Тема 2. 2. Учение о бытии и теория познания



Методическая разработка по проведению практических работ по дисциплине «Основы философии» разработана на основе Федерального государственного стандарта для специальностей среднего профессионального образования заочного отделения.

 Практические работы призваны содействовать формированию компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков работы с большими объёмами информации, развитию умения логически мыслить, сравнивать, выделять главное. Студенты учатся работать с основной и дополнительной литературой, интернетом.

Рабочая программа предусматривает 6 часов на проведение практических работ.

Практические работы рассчитаны на 2 часа. 

Практические работы проводятся различных формах: работа с учебной литературой, с первоисточниками и дополнительными оригинальными текстами, работа в информационных сетях интернета, семинарские занятия. Предусмотрено активное использование технических средств обучения, электронных презентаций, видеосюжетов.

Значительное внимание уделяется предмету философии, её специфике. Студенты должны понять роль философии в жизни человека и общества, связь философии с другими отраслями культуры, её место в духовной культуре. Они знакомятся с методами философии, этапами её развития.

Знакомство студентов с жизнью и деятельностью выдающихся философов имеет большое значение для формирования активной жизненной позиции, осмысления мира и места человека в этом мире.

Практические работы должны помочь обучающемуся ориентироваться в основных категориях и понятиях философии, в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни. Это позволит содействовать успешной социализации личности, формированию её духовно-нравственных качеств, гражданской позиции и повышению общей культуры гражданина и будущего специалиста.

 

Требования к освоению дисциплины ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

-определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;

- сформулировать представление об истине и смысле жизни.

 

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

 

 

Тема 2. 1. Методы философии и её внутреннее строение

Практическая работа № 1

Цели: познакомить студентов с основными методами философствования, проанализировать каждый метод на конкретных примерах; развитие навыков работы с информационными сетями интернета, умения находить и обрабатывать нужную информацию.

Средства обучения: технические средства (компьютер), учебная и дополнительная литература, структурно-логические схемы

 

План

1. Диалектика и метафизика.

2. Догматизм.

3. Эклектика.

4. Софистика.

5. Герменевтика.

6. Материализм и идеализм.

7. Эмпиризм и рационализм.

 

Ход урока

Студенты осуществляют поиск ответов на вопросы в предложенном материале.

1.  Диалектика и метафизика.

Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий. Единства и борьбы противоположностей.
Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:
Обособлено, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности);
Статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);
Однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

Двумя основными методами философского познания считаются диалектика и метафизика. Термин «диалектика» впервые употреблен Сократом для обозначения плодотворного и взаимозаинтересованного достижения истины путем столкновения противоположных мнений (от греч. dialektike - искусство вести спор, ученую беседу). Аристотель считал диалектикой науку о вероятных мнениях. Создателем первой формы философской диалектики можно считать Гераклита, придавшего традиционным мыслям об изменениях абстрактно-всеобщую форму. Он считал, что борьба противоположных сил направлена на установление космической гармонии, то есть на установление гармонии целого. Видение данной перспективы развития мира позволило древнегреческому мыслителю по-новому оценить многие мировые явления. Например, война, которой обычно люди боятся, видя в ней силу, несущую смерть, средство, способное разрушить общество, у Гераклита выполняет прародительские, созидательные функции. "Война (Полемос) -- отец всех, царь всех", -- отмечал Гераклит (Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. - М., 1989. - С.202.). Отстаивание философом положительного значения войны происходит вследствие того, что он видел в ней не только силу, способную разрушить социум (частное), но и средство, которое, разрушая частное, созидает гармонию целого. "Та из противоположностей, которая ведет к возникновению космоса, называется войной", - писал он.

Большой вклад в становление античной диалектики внесла элейская школа, выявившая глубинную диалектику сущего, не укладывающегося в логику понятий. Замечательные образцы античной диалектики встречаются в учении Платона, осмыслявшего диалектику движения и покоя, различия и тождества. Диалектические идеи Платона нашли свое дальнейшее развитие в учении Аристотеля и в неоплатонизме.

