Психолингвистическая реальность фонемы
Психологическую реальность фонемы, открытую Блдуэном де Куртенэ, подтверждают современные психолингвистические исследования. Онипоказали, к примеру, что при некоторых видах афазии больные теряют способность различать фонемные образы: в устной речи путают звуки, а на письме — соответственно — буквы. Говорят березно вместо бережно, плогро вместо проглотит, асушес вместо существо; пишут ябцеко вместо яблоко и т. п. Человек должен иметь в мозгу четкие фонемные образы, чтобы различать лексемы на слух и чтобы уметь передать их на письме.
Известный фонетист Лия Васильевна Бондарко считает доказательством реальности фонемы способность произнести при необходимости любое высказывание с идеальным выговариванием всех звуков, в соответствии с фонемными образами, а также способность опознать высказывание при сильных дефектах произношения.
Фонетисты, в большинстве, считают, что фонемы могут лишь различать морфемы и слова, а сами по себе значения не имеют. Психолингвисты, которые изучают соотношения между языковыми и психическими структурами, считают иначе. Один раздел психолингвистики – фоносемантика – изучает соотношение звука и смысла в человеческом мозге. Приверженцы фоносемантики исходит из предположения о том, что определенные звуки способны пробуждать в сознании определенные идеи, ощущения, образы, ассоциации, причем в силу своих артикуляционных и акустических характеристик. Эту гипотезу доказал А.П. Журавлев, с помощью компьютерной обработки данных множества экспериментов показавший, что у звуков есть смысл, вернее, цвето-звуковые образы (см. его книги «Фонетическое значение» 1974, «Звук и смысл» 1979): A – темно-красный, Я – ярко-красный, O – светло-желтый, E – зеленый, И – синий и т.д. Экспериментально Журавлев также доказал, что семантика слов связана с их звуковыми оболочками, например: Бас - мужественный, сильный, громкий; Писк - маленький, слабый, тихий; Храп - плохой, грубый, шероховатый; Арбуз - большой, гладкий; Кощунство - темный, страшный, низменный; Паук - темный, страшный, тусклый, тихий; Ягуар - активный, сильный, красивый, etc.
|
|
Законы фоносемантики особенно ярко работают в поэтическом тексте, связи между содержательными коннотациями текста и его звуковой аранжировкой – тема, составляющая огромное поле лингвостилистических, литературоведческих лингвистических и собственно фоносемантических исследований. Естественно-научный подход к звуковой организации текста дает основание полагать, что она придает ему определенное ладовое звучание – мажорное, минорное или ладово нейтральное (см. монографию Е.Н. Винарской “Выразительные средства текста”). И- и Э- вокализации в тексте выступают в тексте в функции мажорной тоники – высокочастотные составляющие этих гласных обусловливают прогрессивное развитие симпатических реакций, повышение мышечного тонуса, продвижение языка вперед и растягивание губ, как это бывает при улыбке. Варианты У- и О- вокализаций с их низкочастотными составляющими и сопутствующим им уменьшением тонуса мышц, ведущим к отодвижению языка назад и округлению губ, как это бывает при плаче, придают тексту минорную тональность. А- вокализации ладово нейтральны. Эти вокализации имеют универсальный характер в различных языковых системах, о чем свидетельствуют первые вокализации новорожденных, независимо от их национальностей орущих О-о-о или У-у-у при плаче и гулящих И-и-и, Е-е-е при удовольствии.
|
|
Фонические, ритмические, акцентные и другие паралингвистические средства обеспечивают эмоциональную выразительность текста, отражая психологическую и прагматическую установку автора. Анализ взаимодействия лингвистических и паралингвистических средств чрезвычайно важен для понимания природы эстетического и стилистического эффекта художественного произведения.
|
|
Психолингвистика и Теория силлабофонемы
Исследования фонетистов и психолингвистов показывают, что реальной единицей языкового сознания является не фонема, а слог. Из работ Л. Р. Зиндера, Л. В. Бондарко, Н. И. Жинкина и других понятно, что единица членения звукового потока — это открытый слог. Дифференциальные признаки фонемы не существуют ни в артикуляции, ни в акустике в готовом виде; они не могут быть ни произнесены, ни услышаны отдельно от фонемы.
Со слога начинается детский лепет, именно из повторяющихся слогов составлены первые детские слова — па-па, ма-ма, ба-ба и др. Только в слоге могут реализоваться отрезки интонации — просодемы. Если гласный звук, способный образовать слог, можно произнести автономно (А, О, У), то согласные звуки произнести вне слога невозможно, называя согласный, мы фактические произносим слог-бэ, мэ, тэ, дэ и т. д.
О слоге как основе фонетической системы языка говорят специалисты по языкам Азии и Африки (китайскому, японскому, вьетнамскому, семитским и некоторым другим языкам) — Е. Д. Поливанов, А. и Е. Драгуновы, Г. П. Мельников и другие. Идею силлабофонемы в свое время обсуждали такие авторитеты отечественной лингвистики, как Л. В. Щерба, Н. Я. Яковлев, С. Д. Кацнельсон и другие.
|
|
В самом деле, трудно представить, что в памяти человека хранятся образы фонем, о количестве и качестве которых не могут вот уже сто лет договориться ученые-фонологи. Что же касается образов слога, они знакомы каждому говорящему. Именно на их изображении строились многие древние письменности, на материале слогов изучали грамоту по старинным русским азбуковникам, при необходимости слово можно произнести по слогам, но практически невозможно произнести его по звукам. Некоторые исследователи происхождения языка считают, что гуманоиды стали людьми, изобретя слог, заменивший первичные фонестемы (стечения согласных). Признание фонемой образа слога приведет к переосмыслению широко распространенных фонологических представлений. Вероятно, это и мешает признанию теории слогофонем в современной лингвистике.
Модели разного типа не исключают одна другую. Все они служат более полному постижению той системы фонем, которая хранится в мозгу человека.
Литература
Бодуэн де Куртенэ И.А. Опыт теории фонетических альтернаций. Глава из психофонетики // Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию: В 2 т. – М.: Изд-во АН СССР, 1963. – Т.1. – С. 258-264.
Щерба Л.В. Фонетика французского языка. 7-е изд. — М.: Высшая школа, 1963. 308 с.
Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М.: Издательство иностранной литературы, 1960. 372 с.
Журавлев А.П. Фонетическое значение – Ленинград : Изд-во Ленингр. ун-та, 1974, 160 с.
Журавлев А.П. Звук и смысл. М.: Просвещение, 1991, 173 с.
Винарская, Е. Н. Выразительные средства текста : (На материале рус. поэзии) : [Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. "Рус. яз. и лит."] / Е. Н. Винарская. – М. : Высш. шк., 1989. - 134 с.
Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 335; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!