Тема 2. 2. Учение о бытии и теория познания



Практическая работа № 2

Цели: познакомить студентов с основными понятиями гносеологии, охарактеризовать сущность познания, его формы, типы и методы.

Средства обучения: ММК, структурно-логические схемы, философский словарь.

 

План

1. Сущность познания.

2. Формы познания и типы познания.

3. Методы познания.

 

Ход работы

Студенты работают с философским словарём: Краткий философский словарь / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев и др.; под.ред. А. П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс, 2012.

Студенты выписывают из философского словаря основные понятия по плану урока.
 На заключительном этапе урока проводится словарный диктант, который должен показать степень усвоения студентами основных дидактических единиц.

 

1. Сущность познания.

Основные понятия: гносеология, познание, знание, истина, абсолютная и относительная истина, заблуждение, ложь, практика.

Гносеология – (от греч.Gnosis – познание и logos – учение). Раздел философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности познания, о путях постижения истины, её основах и критериях. Теория познания исследует вопрос о заблуждениях, источниках их возникновения и средствах преодоления. Важной является проблема о взаимосвязи знания с практикой, выступающей основой формирования знаний. В свою очередь, раскрывается активная роль знания в деятельности человека – с. 73-74.

Познание – это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации полученной информации – с. 292.

Знание – есть результат процесса познания, истинность которого проверяется в ходе практики. Это отражение действительности в сознании человека в виде восприятий, представлений, понятий, суждений и теорий. Это есть также и процесс понимания, представляющий собой постижение глубинных смыслов человеческого бытия; это оценки, позволяющие выразить ценностные характеристики явлений действительности – с. 123-124.

Истина – адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания. Истина имеет субъективную и объективную стороны. Субъективность её означает, что она находится в человеке, в его сознании и степень её раскрытия зависит от уровня развития самого человека. Истина объективна же в том отношении, что в ней фиксируется содержание, относящееся к объективным предметам, существующим независимо от сознания – с. 146-147.

Абсолютная истина – это такое знание, которое тождественно самому предмету. Такая истина есть: а) результат познания отдельных сторон изучаемых объектов; б) окончательное знание определённых аспектов действительности; в) то содержание истины, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания; г) полное, актуально никогда целиком не достижимое знание о мире. Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о предмете.

Относительная истина – это неполное знание о предмете. В каждой относительной истине есть часть абсолютной. Абсолютная истина складывается из относительных, но никогда окончательно сложиться не может. Из менее полной истины в процессе познания формируется более полная истина – с. 4-5.

Заблуждение – несоответствие знания его объекту, расхождение субъективного образа действительности с его объективным прообразом. Это непреднамеренное несоответствие суждений или понятий, представления объективной действительности. Заблуждения неизбежны в познании. Во-первых, перед познающим субъектом всегда имеется область неизвестного, на которую накладывается уже известное, и оно почти всегда связано с формулированием проблемного, вероятностного, гипотетического знания. Во-вторых, человеческие познавательные способности ограничены – с. 114-115.

Ложь – преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину. Ложь укоренена в повседневной и социальной жизни, имеется всюду, где взаимодействуют люди. Как правило, ложь вызвана стремлением добиться личных или социальных преимуществ в конкретных ситуациях – с. 190-191.

Практика – целенаправленная, предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем. Её основные формы: 1) общественно-производственная; 2) социально-политическая; 3) научно-экспериментаторская; 4) врачебная или медицинская; 5) бытовая, хозяйственная – с. 302-303.

2. Формы познания и типы познания.

Основные понятия: чувственное познание, рациональное познание, абстракция, гипотеза, теория, закон, иррационализм, интуиция, вера, догма, догматизм.

Чувственное познание – начальная ступень познание, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами. Это ощущение, восприятие и представление. Ощущение отражает отдельные свойства предметов, восприятие – воспроизведение целостных предметов, представление – чувственный образ явлений, с которыми человек в данный момент не взаимодействует (образы памяти) – с. 444-445.

Рациональное познание - (от лат. racionalis – разумный). Характеризуется моделированием реальности в системе понятийных конструкций, которые надстраиваются над обыденным представлением о мире. Это понятие, суждение и умозаключение. Понятие – мысль, которая отражает главные, существенные свойства предмета; суждение – мысль, которая отражает связи между предметами, что- либо утверждает или отрицает; умозаключение – мыслительный процесс, в ходе которого из одних суждений выводятся другие – с. 318-319.

Абстракция – результат процесса абстрагирование, т. е. отвлечения, мысленного выделения какой-то стороны, аспекта и отбрасывания всего того, что мешает целенаправленному рассмотрению объекта исследования. Абстракция фиксирует существенные, общие свойства, признаки, отношения совокупных объектов – с. 5-6.