В средние века диалектика становится одной из теологических дисциплин, включавших в себя логику и силлогистику. Особое место диалектика приобретает в работах представителей немецкой трансцендентально-критической философии, так как именно здесь впервые в истории философии была разработана целостная диалектическая концепция развития. Самой развитой формой этой диалектики явилась диалектика Гегеля. С начала XIX века, после создания Гегелем универсальной теории познания и учения о бытии, диалектикой стали называть всеобщий метод познания, который рассматривает все предметы и явления как развивающиеся и взаимосвязанные, а также учение о бытии, основанное на этом методе. Диалектику, или метод развития, согласно Гегелю, следует понимать как методическое обнаружение и разрешение противоречий, содержащихся в понятиях. Сами противоречия Гегель понимал как столкновение противоположных определений и разрешение их путем объединения. Главной темой его диалектики стала идея единства взаимоисключающих и одновременно взаимно предполагающих друг друга противоположностей, или тема противоречия. Гегель очень глубоко и конкретно охарактеризовал внутреннюю природу самого противоречия. Оно для него не просто отрицание той мысли, которая полагалась и утверждалась, это - двойное отрицание, т.е. обнаружение противоречия и его разрешение, когда исходная антиномия одновременно осуществляется и снимается. Высшая ступень развития включает в себя, т.обр., низшую, а последняя отменяется в ней именно в этом двойственном смысле. Именно диалектический метод позволил Гегелю критически переосмыслить все сферы современного ему знания и культуры.

В философии марксизма диалектика понимается как учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также как основанный на этом учении метод творчески познающего мышления.

Диалектика - это способ познания, рассматривающий все предметы и явления во всеобщей связи и в развитии.

Термин «метафизика» (греч. metataphysika - после физики) появился в I веке до нашей эры, введен в оборот александрийским библиотекарем Андроником Родосским, предложившим его в качестве названия трактата Аристотеля «о первых родах сущего». В итоге термин «метафизика» стал синонимом слова «философия» и в этом значении был популярен до середины XIX века.

Данный термин имеет два основных значения. Метафизикой называют тип философии, изучающей сверхчувственные, недоступные для опытного познания принципы бытия, а также метод познания, рассматривающий предметы и явления как статичные и изолированные друг от друга.

С XVII - XVIII веков, когда естествознание стало противопоставляться философии, за словом «метафизика» постепенно стало закрепляться значение «умозрительное, отвлеченное от конкретности, внеопытное знание».

После создания Гегелем в начале XIX века диалектического учения метафизика приобрела значение «старой, или додиалектической философии». В философии марксизма за ней закрепилось еще более узкое значение - «антидиалектический метод познания». То есть, метафизика создает статичную, неподвижную картину мироздания, составные части которого не зависят друг от друга и могут рассматриваться изолированно. Диалектика же создает динамическую, развивающуюся картину мира, все составные части которого взаимообусловлены, взаимосвязаны.

Как способы познания диалектика и метафизика зародились еще в античности и прошли многовековую историю. Расцвет метафизики как способа научного познания приходится на XVII - XVIII века, а диалектики - на XIX - XX века. Метафизический метод лежал в основе бурного развития естествознания в XVII - XVIII веках, благодаря нему наука этого периода сделала колоссальный прорыв по сравнению с предыдущими эпохами. Данный метод ввел в науку приемы анализа, систематизации предметов и явлений. Крупнейшим достижением метафизической методологии является открытие законов механического движения, то есть движения, понимаемого как изменение положения тел в пространстве без учета изменений их внутренних свойств.

С помощью диалектики были достигнуты основные успехи науки в XIX - XX веках, особенно в естествознании. Содержание диалектики раскрывается в ее основных категориях, принципах и законах. Можно сказать, что человеческое мышление диалектично по своей природе. На разных этапах развития человечества соответственно уровни диалектического мышления различны.

В диалектике существуют два основных принципа:

1. принцип развития;

2. принцип всеобщей связи.

Принцип всеобщей связи является отражением организованности и упорядоченности мира, в котором все связано со всем. Под связью понимается зависимость между явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и развития. Но связи не существует без взаимодействия. Именно в силу универсальности взаимодействия осуществляется взаимная связь всех структурных уровней бытия, материальное единство мира.

Взаимодействие раскрывает процесс воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие носит объективный, универсальный и активный характер. Без изучения взаимодействия нельзя понять ни свойств, ни структуры, ни законов действительности. Без выяснения форм и содержания различных видов связи и взаимодействия в природе и обществе невозможно было бы разрешить адекватно проблему развития, являющуюся вторым фундаментальным принципом диалектики.

Принцип развития является результатом применения принципа всеобщей связи и взаимодействия. Все в мире находится в процессе становления и изменения. Принцип движения материи в совокупности с принципом всеобщей связи дает нам принцип развития мира. Развитие есть не что иное, как необратимое, определенно направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению нового качества.

