Учение об обозначающем учение об обозначаемом 28 страница



Сам Пиррон, подобно Сократу, ограничивался лишь устным изложением своего учения и ничего не писал. Его учение в письменной форме было изложено его учеником Тимоном, глав­ное сочинение которого носило заглавие «Силлы» («Сатиры»).

Как показывает само заглавие, Тимон избрал своим орудием насмешку. Он осмеивает все философские учения, делая исклю­чение только для Ксенофана и Пиррона.

«Силлы» Тимона – сатира на всех философов-догматиков. Главное содержание ее – «логомахия», происходящая в подзем­ном царстве, словесная война всех знаменитых философов, из которых каждый защищает свое учение и нападает на инакомыс­лящих. Все они страдают «болтливой болезнью», «словесным по-

205


носом». При аплодисментах толпы поклонников философы пора­жают друг.друга. Философский спор становится все более горя­чим. Один за другим выбывают из строя потерпевшие поражение. Вот вводится в битву отборное войско стоиков. В конце концов все сражавшиеся падают от взаимных ударов. Остается непо­бежденным один лишь Пиррон.

В «Силлах» Тимона Пиррон изображается как единственный мыслитель, не страдающий слепотой, свободный от иллюзий, от ярма ничтожных мнений, сбрхэсивший с себя цепи убеждений. Спокойный и невозмутимый, он возвышается над возбужденным обществом неистовствующих в споре философов. Их Пиррон бра­нит, называя «брюхами, набитыми пустыми спорами» и «кишка­ми, начиненными никчемными мнениями».

Тимон отрицал существование какого бы то ни было крите­рия истины. Как ощущение, так и разум являются источником одних лишь заблуждений, и совместное действие их Тимон ха­рактеризует словами «сошлись Аттагас и Нумений» (два извест­ных обманщика). Обосновывал скепсис Тимон основоположени­ем, что вещи не имеют твердо установленных различий, они не­устойчивы и о них невозможны никакие суждения.

Нельзя доверять ни нашим восприятиям, ни нашим предста­влениям, так как и те и другие вследствие неустойчивости вещей не истинны и не ложны. Осознание этого приводит нас к воз­держанию от решений и высказываний, что является свободой от всякой теоретической скованности, а за таким отношением к миру следует, как тень, абсолютная невозмутимость духа. Но сомнение, по Тимону, относится не к явлению, а к бытию. Тимои говорил: «Я не признаю, что существует сладкое, но я согласен, что сладкое кажется», т.е. он не отрицал знания каждым чело­веком своих субъективных состояний сознания, но отрицал воз­можность познания действительной природы самих вещей.

Признавая вещи не имеющими определенности, Тимон отри­цал возможность давать чему-либо определение. Он учил, что существуют одинаково сильные основания для любого положе­ния « для контрадикторной его противоположности (принцип исостении). Противоположные суждения являются равноцен­ными, и всякой мысли противостоит другая, противоположная ей мысль. Эти положения, по Тимону, должны прежде всего быть направлены против догматиков, но затем они должны быть при­менены и к самому скептицизму, т.е. свои собственные положе­ния скептик не должен рассматривать как твердые утверждения, ибо всякой мысли вполне законно противостоит противополож­ная ей мысль.

Таким образом, скептицизм, последовательно применяя свои принципы, вместе с прочими учениями отменяет и самого себя. В частности, оспаривая значимость логических форм, он сам пользуется этими логическими формами и тем самым приписы-

206


вает им доказательную силу. В этом заключается самопротиво­речивость, присущая скептицизму, в этом основной порок всякой попытки логически его обосновать. При последовательном про­ведении своих принципов скептицизм должен был бы считать всевозможные философские учения в такой же мере имеющими силу, как и овои собственные учения.

