Учение об обозначающем учение об обозначаемом 29 страница



ЛОГИКА В ДРЕВНЕМ РИМЕ

В Древнем Риме рабовладельческий строй достигает куль­минационной точки своего развития Обостряется классовая борьба, вспыхивают грандиозные восстания рабов (особенно значительными из них были восстания под предводительством Эвна и под предводительством Спартака). Наряду с восстания­ми /рабов развертываются массовые движения обезземеленного крестьянства. В начале I в. до н.э. в Риме началась длительная гражданская война между демократией и аристократией (борь­ба Мария и Суллы). Рабовладельческий строй потрясается до самого основания, и только ценой гибели республики удалось добиться временной стабилизации рабовладельческого строя. С IIКв. н.э. начинается процесс разложения рабовладельческой формацйи -кот-брый приводит к крушению Римской империи в V в. н.э. и к гибели рабовладельческого строя.

Особенностью экономической и политической жизни Ри­ма объясняется характер господствовавшей там идеологии. В Древнем Риме основное внимание уделялось проблемам права и морали. Особенно значительна роль Рима в создании науки о праве.

Еще в республиканский период в Рим проникает греческая философия. Она встретила упорное сопротивление ревнителей старины, особенно Катона Старшего. В 156 г. до н.э. в Рим при­было афинское посольство во главе с философом Карнеадом, главой Новой академии, в которой господствовал скептицизм.

Славившийся своим красноречием Карнеад произнес в Риме две речи о справедливости. В первой речи он превозносил спра­ведливость как наивысшую добродетель, основанную на самой природе, и как ту конечную цель, к осуществлению которой каж­дый человек должен стремиться ради нее самой. Эта речь вызва­ла всеобщий восторг, и даже сам Катон готов был изменить свое отрицательное отношение к философии.

213


Но на другой день Карнеад произнес вторую речь, в которой сказал: «Вчера вы, римляне, бурно мне аплодировали, бурными возгласами одобряли мою речь. Но если вы действительно так высоко цените справедливость, то вы должны отказаться от мирового господства, вы должны уйти даже из Италии и огра­ничиться одним своим городом. Вы должны все вами завоеван­ное вернуть законным владельцам и жить не в роскошных двор­цах, а в скромных хижинах. Но вы, конечно, этого не сделаете и будете совершенно правы». Далее Карнеад утверждал, что спра­ведливость – условное человеческое установление, и тем, кто господствует и имеет силу, неразумно соблюдать справедли­вость, так как она не в их интересах, да и вообще она несовме­стима с существующим строем.

Эта речь вызвала бурное негодование Катона, и он потребо­вал немедленного отъезда афинских философов из Рима.

Тем не менее греческая философия заинтересовала римское общество и в особенности кружок Сципиона Младшего, к кото­рому принадлежали самые выдающиеся государственные дея­тели Рима. В этом кружке стали изучать греческую философию.

Из римских писателей, занимавшихся философией, особой известностью пользовался Цицерон.

В мировоззрении Цицерона ярко выражены интересы опти-матов, рабовладельческой знати. Цицерон говорит, что в чело­веческом обществе самое главное – институт частной собствен­ности, и государство существует для того, чтобы охранять частную собственность, чтобы обеспечить богатым людям воз­можность спокойно наслаждаться своим богатством, благами жизни и оградить их собственность от посягательств со стороны неимущих.

В области философии и, в частности, логики Цицерону при­надлежит заслуга создания латинской терминологии.

В противоположность Цицерону в эпикурейской философ­ской школе, ярким представителем которой в Древнем Риме был Лукреций, господствует демократический образ мышления.

Демократический образ мышления Лукреция особенно заме­тен при сопоставлении его взглядов с воззрениями Цицерона. Цицерон в своем сочинении «Об обязанностях» считает непри­личным, низким, недостойным свободного человека делом заня­тия тех, кто получает плату за свой физический труд. Наемные рабочие заслуживают в его глазах презрения; ведь они продают самих себя.

