Теория «конфликтной модели общества».



Лекция № 12

Тема : Социология конфликта.

Основные вопросы:

Сущность социальных конфликтов и причины их возникновения.

Классификация и функции социальных конфликтов.

Основные понятия: Конфликт, Социальный конфликт, межнациональный конфликт, межконфессиональный конфликт, Субъекты конфликтных отношений, Бесконфликтная модель общества, Теория конфликтной модели общества, Теория позитивно-функционального конфликта, Типология конфликтов, Функции конфликтов, Методы разрешения конфликтов, Инцидент, Консенсус, Перемирие.

 

Литература

Основная:

1. Волков, Ю.Г. Основы социологии и политологии. Учебное пособие. Доп / Ю.Г. Волков, А.В. Лубский. - М.: Инфра-М, 2015. - 320 c.

2. Демидов, Н.М. Основы социологии и политологии (спо) / Н.М. Демидов, А.В. Солодилов. - М.: КноРус, 2018. - 350 c.

3. Демидов, Н.М. Основы социологии и политологии: Учебник / Н.М. Демидов. - М.: Академия, 2019. - 416 c.

4.  Кернаценский, М.В. Основы социологии и политологии: Учебное пособие / М.В. Кернаценский, Н.В. Шатина. - М.: Форум, 2017. - 304 c.

5.  Козырев, Г.И. Основы социологии и политологии: Учебник / Г.И. Козырев. - М.: Форум, 2018. - 240 c.

6. Куликов, Л.М. Основы социологии и политологии (спо) / Л.М. Куликов. - М.: КноРус, 2016. - 176 c.

7. Матвеев, Р.Ф. Основы социологии и политологии: Учебное пособие / Р.Ф. Матвеев. - М.: Форум, 2018. - 188 c.

Дополнительная:

1. Волков, Ю.Г. Основы социологии и политологии. Учебное пособие.

Доп / Ю.Г. Волков, А.В. Лубский. - М.: Инфра-М, 2015. - 320 c.

2. Кареев, Н.И. Общие основы социологии / Н.И. Кареев. - М.: КД

Либроком, 2015. - 248 c.

3. Кравченко, А.И. Основы социологии и политологии: Учебник / А.И.         

Кравченко. - М.: Проспект, 2015. - 352 c.

 

Преподаватель                                   О.А.Лысяков

 

Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. приводят к конфликтам в современном обществе.. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Это обусловливает пристальное внимание социологов к исследова­нию конфликтов.

Социология конфликта охватывает широкий круг вопросов, среди которых определение поня­тия конфликт, его природы как общественного явления, причин возникновения, возможностей разрешения конфликта, а также типология, классификация конфликтов, выявление их роли в общественной жиз­ни и т.д.

В нашей стране сложилась традиция объяснения социальных конфликтов через объективное противоречие интересов больших со­циальных групп, которые диктуют сторонам логику, продолжитель­ность, степень напряженности борьбы за удовлетворение насущных потребностей. Но не следует объективные противоречия социальных групп отождествлять с конфликтами.

Конфликт всегда связан с субъ­ективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп. Обостренные противоре­чия порождают открытые или закрытые конфликты только тогда, когда они глубоко переживаются людьми, осознаются как несовмес­тимость интересов, целей.

Противоречия пронизывают все сферы жизни: экономическую, политическую, социальную, духовную. Одновременное обостре­ние всех этих видов противоречий создает кризис общества. Кризис общества — это результат глубоких изменений в содержании и фор­мах жизни различных социальных групп, серьезное нарушение механизма контроля в экономике, политике, культуре. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженнос­ти. Социальное напряжение нередко перерастает в конфликт.

Кон­фликт — это столкновение противоположных целей, позиций, мне­ний и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Англий­ский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта: «Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борь­бы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон».

Кон­фликт — это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвер­жены конфликтам.

Широкое распространение этого явления и обо­стренное внимание к нему общества и ученых способствовали воз­никновению специальной отрасли социологического знания — кон­фликтологии. Перед конфликтологией поставлены многие вопросы, но са­мые важные из них: возможно ли существование общества без кон­фликтов? Является ли конфликт проявлением дисфункции орга­низаций, отклоняющегося поведения индивидов и групп, аномалий в общественной жизни или же это нормальная, необходимая форма социального взаимодействия между людьми?

Социологи марксистской и немарксистской ориентации отмечают, что конфликт есть временное состояние общества, ко­торое можно преодолеть рациональными средствами.

Боль­шинство социологов склонны считать, что существование об­щества без конфликтов невозможно. Ибо конфликт — неотъ­емлемая часть бытия, источник происходящих в обществе из­менений. Конфликт делает социальные отношения более мобильными. Привычные нормы поведения и деятельности индивидов, ранее удовлетворявшие их, с удивительной решимостью отбрасываются и порой без всякого сожаления. Под воздейст­вием конфликтов общество может преобразовываться. Чем сильнее конфликт, тем заметнее его влияние на течение соци­альных процессов и темпы их осуществления.

Истоки исследования проблемы конфликта восходят к глу­бокой древности. Еще китайские философы в VII—VI вв. до н.э. видели источник развития природы и общества в борьбе противоположностей. Мыслители Древней Греции создали учение о противоположностях и их роли в возникновении вещей.