Выдающуюся роль в развитии древнегреческого скептициз­ма сыграл Энесидем, деятельность которого падает на I в. до н.э. Его научная деятельность протекала в Александрии. Глав­ное его сочинение – восемь книг «Пирроновских рассуждений». Энесидем, собственно, не был скептиком, поскольку он рассмат­ривал скепсис как путь, ведущий к гераклитовской философии. Он полагал, что необходимо сперва показать противоречия в мире явлений, чтобы проложить путь к учению Гераклита о про­тиворечивости самой природы вещей.

По всей вероятности, Энесидему принадлежит формулировка десяти «тропов» – способов опровержения, ставших в школе скептиков традиционными доказательствами для обоснования ее основных положений. Тропы Энесидема имеют своей целью до­казать невозможность познания подлинной природы вещей ни путем чувственных восприятий, ни путем мышления. Они указы­вают на различие: 1) ощущений и чувственных восприятий од­них и тех же объектов у различных живых существ вследствие неодинакового устройства их органов чувств; 2) ощущений и чув­ственных восприятий одних и тех же объектов у отдельных лю­дей; 3) ощущений и чувственных восприятий одних и тех же объ­ектов, доставляемых разными органами чувств у одного и того же человека; 4) ощущений и чувственных восприятий у того же самого человека при различных состояниях (например, в различ­ном возрасте), положениях, расстояниях.

Эти первые четыре тропа указывают, что ощущения и чув­ственные восприятия бывают различными в зависимости от осо­бенностей познающего субъекта и его органов чувств. Следую­щие четыре тропа указывают на различие ощущений и воспри­ятий одного и того же предмета при разных объективных усло­виях. Предметы по-разному воспринимаются в зависимости от места их нахождения, их положения и расстояния по отношению к воспринимающему субъекту.

Восприятия предметов изменяются и от «примесей», которые они получают от окружающей среды. Указывается и на то, что вещь, взятая в малом количестве, может давать иные ощуще­ния, чем та же вещь, взятая в большом количестве. Указывается также на различие чувств (удивления и т.п.), вызываемых у нас теми же самыми предметами в различных объективных усло­виях.

Наибольшее значение имеет девятый троп, который суммиру­ет все предшествующие и сводит их к принципу относительности

207


всех ощущений и восприятий. Последующие скептики рассмат­ривали этот троп как род, к которому предшествующие восемь тропов относятся как виды.

Десятый троп указывает на различие взглядов людей на вещи, обусловленное различием условий жизни и воспитания. Здесь указывалось на различие религиозных верований у разных народов, их моральных воззрений, нравов и законов, на разли­чие принципов различных философских систем.

Данная в тропах Энесидема критика ощущений и чувствен­ных восприятий не затрагивает возможности познания самих субъективных состояний субъекта и не отрицает существования вещей вне нашего сознания. Она лишь ставит под сомнение во­прос, правильно ли наши ощущения и восприятия отражают объ­ективную действительность и вообще отражают ли они ее.

Призывая воздерживаться от каких бы то ни было утверж­дений, сами скептики приводили в качестве аргументов сомни­тельные положения Они проявляли крайнее легковерие и прини­мали на веру всякого рода предрассудки и вымыслы Так, напри­мер, аргументация первого тропа Энесидема была построена на утверждении, что различие ощущений у разных живых существ и различие строения их органов чувств основаны на различии их способов происхождения. Но, наряду с возникновением живых существ половым путем, Энесидем признавал, что они могут возникать из окислившегося вина (например, муравьи), из земли или ила (лягушки), из капусты (гусеницы), из ослов (жучки), из трупов животных (пчелы, слепни). И это приводится без кри­тики, как неоспоримая истина.

