Антропологический материализм Людвига Андреаса Фейербаха
Традицию философии классического типа продолжил Л. Фейербах (1804-1872). Основа его взглядов – материалистическое учение о природе. В противоположность идеализму и религии Фейербах утверждал, что природа есть единственная реальность, а человек – ее высший продукт, выражение и завершение.
Философию Фейербаха определяют как «антропологический материализм» («антропос» - человек, «логос» - учение). “Новая философия, писал Фейербах в работе: «Основные положения философии будущего», - превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и внешний предмет философии, превращая, следовательно антропологию в универсальную науку“.
В человеке и благодаря ему природа ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе. Осуждая идеалистическое толкование мышления как вне природной, божественной сущностью, Фейербах приходит к выводу, что вопрос об отношении мышления к бытию есть вопрос о сущности человека, так как лишь человек мыслит. Следовательно, заключает Фейербах, философия должна быть учением о человеке, то есть антропологией.
Науки, изучающие человека и его деятельность, в особенности физиология, утверждал Фейербах, показывает неразрывную связь мышления с материальными процессами, совершающимися в человеческом организме, с чувственным восприятием внешнего мира. Человек не отделим от природы, следовательно, и духовно не должен противопоставляться природе как возвышающаяся над ней действительность.
|
|
Фейербах отрицает существование не воспринимаемых чувством объектов. Чувственное восприятие это непосредственное по своей природе, может быть и опосредованным, то есть давать косвенные факты того, что мы не видим, не слышим, не осязаем. Оценка чувственного познания и критика идеализма, оторванного от действительности рассудка, не означает, что Фейербах не признает особой познавательной функции теоретического мышления. Задача мышления – собирать, сравнивать, различать, классифицировать чувственные данные, понимать, обнаруживать скрытые моменты содержания изучаемых предметов, явлений.
Критику религии, Фейербах считал основным делом своей жизни, по его мнению, трудности с которыми сталкивается человек отражаются в религии. Бог, писал Фейербах, рождается в человеческих страданиях. Именно поэтому религия обладает реальным жизненным содержанием, а не является просто иллюзией или бессмыслицей. Возникновение религии, он связывал с ранней ступенью человеческой истории, когда у человека еще не могло быть правильного представления об окружающей его природе. Критикуя религию, Фейербах провозглашает необходимость создания новой религии, основой которой должна быть любовь человека к человеку. Таким образом доказывая, что человек – начало середина и конец всякой религии, так как Бог – это совершенный и могущественный человек, считал, что из учения о конкретном человеке можно вывести все основные законы и категории философии, не прибегая к понятиям духа, субстанции. Бога и т.д.
|
|
Мировоззрения Фейербаха завершается учением о нравственности, исходящим из единства и взаимосвязи «Я» и «Ты». Общественные отношения подменяются у него понятиями «рода» и меж индивидуального общения. Стремление к счастью, которое рассматривается как движущая сила человеческой воли, влечет за собой сознание нравственного долга, поскольку «Я» не может ни быть счастливым, и вообще не может существовать без «Ты». Стремление к собственному счастью перерастает рамки эгоизма, оно достижимо только в человеческом единения.
Под влиянием философии Людвига Фейербаха сменил свою позицию на материалистическую, а затем создал свою, своеобразную философию диалектического материализма Карл Маркс.
Марксистская философия
Марксизм представляет собой философское, политическое и экономическое учение, разработанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом с целью преобразования общества и его перехода на более высокую ступень своего развития. Марксизм – это не просто идеология или своеобразный взгляд на мир, это целая научно обоснованная доктрина, которая объясняет развитие общества и возможность перехода на новую модель общественных отношений – коммунизм. Популярность этого учения в современных условиях незначительна, но данное учение фактически предопределило историю всего XX века.
|
|
Основоположники данного учения – немецкие философы Карл Маркс (1813-1883) и его сподвижник Фридрих Энгельс (1820-1895). Данная философия распространяется в Европе с конца 40-х годов XIX века. Первое произведение зрелого марксизма – «Манифест Коммунистической партии», написанный и опубликованный Марксом и Энгельсом в 1848 г. Со времени своего возникновения и по сей день марксизм остается одной из наиболее влиятельных идеологий.
На формирование философских взглядов Маркса значительное влияние оказали: философия Г. Гегеля, особенно его диалектика, и Людвиг Фейербах своим материализмом, гуманизмом и критикой религии.
