Глава 1. Теоретические основы: экологическое сознание, поведение и культура людей.



Департамент образования Администрации города Омска

 

 

Областной конкурс проектов «Моя малая родина: природа, культура, этнос»

Направление «Этноэкология и современность»

 

« Способы формирования экоцентрического экологического сознания у учащихся старших классов »

                                                      

                                                                

                                                                                   Автор:

                                                                                      Пеляк Никита

                                                                                      Денисович

                                                                                      обучающийся 10 класса

                                                                                      БОУ г. Омска

                                                                                      «Гимназия № 75»

 

                                                                                      Руководитель:

                                                                         Кадочников Виктор Алексеевич

                                                                          тьютор

                                                                                      

 

 

 

Омск, 2020

Оглавление:

Введение………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы: экологическое сознание, поведение и культура людей……………………………………………………………………………………………..6

Глава 2. Государственная политика в сфере формирования экоцентрического экологического сознания………………………………………………………………………10

Глава 3. Методология формирования экоцентрического экологического сознания у подростков……………………………………………………………………………………....13

Заключение……….……………………………………………………………………..………18

Список использованных источников и литературы……………………………..…………...19

Приложение……………………………………………………………………………………..20

 

 

Введение

Экологические знания в настоящее время приобретают особую актуальность, которая связана с негативными последствиями воздействия человеческого общества на окружающую среду. Проблема экологии и экологического сознания людей с каждым годом принимает все большие масштабы. Экологические проблемы, как были, так и остаются нерешенными, более того, появляются новые, более весомые проблемы. Граждане же не оказывают никакого внимания на экологию своего города, что говорит об их скудном экологическом сознании. Проблема несформированного экологического сознания имеется и в Омске, где она проявляется особо ярко. Именно поэтому меня заинтересовала тема экологического сознания, ведь, фактически, без данного типа сознания общество не выживет. Обществу необходимо знать экологические нормы, правила поведения, иметь высокий уровень экологической культуры.

Проблема исследования: В рамках исследования был проведен опрос, для того чтобы установить уровень экологического сознания у учащихся старших классов. Опрос проводился в БОУ г. Омска “Гимназия №75”, в опросе участвовало 40 человек. Результаты опроса показали низкий уровень экологического сознания у учащихся старших классов, лишь 8% имеют экоцентрическое экологическое сознание, чье отношение к природе осознается глубоко и правильно. (См. Главу 3. С.16)

Поэтому цель данной работы установить способы формирования экологического сознания у учащихся старших классов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Раскрыть сущность понятий экологическое сознание, экологическое поведение людей и экологическая культура

2) Провести опрос на выявление уровня экологического сознания учащихся старшей школы

3) Обработать полученные данные опроса и проанализировать полученные результаты

4) Охарактеризовать государственную политику в сфере формирования экоцентрического экологического сознания

5) Сформулировать основные выводы и отразить их в заключении.

Предмет исследования: экологическое сознание учащихся старшей школы

Источниками исследования стали: Федеральный закон “Об охране окружающей среды” [iv], определяющий правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и регулирующий отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Экологическая доктрина Российской Федерации [iii], которая в целом определяет государственную политику в сфере экологии. В источники также включен Проект федерального закона «Об экологической культуре» [ii], который определяет основные принципы государственного регулирования в области экологической культуры. Еще использовался закон Омской области «Об охране окружающей среды» [i] регулирующий экологическую политику региона.

Краткий обзор используемой литературы: В работе использовалась научная статья Шклярука В. Я. «Экологическая культура как фактор самосохранительного поведения»[4], ценность которой заключается в том, что она посвящена проблемам экологического кризиса, необходимости экологического воспитания и образования человечеств. В использованную литературу вошло учебное пособие «Социальная экология» под редакцией Д. Ж. Маркович, В. И. Жуков, В. Р. Бганба-Церера [2], в которой авторы прослеживают философские, социологические, социокультурные и естественнонаучные предпосылки становления социальной экологии. Также использовалась работа И. А. Ильиных “Экологическая этика: учебное пособие" [1]. Работа Ильиных И. А. является ценным источником для анализа нравственных проблем взаимодействия человека и миром природы. Экоцентрическому сознанию посвящена работа Филипенко В. Ю. «Экологическое сознание: антропоцентризм и экоцентризм» [5]. В данной работе исследователь сравнил антропоцентрическое и экоцентрическое сознание, сделав вывод, что среди россиян преобладает антропоцентрическое экологическое сознание. Не обошлось в исследовательской работе без трудов педагогов. В своей работе педагог Марьина Е. П. «Формирование экологического сознания младших школьников» [3], предлагает формировать экологическое сознание путем интеграции теории и практики, т.е. знаний и деятельности.