Но возникает вопрос о том, что является источником развития. Все многообразие точек зрения по проблеме источника развития можно свести к двум основным: метафизической и диалектической. Первая считает источником развития внешнее воздействие, тогда как вторая - борьбу противоположностей сил и тенденций, то есть противоречие.

Противоречие является философской проблемой. Одни философы предполагают, что диалектические противоречия свойственны как природе, обществу, так и нашему мышлению. Уже древнекитайские мыслители понимали мир как борьбу двух первоначал «инь» и «ян». Другие же считают, что существуют только противоречия в мышлении человека, то есть логические противоречия. Которые были отмечены уже в античной философии.

Наиболее существенные и закономерные связи и отношения реальной действительности и познания отражаются в философских категориях. Впервые учение о категориях было систематически изложено в трактате Аристотеля «Категории», где выделялись наиболее общие понятия о мире.

По Канту категории - это доопытные формы рассудка, которые характеризуют структуру мышления субъекта познания. Большинство важнейших диалектических категорий получили свое обоснование в философской системе Гегеля в идеалистической интерпретации. В теории диалектического материализма категории рассматриваются как результат обобщения социального опята познания. Понимание роли и значения категорий различается в философских теориях. В ряде направлений современной философии, например, в позитивизме или экзистенционализме, проблеме категорий не уделяется внимание. Например, позитивизм и неопозитивизм обращаются к анализу не категорий, а терминов языка. В экзистенционализме появляется принципиально новая трактовка категорий, связанная с проблематикой человеческого существования и сущности человека.

Догматизм.

Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.
Догматизм (греч. dogma - мнение, учение, постановление) - термин, введенный древнегреческими философами-скептиками Пирроном и Зеноном, которые называли догматической вообще всякую философию, поскольку она формулирует определенные положения. В дальнейшем содержание данного понятия эволюционировало. Так, Кант считал догматизмом всякое познание, не основанное на предварительном исследовании его возможностей и предпосылок. Гегель рассматривал догматизм как метафизическое рассудочное мышление. Догматизм - это разновидность некритического способа мышления, оперирующего догмами, т.е. неизменными положениями, принимаемыми на веру без доказательств, без учета конкретных обстоятельств места и времени, на основе слепого подчинения авторитету. Догматизм как антиисторичский, абстрактный способ рассмотрения теоретических и практически-политических проблем явился одной из причин появления кризисных явлений в экономике, социальной и духовной сферах, ибо авторитарные оценки и суждения стали непререкаемыми истинами, подлежащими лишь комментированию. Все, что не укладывалось в прокрустово ложе догматического мышления и практики "всеобщего восхищения", считалось сомнительным и подозрительным. Почвой для произрастания догматизма являются невежество и корыстное приспособленчество властвующих партийных и государственных структур.

Эклектика.

Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной, ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века – в религии, в настоящее время – в рекламе).

Эклектика (от греч. κλεκτικός – способный выбирать, выбирающий) – 1) не несущий познавательной нагрузки методологический прием, который основан на использовании вырванных из контекста фактов и формулировок и потому искажает картину исследуемого объекта или заведомо неправомерно истолковывает его при сохранении видимости логической строгости. 2) Момент в развитии системы знаний, характеризующийся присутствием в ней элементов, которые не имеют единого теоретического основания и относятся к различным, иногда взаимоисключающим аспектам рассмотрения объекта.

В качестве осознанного методологического приема эклектика появляется впервые в позднегреческой философии и особенно распространяется в канонизирующей деятельности александрийских философов, филологов, теологов, ученых эллинистического периода. Эклектика широко использовалась в схоластических диспутах средневековья, опиравшихся на авторитетную цитату, и в спорах нового времени.

Она применяется и в настоящее время в рекламе и пропаганде, в системах массовой коммуникации, находя опору в моде, привычке, традиции, стремлении к унификации и в ряде др. свойств человеческой психики, позволяющих, при некотором искусстве, подменять логические основания и концепты сообразно с поставленной целью. Пустоту и бесплодие таких построений отмечали многие философы, начиная с Сократа и Аристотеля. Резко отрицательно относились к эклектике классики марксизма-ленинизма, особенно Ленин.

