Личностные предпосылки возникновения конфликтов. Конфликтность и конфликтные типы поведения



Лекция 2. ЛИЧНОСТЬ И КОНФЛИКТ

Возможность прислушаться к самому себе — это предпосылка возможности услышать других.

Э. Фромм

 

1.Внутриличностный конфликт: особенности и виды, модели поведения и преодоления

Личностные предпосылки возникновения конфликтов.

Конфликтность и конфликтные типы поведения

4.Межличностная перцепция и личностные свойства в пред­восхищении

Конфликтов

 

1. Внутриличностный конфликт: особенности и виды, модели поведения и преодоления

 

Согласно 3. Фрейду, человек конфликтен по природе[82]. Определя­ющая роль в поведении человека принадлежит инстинктам. При этом особое значение имеют два инстинкта: Эрос (сексуальный инстинкт) и Танатос (инстинкт агрессии, деструкции и разрушения).

Внутриличностный конфликт это извечная борьба между Эро­сом и Танатосом. Более того, эта борьба определяет развитие человече­ства в целом. 3. Фрейд утверждал, что в психике человека существуют желания осознаваемые и неосознаваемые, направленные на одни и те же объекты. Они часто имеют противоположноесодержание, что также объясняет противоречивость натуры человека.

Человеческие чувства противоречивы, что приводит к постоянной борьбе между ними. Амбивалентность чувств является как непосред­ственным результатом, так и следствием противоречивости социального бытия; последнее усиливает амбивалентность до состояния конфликта. Неврозы отражают внутриличностный конфликт, который человек не в состоянии преодолеть самостоятельно.

3. Фрейд полагал, что энергия сексуального влечения может сублими­ровать в разнообразных видах деятельности человека, в том числе в его творчестве. Разрабатывая это положение, он пришел к выводу о том, что основой человеческой жизнедеятельности является энергия сексуально­го влечения и ее сублимация. Таким образом, внутриличностный конф­ликт может разрешаться посредством механизма сублимации.

Чтобы выяснить, как 3. Фрейд понимал внутриличностный конфликт, необходимо ознакомиться с его концепцией о трех принципах психичес­кой деятельности: постоянства, удовольствия, реальности. Эти принци­пы обладают значительными мотивационными стимулами для деятель­ности личности.

Принцип постоянства реализуется благодаря наличию у индивидов способности поддерживать количество психологического возбуждения на относительно постоянном уровне. Принцип удовольствия заключает­ся в стремлении индивида к получению удовольствия и в желании избе­жать боли, страдания. Но реализация принципа удовольствия противо­стоит принципу реальности, который требует от индивида действий в соответствии с условиями внешнего мира. Если принщты удовольствия и постоянства являются врожденными, то принцип реальности приобре­тается личностью в процессе ее жизнедеятельности.

        Согласно концепции о трех принципах психической деятельности внутриличностный конфликт развивается в соответствии с формиро­ванием личности и ее сложный и противоречивым переходом от доми­нирования принципа удовольствия в ее деятельности и восприятии к принятию принципа реальностии деятельности согласно этим принци­пам. Борьба принципов удовольствия и реальности обусловливает конф­ликтную основу чувств, желаний человека.

Концепция структуры личности наиболее отчетливо выражает пред­ставления 3. Фрейда о конфликтной природе человека. В ней подчерки­вается соответствие структуры личности человека и структуры психики. Личность является единством трех противоречивых начал: "Оно" "Я" и "Сверх-Я".

  3. Фрейд рассматривает "Оно" как первичную, прирожденную ин­станцию, изначально иррациональную и подчиненную принципу удо­вольствия. Это бессознательные импульсы и реакции, имеющие психо­биологическую форму проявления и биологическое происхождение. "Оно" является отражением борьбы Эроса и Танатоса и проявляется в желаниях и влечениях, в активности личности.

"Я" представляет собой рассудительность, разумность. Это организо­ванное, рациональное начало личности, выполняющее функции само­сохранения организма, осуществляющее контроль инстинктов и импуль­сов. Действия "Я" основаны на реализации принципа реальности. "Я" приводит иррациональные, бессознательные импульсы в соответствие с требованиями действительности.

"Сверх-Я" является продуктом культуры. В нем реализуются комп­лексы совести, морали, социальные нормы и требования, которые предъявляет общество к человеку. "Сверх-Я" представляет собой резуль­тат опыта индивида, влияния социума и выполняет функции контроля, оценки и наказания.

 В своих поступках человек реализует "Оно", "Я", "Сверх-Я", которые находятся в постоянном противоречии и противоборстве; его действия и реакции являются результатом взаимосвязи всех трех структурных ком­понентов.