Большое внимание исследованию конфликтов уделил итальянский мыслитель, государственный деятель Я. Макиавелли(1469-1527гг.). В работах, посвященных римской истории, он рассматривал конфликты разного уровня и отмечал их положительную роль в общественном развитии.

Однако как социальное явление конфликт был впервые рассмотрен Адамом Смитом (1723-1790гг.). В работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» он писал, что в основе конфликта лежит деление общества на классы и экономическое соперни­чество между ними. Противоречия рассматривались им как движущие силы развития общества.

Большой вклад в осмысление социальных конфликтов внес Гегель (1770-1831 гг.). В «Философии права» одну из причин этих конфликтов он видел в социальной поляризации между накоплением богатства «в руках немногих» и ужасающей бедностью.

В XIX веке многие мыслители исходили из того, что конфликт — это реальность, неизбежное явление в истории человеческого общества и стимул социального развития. Этих взглядов придерживались немецкий социолог М. Вебер, австрийский социолог Л. Гумплович и др.

С позиций исторического материализма рассматривали социальный конфликт К. Маркс и Ф. Энгельс, которые считали, что конфликты порождаются социальным (имущественным) неравенством и проявляются в классовой борьбе. Именно классовая борьба не только неизбежна, но и необходима для обнаружения и разрешения противоречий капиталистического строя.

Марксистская кон­цепция конфликта исходит из учения об общественном противоре­чии как главной движущей силе социальных изменений, которые в условиях классово-антагонистических формаций в социально-эконо­мической и политических сферах реализуются в формах классовой борьбы. Классы же в марксистском учении — это прежде всего эконо­мическая реальность, поскольку классообразующим признаком выступают отношения собственности. Следовательно, основу социаль­ных конфликтов, согласно марксизму, составляет борьба за собствен­ность.

В марксистской литературе различаются два вида борьбы, возникающие на основе противоречия экономических интересов. Пер­вый тип — социальное противоборство за изменение принципов рас­пределения материальных благ, второй — за изменение критериев их распределения в рамках сложившейся общественной системы. Борьба за изменение принципов требует преобразования основ социального порядка и может найти свое разрешение лишь в результате социаль­ной революции. Изменение критериев распределения — это рефор­мистский путь совершенствования общественных отношений.

Выдвигая на передний план экономические факторы социаль­ных конфликтов, марксистская социология полагает, что политичес­кие факторы являются их следствием и проявлением.

Критики марксизма отмечают, что проблема конфликта и марксизме не получила всестороннего обоснования, так как конфликты рассматривались этим учением только как столкно­вение между антагонистическими классами. К тому же в мар­ксистской концепции абсолютизировались экономические отношения, считавшиеся главной причиной конфликта между классами и другими социальными группами.

Были и иные объяснения конфликта. Так, немецкий социо­лог, автор термина «социальный конфликт» Г. Зиммель (1858-1918) полагал, что социальные конфликты – неизбежный и неотвратимый продукт социальной жизни. Но их причина состоит не в противоположности экономических интересов классовых субъектов, как в концепции К.Маркса, а в самой природе человека, в изначально присущей людям агрессивности, «априорном инстинкте борьбы». Формы проявления агрессивности ограничены и регулируются общественными нормами и групповыми интересами.

В то же время Г.Зиммель определял конфликт не только как одну из форм разногласий, но и как социализирующую силу, способную объ­единитьпротивоборствующие взаимосвязанные стороны. Он считал, что «конфликт очищает воздух».

                   Бесконфликтная модель общества.

Свое дальнейшее теоретическое обоснование проблема конфликта получила в XX в. При этом теория конфликта противостоит теории структурно-функционального анализа общества.

Представители функционального анализа конфликтам отводили только негативную роль. Они придерживаются бесконфликтной модели общества.

Согласно взглядам сторонников этого направления общество представляет собой систему, жизнедеятельность и единство которой обеспечиваются благодаря функциональному взаимодействию ее составных элементов, таких, как государство, политические партии, промышленные объединения, профсоюзы, церковь, семья и тд.

Исходя из идеи единства общества как предпосылки его равновесия и стабильности функционалисты называют в каче­стве решающего средства, обеспечивающего социальное единство, наличие у членов общества единых ценностей. Это могут быть правовые установки, нравственные нормы, религиозные заповеди. Данные ценности составляют основу жизни общества определяют практическую деятельность как индивидов, так и социальных групп и организаций. Однако, по мнению ряда ученых, такой подход, является одностосторонним и узким для рассмотрения, происходящих в обществе явлений.

В середине XX в. В социологии оформилось направление, которое всесторонне и глубоко исследует проблему социальных конфликтов. Появились работы, посвященные разработ­ке собственно теории социального конфликта. Конфликты рас­сматривались как явления, органически присущие жизни общества. Наиболее известными исследователями этого направления являются Р. Дарендорф («Социальные классы и классовый конфликт»), Л. Козер («Функции социальных конфликтов», «Продолжение исследования социального конфликта» ), К. Э. Боулдинг («Конфликт и защита: общая теория») и др.