Скептик Агриппа вместо десяти тропов Энесидема принимал следующие пять: 1) имеется расхождение взглядов на одни и те же предметы; 2) всякое доказательство идет в бесконечность, по­скольку одно доказывается другим, а другое – третьим и т.д.; 3) предмет представляется тем или иным в зависимости от лич­ных свойств самого судящего о нем и от отношения данного предмета к другим (принцип относительности); 4) недоказан­ные предпосылки не могут быть основанием для вывода (Агрип­па отмечает, что догматики устанавливают произвольные основ­ные положения и исходят из них, чтобы избежать в своих дока­зательствах regressus ad infmitum (продолжения до бесконеч­ности); 5) то, на чем должно основываться доказательство, нель­зя доказывать посредством доказываемого («порочный круг» в доказательстве).

Таким образом, в пяти тропах Агриппы центр тяжести пере­несен на критику логических форм умозаключения и доказатель­ства, на их дискредитацию, на показ их несостоятельности.

Наконец, в неопирронизме все скептические тропы были све­дены к двум. 1) ничто не может иметь доказательной силы в са­мом себе, как об этом свидетельствует расхождение во взглядах

208


на все воспринимаемое и мыслимое, и 2) равным образом ничто не может быть доказываемо через посредство другого, ибо по­следнее само не имеет в самом себе достоверности, и если мы станем доказывать что-либо через посредство другого, то неиз­бежно впадем или в regressus ad infinitum или в «порочный круг». Таким образом, в конечном итоге древнегреческий скепти­цизм резюмирует свое учение в двух основных положениях: 1) нет самоочевидных истин, 2) нет истин, устанавливаемых путем до­казательства, поскольку всякое доказательство либо впадает в «порочный круг», либо исходит из сомнительных, недоказанных положений Следовательно, вообще нет никаких истин

Однако положение, что вообще нет истины, само себя унич­тожает, поскольку из него следует, что и само это положение не может быть истинным. Поэтому более последовательные скепти­ки говорили, что его следует понимать не в смысле отрицания ис­тины, а в смысле сомнения в том, есть истина или ее нет.

Виднейшим представителем яеопирронизма был врач Секст Эмпирик (скептицизм в древности был особенно широко распро­странен среди врачей-эмпириков). Время его жизни точно не ус­тановлено. Им завершается развитие древнегреческого скепти­цизма Уточняя позицию скептиков, Секст Эмпирик отмежевыва­ет ее как от положительного, так и от отрицательного догматиз­ма, который прямо отрицает возможность всякого познания В отличие от тех и других догматиков, истинный скептик ничего не утверждает, не отрицает, он «пребывает в искании».

Негативный догматизм приписывается академическим скеп­тикам. Но эта характеристика неприменима по крайней мере к самому крупному представителю академического скепсиса Кар-неаду, поскольку он учил, что безусловно достоверное суждение не может быть высказано ни о чем, даже о самом основоположе- нии скептицизма – о невозможности достоверного знания.

задеча7»которую ставит себе Секст Эмпирик, заключается в том, чтобы предостеречь от пагубных догматических учений Со­гласно своей позиции абсолютного скептицизма, он не выставляет свои положения как истину, но просто говорит лишь то, что ему кажется. Он не хочет оспаривать возможность познания, так как считает, что необходимо воздерживаться от всех суждений, как положительных, так и отрицательных.

Секст Эмпирик сообщает о способах, которыми скептики пользовались, чтобы сохранять свою «афазию», т е полный отказ от высказывания суждений Ко всему, что говорили, они прибав­ляли: «мне так кажется», «может быть», «возможно», «пожалуй» Скептик постоянно подчеркивал свое сомнение в познаваемости истины, говоря, что «все неопределенно», «все необъяснимо».

В сочинении Секста Эмпирика «Против математиков» дает­ся критика всего научного знания той эпохи. Здесь впервые при­водится та классификация общеобразовательных специальных

209


наук, которая в средние века стала господствующей, – деление науки на trivium, который состоит из грамматики, риторики и диалектики (т.е. логики), и на quadrivium, куда входят геомет­рия, арифметика, астрономия и теория музыки.,

Особого внимания заслуживает данная древнегреческими скептиками критика формальной возможности познания истины. Секст Эмпирик приводит ряд таких скептических аргументов. Из них наиболее достопримечателен аргумент, в котором говорится, что аристотелевский категорический силлогизм представляет со­бой круг в доказательстве, поскольку большая посылка, посред­ством которой доказывается заключение, сама может быть ус­тановлена только путем полной индукции; индукция должна за­ключать в себе уже и положение, являющееся заключением сил­логизма.