В целях сохранения своей целостности личность вырабатывает не­осознанные защитные механизмы от негативных, разрушительных по­следствий подобного противоборства. Такими защитными механизма­ми, согласно 3. Фрейду, являются:

сублимация — способ преодоления фрустраций с помощью погру­жения в какое-нибудь дело;

замещение — замена вытесненного влечения или представления какой-либо тенденцией, символом;

вытеснение—устранение индивидом мыслей, мотивов, чувств  из сознания;

регрессия — обращение к примитивным уровням поведения, мышления, возвращение к детскому состоянию;

проекция — неосознанное отождествление, перенесение соб­ственных ощущений, влечений, мыслей на других;

рационализация—легализация и рациональное объяснение своих чувств, поступков, мыслей с помощью оправдания, даже если они изначально иррациональны;

реактивное образование изменение неприемлемых для созна­ния поступков, мотивов, тенденций на более приемлемые для ин­дивида;

идентификация бессознательное отождествление себя с другой личностью, уподобление объекту, вызывающему страх, с целью защиты от него;

фиксация поведения стремление сохранить апробированные модели поведения, мышления, стереотипы восприятия.

Кроме того, к защитным механизмам, в развитие взглядов 3. Фрейда,относятотрицание, изоляцию, фантазию, подавление, компромисс, от­рицание реальности, смещение, уничтожение, формирование реакции.

3. Фрейд, рассматривая внутриличностный конфликт, не сводил его к категориям "позитивный" и "негативный". Он показал, что творчество является разрешением такого конфликта. Однако сублимация бессозна­тельного, неудовлетворенного, подавленного может приобретать разру­шительные формы для личности.

Защитные механизмы играют большую роль в жизни человека, помо­гая преодолевать рассогласования между желаниями, ожиданиями и по­ниманием невозможности их реализации. Однако в конфликтных ситуа­циях в кризисные периоды жизни защитные механизмы "могут загнать внутрь внутриличностный конфликт, превратив его в неосознанный ис­точник недовольства собою и столкновений с окружающими" [ 42, с. 98].

3. Фрейд постулировал конфликт у человека двух фундаментальных стремлений: к жизни и смерти. Испытывая напряжение и внутриличнос­тный процесс разрушения, личность переживает неудовлетворенность собой и с помощью защитных механизмов приписывает собственные проблемы другим, проявляя при этом агрессию.

Существенное значение в поведении человека и развитии внутриличностных конфликтов в психоанализе имеют "руководящие чувства" — страх и вина. Именно эти чувства привели к установлению табу (норм, запретов в поведении человека) и формированию первых социальных запретов.

Чувство вины в психоанализе объясняется деятельностью "Сверх-Я". Различают три вида тревожности: вызванная реальностью, активностью бессознательного "Оно" и "Сверх-Я". Главным является освобождение "Я" от давления посредством перечисленных способов. Проблема состо­ит в укреплении "Я", придании ему достаточных энергетических сил для самостоятельности. Взаимоотношения "Я" и "Оно" 3. Фрейд сравнивал с отношением всадника ("Я") и лошади ("Оно"). "Я" по отношениюк "Оно" подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую си­лой лошадь, с той лишь разницей, что всадник пытается совершить это собственными силами, тогда как "Я" — силами заимствованными.

В психоанализе показана и исследована роль глубинных, неосозна­ваемых мотивов в поведении человека. Проблемы внутриличностного конфликта тесно связаны с анализом бессознательного и его влиянием на сознание, с наличием противоречий и борьбы между ними. Бессо­знательное проявляется в различных ошибочных действиях индивида, обидах, оговорках, забывании имен и др. Все это является результатом действия скрытых мотивов. В психоанализе сделаны попытки рацио­нально проанализировать бессознательные иррациональные побуждения и управлять ими.

Положения, сформулированные и обоснованные в классическом пси­хоанализе 3. Фрейда, получили дальнейшее развитие и интерпретацию либо подверглись критике в работах его последователей и оппонентов, в частности в теориях А. Адлера, К. Юнга, К. Хорни, Э. Фромма и др.

Так, А. Адлер считает принцип единства личности главным при ана­лизе, а социальные факторы — определяющими в процессе формирова­ния личности. С его точки зрения, главными факторами при формирова­нии личности являются воля к власти и потребность компенсации и сверхкомпенсации комплекса неполноценности [1].

А. Адлер, как и 3. Фрейд, считал, что характер личности формирует­ся в первые пять лет жизни человека. В детском возрасте личность ис­пытывает влияние различных неблагоприятных факторов, в результате чего у нее формируется комплекс неполноценности, который впослед­ствии существенно влияет на поведение, активность, образ мыслей ин­дивида. Это во многом объясняет причину и содержание испытываемо­го личностью внутриличностного конфликта, который она стремится преодолеть. И преодолевается этот конфликт посредством "социального чувства".

"Социальное чувство" (т. е. взаимосвязь индивидов) является врож­денным свойством человека и имеет социобиологическую природу. А. Адлер считает его важнейшим критерием психической жизни инди­вида. Недостаточный уровень социального чувства проявляется в пре­ступности, алкоголизме, наркомании, самоубийствах, половых извраще­ниях и т. д.

Стиль жизни А. Адлер рассматривает как форму компенсации. Ус­пешной компенсацией является достижение индивидом совпадения его устремлений к превосходству с содержанием социальных интересов; частичная компенсация достигается при одностороннем приспособлении к жизни, при гипертрофированном развитии одной способности. Суще­ствует также сверхкомпенсация, когда индивид компенсирует свой ком­плекс мнимой компенсацией, например болезнью. В таком случае бо­лезнь является оправданием его неудач, неуспеха.