Во втором своем качестве, резко отличном от первого, – как момент познания – эклектика особенно часто встречается в периоды коренной перестройки теорий или мировоззренческих схем и выступает в двух формах: как предварительный этап синтеза разнородного в единую систему (конвергентная эклектика) или как начало типологического распочкования единых прежде систем (дивергентная эклектика). Печатью конвергентной эклектики отмечены системы орфиков, книги Ветхого завета, многие философские школы римского периода, некоторые философские системы нового времени (деизм) т.д. Этот вид эклектики можно рассматривать как первичную форму освоения новой проблематики, когда заимствованные новой системой термины и проблемы долгое время сохраняют реликтовые акценты и границы. Такое заимствование оказывается иногда единственным способом воздействовать на сложившуюся систему значений и толкнуть ее к перестройке. Дивергентная эклектика связана с обнаружением в единых и простых прежде терминах типологических различий и поляризации значений по различным концептам. Примерами такой эклектики могут считаться возникновение корпускулярной и волновой теорий света, связанное с разделением света как объекта изучения, а также поляризация значений в ряде современных философских терминов. Так, традиционное понимание деятельности разлагается на гетерономию репродукции и творчества; традиционная психофизическая проблема разлагается на психофизиологическую и психосоциальную и т.д. Оба эти типа эклектики представляют закономерные моменты познания, средства активного воздействия на сложившиеся теории и взгляды.

Софистика.

Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства.

Софи́стика (греч. σοφιστική — умение хитро вести прения)

Философское течение в Древней Греции, созданное софистами.

Рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики, на употреблении ложных доводов.

1) учение представителей сложившейся в Афинах во второй половине 5 в. до н. э. школы софистов — философов-просветителей, тяготевших к релятивизму, первых профессиональных учителей по общему образованию.

Термин «софистика» происходит от греческого слова «софист» (sophistes — мудрец), которым тогда называли платных учителей ораторского искусства. Из сочинений софистов практически ничего не сохранилось. Изучение непрямых сведений усложняется тем, что софисты не стремились создать определенную цельную систему знаний. В своей дидактической деятельности они не придавали большого значения систематическому овладению учащимися знаниями. Их целью было научить учеников использовать приобретенные знания в дискуссиях и полемике. Поэтому значительный акцент производился на риторику. В начале софисты учили правильным приемам доказательства и опровержения, открыли ряд правил логического мышления, но вскоре отошли от логических принципов его организации и все внимание сосредоточили на разработке логических уловок, основанных на внешнем сходстве явлений, на том, что событие извлекается из общей связи событий, на многозначности слов, на подмене понятий и т. д.

В античной софистике отсутствуют цельные течения. Учитывая историческую последовательность, можно говорить о «старших» и «младших» софистах. Старшие софисты (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт) исследовали проблемы политики, этики, государства, права, языкознания. Все прежние принципы они подвергли сомнению, все истины объявили относительными. Релятивизм, перенесенный в теорию познания, привел софистов к отрицанию объективной истины.

Известный тезис Протагора «Человек есть мера всех вещей» трансформировался в идею о том, что каждый человек имеет свою особую истину. Исходными метафизическими являются у Протагора установки, касающиеся характера и способа, каким человек является человеком, «самостью»; сущностного истолкования бытия сущего; проекта истины как феномена познания; смысла, в каком человек оказывается мерой по отношению к бытию и по отношению к «истине». Согласно представлениям Протагора, материя текуча и изменчива, а так как она течет и изменяется, то нечто приходит на место того, что уходит, а восприятия преобразуются и изменяются соответственно по возрасту и прочему состоянию тел. Сущность всех явлений скрыта в материи, а материя, если о ней рассуждать, может быть всем, чем она является каждому.

Горгий (предполож. 483—375) в сочинении «О несуществующем, или о природе» пошел дальше, объявив, что вообще ничто не существует", в том числе и сама природа. Он доказывал, что бытие не существует, что даже если предположить бытие существующим, то оно все же не может быть познано, что даже если признать бытие существующим и познаваемым, то все же невозможно сообщить о познанном другим людям.

В гносеологической концепции «старших» софистов абсолютизируются субъективный характер и относительность знания.

У «младших» софистов (Фразимах, Критий, Алкидам, Ликофрон, Нолемон, Гипподам) софистика вырождается в «жонглирование» словами, в фальшивые приемы «доказательства» истины и лжи одновременно.

2) (греч. soplnsma — измышление, хитрость) — преднамеренное применение в споре и в доказательствах ложных аргументов, основанных на сознательном нарушении логических правил (софизмов); словесные ухищрения, вводящие в заблуждение.

Различают следующие виды софизмов:

а) софизм «учетверение термина» — силлогическое умозаключение, в котором нарушено правило простого категорического силлогизма: в каждом силлогизме должно быть только три термина. Умышленно ошибочное рассуждение строится с использованием нетождественных, но внешне сходных понятий: например, «Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего»,
б) софизм недозволенного процесса — силлогистическое умозаключение, в котором нарушено правило простого категорического силлогизма: термин, не распределенный (не взятый во всем объеме) в одной из посылок, не может быть распределен (взят во всем объеме) в заключении: «все птицы имеют крылья — некоторые яйцекладущие имеют крылья».