В противоположность Цицерону Лукреций с уважением относится к физическому и умственному труду и отводит трудо­вой деятельности первенствующее место в развитии человече­ства. Высокая оценка производительного труда у Лукреция соединяется с признанием ведущей роли науки в жизни людей.

214


При жизни Цицерона и Лукреция в Италии существовала неаполитанская школа эпикуреизма, возглавлявшаяся Филоде-мом. По всей вероятности, Лукреций обучался в этой школе. Но, будуни учеником Филодема, он не следует слепо его учению, в частности проявляет самостоятельность и по отношению к филодемовскои логике. В обосновании своей философии Лукре­ций не придерживается строго эпикурейского эмпиризма, но при­бегает, подобно Левкиппу и Демокриту, и к доказательствам неэмпирического характера Это свидетельствует, как отмечают в своей работе Ф. и Э. де Лэси, что «Лукреций не вполне следо­вал руководящим принципам эпикурейской системы»8. Сравне­ние поэмы Лукреция «О природе вещей» с логическим тракта­том Филодема показывает, что Лукреций стремился избегнуть односторонности эпикурейского метода.

В римскую эпоху продолжалась та борьба философских школ эпикурейского, стоического, перипатетического, академического и скептического направлений в фшгософии, которая разгорелась в эллинистическую эпоху. Эта борьба захватывала и проблемы логики. В качестве оригинального теоретика логики римской эпохи можно назвать жившего во II в. н.э. Галена, автора мно­гих трактатов по физиологии, анатомии, медицине и философии. В области медицины Гален был авторитетом на Западе в тече­ние 14 столетий (до XVI в), а на мусульманском Востоке его медицина принимается и до сих пор. Насколько велик был его авторитет, видно из того, что, когда в XVI в. знаменитый анатом Андрей Везалий показал ошибки Галена, ученые того времени, отказываясь поверить, чтобы Гален мог допустить ошибки, объясняли расхождение между учениями Галена и новыми дан­ными анатомии тем, что за истекшие 14 веков изменилось строе­ние человеческого тела.

В философии Гален стремился соединить учения Платона и Аристотеля. Он выступил в качестве последователя аристотелев­ской логики и способствовал ее распространению В частности, Гален выступал против логики стоиков. Он критиковал Хрисип-па за то, что тот никогда не пользовался категорическим силло-1измом и отвергал аристотелевское учение о фигурах и модусах категорического силлогизма. По сообщению Аверроэса, Гален впервые выделил в особую четвертую фигуру категорического силлогизма те пять модусов, которые Теофрастом были добав­лены к первой аристотелевской фигуре. Гален специально иссле­довал сложные силлогизмы (полисиллогизмы) из трех посылок с четырьмя терминами и установил для них четыре фигуры

Я- Лукасевич, заслугой которого является изучение и даль­нейшая разработка галеновского учения о сложных силлогиз­мах, высказал мнение, что четвертая фигура категорического

Philodemus On Methods of Inference, p. 7

215


силлогизма, приписываемая Галену, на самом деле ему не при­надлежит, поскольку Гален учит о четырех фигурах сложного силлогизма. Разумеется, Гален мог утверждать и то и другое, хотя принадлежность четвертой фигуры простого силлогизма Галену засвидетельствована слабо.

В отличие от Аристотеля Гален большое значение придавал применению эмпирического метода в науках. Он развивал уче­ние о трех основных принципах эмпирической медицины. Эти принципы – прямое наблюдение, воспоминание о прошлых на­блюдениях и индуктивное умозаключение от сходного к сходно­му. Вместе с тем Гален критиковал эмпириков за их пренебре­жительное отношение к логике Аристотеля.

Таким образом, высоко оценивая силлогистику Аристотеля, Гален стремился преодолеть ограниченность его аподейктики и расширить рамки логики признанием научной значимости дру­гих форм умозаключений (наряду с категорическим силлогиз­мом).

Логика Галена и его современника Секста Эмпирика была связана с развитием медицины. Но в особенности логика в Древ­нем Риме была связана с развитием теории красноречия и юриспруденции.