Большое значение А. Адлер придавал механизмам компенсации и сверхкомпенсации как мотивам деятельности и поведения человека. Разрабатывая проблему комплекса неполноценности, принципы компен­сации и сверхкомпенсации, ученый исследовал бессознательное, его со­держание и структурные элементы, особое значение придавая внутри-личностным конфликтам в стремлении личности к превосходству над другими.

К. Юнг изучал проблему внутриличностных конфликтов через про­блему комплексов. Он разработал и ввел в психологическую практику понятие "комплекс Электры" (в дополнение к понятию "комплекс Эди­па"), касающийся влечений и переживаний девочки по отношению к отцу—отсюда неосознанная неприязнь к матери [95]. Особое внимание ученый уделял проблеме бессознательного на индивидуальном и коллек­тивном уровне. При рассмотрении проблем конфликтов К. Юнг исходил из утверждения о неизменности в историческом процессе содержания и форм развития личности и ее психических процессов.

В рассмотрении конфликтов важным является разработанная К. Юнгом типология личности, позволяющая эффективно оценивать психоло­гическую адаптацию индивида, его психологическую доминанту. Типо­логия личности К. Юнга базируется на выделении:

двух личностных установок — интроверсии и экстраверсии;

четырех типов ориентации, или функций—мышления, чувства, ощущения, интуиции.

К. Юнг обосновал концепцию структуры личности, которая состоит из четырех базисных элементов: личного сознательного, личного бессоз­нательного, коллективного сознательного и коллективного бессознатель­ного. Коллективное бессознательное является отражением опыта всех предшествующих поколений в душе индивида. Структура коллективно­го бессознательного достаточно сложна и включает в себя общечелове­ческое, национальное, групповое, семейное и т. д. бессознательное.

К. Юнг разработал и исследовал понятие "архетип" как историчес­кую и универсальную форму мышления. В сознании индивида архетипы представлены образами и символами. Архетипы содержат программы поведения личности, проявляются в мифах, искусстве, религии, фольклоре, науке, а также сновидениях человека. Примерами архетипов явля­ются символы и образы — мать, отец, ребенок, правитель, старец.

Особое внимание в исследованиях К. Юнг обращал на анализ "души современного человека". Он отмечает, что современный человек всегда одинок, его душа перенесла огромные (исторические) потрясения и по­этому он стал крайне неуверен, а технический прогресс неизбежно ведет к катастрофам. Душа современного человека находится в непрерывной борьбе противоречий внутреннего и внешнего мира, что определяет су­ществование постоянного внутриличностного конфликта.

Один из виднейших представителей неофрейдистского направления Э. Фромм обращается к проблемам внутриличностного конфликта, рас­сматривая его в аспекте "экзистенциальной дихотомии". Он делает вы­вод о наличии противоречий, содержащихся в сути человека. Поэтому они не могут быть преодолены: проблемы жизни и смерти, ограничен­ность жизни, огромные потенциальные возможности человека и ограни­ченные условия их реализации.

Э. Фромм развил теорию социального характера, согласно которой к типам социального характера отнесены рецептивный (пассивный), экс­плуататорский, накопительский и рыночный. Типы характеров реализу­ются через действия психических механизмов: мазохистского, садистс­кого, деструктивного и конформистского [83].

В психике человека заложен конфликт двух начал: жизни и смерти. Биофильство — это глубинная жизненная ориентация человека. Она про­тивостоит смерти. Некрофильство — страсть к уничтожению. Это дру­гой аспект натуры человека. Некрофил — антипод биофила. Некрофиль­ские тенденции укрепляются по мере ухода человека от природы в мир вещей, техники, индустриализации, обостряя противоречивость и конф­ликтность психики человека.

Э. Фромм подробно анализирует причины, формы, содержание дест-руктивности как основы внутриличностного конфликта. Личность может измениться лишь в том случае, если человеку удается обратиться к но­вым способам осмысления жизни. Несмотря на то что жизнеспособные страсти ведут к самоутверждению человека, усиливают его ощущение радости жизни, способствуют проявлению его целостности и витально­сти гораздо больше, чем жестокость и деструктивность, и те, и другие в равной мере участвуют в реальном человеческом существовании.

Внутриличностный конфликт, по Э. Фромму, приобретает значитель­ный социальный аспект. Деструктивность характера в таком контексте рассматривается как желание разрушить мир, чтобы избавиться от чув­ства собственного бессилия, как последняя попытка не дать миру разру­шить себя. Деструктивности противостоит конформистский тип ориен­тации, благодаря чему человек преодолевает чувство собственной нич­тожности. Человек должен принять на себя ответственность за самого себя и признать, что только собственными усилиями он может придать смысл своей жизни.

К. Хорни полагает, что поведение личности определяется бессозна­тельным, она считает, что бессознательные побуждения имеют аф­фективный, эмоциональный характер; при этом чувство тревоги она рассматривает как базисное при исследовании и моделировании пове­дения [87].

Тревога, по К. Хорни, является одним из наиболее мучительных аф­фектов, которые может испытывать человек, а враждебные побуждения образуют главный источникневротической тревожности. Различают четыре основных способа избежать тревожности:

• рационализация;

• отрицание;

• попытка заглушить тревогу (например, наркотиками);

• избегание тревожащих мыслей, чувств, побуждений или вызыва­ющих их ситуаций.