Гипотеза – научное допущение или предположение, истинность которого не доказана с абсолютной достоверностью, но является возможной или весьма вероятной. Гипотеза выступает методом развития научного знания, включающим в себя выдвижение и последующую экспериментальную проверку теоретических предположений – с. 72-73.

Теория – высшая ступень научного познания, дающего всестороннее отражение предмета в его целостности и развитии; форма организации и упорядочивания представлений о какой-либо сфере реальности – с. 390.

Закон – объективная, существенная, повторяющаяся и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение. Закон не только фиксирует устойчивую, повторяющуюся связь, но и объясняет её – с. 115.

Иррационализм – учение о непознаваемости иррационального мира с помощью логики, понятийного аппарата, науки. Иррационалисты предлагают следующий набор познавательных средств: зкстаз, откровение, озарение, нирвана, интуиция, любовь. Все эти методы познания объединяет стремление к общей конечной цели – слиянию индивидуального «Я» с Абсолютом. Полученное знание носит уникальный характер, его нельзя обобщить, систематизировать – с. 143-144.

Интуиция – (от лат. intuitio – созерцание) способность постижения истины путём непосредственного её усмотрения без обращения к логическим аргументам. Новые результаты в науке нельзя получить только при помощи чисто логических средств, необходима ещё и интуиция – с. 138-139.

Вера – форма проявления духовной жизни, особое состояние сознания, которое проявляется в утверждениях, принимаемых без обоснования, представляемых как самоочевидные аксиомы – с. – 51.

Догма – (греч. dogma – мнение, решение) – утверждение, лежащее в основании доктрины, принимаемое без доказательств. Понятие догмы тесно связано с религиозной традицией – с. 100.

Догматизм – некритический, односторонний, антиисторический тип мышления, оперирующий неизменными понятиями без учёта конкретных условий места, времени действия, опирающийся на бездоказательные, произвольные положения – с. 100-101.

3. Методы познания.

Основные понятия: метод познания, методология, наблюдение, анализ и синтез, индукция, дедукция, эксперимент.

Метод познания – система принципов, приёмов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания – с. 218-219.

Методология – совокупность методов, применяемых в какой-либо области человеческой деятельности. По отношению к философии методология есть не только учение о философском методе, о методологических функциях философии, но и сам всеобщий метод, система всеобщих принципов познания – с. 217-218.

Наблюдение – познавательная деятельность, связанная с преднамеренным, целенаправленным восприятием предметов и явлений внешнего мира. Основные требования, предъявляемые к научному наблюдению: преднамеренность (однозначность замысла), активность (наблюдатель не просто наблюдает всё, что попадёт под руку, но ищет нужные объекты), систематичность, объективность (т.е. возможность контроля путём либо повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования) – с. 239.

Анализ и синтез – процедуры мысленного расчленения целого на части и создания целого из частей. В аналитическом исследовании из целого вычленяются отдельные части, которые можно изучать в отдельности, сравнивать между собой, отделять случайное от необходимого, выявлять взаимосвязи и взаимодействия частей. Процедуры синтеза направлены на соединение частей в целое – с. 14.

Индукция – (лат. inductio – наведение) – вид умозаключения и метод исследования, суть которого в восхождении познания от частных, единичных фактов к обобщениям всё более высокого порядка. В основе индуктивного умозаключения лежит метод аналогий: то есть полагают, что если в n-количествах объектов, ситуаций появился определённый признак, свойство, состояние и т. п., то в случае n+1 случае при сходных условиях появится этот же признак – с. 134-135.

Дедукция – (от лат. deductio – выведение) – логический путь от общего к частному. Дедукция означает процесс логического вывода, т. е. перехода в соответствии с определёнными правилами логики от исходных предложений-посылок к их следствиям. Науки, предложения которых преимущественно получаются как следствие некоторых общих принципов, постулатов, аксиом, принято называть дедуктивными (математика, теоретическая механика, некоторые разделы физики), в отличие от наук индуктивных или опытны, положения которых получаются по преимуществу путём обобщения данных опыта, например, биология, почвоведение, медицина – с. 84-85.

Эксперимент – (от лат. experimentum – проба, опыт) – исследование явлений посредством активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования. С помощью эксперимента исследователь может ставить объект в строго контролируемые условия, менять их, точно определять связь причины и следствия, ускорять или замедлять процессы, которые в естественном состоянии протекают либо крайне медленно, либо слишком быстро. Эксперимент способен привести к обнаружению сущностных моментов и новых закономерностей в исследуемых объектах с. 457-458.

Информационное обеспечение

Литература основная.

 

1.Горелов А.А. Основы философии: учебник для студ. учреждений сред.проф. Образования / А.А. Горелов. – 20-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 320с

 

 


Дата добавления: 2020-11-27; просмотров: 326; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!