Скептики не преминули отметить наличие «порочного круга» и в стоической теории условного силлогизма. Чтобы сделать вы­вод, что сейчас светло, стоик опирается на большую посылку: «Если день, то светло». Но откуда он знает, что эта посылка ис­тинна, если он не опирается на то, что является заключением?

Скептики критиковали и теорию знаков, на основе которой стоики и эпикурейцы строили свои учения об умозаключении. Они делили знаки на гипомнестические и эндейктические, или индикативные. Гипомнестические знаки относятся к содержанию сознания: одно представление ассоциируется с другим, с кото­рым оно раньше вместе переживалось, и при появлении одного возникает в памяти и другое. Скептики признают существова­ние таких знаков, но считают их чисто субъективными, различ­ными у разных индивидов, зависящими от прежнего опыта каж­дого индивида. Индикативный же знак никогда не воспринимает­ся вместе с тем, что им обозначается, но вследствие своей соб­ственной природы он должен обладать способностью обозначать определенный предмет. Но такой знак, по мнению скептиков, не­мыслим.

Индукцию скептики отвергали на том основании, что исчер­пывающее перечисление всех случаев невозможно, а частичное – недостаточно.

Определение понятий скептики считали неразрешимой зада­чей, поскольку требуется дать затем определение тех понятий, посредством которых определяется данное понятие, а это приво­дит к regressus ad infinitum. Кроме того, они считали определе­ние приемом, бесполезным для науки. Отвергали также скептики и логическое деление родов на виды.

О софизмах скептики говорили, что для раскрытия заключа­ющихся в них ошибок нет надобности в логическом анализе: чтобы отвергнуть их, достаточно простого осознания их бессмыс­ленности.

В истории логики и философии в целом имеет большое значе-

210


ние данная скептиками критика принципа причинности. Уже Энесидем писал о противоречивости понятия причинности, В скептической школе был составлен ряд доказательств, посвя­щенных критике понятия причинности. Скептики учили, что при­чина есть понятие относительное, так как она всегда причина че­го-либо « относительное само не существует, но лишь «примыс­ливается» нами.

Анализируя понятие причинности, скептики говорили, что при­чина должна или сосуществовать со своим действием, или пред­шествовать ему, или следовать за ним. Но она не может быть од­новременной со своим действием, так как в этом случае и то и другое одинаково могли бы выступать как нечто производящее и производимое. Причина не может и предшествовать действию, так как пока нет действия, нет и причины. И, наконец, причина не может следовать за действием, так как такое предположение бессмысленно.

В своей критике принципа каузальности Энесидем указывал на следующие ошибки догматиков: 1) причина не может быть доказана восприятием, так как она не воспринимается; 2) дог­матики не знают, что одно и то же действие может происходить от разных причин; 3) неизвестное догматики представляют себе по аналогии с известным; 4) догматики объясняют явления, ис­ходя из своих предвзятых предположений; 5) то, что не поддает­ся объяснению на основе этих предположений, они игнорируют. Указывая на эти ошибки в исследовании причинной связи, Эне­сидем не отвергает самого принципа причинной связи.

В III в. до н.э. скептицизм проникает в платоновскую Ака­демию (так называемая Средняя, или Вторая, академия). Глав­ными представителями академического скептицизма были Арке-Ч илай (глава Второй академии) и Карнеад (глава Новой, или Третьей, академии).