Внутриличностный конфликт, по К. Хорни, проявляется в отно­шениях:

• любви, привязанности и расположения человека (как к другим лю­дям, так и с их стороны);

• связанных с оценкой "Я";

• связанных с самоутверждением;

• связанных с агрессией;

• связанных с сексуальностью.

К. Хорни выделяет три основные модели поведения как результат разрешения внутриличностного конфликта:

• стремление к людям — через сопричастность к другим, к обще­ству личность пытается обезопасить себя;

• стремление от людей — выражается в желании уйти от людей, от общения с ними, удалиться от общества, при этом создается соб­ственный иллюзорный мир;

• стремление против людей —обретение установки на разрушение мира, борьбу против него.

Моделям поведения, выделенным К. Хорни, соответствуюттипы конфликтных личностей:

• устойчивый;

• устраненный;

• деструктивный.

         К. Хорни рассматривала внутриличностный конфликт и как результат влияния наличность различных социальных факторов. Особое внимание она уделяет проблеме удовлетворения потребностей личности, а также тенденции всевозрастающего разрыва между стимулированием потребностей и возможностями их реального удовлетворения.  

       Анализируя некоторые особенности внутриличностных конфликтов у женщин, К. Хорни отмечала, что поскольку женщины в осуществлении жизненных целей стремятся поступать подобно мужчинам, в этом чужом измерении они зачастую бывают несостоятельными. Психология женщи­ны зависит от ее ранних детских воспоминаний, отношения родителей к ней как девочке, выполнения роли и функций жены, матери, положения в обществе, закрепленного в культуре и проявляющегося во внутрилич­ностных конфликтах уже взрослой женщины.

При изучении проблем внутриличностного конфликта исследователи много внимания уделяют вопросам взаимосвязи потребностей и степе­ни их удовлетворения. Преобразования, происходящие в изменяющемся обществе, обусловили не только изменения содержания процесса поис­ка и обретения индивидом идентичности, но и ее содержание. Поэтому многие исследователи рассматривают идентичность как одну из перво­степенных и жизненных человеческих потребностей.

Процесс развития идентичности может быть представлен как инте­грация и дифференциация различных взаимосвязанных элементов (иден­тификаций), трансформация подструктур идентичности, изменение их иерархий. Предпосылкой интеграции является успешное разрешение нормативных кризисов, жизненных задач и конфликтов. Качественный аспект включения индивида в те или иные группы выражается понятием "социальная идентичность" личности, а ее содержательными компонен­тами являются индивидуальная самооценка, приобретение и пережива­ние социальной идентичности и социальное сравнение [17].

В основе социальной идентичности лежит глубинный когнитивный механизм, выполняющий важнейшую дифференцирующую функцию. Главным условием социальной идентичности является осознание себя единым целым, входящим в конкретную социальную общность индиви­дов. Таким образом, индивид вычленяет себя из остальных индивидов, а свою общность отделяет от других социальных общностей. Наиболее интересные объяснения подобных процессов даны в теории социальной идентичности, которая представляет собой одну из основных потребно­стей человека. Более того, многие исследователи указывают, что неудовлетворение данной потребности может вызвать у индивида се­рьезное кризисное состояние. Однако процесс приобретения социальной идентичности является не только условием благополучного существова­ния индивида, но и содержит постоянные стимулы для конфликта. Срав­нение является непременным условием социальной идентичности, но оно не всегда в пользу конкретного индивида.

         Внутриличностный конфликт обусловлен психикой человека, ее раз­витием и изменениями, а также наличием взаимосвязи внутреннего мира человека и внешней среды, в которой он реализует собственные потребности. Разрешение внутриличностного конфликта возможно различными способами на основе психоанализа в зависимости от со­держания конфликта.Особое значение приобретает коррекция "Я-концепции" индивида в направлении на достижение им адекватного пред­ставления о себе, реальности и ситуации, в которой находится. В "Я-концепцию" включены и представления индивида о себе, об образе собственного "Я", включающем когнитивный компонент — образ спо­собностей, внешности, качеств, социальной роли и значимости индиви­да; эмоциональный компонент—самолюбие, самоуважение, самоуничи­жение и т. д.; оценочно-волевой компонент — энергия и сила для сохра­нения и повышения самооценки, самоуважения и др. "Я-концепция" содержит также реальный, идеальный, динамический образ "Я".

Нарушение внутренней гармонии "Я-концепции" приводит к возник­новению и развитию внутриличностного конфликта. Последний, как было показано, возникает в результате неудовлетворения потребностей, испытания трудностей при их реализации.

К. Левин предложил классификацию внутриличностных конфликтов по типам [32]:

I тип — эквивалентный (приближение — приближение). Конфликт возникает тогда, когда субъект должен выполнить два и более важных для него дела. Обычная модель разрешения конфликта — компромисс, частичное замещение.

II тип — витальный (избегание — избегание). Субъект вынужден принимать решения, в равной мере для него непривлекательные, напри­мер уволиться с работы, начать поиск новой работы либо продолжать вы­полнять неинтересную и малооплачиваемую работу.