8 эпоху Римской империи, наряду с продолжавшейся борь­
бой философских школ, происходит и противоположное явление:
начинается сближение школ, сглаживание разногласий между
ними, возникает эклектизм в философии, стремящийся объеди­
нить в одно целое учения различных школ. Этот процесс начи­
нается с попыток объединить более родственные учения, в ча­
стности учения Платона и Аристотеля. Игнорируя существенные
различия между их философскими системами, эклектики стали
доказывать, будто у Платона и Аристотеля одно и то же учение,
но выражено оно разными способами.

Далее в этот процесс вовлекаются стоицизм, скептицизм и, наконец, эпикуреизм. В конце концов все сливается воедино в религиозно-мистическом неоплатонизме, который возникает в III в. н.э. Об этом К. Маркс и Ф. Энгельс пишут, что философия неоплатоников «представляет собой не что иное, как фантасти­ческое сочетание стоического, эпикурейского и скептического учения с содержанием философии Платона и Аристотеля»9.

Платоник Апулей в своих логических учениях стремился при­мирить аристотелевскую логику и стоическую и связать их с платонизмом. Он внес некоторые незначительные усовершен­ствования в логику.

Из авторов III в. наиболее значительное место в истории ло­гики принадлежит неоплатонику Порфирию, знатоку логики Аристотеля. Его сочинение «Исагоге» («Введение в „Категории»

9 К Маркс и Ф Энгельс Сочинения, т 3, стр 129
216


Аристотеля») приобрело огромную популярность и пользова­лось большим авторитетом на Востоке и Западе не только в древности, но и в эпоху средневековья. В этом сочинении Пор-фирия был поставлен вопрос об универсалиях, ставший цент­ральным вопросом философии в эпоху раннего феодализма.

В IV – VI вв. центром античной логики становится платонов­ская школа в Афинах. Из ее представителей в IV в. можно упо­мянуть Сириана, который, как и его ученик Прокл, видит в философии Аристотеля подготовительную ступень к усвоению философии Платона. Сириан и Прокл являются предшествен­никами средневековой схоластики, поскольку они превращают философию в служанку теологии.

В афинской неоплатоновской школе в V – VI вв. разверну­лось изучение и комментирование логических сочинений Аристо­теля. Ученик Прокла Аммоний написал комментарии на преди-каменты Аристотеля и на «Исагоге» Порфирия. Комментарии на категории Аристотеля написали также Олимпиодор и Симпли-ций (VI в.). Ценны также комментарии Филопона на «Первую Аналитику» Аристотеля. Филопон первым стал применять в ло­гике обозначение отношений объемом понятий посредством кругов.

Во второй половине V в. н.э. Марциан Капелла в своей энциклопедии семи свободных искусств дал очерк аристотелев-ско-стоической логики на латинском языке.

Последний представитель античной философии Боэций (480 – 524 гг.) по своим философским взглядам был неоплатоником и признавал себя последователем Платона и Аристотеля, считая их учения тождественными. Боэций перевел на латинский язык «Исагоге» Порфирия, что послужило в дальнейшем толчком к возникновению на Западе спора об универсалиях. Он напи­сал также комментарии на сочинение Аристотеля «Об истол­ковании». Боэций занимает видное место среди античных истолкователей логики Аристотеля наряду с Александром Афро-дизийским, Темистием, Аммонием, Симплицием и Филопоном. Кроме того, Боэцием был написан ряд специальных работ по ло­гике: «Введение в категорический силлогизм», «О категорическом силлогизме», «О гипотетическом силлогизме», «Об определении», «О делениях» и «О различии».

Логика в Западной Европе до середины XII в. развивалась на основе сочинений Боэция и Порфирия.

В Древнем Риме не было создано ни одного крупного ориги­нального сочинения по логике. Значение римской логики заклю­чалось в преодолении односторонности логических учений пери­патетической, академической, стоической, эпикурейской и скеп­тической школ, в критическом освоении их наследия, в синтезе всего того ценного, что ими было создано, в разработке некото­рых частных вопросов и в дидактической обработке материала логики для школьного преподавания.