Академический скептицизм отличался от пирроновского, во-первых, тем, что он был более умеренным, поскольку признавал’ вероятное знание и принимал разные (Степени вероятности и, во-вторых, тем, что он сочетался с учением Платона о том, что по­знание чувственного мира явлений может быть только правдопо­добным. Приводя высказывание Сократа: «Я знаю лишь то, что я ничего не знаю», Аркесилай говорил, что он не обладает даже этим знанием. Он вел резкую полемику со стоиками и эпику­рейцами, критикуя их теорию познания. В особенности он напа­дал на учение стоиков о «каталептическом представлении» и до­казывал, что нет представлений, которые сами в себе заключали бы признак своей достоверности.

Карнеад тоже критиковал стоиков и эпикурейцев. Он доказы­вал, что между различными частями философской системы стои­ков существует множество неустранимых противоречий. Он вы­смеивал эпикурейское учение о богах, говоря, что плохо обстоит

211


дело с ‘блаженством этих бездельников, целую вечность они не могут думать ни о чем другом, как только «мне хорошо, я сча­стлив!»

Критикуя академический скепсис, пирроновцы упрекали его представителей в догматическом употреблении утверждения и отрицания, а также критиковали их учение о вероятности, кото­рое в основном разработал Карнеад Он различает субъективную и объективную вероятности. Для объективной вероятности он устанавливает три основных ступени. Низшая ступень присуща представлениям, которые вероятны только сами по себе Вторая ступень вероятности бывает в том случае, когда представления вероятны не только сами по себе, но их вероятность подкреп­ляется всеми другими связанными с ними обстоятельствами, например, когда не только общий силуэт, но и рост, движения, голос, одежда и т. д говорят за то, что стоящая передо мной особа есть Сократ. Этот вид представлений Карнеад называл «вероятным и лишенным противоречивости», так как здесь имеется полная гармония всех частей впечатления. Высшая же ступень вероятности имеется у представлений, которые не толь­ко вероятны сами по себе и лишены противоречивости по отно­шению к другим связанным с ними представлениям, но и всесто­ронне проверены. Например, лежащий в темном помещении предмет тому, кто его видит, представляется как канат (первая ступень вероятности) То, что этот предмет неподвижен, говорит за то, что это действительно канат (вторая ступень вероятности), хотя возможно, что это окоченевшая от холода змея. Когда же то «то это канат, подтверждается дальнейшим исследованием предмета (например, ударом по нему палкой), тогда мы имеем третью ступень вероятности.

Карнеад считал, что его шкала вероятностей приложима и в практической области. Например, если отправляющийся в морское путешествие знает, что море спокойно и корабль прочен и хорошо оснащен, что на нем опытная команда, то он вправе полагать, что его поездка весьма вероятно будет благополучной.

Карнеад устанавливал различные степени вероятности для разных положений и выводов. Секст Эмпирик («Против матема­тиков», VII, 175) указывал, что карнеадовская шкала вероятно­стей весьма сходна со школой, еще ранее разработанной эмпи­рической школой врачей.

Признание различных ступеней вероятности было уклонени-’ ем от строго скептического образа мыслей, поскольку являлось признанием существования объективного критерия большей или меньшей истинности тех или иных суждений.

В основе скептицизма лежал универсальный релятивизм, признание относительного характера всех ощущений, восприя­тий, представлений, мнений, философских взглядов и научных теорий. Скептики пытались доказать несостоятельность логики,

212


бессилие логических доказательств. Но этим они опровергали и

свое учение.

* * *

Из данного нами обзора различных направлений в древне­греческой логике видно, что в ней зародились и развились в той или иной мере все основные типы последующих систем логи­ки. Дедуктивная аристотелевская логика и индуктивная демок-рито-эпикурейская логика получили широкое распространение в Европе в новое время. Логика стоиков нашла свое продолже­ние у Гоббса и затем в символической логике нового времени. Древнегреческий скепсис возрождается в философии Юма и в новейшем алогизме Диалектическая логика имеет своего пред­ставителя в древности в лице Гераклита Эфесского.


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 100; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!