Герменевтика.

Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.

Термин герменевтика применялся чаще всего в отношении библейских текстов, затем — в значении учения о восстановлении первоначального смысла литературных памятников, дошедших в искажённом и частичном виде, непонятных без комментариев, а также в значении истолкования всякого произведения (сюда относятся, например, объяснительные издания авторов). В этом смысле герменевтика — дисциплина филологической критики.

Герменевтике придаётся большое значение в литературоведении, поскольку при исследовании любого памятника литературы необходимо его максимально объективное толкование. Надо оговориться, что под текстом в герменевтике понимают не только рукописные творения авторов, но и произведения искусства, исторические события и другие объекты, которые «поддаются» пониманию. Процесс понимания рассматривают как движение по так называемому герменевтическому кругу. С одной стороны, текст рассматривают по отношению к эпохе, литературному жанру. С другой стороны, текст является духовной жизнью автора, а сама его духовная жизнь является частью исторической эпохи. Представление текста с этих двух позиций, переход от общего к частному и обратно и есть движение по герменевтическому кругу.

Герменевтика также является философским методом анализа текста. Так называется и философское направление, разрабатывающее философское применение герменевтики. Сторонниками и философами, внесшими значительный вклад в герменевтику, являются Гадамер, Шлейермахер и Поль Рикёр.

Другим активным идеологом герменевтики можно назвать философа и историка Вильгельма Дильтея. Дильтей стремился оспаривать методику изучения природы путем внешнего наблюдения; он был активным сторонником «вчувствования». Таким образом, он призывал реконструировать исторические события и внешние явления путём самонаблюдения, понимания событий методом их личностного «сопереживания», «вживания» в них как во фрагмент духовного целого, как части всемирного единения природы и Духа.

6. Материализм и идеализм.

При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание – ее модус – есть проявление матери. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии, и имеет широкое распространение в современной российской.)

Суть идеалистического философского метода – признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США в ряде стран Западной Европы (например, Германии).

Что касается идеалистов, то они признают первичным идею, дух, сознание. Они считают материальное продуктом духовного. Однако соотношение сознания и материи представителями объективного и субъективного идеализма понимается не одинаково. Объективный и субъективный идеализм — это две разновидности идеализма. Представители объективного идеализма (Платон, В. Г. Лейбниц, Г. В. Ф. Гегель и др.), признавая реальность существования мира, полагают, что помимо сознания человеческого существует “мир идей”, “мировой разум”, т. е. нечто такое, что определяет все материальные процессы. В отличие от этого взгляда, представители субъективного идеализма (Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант и др.) полагают, что предметы, которые мы видим, осязаем и обоняем, выступают комбинациями наших ощущений. Последовательное проведение такого взгляда приводит к солипсизму, т. е. к признанию реально существующим лишь познающего субъекта, который как бы примысливает реальность.

Материалисты, напротив, отстаивают мысль о том, что мир представляет собой объективно существующую реальность. Сознание же считается производным, вторичным по отношению к материи. Материалисты стоят на позициях материалистического монизма (от греческого монос — один). Это означает, что единственным началом, основой всего сущего признается материя. Сознание считается продуктом высокоорганизованной материи — мозга.

Однако существуют и другие философские воззрения на соотношение материи и сознания. Некоторые философы рассматривают материю и сознание как два равнозначных основания всего сущего, независимых друг от друга. Таких воззрений придерживались Р. Декарт, Ф. Вольтер, И. Ньютон и другие. Их называют дуалистами (от латинскогоdualis — двойственный) за признание в качестве равноправных материю и сознание (дух).

Теперь выясним, как материалисты и идеалисты решают вопрос, относящийся ко второй стороне основного вопроса философии.

Материалисты исходят из того, что мир познаваем, наши знания о нем, проверенные практикой, в состоянии быть достоверными, и служат основой для эффективной, целесообразной деятельности людей.

Идеалисты в решении вопроса о познаваемости мира разделились на две группы. Субъективные идеалисты сомневаются в том, что познание объективного мира возможно, а объективные идеалисты, хотя и признают возможность познания мира, но ставят познавательные способности человека в зависимость от Бога или потусторонних сил.

