Ленинградская фонологическая школа (ЛФШ)



Основатель этой школы – академик Лев Владимирович Щерба, ученик Бодуэна де Куртенэ, – работал в первой половине XX века в Петербурге – Ленинграде. Он и его ученики ориентировались на задачу преподавания иностранных языков, постановке правильного произношения. Большинство учебников иностранных языков в своей фонетической части использует понятия и терминологию, развитую Щербой. Сама фонологическая теория Щербы лучше всего была представлена в его учебнике «Фонетика французского языка». Л. В. Щерба подчеркивал связь фонемы и звука, материальную, акустико-артикуляторную основу фонемы. «В живой речи, – пишет Л.В. Щерба, - произносится значительно больше, чем мы это обыкновенно думаем, количественно разнообразных звуков, которые в каждом данном языке объединяются в сравнительно небольшое число звуковых типов, способных различать слова и их формы. Эти звуковые типы... мы будем называть фонемами».

Он определял фонему как звуко­вой тип и трактовал варианты фонемы как конкретные звучания, очень близкие друг к другу и на слух и по их арти­куляции.

Московская фонологическая школа

Оригинальную теорию фонемы, получившую название морфематической, разработала группа ученых (Р. И. Аванесов, П. С. Кузнецов, А. А. Реформатский и др.) московской фонологической школы (МФШ). Фонемой считается ряд звуков, появляю­щихся в результате живых позиционных чередований в одной и той же морфеме. Например, к одной фонеме могут быть от­несены [з] и [с] (мороз [марос] и морозный), [о] и [а] (воды и вода [вада]) и так далее. Реальное звучание, артикулируемое и слышимое, для московской школы не имеет определяющего значения.

Главные работы, в которых сформулированы взгляды этого направления, посвящены описанию родного (русского) языка. Учение московской школы о вариантах русских фонем отражает орфографический навык абсолютно грамотного че­ловека и не принимает во внимание группировки фонемных образов, присущие недостаточно грамотным, малограмотным и неграмотным людям. Привычка «слышать» то, что подсказывается орфографи­ей, отчетливо проявляется у студентов-филологов при изуче­нии фонетической транскрипции. Почти все студенты долго транскрибируют впирод вместо [фп'ир'от], уставшый вместо [устафшый] и т. п.

Чем слабее орфографический навык, тем больше в напи­санных словах отражено реальных звучаний. Малограмотный человек, пишущий ножык, стина, каляска, группирует мыс­ленные образы фонем не так, как грамотные люди. Люди, не владеющие нормами орфо­графии, и дети, не умеющие еще писать, как правило, слышат то, что реально произносится. Так, в слове лев ребенок слы­шит леф, и потому соответственно склоняет это слово как лефа, с леф ом, клефу.

Орфографическая ориентация концепции московской школы вполне очевидна и в целях обучения орфографии, ви­димо, в чем-то полезна для тех языков, орфография которых построена на морфологическом принципе, в частности, для обучения русской орфографии, но особенностей системы фо­нем, хранящейся в мозгу человека, явно не отражает.

Рубен Иванович Аванесов выдвинул концепцию «слабых фонем», которые наряду с «сильными» входят в состав языковых знаков. Если фонема речевосприятия – это множество не различаемых звуков, определяемых позицией в речи, если фонема речепроизводства – это программа выбора того или иного звука в зависимости от позиции, то слабая фонема Аванесова – это набор дифференциальных признаков, которые необходимо указать для определения звука в данной позиции. Фонемы Аванесова занимают промежуточное положение между фонемами речепроизводства и речевосприятия.

Таким образом, главный критерий выделения фонемы в сильной позиции в обеих школах один и тот же – функциональный, т.е. способность фонемы различать слова и морфемы. Расхождения в критериях выделения фонемы наблюдаются в том случае, когда она оказывается в слабой позиции.

Пражская фонологическая школа

Фонологическую теорию, промежуточную между теориями ЛФШ и МФШ, разработала Пражская фонологическая школа (ПФШ). Она была сформирована в Праге одновременно с МФШ и ЛФШ трудами российских лингвистов, эмигрировавших после революции в Чехию. Именно эта школа стала самой известной на Западе. Николай Сергеевич Трубецкой, виднейший представитель ПФШ, считается основателем и классиком мировой фонологии. Его книга «Основы фонологии» представила стройную теорию, на основе которой были разработаны стро­гие правила изучения и описания системы фонем. Трубецкой использовал фактический материал двухсот языков.

Теория Трубецкого получила название функциональной, поскольку ученый полагал, что в фонему обобщаются только фонологически существенные признаки, благодаря которым фонема служит для различения смысла слов, выполняет смыслоразличительную функцию.

В работе Трубецкого было предложено, помимо прочего, исчисление дистинктивных признаков, встречающихся в разных вокалических и консонантных системах. Трубецкой назвал отношения, в которые вступают фоне­мы, оппозициями и описал разные типы оппозиций. Укажем важнейшие из них.

Одномерные и многомерные оппозиции. В одномерной оп­позиции фонемы противопоставлены по одному дифференци­альному признаку, а в многомерной — по нескольким. Напри­мер, [т] — [д], [б] — [п] противопоставлены только по глухо­сти — звонкости; [д] — [н] — только по признаку носовой — неносовой. Фонемы [е] — [у] противопоставлены по несколь­ким признакам: [е] — гласная переднего ряда к среднего подъ­ема, нелабиализованная; [у] — гласная заднего ряда, верхнего подъема, лабиализованная.