III тип — амбивалентный (приближение—удаление). Конфликт воз­никает тогда, когда одни и те же действия, результат одновременно привле­кают и отталкивают, например признание высокого профессионализма человека и отрицательное отношение к его личностным качествам. Раз­решение подобного внутриличностного конфликта возможно только на основе компромисса.

IV тип — фрустрирующий (приближение — избегание). Конфликт возникает тогда, когда желаемый результат и действия, направленные на его достижение, не одобряются обществом, его нормами и правилами. Внутриличностный конфликт подобного типа может разрешаться разны­ми способами — агрессией, замещением, переориентацией, компромис­сом, уходом от решения.

В работах М. Дойча, одного из основоположников "мотивационной концепции" межличностного конфликта (см. гл. 4), выделяются способы преодоления внутриличностных конфликтов исходя из особенностей их "сфер реальности" [25].

К сферам реальности  относятся:

• объективная конфликтная ситуация, составляющая основу кон­фликта;

• конфликтное поведение, представляющее способ взаимодействия участников конфликта, возникающий при осознании ситуации конфликтной.

Различают открытые и латентные способы преодоления внутрилич­ностных конфликтов.

Oткрытые, предполагающие:

• принятие решения личностью;

• прекращение колебаний и сомнений;

• сосредоточение на решении проблемы.

Латентные, предполагающие:

• истерию, симуляцию, страдание;

• сублимацию — перевод психической энергии в другие области де­ятельности;

• компенсацию — возмещение утраченного путем обретения дру­гих целей и результатов;

• уход от действительности — предание мечтам, фантазиям, раз­думьям;

• номадизм — изменение места жительства, работы, семейного по­ложения;

•        неврастению;

• рационализацию — самооправдание с помощью логических рас­суждений, целенаправленного отбора фактов, аргументов;

• идеализацию (абстрагирование), отрыв от реальности;

• регрессию — подавление чувств, устремлений, желаний — обра­щение к примитивным       формам поведения, уход от ответствен­ности;

• эйфорию — показное веселье, радостное и удовлетворенное со­стояние;

• проекцию — стремление освободиться от негативных качеств пу­тем приписывания их другому;

• дифференциацию — мысленное "разделение" оппонента (отделе­ние мыслей от автора).

Знание психологических проблем возникновения и преодоления внутриличностных конфликтов — непременное условие дальнейшего освоения навыков общения, регулирования и разрешения конфликтных ситуаций в межличностном и личностно-групповом общении.

В частности, выделяются внутренние конфликты студентов в процес­се их профессиональной идентификации, состоящей в принятии веду­щих профессиональных ролей, ценностей и норм, сформированных мотивационных структур, побуждающих личность к эффективной прак­тической деятельности [88].

Конфликт рассогласования, состоящий в рассогласовании, стол­кновении теоретических знаний студента и обыденного знания, сформированного на базе житейского опыта.

Конфликт "Я"-идентификации, связанный с рассогласованием представлений о себе с объективной информацией о личностных качествах, способностях, возможностях и др.

Конфликт "десемантизации", обусловленный несвязанностью автономности, закрытости совокупности значений с профессио­нальным контекстом.

Имитационно-поведенческий (ролевой) конфликт, состоящий в столкновении двух видов ролевого поведения—учебно-ролевого и профессионально-ролевого.

Предполагается, что все перечисленные внутренние конфликты спо­собствуют успешной профессиональной идентификации только при ус­ловии их разрешения. В результате продуктивного преодоления внутрен­них конфликтов:

• повышается профессиональная компетентность;

• повышается вера в себя и принятие себя;

• формируются профессиональные навыки и умения;

• формируется адекватность ожиданий;

• вырабатывается "психологический иммунитет" как умение уста­навливать личностные и профессиональные границы;

• формируется реалистичность целей;

• появляется способность критически оценивать и быстро осваи­вать новые подходы к решению профессиональных проблем;

• формируются профессиональное самосознание, личностная и профессиональная рефлексия.

 

Личностные предпосылки возникновения конфликтов. Конфликтность и конфликтные типы поведения

     Решающее влияние на поведение личности в конфликте оказывает она сама — ее потребности, установки, привычки, образ мышления, опыт решения проблем и модели поведения. Все это — существенный фактор, позволяющий предупредить развитие конфликтов, переход их в экстремальные и крайне эмоциональные формы, а также снизить веро­ятность развития межличностных и межгрупповых конфликтов.

Различают понятия «конфликтная личность», предполагающее повы­шенную готовность личности к конфликтам и их продуцированию, и "конфликтность личности", характеризующее черту характера или их комплекс как интегративное личностное свойство, отличающееся часто­той возникновения конфликтов и вступления в них человека.

Конфликтность личности определяется комплексным действием факторов:

· психологических (особенностей темперамента, уровня агрессивности, психологической устойчивости и саморегуляции, актуально­го эмоционального состояния, социально-психологических уста­новок и ценностей, отношения к оппоненту, компетентности в общении и др.);

· социальных (особенностей условий жизни и деятельности, среды и социального окружения, общего уровня культуры и др.).