Философов, отрицающих возможность познания мира, называют агностиками. Уступки агностицизму делают представители субъективного идеализма, которые сомневаются в возможностях познания мира или объявляют некоторые области действительности принципиально непознаваемыми.

Существование двух главных направлений в философии имеет социальные основания или источники и гносеологические корни.

Социальным основанием материализма можно считать потребность некоторых слоев общества в том, чтобы при организации и ведении практической деятельности исходить из опыта или опираться на достижения науки, а в качестве гносеологических его корней выступают претензии на возможность получения достоверных знаний об изучаемых явлениях мира.

К социальным основаниям идеализма можно отнести неразвитость науки, неверие в ее возможности, незаинтересованность в ее развитии и использовании результатов научных исследований определенных социальных слоев. К гносеологическим корням идеализма — сложности процесса познания, его противоречия, возможность отрыва наших понятий от реальной действительности, возведения их в абсолют. В. И. Ленин писал: “Прямолинейность и односторонность, деревянность и окостенелость, субъективизм и субъективная слепота... (вот) гносеологические корни идеализма” [12.С. 322]. Главный источник идеализма заключается в преувеличении значения идеального и в преуменьшении роли материального в жизни людей. Идеализм развивался в истории философии в тесной связи с религией. Однако философский идеализм отличается от религии тем, что облекает свои доказательства в форму теоретизирования, а религия, как отмечалось ранее, базируется на признании непререкаемого авторитета веры в Бога.

Материализм и идеализм представляют собой два течения в мировойфилософии. Они выражаются в двух различающихся типах философствования. Каждый из этих типов философствования имеет подтипы. Например, материализм выступает в форме стихийного материализма древних (Гераклит, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар), механического материализма (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж. О. Ламетри, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах) и диалектического материализма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов и др.). Идеализм также заключает в себе два подтипа философствования в форме объективного идеализма (Платон, Аристотель, В. Г. Лейбниц, Г. В. Ф. Гегель) и субъективного идеализма (Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант). Кроме того, в рамках названных подтипов философствования можно выделить особые школы с присущими им особенностями философствования. Материализм и идеализм в философии находятся в непрерывном развитии. Между представителями того и другого идет полемика, способствующая развитию философствования и философского знания.

      7. Эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм – метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях».)

Эмпиризм – это философское направление, представители которого считали, что чувственный опыт может быть единственным источником познания. Основателями эмпиризма считают английских философов ХVII в. Т. Гоббса и Дж. Локка. Сильнейшая сторона эмпириков состояла в том, что они ориентировались на детальный анализ чувственного познания. В развитии эмпиризма существовали материалистические и идеалистические разновидности. Материалистический эмпиризм, представленный Ф. Бэко­ном, Т. Гоббсом, К. Гельвецием и др. исходил из установки: "Все что недоступно чувствам, недостижимо и для ума..." (Гельвеций).

Эмпиризм очень близок по содержанию сенсуализму, направлению в теории познания, согласно которому чувственность является основой познания. Все содержание знания сенсуализм стремится вывести из деятельности органов чувств. Крупными представителями сенсуализма были Дж. Локк и П. Гассенди. Локк предпринял попытку вывести из чувственного опыта все содержание человеческого сознания и допускал, что уму присуща спонтанная сила, не зависящая от опыта. Он рассматривает шаги познания следующим образом: "Чувства сперва вводят единичные идеи и заполняют ими пустое место, и по мере того, как разум постепенно осваивается с некоторыми из них, они помещаются в памяти и получают имена. Затем, подвигаясь вперед, разум абстрагирует их и постепенно научается употреблению общих имен" [58.С. 103].

Рационализм – философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение – это уже работа мысли, разума.)

В качестве широко распространенной разновидности философствования выступает рационализм, который означает признание ценности и авторитета разума в познании и в организации практики. Рационализм может быть присущ как материализму, так и идеализму. В рамках материализма рационализм допускает возможность разумного объяснения всех процессов в мире. Философы, стоящие на позициях материалистического рационализма (К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и другие), полагают, что люди, опираясь на сознание, сформированное в них в ходе взаимодействия с природой, способны осуществлять познавательную деятельность, благодаря которой можно достичь адекватной осведомленности об объектах окружающего их мира и на этой основе рационально, т. е. разумно, оптимально, экономно организовать практику. Идеалистический рационализм, типичными представителями которого являются Ф. Аквинский, В. Г. Лейбниц и Г. В. Ф. Гегель, придерживаются того взгляда, что основу всего сущего составляет разум, который правит всем. При этом считается, что человеческое сознание, являющееся порождением высшего божественного разума, способно постигать мир и предоставлять возможность человеку действовать успешно.

