Философия объективного идеализма



Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга

Родился в 1775 г. в Леонберге в семье протестантского пастора, учился в духовной семинарии и Тюбингенском теологическом институте, где изучал философию и богословие вместе с Гегелем. Он тайно читал философские труды Спинозы, Руссо, Шиллера. Под влиянием, философии Канта, порывает с теологией и церковью. В 19 лет, будучи еще студентом, пишет свой первый философский трактат «О возможности формы философии вообще», благодаря которому, получил известность как обновитель немецкой философии после Канта. Был профессором Иенского, Мюнхенского, Берлинского университетов. Умер в 1854 г.

 

Познание у Шеллинга выступает не просто как субъективная способность человека, а как объективная составляющая мира в целом, изначально заложенная в структуру мироздания. Такое суждение, автор логично выводит из философии природы (натурфилософии), то есть истолкование природы, у него исходит из априорных философских принципов, открытых чистым умозрением и развитых путем дедукции в целостную систему миропонимания, а не из эмпирических данных, которые собраны естествознанием. Фактически добытый материал, опытно-экспериментальным способом, вкладывался в философские умозрительные конструкции и только там, мог свидетельствовать их истинность.

Предпосылкой философии природы и системы трансцендентального идеализма является принцип тождества духа и природы. Субъективное и объективное в абсолютном разуме неразличимы. При этом все едино не только в своем основании, но также и во всем конкретном, отдельном, единичном.

Философия тождества духа и природы, Шеллингом доведена до логического конца, под абсолютным разумом он понимает бога, а в познании обращается к поискам истины по ту сторону разума – там, где ее указывает религия. Таким образом идеи Шеллинга, с одной стороны, являются переходной ступенью от субъективного идеализма Фихте к объективному идеализму Гегеля, с другой стороны, - к иррационализму и мистике, чем и был обусловлен разрыв с философией Гегеля.

Шеллинг, философией подчеркивает сверхличный характер исторического прогресса, степень свободы, доступной человеку, ставится в зависимость от “ мировой эпохи”, к которой принадлежит каждый индивид, и от достигнутого обществом познания необходимости. Иными словами, в человеке свобода ограничена, бесконечна свобода только в Боге.

 

Идеалистическая диалектика Георга Вильгельма Фридриха Гегеля

Родился в 1770 г. в Штутгарте в семье высокого чиновника, государственной службы. По окончанию Тюбенгенского теологического института в 1793 г. был домашним учителем, в 1801 г. защитил докторскую диссертацию и стал профессором Иенского университета. Умер Гегель в 1831 г. во время эпидемии холеры и был похоронен по его желанию рядом с могилой Фихте.

Учение Гегеля - высшее достижение диалектики немецкого классического идеализма XVIII – начала XIX века. Его учение отличается широтой и глубиной содержания, важностью поставленных проблем. Гегелем были открыты основные законы диалектики, которые образовывали единую систему. Истоки его диалектики лежат в философии Гераклита, Платона, философии элейцев неоплатоников, Спинозы и Дидро.

Основу философии Гегеля можно представить следующим образом. Весь мир – это огромный исторических процесс. Источником развития, является не природа, а дух, абсолютная идея. Идея у Гегеля - настоящая действительность. Мир, природа – это оттиск, отражение, инобытие абсолютной природы.

Абсолютная идея проходит в своем развитии три периода:

1 - становление и развитие идеи, это ступень логики – безличное, «чистое», то есть непредметное мышление, создающее само из себя систему логических категорий («Наука логики»);

2 - мир природы, идея переходит в свое инобытие, это ступень природы, принимаемой как внешняя материальная оболочка идеи, ее противоположность, на этой ступени появляется человек как часть и завершение природы, который преодолевает в конечном счете материальность природы своей духовной деятельностью. («Философия природы»);

3 – развитие идеи завершается совпадением «мирового разума» с сотворенной им природой и обществом, это ступень духа – собственно история человеческой духовной жизни, в которой продолжается развитие абсолютной идеи, доходящее в итоге до философии, открывающей таинственный источник мирового развития то есть абсолютную идею, которая как бы возвращается в философию к себе самой, познает самое себя. В этом и заключается смысл и цель всех деяний мирового духа, разума – в самопознании («Философия духа»). Следовательно, действительность предстает в философии Гегеля, воплощением духа, разума, всеобщего идеального начала.

 Таким образом, смысл философии Гегеля состоит в раскрытии исторического пути самодвижения «абсолютного разума» как единственной активной, реально существующей силы.

Новизна философии Гегеля заключалась:

в представлении о поступательном, последовательном и закономерном движении мирового духа, а следовательно в аналогичном характере всех его проявлений: природы, истории, науки, религии, самого индивида;

в движении духа, явно выраженной диалектики и разработки на этой основе системы диалектических принципов и категорий:

в последовательном и неуклонном проведении принципа историзма в приложении ко всем мыслимым областям человеческого знания.

Оценивая историческое значение гегелевской философии в мировой культуре человечества, признается тот факт, что его философский авторитет достаточно влиятельный в науках из-за его стиля философствования, именуемый классическим, включающий ряд основополагающих принципов, составляющих предпосылки данного способа мышления. Включающего прежде всего, безграничную веру в разум, как человеческий, так и природный, мировой. Убежденность его в том, что мир в целом устроен достаточно упорядоченно, разумно, что он не враждебен человеку, а наоборот, соразмерен, удобен ему. Принцип рационализма, возникший в философии Нового времени в философии Гегеля, приобрел статус торжествующего рационализма, составляющего суть менталитета восходящей новой эпохи. Гегель оказался прав в предположении, что мировой дух, развиваясь вбирает в себя все значимые достижения духовной жизни ее историзм и рационализм.

 

Учение Шеллинга и Гегеля о том, что материальный мир обязан своим существованием творческой деятельности некоего мирового духа, Людвиг Фейербах объявил переводом религиозного представления о сотворении мира Богом на язык философии.

 


Дата добавления: 2020-11-27; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!