ГЛАВА V

Логические учения эпохи раннего и развитого феодализма на Ближнем Востоке

Уже в первые века нашей эры в недрах рабовладельческого общества начинает зарождаться и постепенно развиваться фео­дальный способ производства.

Пришедшая на смену рабовладельческой общественно-эконо­мической формации феодальная формация была более прогрес­сивной по сравнению с предшествовавшей ей эпохой как в отно­шении развития производительных сил (особенно в области сельского хозяйства), так и в области производственных отно­шений. В буржуазной исторической науке установился ошибоч­ный взгляд на эпоху феодализма как на время упадка культуры после высокого расцвета ее в античном рабовладельческом об­ществе. На средневековье стали смотреть как на остановку в развитии человечества, как на регресс и перерыв в развитии. В действительности же феодализм представлял собой прогресс по сравнению с рабовладельческим строем как по способу про­изводства, так и в отношении развития культуры. Но в период феодализма развитие как материальной, так и духовной куль­туры шло чрезвычайно медленными темпами, особенно на пер­вой стадии его развития.

Идеология феодального общества была религиозно-христи­анской в Европе и мусульманской на Ближнем и Среднем Во­стоке. Образование в основном стало монополией духовенства. Главной и высшей наукой признавалась теология. Философия и, в частности, логика были поставлены на службу религии. Ос­новной задачей логики в это время являлись обоснование догма­тов религии, доказательство бытия бога, сотворения мира, бес­смертия человеческой души.

В эпоху феодализма господствует аристотелевская логика. Она оказалась наиболее пригодной для идеологической борьбы в феодальном обществе.

218


Религиозная идеология феодального общества основывалась на авторитете священного писания (Библии, Корана).

Догмы религии признавались абсолютными истинами. На сво­бодную мысль, на искание истины был наложен запрет. Задачи науки были ограничены доказательством уже известных поло­жений и полемикой против инакомыслящих. Для этой цели и была использована логика Аристотеля, но не в подлинном ее виде, а в преобразованном в духе схоластики и формализма. В.И. Ленин подчеркивает, что из логики Аристотеля в средние века выбросили все самое существенное и таким способом из нее «сделали мертвую схоластику» ‘.

Превратив логику Аристотеля в безжизненную, бесплодную формалистическую псевдонауку, средневековые схоластики под­вергли ее учения тончайшей обработке, филигранной отделке. Было написано несметное число комментариев на логику Ари­стотеля и комментариев на эти комментарии.

В предшествовавший схоластике патристический период раз­вития христианского учения в нем определились две противопо­ложные установки по отношению к проблемам познания. Одно направление подчеркивало противоположность между человече­ским разумом и божественным откровением и учило о непости­жимости истин религии для человеческого разума. Это направ­ление нашло своего выразителя в лице Тертуллиана (начало III в. н.э.), который заявлял, что после Евангелия нет нужды ни в каких поисках истины, такие поиски ведут только к заблуж­дению. «О несчастный Аристотель, – восклицает Тертуллиан, – ты изобрел для еретиков диалектику, искусство строить и раз­рушать, которое все исследует, ничего не доводя до конца!» Он говорит, что философы суть патриархи еретиков, они лишь искажают истину. Человеческая мудрость и образованность, по его учению, находятся в противоречии с христианской верой, которая учит, что бог был распят на кресте, что он умер и затем воскрес. Это – «достоверно потому, что это невозможно» («De Came Christb, 5).

Таким образом, Тертуллиан утверждает, что истина находит­ся в противоречии с человеческим разумом.