 

Теория «конфликтной модели общества».

Немецкий социолог либеральной ориентации Ральф Дарендорф создал теорию «конфликтной модели общества» исходя из того, что любое общество постоянно подвержено социальным изменениям и вследствие этого испытывает социальный конфликт в каждый момент.

Он рассмотрел причины формирования и этапы развития социальных конфликтов, в основе которых видел конфликт интересов. Любое общество, по его мнению, опирается на принужде­ние его членов другими. Для субъектов общества изначально характерно неравенство социальных позиций (например, в распределении собственности и власти), а отсюда и различие их интересов и устремлений, что вызывает взаимные трения и антагонизмы. Дарендорф пришел к выводу, что социальное не­равенство и порожденные им противоречия, безусловно, создают социальную напряженность и конфликтные ситуации.

По мнению Р. Дарендорфа, в основе социальных конфликтов лежат и политические факторы: борьба за власть, престиж, авторитет. Конфликты могут возникать в любом сообществе, где есть господствующие и подчиненные.

Причиной конфликта, по мнению Р. Дарендорфа и его последовате­лей, является стремление к доминированию. Обычно дается такое истолкование этому положению: человеческие существа от природы склонны формировать иерархии социального доминирования и бо­роться за приобретенные позиции в группе, общности и т. Д. Иерархия социального доминирования, включая в себя определенную сте­пень достижения социального доминирования, при определенных предпосылках может привести к конфликту. Непосредственными причинами возникновения конфликтов могут послужить дефицит ресурсов, идеологические различия и т. Д. Однако склонность к доминированию, социальные притязания людей не следует трактовать как их естественные, вечные инстинк­ты. Они формируются на основе сопоставления положения одних лю­дей с положением других.

Следовательно, социальный конфликт — это всегда следствие социального неравенства Неравенство соци­альных позиций означает неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов, социальных групп или сообщества людей. Поэтому в уче­ИИ о конфликтах Р. Дарендорфа и его последователей значительное место отводится и проблемам собственности, обладания и распределения ресурсов.

Однако центральный вопрос конфликта: кто и ка­ким образом распоряжается ресурсами? Ответ же на этот вопрос вновь отсылает нас к вопросу о власти, которая, по Р. Дарендорфу представляет собой совокупность социальных позиций, позволяю­щих одной группе распоряжаться результатами деятельности дру­гих групп людей.

Неравенство социальных позиций означает неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов, социальных групп или сообществ людей. А отсюда и неравенство их положения, и противоречивость интересов.

Борьба за обладание и распоряжение ресурсами, за лидерство, власть и престиж делают социальные конфликты неизбежными. Конфликт воспринимается не как благо, а как неизбежный способ разрешения противоречий.

Дарендорф утверждает, что конфликты — это всепронизывающие компоненты общественной жизни. Их невозможно устранить только потому, что мы их не желаем, с ними надо считаться как с реальностью.

Конфликты — источники инноваций и социальных перемен. Они не позволяют застаиваться обществу, так как постоянно создают социальное и психологическое напряжение.

Согласно Дарендорфу, подавление и «отмена» конфликтов ведет к их обострению. Поэтому задача состоит в том, чтобы уметь контролировать конфликт: он должен быть легализирован, институционализирован, развиваться и разрешаться на основе существующих в обществе правил.

 

Теория позитивно-функционального конфликта.

Американский социолог Льюис Козер в работах «Функции социальных конфликтов», «Продолжение исследования социального конфликта» и других обосновал теорию позитивно-функционального конфликта.

Под социальным конфликтом Льюис Козер понимает – борьбуза ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрали­зация, нанесение ущерба или уничтожение.

Л. Козер подчеркивает, что любому обществу присущи неизбежное социальное неравенство и вечная психологическим неудовлетворенность членов общества, которые порождают напряженность между индивидами и другими социальными группами. Эта напряженность нередко разрешается через разного рода конфликты.

Исходя из состояния общества Козер дал классификацию социальных конфликтов. Он подчеркнул, что в закрытых обществах социальные конфликты могут разрушать социальные связи, разделять его на враждебные группы, приводить к революции.

В открытых же обществах конфликтам дается выход, что смягчает напряженность. Они могут нести в себе позитивный потенциал, способствуя развитию общества.

 

Общая теория конфликта.

Американский социолог Кеннет Эдвард Боулдинг в работе «Конфликт и защита: общая теория» констатирует, что в современных обществах возможно и необходимо регулирование социальных конфликтов. 

Боулдинг считает, что конфликт неотделим от общественной жизни. Представление о сущности социальных конфликтов позволяет обществу контролировать их и управлять ими, предвидеть их последствия.

По мнению Боулдинга, конфликт — это ситуация, в которой стороны понимают несовместимость своих позиций и стремятся опередить противника своими действиями.

Конфликт выступает как вид социального взаимодействия, при котором стороны осознают свое противостояние и свое отношение к нему. И тогда они сознательно организуются, вырабатывают стратегию и тактику борьбы. Но все это не исключает того, что конфликты можно и нужно преодолевать или ограничивать.

 


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 234; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!