Таким образом, конфликтность личности—интегративный комплекс­ный показатель и характеристика личности, тесно связанная с сугубо психологическими и прежде всего личностными предпосылками.

Личностные предпосылки возникновения и развития конфликтов мо­гут иметь ситуативную или характерологическую основу.

К ситуативным предпосылкам возникновения конфликта отно­сятся:

• неудовлетворенность актуальной потребности;

• чувство неопределенности, неуверенности;

• дезориентация;

• утомление;

• неустойчивость настроения;

• повышенная возбудимость;

• недостаточная или искаженная информированность;

• состояние внушаемости.

Человек может быть предрасположен к конфликту, если он отвергнут или не признан "своим" среди коллег, если его интересы и запросы не удовлетворяются, а притязания на ведущую роль в коллективе встреча­ют отпор других сотрудников.

Причиной неблагоприятного психического состояния личности, сти­мулирующего конфликтность, может быть также несправедливое отно­шение к человеку, даже если оно непреднамеренно, неудовлетворенность работой. От человека зависит, окажется ли он в конфликтных ситуациях, придает ли он значение поступкам, делам и отношению к нему коллег, задевает ли его за живое их манера обращения, намерение подчинить себе, склонить к нежелательным поступкам.

К характерологическим предпосылкам возникновения конфликта относятся устойчивые качества и черты характера, предрасполагающие к столкновению с окружающими, вызывающие отрицательное отноше­ние к человеку, чувства антипатии и противодействия, которые форми­руются средой, являются следствием психологически неадекватного, одностороннего воспитания (например, в условиях эмоционального от­вержения ребенка в семье, гипер- или гипопротекции как стиля нарушен­ного семейного воспитания):

• нетерпимость к недостаткам других;

• пониженная самокритичность;

• импульсивность;

• несдержанность в чувствах;

• укоренившиеся негативные предрассудки, предубеждения к лю­дям;

• склонность к агрессивному поведению;

• склонность подчинять себе других;

• невоспитанность;

• отсутствие внутренней духовной культуры;

• невнимание к людям;        

• корыстолюбие;

• эгоизм.

Реакция на трудности, неудачи зависит от свойств личности: одни критически оценивают собственное поведение, обвиняют себя ("не орга­низован", "не сумел сдержаться", "не сумел добиться своего"); другие ищут оправдание собственных неудач в объективных, не зависящих от людей обстоятельствах или изменяют взгляд на ситуацию, признавая ее незначительной ("бывает и хуже", "не это главное"); третьи склонны об­винять в случившемся прежде всего окружающих, начинают конфликто­вать с ними ("не организованы", "не умеют сдержать слово", "плохо ра­ботают", "мешают" и т.д.)

Выявить предрасположенность человека к тому или иному типу по­ведения, в частности к конфликтному, очень трудно. Однако очевидно, что существенным при этом является определение субъективной значи­мости противоречия, лежащего в основе конфликтной ситуации. На особенности отношения человека к различным проблемам деятельности определенный отпечаток накладывает изменение его ролевого положе­ния в коллективе (например, назначение или избрание на новую долж­ность).

Изменение объективного положения личности в коллективе требует перестройки ее субъективных отношений. Если этого не происходит, могут возникнуть трудности в овладении новой социальной функцией, конфликты с окружающими или "внутренний" разлад.

В субъективных отношениях личности отражаются общественные отношения в их динамике. Без личных отношений нет и не может быть отношений общественных, поскольку это — отношения между людьми, которые человеку не безразличны. Безусловно, субъективные отношения личностей не определяют процесс развития общественных отношений, но являются его необходимыми элементами. При определенных услови­ях они могут существенно влиять на этот процесс, ускоряя или замедляя его либо изменяя содержание.

Каждый человек имеет собственный, уникальный жизненный опыт,а также сложившуюся и закрепившуюся на основе этого опыта манеру поведения. В каком-то смысле люди настроены на определенные усло­вия; иногда условия могут измениться, а настрой остаться прежним. Люди вырабатывают определенный взгляд на вещи, собственную точку зрения на окружающую жизнь. Поэтому можно составить неправильную картину новой ситуации, видя в основном то, что соответствует тради­ционной настроенности, тому пейзажу, на который люди привыкли смотреть. Отсюда — несоответствие поведения ситуациям, недоразумения, споры и конфликты. Именно предварительная настроенность определяет восприимчивость к конфликтам. Но проявляется это у каждой личности по-своему, как и обстоятельства, определяющие предрасположенность личности к конфликтам.      В конфликты с окружающими вступают прежде всего люди с непод­дающимся, негибким, ригидным характером, те, кто не способен пере­носить поведение, противоречащее их принципам и ценностным крите­риям. Как правило, такие люди инертны, медленно привыкают к новой обстановке, необщительны, крайне эгоцентричны и не приемлют комп­ромиссы.

Люди существенно различаются также реакцией на поведение других. Одни "управляются изнутри", всегда отталкиваются только от собствен­ных представлений и не обращают внимания на чувства и мнения окру­жающих, в случае конфликта прекращают контакты. Другие "управляются извне", всегда считаются с окружающими, пытаются подобрать к ним ключ, вникнуть в психологию других, умеют согласовывать собственные интересы с интересами других. Конфликты легко возникают тогда, когда люди не знают, чего ожидать друг от друга. Сочувственное отношение возникает тогда, когда один человек понимает, что другой не мог посту­пить иначе, что на его месте любой поступил бы так же.