Итак, тема экологического сознания представлена в работах ученых, использованных мною в качестве литературы, но нет такой работы, в которой была бы комплексно рассмотрена тема экоцентрического экологического сознания и были представлены конкретные способы, которые могли бы поспособствовать его формированию.

Методы исследования:

В рамках исследования были использованы общенаучные методы, такие как: анализ, синтез, сравнение. Основным методом данного проекта является метод опроса, который позволяет собрать необходимую базу исследования для решения поставленной проблемы. Опрос проводился среди учеников 9-11 классов БОУ г. Омска “Гимназии №75”. (Опрос см. в Приложение С.26). Для работы с законодательными актами применялся метод просмотрового чтения, позволивший выявить необходимые статьи об экологическом сознании.

Практическая значимость заключается в том, что результаты работы будут представлены в виде ряда способов, которые будут направлены непосредственно на формирование экологического сознания подростков, более того, данные способы могут быть включены в образовательный процесс (классные часы, предмет “Экологии”, экологические экскурсии и т.д). Теоретические материалы работы могут быть использованы на уроках по обществознанию, кружках, которые связаны с экологией и экологическим правом, а также на различных конференциях, посвященных экологии.

Глава 1. Теоретические основы: экологическое сознание, поведение и культура людей.

Мы живем в эпоху экологического кризиса, последствия которого с каждым днем ощутимее. Со времени развития капитализма, рыночной экономики человек смотрит на природу как на кладовую, из которой ему надо извлекать ресурсы для развития материального производства и создания богато общества. Именно действия человека привили к такому ужасному состоянию окружающей среды. В связи с этим изучения экологического сознания и поведение человека является актуальной темой и сегодня.

Изучение экологического сознания началось в начале XX века, в России первым кто стал изучать «общество – природа» был В. И. Вернадский. Именно фундаментальным основанием становления экологического сознания является его учение о ноосфере.

Сегодня происходит осознание изменений, которые наступают в природе в результате ее присвоения человеком, и которые проявляются в нарушениях экологического равновесия, то есть возникает экологическое сознание. Оно может возникать как на основе эмпирического, наглядного познания этих изменений, так и на основе их научного исследования. Однако экологическое сознание содержит не только знания о состоянии и изменениях в природе, но и понимание возможных путей и способов решения экологических проблем. Одно из фундаментальных противоречий в современном мире, с которым столкнулось человечество, – это противоречие между недостаточным нравственным развитием и необычайно возросшими интеллектуальнотехнологическими возможностями, именно поэтому в экологическом сознании видят альтернативу безнравственности и бездуховности человека. Если давать определение экологическому сознанию, то это, прежде всего форма общественного сознания, способность осознавать неразрывную связь человека и природы, зависимость благополучия людей от состояния природной среды и использование этого понимания для своей практической деятельности.

Экологическое сознание – один из базовых элементов мировоззрения человека.

Ученые выделяют два типа экологического сознания: антропоцентризм и экоцентризм. Антропоцентризм основывается на представлениях о «человеческой исключительности», противопоставлении человека природе. Основной особенностью антропоцентризма является то, что высшей ценностью представляется человек. Если рассмотреть иерархическую картину мира, то на вершине находится человек, несколько ниже – вещи, созданные человеком и для человека, еще ниже располагаются различные объекты природы, место которых в иерархии определяется полезностью для человека. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей. Природа воспринимается только как объект человеческих манипуляций, дальнейшее развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен процессу развития человека. Охраняется окружающая среда, только чтобы она в дальнейшем еще активнее использовалась человеком. Экоцентризм совершенно противоположный тип экологического сознания, для него характерно, прежде всего, гармоничное развитие человека и природы, принцип «экологического императива», т. е правильно и разрешено только то, что не нарушает в природе экологическое равновесие. Природа воспринимается как полноправный субъект взаимодействия с человеком. Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой.