Информационное обеспечение

Литература основная.

1.Горелов А.А. Основы философии: учебник для студ. учреждений сред.проф. Образования / А.А. Горелов. – 20-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 320с

 

 

Тема 2. 2. Учение о бытии и теория познания

Практическая работа № 2

Цели: познакомить студентов с основными понятиями онтологии, проанализировать сущность и основные категории бытия, охарактеризовать сущность и свойства материи.

Средства обучения: ММК, структурно-логические схемы, философский словарь.

План

1. Онтология – учение о бытии. Бытие и его формы.

2. Категории бытия.

3. Материя и её свойства. Материализм и идеализм.

 

Ход работы

Студенты работают с философским словарём: Краткий философский словарь / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев и др.; под.ред. А. П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс, 2012.

Студенты выписывают из философского словаря основные понятия по плану урока.
 На заключительном этапе урока проводится словарный диктант, который должен показать степень усвоения студентами основных дидактических единиц.

1. Онтология – учение о бытии. Бытие и его формы.

Основные понятия: онтология, бытие, сущее, субстанция.

Онтология (от греч.Ontos – бытие и logos – слово) - учение о бытии как таковом, независимом от частных его разновидностей. 

Бытие - существование, действительность, реальность. Впервые учение о бытии обособляется в учении элеатов, противопоставляющих бытие и небытие. В философии Платона бытие подразделялось на три уровня: умопостигаемое бытие вечных бестелесных идей, чувственно-постигаемое бытие вещей и бытие предметов искусства. В философии Аристотеля главную роль в осмыслении бытия играют категории возможности и действительности. Он выделял в качестве причин всякого бытия материю – его возможность и форму – перспективу актуализации. В Новое время возникают новые подходы к осмыслению бытия. Д. Беркли создаёт субъективно-идеалистическую парадигму: существовать – значит быть в восприятии. Для абсолютного идеализма и материализма в осмыслении вопроса о бытии принципиальное значение имеет противоположность духовного и материального. В философии XX века проблема бытия осмыслялась применительно к человеческому существованию.

Сущее – категория онтологии, обозначающая: а) совокупность многообразных проявлений бытия; б) любую вещь или субъект в аспекте их причастности бытию; в) онтологический абсолют.

Субстанция (от греч.Substantia – сущность, существо, суть) - первооснова; то, что не зависит от другого и порождает другое, первопричина сущего. Термин возник как перевод с греческого слова – фундамент, основа. Впервые был использован Аристотелем Широкое применение это понятие нашло в философии Нового времени.

2. Категории бытия.

Основные понятия: возможность и действительность, всеобщее, особенное и единичное, необходимость и случайность, причина  следствие, сущность и явление, форма и содержание.

Возможность и действительность. Имеются два значения термина «действительность»: а) под действительностью понимается весь объективно существующий мир, объективная реальность во всей её конкретности; б) в более узком и специфическом значении под действительностью понимают конкретное бытие отдельного объекта в определённое время в определённых условиях. Под возможностью понимается то, тенденции возникновения и развития чего уже имеются в действительности, но что ещё не стало наличным бытием. Если действительность есть актуальное бытие, то возможность – потенциальное бытие, это будущее, содержащееся в настоящем. Всякая конкретная действительность содержит в себе возможность своего дальнейшего существования и развития, и всякая конкретная действительность возникла как результат реализации ранее существовавших возможностей.

Всеобщее, особенное и единичное – универсальные философские категории, выражающие устойчивые типы взаимосвязей бытия, духа, человеческой жизни. В количественном плане категория всеобщего отражает свойство, присущее каждому экземпляру класса вещей; категория особенного – свойства, присущие части экземпляров данного класса вещей; категория единичного выражает свойства, присущие лишь отдельным экземплярам. В качественном плане всеобщее выражает закон бытия и развития совокупности единичных вещей, закон их организации в систему. Особенное означает проявление этого закона в многообразных условиях. Единичность выражает синтез множества взаимодействующих законов условий.

Необходимость и случайность. Необходимость – то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти в главном так, а не иначе. Случайность же – то, что имеет основание и причину преимущественно не в самом себе, а вдругом, что вытекает не из главных связей и отношения, а из побочных, что может быть, а может и не быть, может произойти так, а может и по-другому. Диалектика случайности и необходимости раскрывается в следующих моментах: а) относительность их противоположности (одно и то же явление в одной системе отсчёта оказывается необходимым, в другой же системе – случайным); б) в их взаимопроникновении, в нераздельности в каждом конкретном случае; в) во взаимоотношении со случайностью необходимость выступает главной, ведущей стороной; г) в процессе развития материальных систем возможно превращение случайного в необходимое, а необходимого в случайное.