Установлено, что эмпатичныелюди, умеющие считаться с другими, приветливы, оптимистичны, сердечны, эмоциональны. И наоборот, люди с низкой эмпатичностью жестоки, эгоистичны, легко вступают в кон­фликт.

Еще одной причиной конфликтного поведения может быть стойкое стремление завоевать признание и уважение окружающих, занять более престижное и влиятельное положение в группе.Такой человек считает себя сведущим во всем, чаще всего не считается с окружающи­ми.

Возникновению конфликта может способствовать также неспособ­ность осознать многочисленность и непредсказуемость социальных ситуаций.В этом случае человек не умеет взвешивать возможные вари­анты поведения. Ему не нравится собирать дополнительные сведения, анализировать их, вместо этого он быстро выносит свое решение, зачас­тую максималистское.

Следует отметить, что конфликты в равной мере могут быть обус­ловлены как излишним конформизмом,так и его противополож­ностью — негативизмом.При излишнем конформизме наблюдается беспринципное поведение, подверженное влиянию случайных обстоя­тельств, когда собственное мнение, позицию, поступки стараются во что бы то ни стало приспособить к мнению и поступкам окружающих. Конформисты легко поддаются влиянию и внушению. При негативиз­ме люди оказывают бессмысленное упрямое сопротивление, в частно­сти в молодом возрасте это проявляется в строптивости, направленной против взрослых.

Благоприятная почва для продуцирования конфликтов возникает так­же тогда, когда общее представление человека о том, каким он должен быть (идеальный образ), не совпадает с его действительной самооцен­кой.Видимо, недостаточная адаптивность и проницательность в обще­нии непосредственно связаны с крайне заниженной самооценкой, для компенсации которой и создается сверхсовершенный идеальный образ. Человек, пытаясь привести себя в соответствие с этим представлением, рассматривает собственные недостатки как добродетели. Это несложно сделать, поскольку одни и те же качества можно толковать по-разному (агрессивность, например, принимать за силу). В дальнейшем такой че­ловек может отчаянно ухватиться за собственный идеальный образ и стать негибким в общении, потому что у него уже не остается времени и энергии для самопознания и выбора целесообразной манеры поведения. Стараясь жить в соответствии с нереальным идеалом или предъявляя к окружающим нереальные требования, исходящие из идеального "Я", че­ловек попадает в затруднительное положение.

Когда самооценка с самого начала завышена, вновь возникают конф­ликты, потому что в первую очередь этому будут сопротивляться близ­кие люди, затем могут появиться расхождения с реальными возможнос­тями. Тот, кто игнорирует разрыв между идеальным "Я" и собственными неудачами, часто капризничает, обижается, ведет себя недостойно, ста­новится злым и подозрительным ко всем. Объективная и адекватная са­мооценка — важное условие не только успешных и конструктивных человеческих взаимоотношений, но и работоспособности, душевного покоя личности и благоприятной психологической атмосферы.

И наконец, особенно благоприятную почву для конфликтов создают неуверенность в принятии решений и осуществлении действий,не­обдуманность, рискованность в действиях, принятие решений под влия­нием настроения.

Мимика— мгновенная визитная карточка состояния человека. Она может обернуться длительной напряженностью во взаимоотношениях.

Манера поведенияфактор не наследственный, это результат жизненного опыта. Умение помочь другим выбрать наиболее подходящую ма­неру поведения очень существенно для организации нормальных взаи­моотношений в любом коллективе.

Люди имеют неодинаковый предел поведенческой активности, могут на некоторое время становиться неуправляемыми. В таком состоянии человек может инициировать возбуждение других и нарушать психологическую атмосферу коллектива. Степень активности индивида зависит от него самого. А, Журавлев выделяет два крайних психологических типа [29]:

•        тип агрессивного поведения, свойственный людям с эмоциональ­ной неустойчивостью, тревожностью, компенсирующим это де­монстрацией решительности, смелости, невосприимчивости к уг­розам. Личности, относящиеся к этому типу, не обладают умением        воспринимать другую точку зрения, учитывать нюансы во взаимоотношениях. Для них характерны быстрая агрессивная реакция, бесцеремонность, амбициозность;

        тип жертвенного поведения, характеризующийся комплексом психологических качеств, которые провоцируют преимущественно агрессивные формы поведения и отношения,

  Существуют также промежуточные формы личности, играющие позитивную роль в разрешений конфликтных ситуаций. Встречая препятствия, трудности в отношении с представителями различных общественных институтов, индивид, представляющий явно выраженный первый или второй тип личности, будет и реагировать соответствующим обра­зом.

Рассматривая конфликтность через призму авторитарной личнос­ти, Т. Адорно описывает ее как результат излишне строгого семейного воспитания, когда чувства агрессии, обиды по отношению к родителям, жестоко подавлялись, вследствие чего сформировалось идеализирован­ное отношение к родителям, а чувство враждебности к ним перешло на уровень бессознательного [25].