Признаки антропоцентрического экологического сознания: высшую ценность представляет человек; иерархическая картина мира; целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей; прагматический императив: правильно то, что полезно человеку; природа воспринимается как объект человеческой деятельности; этические нормы и правила не распространяются на взаимодействие с миром природы; развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен целям и задачам человека; деятельность по охране природы продиктована дальним прагматизмом: необходимостью сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения.

Признаки экоцентрического экологического сознания: высшую ценность представляет гармоническое развитие человека и природы; отказ от иерархической картины мира; целью взаимодействия с природой является оптимальное удовлетворение, как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества; экологический императив: правильно только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие; природа воспринимается как равноправный субъект по взаимодействию с человеком; этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие людей, так и на взаимодействие с природой; развитие природы мыслится как процесс взаимовыгодного единства; деятельность но охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой и ради людей. [1]

Исследователь Филипенко В. Ю. в статье «Экологическое сознание: антропоцентризм и экоцентризм» считает, что формирование экологического сознания проходит три ступени:

1) эмпирические представления, сформированные в процессе житейского опыта и усвоенных знаний, умений и способов взаимодействия с природой.

2) уровень, когда человек владеет определенным количеством знаний и некоторой суммой практических умений, связанных с природоохранной деятельностью, то есть, сложившейся системой экологических взглядов и убеждений, которым стремиться следовать и которыми руководствуется в своей деятельности и отношении к природе

3) высший уровень экологического сознания, когда сознание перерастает в экологическое самосознание и трансформируется в устойчивое мировоззрение личности, благодаря которому, человек способен целенаправленно соизмерять свои действия, а также любую другую деятельность с такими понятиями как «рационально-нерационально», «допустимо-недопустимо» [5].

Существенным элементом экологического сознания является экологическое поведение. Это объясняется тем, что под экологическим сознанием подразумевают не только определенные знания людей и групп по экологическим проблемам, но и конкретные действия общества и отдельных людей по решению этих проблем. А без поведения отдельных людей подобные действия невозможны, поскольку именно конкретные люди переживают определенную экологическую ситуацию, оценивают ее и определяют свое поведение на основе своей (и своей группы) системы ценностей [2]. Таким образом, отдельные люди свое поведение согласовывают с экологической ситуацией, т.е. своим поведением они способствуют осуществлению экологической ситуации как ценности. Но не только экологическими знаниями и системой ценностей определяется экологическое поведение. Оно может определяться и другими факторами, например, особенностями личности, потребностями человека и возможностями их удовлетворения. Поэтому можно сказать, что желательное экологическое поведение наступает как результат влияния объективных и субъективных факторов.

Экологическое сознание является составной частью экологической культуры. Понятие «экологическая культура» должно рассматриваться в контексте устойчивого развития, эволюции. Слово «культура» – одно из наиболее употребляемых в современной речи. Оно произошло от латинского (“cultura” – возделывание, воспитание, развитие, почитание). Культура – исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Мыслители прошлого выделяли различные составляющие понятия «культура» как приоритетные. Но Цицерон впервые выделил образовательный аспект культуры, считая его наиболее важным. Он употребил слово “cultura” в контексте «возделывание души». «Как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. Возделывание души – это и есть философия. Если задать вопрос: «Что же отражает это поле, что возделывается этим способом деятельности, что впитывается с его помощью обществом, что развивается и преобразуется?» – ответ будет довольно прост: «Природа». Культура – это явление, понять которое невозможно, не соотнеся его с природой. Не случайно самые короткие и емкие определения культуры включают понятие «природа».

«Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру» [4]. Здесь необходимо сразу прояснить, что имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе. Экологическая культура – это восприятие человеком природы и окружающей среды, это отношение человека к животным, природным ресурсам – вообще ко всему, что исходит от природы

Итак, в настоящее время единственный способ не допустить перерастания глобального экологического кризиса в катастрофу – развитие высокой культуры в обществе и гуманного отношения к природе. Именно идеи гуманизма и нравственности должны проявляться в экологическом поведении. Также необходим переход от антропоцентрического типа общественного сознания к экоцентрическому. Экологическое сознание отдельных людей – это маленькие кирпичики, из которых строится большое здание экологической культуры, и без одного из этих кирпичиков оно будет уже не таким прочным, поэтому процесс экологизации должен быть всеобъемлющим, и начинаться с самых первых институтов социализации человека – семьи, школы.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 109; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!