Причина, причинность – это связь двух объектов, при которой один объект порождает изменение другого посредством передачи соответствующего количества вещества, энергии, информации. Характерными признаками причинной связи являются: а) временная ассиметрия (наличие временного интервала между причиной и следствием); б) необратимость; в) необходимый, однозначный характер связи причины и следствия; г) порождающий, производящий характер. Главным критерием выступает наличие у этой связи порождающего характера.

Сущность  - это отношения или свойства системы, от которых зависят другие её отношения или свойства. Явление – это свойства, признаки и отношения системы, обусловленные её сущностью. Сущность и явление неразрывно связаны друг с другом. Явление выражает одну из сторон сущности, никогда полностью не совпадая со всей сущностью. В процессе познания важно в главном, в основном схватить сущность, выявить её общую, ведущую структуру, выражаемую основным законом системы.

Форма и содержание. Под содержанием понимается всё, что содержится в системе. Сюда входят не только субстраты-элементы, но и отношения, связи, процессы, тенденции развития, все части системы. Форма есть внешнее выражение содержания, внешняя конфигурация вещи, предмета, его внешние пространственные и временные границы. Форма есть также способ существования материи.

3. Материя и её свойства. Материализм и идеализм.

Основные понятия: материя, пространство и время, движение, идеальное, идеализм, материализм.

Материя (от латинского materia – вещество, материал) - то, из чего всё происходит, телесное первоначало. Античные философы называли первоначалом четыре «стихии»: воду, воздух, огонь и землю. Аристотель мыслил материю как пассивный субстрат, способный к восприятию разных форм. В идеализме косная материя противопоставляется активному духовному бытию. В материализме материя наделяется способностью к самодвижению и саморазвитию, её рассматривали как единственную реальность, к которой сводится всё сущее.

Пространство и время – философские категории для обозначения во всеобщей форме таких эмпирически проявляющихся качеств, как протяжённость и длительность. С точки зрения идеализма пространство и время выступают как всеобщие внешние условия бытия тел, но созданные вместе с материей Богом или выступающие как формы Абсолютной Идеи. Материализм понимает пространство и время как всеобщие атрибуты и формы движения материи. Тем самым считается, что пространство и время неразрывно связаны с материей, а к их свойствам относятся: единство прерывного и непрерывного; количественная и качественная бесконечность.

Движение – изменение вообще; способ существования материи и духа. Типы движения: количественный (перемещение тел – без качественных изменений) и качественный. Качественный тип включает в себя подтипы: функционирование, круговороты, развитие. Формы движения: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное.

Идеальное– субъективный образ объективной действительности, возникающий в процессе целесообразной деятельности человека. Сферу идеального образуют многообразные формы природного, социального, культурного и духовного бытия.

Идеализм – направление в философии, считающее духовное первоосновой мира, природы, сущего. Первым идеалистическим учением следует считать пифагореизм, считавший первоосновой вещей бестелесные начала: числа. Платон создал классический образец идеализма. В его учении мир вещей считался производным от мира идей. Различают объективный и субъективный идеализм. Объективный идеализм получил широкое распространение в XIX-начале XX века под именем абсолютного идеализма (Шеллинг, Гегель) и неогегельянства. В XVIII веке в философии Беркли и Юма оформляется идеализм субъективный.

Материализм – направление в философии, теоретическим ядром которого является сведение сущего к материи. Всё, что существует – материально, хотя и не обязательно вещественно. Термин «материализм» впервые был выдвинут Г. Лейбницем в 1702 год. Однако первые попытки объяснений в материалистическом духе были сделаны ещё в древнегреческой философии (Фалес, Демокрит, Эпикур). Классические образцы материалистических учений появляются в XVIII веке. В XX веке главным представителем материалистического направления в философии был диалектический материализм Маркса и Ленина. Материализм является одной из форм натуралистического мировоззрения, и в качестве такового отрицает существование каких-либо внеприродных начал (Бога, абсолютной идеи).

 

Информационное обеспечение

Литература основная.

1.Горелов А.А. Основы философии: учебник для студ. учреждений сред.проф. Образования / А.А. Горелов. – 20-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 320с

 


Дата добавления: 2020-11-27; просмотров: 249; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!