Перечислим основные характеристики авторитарной личности, тесно связанные с конфликтностью ее поведения:

• косность, ригидность, стереотипность мышления;

• соблюдение условностей и преследование тех, кто их нарушает;

• мистическая предрасположенность;

• преувеличенный интерес к проблемам власти, силы, насилия;

• опасение и страх перед дурным влиянием, опасение попасть под влияние "чужих";

• цинизм, уверенность в том, что все средства хороши для немед­ленного достижения "высоких и справедливых" целей собствен­ной группы;

• преувеличенный конформизм в сфере сексуальных отношений;

• вера в моральную чистоту собственной группы, клана и отказ в этом другим группам;

• приверженность ценностям "среднего класса".

В общих чертах авторитарная личность является подавленной, "ра­зорванной", несущей в себе опасность из-за подверженности сильному влиянию. Причинами формирования такой личности являются отсут­ствие теплоты, любви со стороны родителей в детстве, жесткие, фор­мальные отношения в семье.

Определяющая черта авторитарной личности — амбивалентность,которая характеризуется:

•строгими, жесткими, ригидными системами социальных устано­вок;

• нетерпимостью к двойственности и противоречиям;

• предпочтением ясной и четкой определенности и алгоритмов;

• тягой к социальным рангам и статусам;

• двойственностью в отношении к власти, соотносимой с двой­ственным отношением к родителям;

• ригидностью в построении межличностных отношений, поэтому близость в личных отношениях представляет сложность и часто неприемлема.

Процесс социализации личности в раннем возрасте и заложенная в его основу амбивалентность эмоциональных отношений и конфликтов в семье, согласно 3. Фрейду и Т. Адорно, создают модель поведения и от­ношения личности к другим. Сформировавшаяся авторитарностьи, как следствие, повышенная конфликтностьопределяют поведение в межличностном общении с преобладанием настороженности, враждеб­ности, скованности в проявлении чувств, теплоты, подчинением власти и силе, наличием чувства постоянного страха. Внешне авторитарная лич­ность с уважением и признанием относится к власти, однако внутренне, на бессознательном уровне, сохраняет к ней глубокую враждебность и агрессивность. Путем замещения эта враждебность может переноситься на конкретные социальные слои, этнические меньшинства, политичес­кие движения, которые будут выступать в "образе врага".

  В процессе удовлетворения потребностей индивид может встретить значительное противодействие со стороны других индивидов либо соци­альные ограничения. В подобных условиях он испытывает фрустрацию, возникают фрустрирующие конфликты.

           Реакция на фрустрацию в конфликтах появляется тогда, когда путь /к цели преграждает какое-либо препятствие, которое, по мнению Ч. Дик­сона, может выражаться [49]:

        в настойчивости — продолжать свою линию;

        усилении — стараться действовать сильнее;

• обходе — идти к цели окружным путем;

• агрессии—добиваться своего с помощью насилия;

• обвинении - искать ошибку или виноватых;

• уходе — уйти от проблемы;

• бегстве — уйти от всего.

Личность, находящаяся в состоянии фрустрации, испытывает пере­живания, эмоциональное напряжение, и ее поведение в конфликте может принять деструктивные формы, направленные на разрушение условий, препятствующих достижению ее целей и реализации потребностей. Многие исследователи объединяют состояние фрустрации с состоянием стресса. В любом случае негативное состояние влияет на активность личности, эффективность ее действий при решении сложных жизненных проблем.

Эмоционально устойчивая, удовлетворенная личность в большей сте­пени склонна к поискам конструктивных путей разрешения конфликтов в отличие от личности, находящейся в эмоционально неустойчивом, фрустрирующем состоянии. На остроту переживаний, связанных с конфлик­том, существенно влияют и объективные условия: дефицит материаль­ных и духовных ресурсов, ограниченность времени при урегулировании сложной проблемы. Это порождает конкуренцию, соревнование между субъектами, манипуляцию других заинтересованных сторон и т. д.

Конфликты всегда сопровождаются негативным эмоциональным фо­ном. Субъект конфликта проявляет такие отрицательные эмоции, как агрессия, неприязнь, антипатия, ненависть и др. Различают следующие параметры поведенческой атрибутики конфликтов [28; 75]:

• актуализация потребностей, имеющих важное значение для субъекта конфликта;

• высокая психическая напряженность субъекта, возбуждающая подсознательные инстинкты;

• неуправляемость эмоциями, стереотипами поведения, рассогласо­вание чувств и мыслей;

• использование форм активности, встречающих противодействие со стороны другого субъекта;

• перенесение причин трудностей, неудач на противника;

• формирование негативных установок и отношения к оппоненту;

• демонстрация враждебности, агрессивности и неприятия оппо­нента;

• нанесение преднамеренного либо непреднамеренного физическо­го, морального или материального ущерба оппоненту;

• интеграция всех видов аккумулируемой на оппоненте активно­сти— импульсной, принудительной, волевой;

• перенесение конфликтных отношений, поведения на другие фор­мы взаимоотношений, смена одних ролей на другие (личных — на деловые, неофициальных — на официальные и наоборот).

Характерные особенности основных типов конфликтных лично­стей представлены в табл. 3.1 [67].

           Таблица 1


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 338; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!