Актёрское искусство рубежа веков



Многие французские актёры не собирались подчиняться диктату режиссёра. Они оставались центром спектакля, они были знамениты, гастролировали по всему миру.

Сара Бернар

Великая драматическая актриса,символ эпохи модерна и декаданса. Училась в консерватории, выступала и на сцене «Комеди Франсеза» и бульварных театрах, играла много ролей в современном репертуаре коммерческого театра (в пьесах Дюма сына и других). Лучшие роли: Федра, Андромаха, Марион Делорн, Маргарита Готье, Роксана, Орлёнок. Также Бернар великолепно исполняла и мужские роли (например, Гамлета).

Бернар обладала потрясающей пластикой («Плачущие руки и рыдающая спина» Маргариты Готье), красивейшим голосом, богатым прекрасными интонациями (её называли золотым соловьём). Для неё была важна красота (великолепные костюмы, украшения, макияж), Бернар отрабатывала каждую деталь образа,всем ролям придавала особый шик современных парижан.

  Также Бернар открыла свой «Театр Сары Бернар», в котором тоже играла. На сцене великая актриса выступала до старости.

Жан Муне-Сюлли

Партнер Сары Бернар по сцене, великий трагик. Тоже выступал и в «Комеди Франсезе», и в бульварных театрах. Гамлет, Царь Эдип, Рюи Блаз, Отелло. Всегда подчёркивал благородство, величественность, аристократизм своих героев. Красивая пластика, грим, голос. В роли Гамлета подчёркивал, что он принц, который хочет вернуть себе престол. Царь Эдип в исполнении Муне-Сюлли сохранял величие и не сгибался под ударами судьбы. Актёр играл эту роль на арене цирка, зрители видели в Эдипе символ человека рубежа веков.

Бенуа-Констан Коклен

Великий комик. Прославился ролями слуг в комедиях Мольера, ролями Фигаро, Тартюфа, Сирано де Бержерака (он был первым исполнителем этой роли). В роли Сирано Коклен подчёркивал озорство,

 

остроумие, дерзость, комедийное начало (лирическое и романтическое оставлял в стороне). Коклен был педагогом по мастерству и писал книги об актёрском искусстве. В «Искусстве актёра» он, как и Дидро, утверждает, что в театре жизнь надо показывать приукрашенной, что-то подчеркивать и преувеличивать (искусство представления).

 

Скандинавский театр на рубеже XIX – XX веков.

I . Новергия

Генрик Ибсен (1828 — 1906)

С 13 лет работал, был аптекарем, увлекался литературой. Сблизился с патриотами и отдал много сил политической борьбе за национальную независимость.

Его пьесы невозможно отнести ни к одному направлению. За 50 лет творчества Ибсен проделал путь практически всей мировой драматургии (ранние пьесы напоминают хроники Шекспира, поздние написаны в духе натурализма и символизма). Он создал национальный репертуар, и его произведения оказали влияние на театр всего мира: и на драматургов, и на режиссёров. Большинство пьес написал в эмиграции, ибо ему надоело бороться с консервативным буржуазным норвежским обществом. Всю жизнь он боролся за независимость Норвегии и в политическом, и в культурном смысле слова.

 

Первый период (1840-е — 1860-е гг.) — романтический

Ибсен или обращается к далёкому прошлому Норвегии и пишет исторические хроники, или на основе фольклора создаёт философские притчи. В отличие произведений Шекспира, пьесы Ибсена включают мистический, легендарный компоненты (призраки и потусторонние силы).

Борьба за престол»

Историческая драма в пяти действиях в прозе. Действие происходит в Норвегии XIV века. Ярл Скуле хочет свергнуть короля Хокона с престола и занять трон. Он очень тщеславен, хоть и является сильной личностью, желает добиться власти для себя самого. Король Хокон — мудрый правитель, лишённый личных амбиций и желающий только блага для своей страны. Он борется за объединение Норвегии, состоящей из разрозненных феодальных княжеств (перекличка со «Словом о полку Игореве»).

В результате неповиновения в стране идёт война, проливается много крови. В какой-то момент Скуле осознаёт содеянное, раскаивается, понимает, что Хокон больше достоин трона, чем он. В итоге герой добровольно идёт на смерть. 

 

Также Ибсен пишет религиозно-философские драмы в стихах, перекликающиеся с пьесами Байрона, Гёте. Ибсен ставит проблему: каким должен быть человек?

Бранд» (1865)

В ней много символов. Действие в некой норвежской деревушке. Ибсен впервые создаёт образ сверхчеловека — священника Бранда. Он лидер в своей деревне, идеалист и максималист («Всё или ничего»). Бранд хочет переделать людей и требует от себя того же.

Личную герой жизнь приносит в жертву общественному служению. Когда сын начинает болеть, и жена предлагает уехать, Бранд всё равно остаётся, ребёнок умирает. Потом умирает и жена Бранда. Когда мать, богатая женщина, находится при смерти, она просит сына, чтоб тот пришёл и отпустил грехи, но Бранд через третье лицо предаёт, что сделает это в том случае, если мать откажется от неправильного образа жизни (она нажила богатство путём обмана). Мать тоже уходит из жизни.

Жителей деревни герой хочет освободить от слабостей, привязанностей к быту, ведёт за собой в горы, строит там новый храм, но остаётся один. Бранд понимает, в чём он ошибался: никого не любил и не жалел («Треснул лёд, могу молиться, // Мир любить в слезах и злиться»). Герой гибнет под снежной лавиной.

Ибсен показывает, что максимализм, не согретый любовью к людям, превращается в жестокость и гордыню, ставит проблему романтического героя и толпы. Между ним и другими — пропасть, и в этом беда героя. 

Пер Гюнт» (1866)

Основана на фольклоре — народных сказках о врунишке и хвастунишке охотнике Пер Гюнте. Ибсен

Показывает, что это очень современный персонаж, в нём есть черты современных норвежцев. Простой крестьянский парень Пер всё время хотел всем доказать, что он лучше других. Поэтому он врал, хвастался, но на самом деле ничего не делал. Попав к троллям, герой усвоил их девиз: всегда будь доволен самим собой и «всегда иди сторонкой, избегая прямого пути». Встретив настоящую любовь, Сольвейг, Пер боится рассказать ей о своём прошлом и бежит. Он становится бизнесменом-авантюристом. В 4-ом действии, как в калейдоскопе, мелькают эпизоды из коммерческой жизни героя (он торговец). Пер Гюнт ведёт себя, как хамелеон: он приспосабливается к любой ситуации, доходит до абсурда (ведёт себя, как обезьяна в стае обезьян).

Так ничего и не достигнув, уже старый, Пер Гюнт возвращается на родину. За его душой приходит мистический персонаж — пуговичник. Герой понимает, что он прожил жизнь, как тролль (символ всего уродливого, мещанского), никогда не был самим собой. Но героя ждёт Сольвейг, и он осознаёт, что был самим собой «с печатью божьей на челе» в любви к героине, которая символизирует Родину, жену, богородицу, мать. Жизненный путь Пер Гюнта – символ человека, проходящего свой грешный земной путь.

В пьесе чередуются сатирические, лирические, философские, трагические сцены. Её можно сравнить со средневековым мираклем или моралите, в которых добро и зло борются за душу человека.

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 138; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!