Пропорциональные и изолированные оппозиции. Пропор­циональные оппозиции — это несколько противопоставлен­ных по одному и тому же дифференциальному признаку фо­немных пар. Например, по признаку глухость / звонкость про­тивопоставлены [п] — [б], [с] — [з], [т] — [д], [ф] — [в] и т. д. Изолированная оппозиция в системе фонем бывает одна. На­пример, фонемы [г] и [1] в системе немецких фонем — единст­венные плавные согласные.

По отношению между членами различаются привативные, градуальные и равнозначные оппозиции. В привативных оппозициях фонемы противопоставлены по наличию /отсутствию какого-либо дифференциального признака, на­пример, твердости / мягкости (том — тёмный, дома — Дёма, мал — мял). Член оппозиции, обладающий качеством, кото­рого нет у другого, называется маркированным. Фонемы, на­ходящиеся в градуальных оппозициях, характеризуются раз­ной степенью одного и того же признака. Например, [а] — гласная нижнего подъема, [о] — среднего, [у] — верхнего подъема. Привативные, од­номерные, пропорциональные оппозиции способствуют упо­рядоченности системы, создают структурную основу системы фонем.

Аналогично Аванесову, Трубецкой различает в составе слова два рода звуковых единиц – фонемы и архифонемы. Понятие архифонемы, по существу, совпадает с понятием слабой фонемы Аванесова.

 

Глоссематика Л. Ельмслева

 

Использование чисто формальных, дистрибутивных критериев получило наибольшее распространение в оригинальной концепции Л. Ельмслева (Дания), получившей название глоссематической. Ельмслева определял фонему как пучок дифференциальных признаков. В его трактовке фонема не имеет со звуком ничего общего, это чисто структурное по­строение, точка пересечения дифференциальных признаков, независимая от физической субстанции. Такой подход отвеча­ет той субъективно-идеалистической философии языка, кото­рую Ельмслев положил в основу своей лингвистической кон­цепции.

Американская фонология

В те же годы – в начале XX века – в соединённых Штатах развивалась школа дескриптивной фонологии, которая решала задачи описания языков американских индейцев. Их концепция была близка взглядам Ленинградской фонологической школы. В частности, американские дикриптивисты чётко сформулировали процедуру членения речевого потока на фонемы речевосприятия.

Критерии, используемые Трубецким, были близки основанным на дистрибуции методам, изложенным в работах Леонарда Блумфилда, и др. К структуралистам был отчасти близок Эдвард Сепир. В известной работе «Sound patterns in language» он подчеркивал, что лингвистическая значимость артикуляционных событий обусловлена не их физической природой, а тем, как они соотносятся с другими событиями в системе данного языка: так, звук, производимый при задувании свечи, с акустической точки зрения похож на звук, фигурирующий в ряде разновидностей английского языка в словах which или white ([ʍ] ), однако лингвистическая их значимость совершенно разная.

В американской структуралистской фонологии было разработано понятие о двух уровнях репрезентации. Они были важны для анализа фактов наподобие оглушения конечных звонких в языках типа немецкого или русского. Так, для Трубецкого звуковая последовательность анализировалась в фонологических терминах как /raT/, с архифонемой (единицей с неполным набором признаков) в конечной позиции (где произошла нейтрализация). Фонологическая репрезентация /raT/ при этом соотносится с двумя лексическими единицами, орфографически Rad "колесо" и Rat "совет". В трактовке американских структуралистов, эти две единицы имеют разный фонемный состав, соответственно /rad/ и /rat/; постулируется правило, переводящее /d/ в /t/ в позиции конца слова.

В поствоенные годы под влиянием успехов компьютерной техники американские лингвисты впервые поставили вопрос о техническом моделировании языковой способности. Пионером этих работ был еще один выходец из пределов России (вернее из Польши) Наум Хомский (Нóум Чóмски). Его работы основали направление, называемое генеративной лингвистикой. Её задачей и было построение формальной модели производства (генерации) правильных высказываний на конкретном языке.

 Фонологическая часть генеративной теории (generative phonology) возникла благодаря работам Романа Осиповича Якобсона, который из-за Второй мировой войной эмигрировал из Праги (где он был видным членом Пражской школы) в Америку. Описывая генерацию (производство) речи, генеративная фонология естественным образом пришла к концепции, близкой Московской фонологической школе.

Предложение рассматривается как совокупность трех характеристик — семантической, синтаксической и фонетической. Фонетическая характеристика формируется последней, после словоформ. Озвучивание предложения начинается с подстановки на соответствующие места оболочек морфем, которые хранятся в словаре (лексиконе). После этого в определенном порядке применяются фонологические правила, осуществляющие фонологические преобразования. Эти правила переводят исходные (глубинные, underlying) фонологические репрезентации в поверхностные (derived) фонетические, которые поступают механизм артикуляционного программирования, находящегося за пределами языковой системы.

 

 

Изначально в порождающей фонологии при описании дифференциальных признаков использовалась универсальная акустическая классификация звуков, установленная в работе Г. Фанта, М. Халле и Р. Якобсона «Введение в анализ речи. Различительные признаки и их корреляты» (1955); авторы более поздних теорий, однако, предпочли вернуться к артикуляционной классификации.

 


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 439; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!