Другое направление в патристике ставило задачу возвысить христианскую веру до уровня научного знания. На этот путь раньше всего стали гностики, пытавшиеся соединить христиан­скую теологию с неоплатонизмом и пифагореизмом. Позже к это­му пришла и христианская ортодоксия, стремившаяся подкре­пить веру философией и наукой. Возник вопрос, в каком отноше­нии философия должна стоять к теологии, на какой основе долж­но покоиться их единство? Климент Александрийский (конец II –

1 В. И. Л е н и н Полное собрание сочинений, т 29, стр 326

219


начало III в.) сформулировал положение, что между христиан­ской верой и истиной философии должно быть полное соответ­ствие и что для этого мышление должно основываться на вере. Он выступил как первый представитель ортодоксального «гно-сиса». Климент развивает учение, что философия есть божий дар, который был ниспослан эллинам, чтобы подготовиться к появлению христианства. Философия и теперь может и должна служить этой цели, подготавливая людей к принятию христиан­ского вероучения посредством научного обоснования его догма­тов. В противоположность позиции Тертуллиана, отвергавшей греческую философию, Климент заявлял, что философия нужна христианской церкви. Сам Климент в своих сочинениях заим­ствует многое у Платона, Аристотеля, Филона, стоиков. Приме­нение философии, учит Климент, поднимает веру на высшую ступень, на ступень знания, и придает христианской вере науч­ную форму

Наукообразную форму придал христианскому вероучению впервые Ориген (III в.), построивший первую систему христиан­ской теологии. К школе Оригена принадлежал Григорий Нис­ский (IV в), который стремился все учения христианской орто­доксии обосновать разумом. При этом Григорий Нисский про­водил различие между задачами теологии и философии. С этого времени задачи философии начинают видеть в рациональном обосновании основных догм религии.

Логикой занимался и другой видный представитель школы Оригена – Григорий Назианский, составивший конспект «Орга­нона» Аристотеля.

В V в. изучение философии и логики Аристотеля процветало в Сирии у несторианских христиан, в особенности в школе в Эдессе. Самым ранним представителем сирийского аристотелиз-ма был Проб, написавший комментарии на сочинения Аристо­теля «Об истолковании», «Первая Аналитика» и «Софистические опровержения». Стали появляться и переводы древнегреческих философских сочинений. Но в 489 г. школа в Эдессе была закры­та по приказу императора, стремившегося искоренить нестори-анскую ересь.

Позже в Сирии ревностно стали заниматься изучением Ари­стотеля монофизиты.

В первой половине VI в. изучение произведений Аристотеля в Сирии возобновил Сергий из Ресаины, переводчик сочинений Аристотеля на сирийский язык. Епископ Яков из Эдессы перевел с греческого на сирийский «Категории» Аристотеля. Впослед­ствии сирийские ученые познакомили с греческой философией и логикой мусульманский Восток.

Понимание философии как служанки теологии легло в осно­ву схоластики, которая пришла на смену патристике после того, как развитие учений церкви завершилось установлением системы

220


догматов. Но основной тезис схоластики «философия – служан­ка теологии» следует понимать не в смысле полного поглощения философии теологией или полного подчинения ей, а в смысле ограничения свободы философской мысли, которой была постав­лена задача обосновывать и защищать основные догмы религии (бытие бога, бессмертие души и т.п.) и не выступать с крити­кой всех прочих догматов.

Рассмотрим сначала историю схоластической логики в Ви­зантии и Сирии.

Иоанн Дамаскин (VIII в. н.э.) был первым автором, кото­рый использовал аристотелевскую логику и метафизику для систематизации христианского вероучения. В его сочинении «Ис­точник знания» содержится краткое изложение аристотелевской логики и онтологии, затем следуют опровержение ересей и, нако­нец, подробное систематическое изложение ортодоксального учения церкви Иоанн Дамаскин не ставит своей задачей сказать что-либо новое, он стремится лишь возможно лучше упорядо­чить имеющийся материал, представив его в стройной система­тической форме. Он смотрит на церковное учение как на завер­шенное целое, не требующее дальнейшего развития. По его мнению, в теологии, логике и философии все уже сказано, остает­ся лишь привести это в систему, причем философия и прежде всего логика должны играть служебную роль по отношению к теологии, являясь орудием ее обоснования и защиты, а также более совершенного расположения материала при изложении богословских учений.


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!