благодетелем всего города. Беседуя с пастором Мандерсом, Фру вдруг понимает, что все её жертвы были напрасными: её собственные любовь, мечты, разбиты, а сын Освальд обречён стать идиотом из-за наследственной дурной болезни своего отца. Приют полковника Алвинга сгорает, Освальд впадает в идиотизм, а мать клянётся дать ему яд.

В этой пьесе привидения, приют — символы лжи, общественного лицемерия, фальшивых

 

ценностей, условностей.

 

Третий период (1890-е гг.) — символистский

Пьесы этого периода посвящены людям искусства

1) «Строитель Сольнес»

Проблема художника, предательства им самим своего таланта. Талантливый архитектор Сольнес, который в юности строил оригинальные, прекрасные здания, предал свой дар и стал строить обычные дома для богатых людей, ибо это приносило больше денег.

Приходит девушка Хильда, которой герой в детстве обещал построить сказочный замок, и требует выполнить обещанное. Преодолевая страхи и сомнения, искупая своё прошлое, Сольнес строит высокую башню, но, повесив венок на вершине башни, герой падает вниз и разбивается. Это тоже искупление ошибок. Хильда говорит: «Но он достиг вершины, мой строитель».

 

Также творческим людям посвящены пьесы «Росмерсхольм», «Когда мы мёртвые, пробуждаемся». В них ощущение реальности жизни отходит на второй план, на первом — символы.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 62; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!