Главный труд К. Маркса «Капитал» (1-й том опубликован в 1867 г, 2-й и 3-й тома – посмертно, в 1885 и 1894 гг.). Большое значение для популяризации идей марксизма имели работы Ф. Энгельса «Анти-Дюринг» (1875), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886) и др.
|
|
В начале своей философской эволюции К. Маркс испытал сильное влияние философии Гегеля, наиболее значительной идеалистической философской системы начала XIX в. Он примкнул к младогегельянцам, группе молодых философов, стремившихся сделать из философии Гегеля атеистические и революционные выводы. В дальнейшем он подверг критике идеализм Гегеля и разработал свою собственную философскую систему как соединение материализма с диалектикой. Из философского идеализма Гегеля Маркс заимствует диалектику как живое и отбрасывает идеализм как мертвое. В то же время Маркс стремится преодолеть пассивный, созерцательный характер старого материализма. «Философы лишь различным способом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (К. Маркс «Тезисы о Фейербахе»).
Новая философия должна стать действенным инструментом переустройства мира. Марксистская философия исходит из признания материальности мира, объективного характера законов его развития, возможности их познания и активного использования человеком. Развитие природы, общества и познания носит диалектический характер. Это философия диалектического материализма.
Философские построения Маркса основаны на новом представлении о сущности человека. Маркс считает, что отличие человека от животных состоит в том, что животные приспосабливают себя к природе, а человек приспосабливает природу к себе, активно воздействует на нее в процессе труда. Таким образом, сущность человека составляет деятельность, творческий труд по преобразованию природы. Человеческий труд носит социальный характер. Люди могут выживать только коллективно, в социуме. Маркс пишет, что сущность человека «не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей деятельности она есть совокупность общественных отношений» (К. Маркс «Тезисы о Фейербахе»). Но в современном ему обществе Маркс видел человека, не возвышенного творческим трудом, а униженного подневольным, тяжким, механическим трудом. Стимулом к труду для рабочего является не реализация своей творческой сущности, возвышающей его над животным миром, а удовлетворение тех потребностей, которые роднят его с животным миром. Труд позволяет рабочему не умереть с голода. Такое положение человека при капитализме Маркс определяет как отчуждение человеческой сущности. Отчуждение по Марксу – это превращение человеческой деятельности и ее результатов в чуждую и враждебную человеку силу. В основе психологического феномена отчуждения лежит, с точки зрения марксизма, отчуждение в экономической сфере, т. е. вынужденный труд, лишенный своего свободного, радостного, творческого характера, конечный продукт которого присваивается капиталистом. Целью Маркса становится борьба за освобождение труда, за возвращение человеку его подлинной сущности. С этой точки зрения Маркс переосмысливает всю человеческую историю и вырабатывает собственную историческую концепцию – материалистическое понимание истории.
Маркс видел отличие своей философии от предшествующих ей форм материализма в том, что в ней впервые материализм распространяется на область истории. До Маркса философы, дававшие материалистическое истолкование природы, оставались идеалистами там, где речь шла об истории. История объяснялась ими формами правления, религии, деяниями великих людей и сводилась в конечном счете к идеальным побудительным мотивам действовавших в ней субъектов. Маркс задался целью найти в истории объективный материальный фактор, независимый от сознания и воли людей. Он нашел этот материальный фактор в экономической области, обеспечивающий первичные человеческие потребности в сфере производства материальных благ. Основа существования и развития общества – это способ производства материальных благ, он не выбирается каждым человеком, не зависит от его чувств и намерений, т. е. является объективным первичным фактором исторического процесса. Материалистическое понимание истории состоит в признании первичности общественного бытия людей (отношений в сфере материального производства) по отношению к их общественному сознанию (морали, искусству, религии, науке, идеологии и пр.). Способ производства представляет собой совокупность производительных сил общества и соответствующих им производственных отношений, важнейшим из которых является отношение собственности на средства производства.
С точки зрения Маркса, история предстает как процесс развития и смены общественно-экономических формаций. Общественно-экономическая формация – это конкретный исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Маркс различает в формации базис – совокупность производственных отношений, и надстройку – совокупность идеологических отношений, идей, социальных институтов. Базис играет определяющую роль по отношению к надстройке. Надстройка отражает основные особенности общественного базиса. В то же время марксизм признает, что надстройка может оказывать определенное обратное воздействие на базис, ибо идеи, овладевая массами, становятся материальной силой.
Марксизм настаивает, что бессмысленно рассуждать об обществе вообще, надо анализировать конкретные типы общественного устройства, т. е. формации. Классики выделяли в истории человечества пять формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Те формации, в основе которых лежат отношения частной собственности на средства производства, Маркс называет антагонистическими. В них общество расколото на враждебные классы, связанные отношением эксплуатации. Их интересы враждебны, противоречия между ними непримиримы. Движущей силой развития антагонистических формаций является классовая борьба. Переход от одной формации к другой совершается посредством социальных революций. Государство в антагонистических формациях играет роль механизма осуществления господства класса эксплуататоров над классом эксплуатируемых.
Частная собственность на средства производства, эксплуататорские классы, государство не всегда существовали в человеческой истории (их не было в первобытнообщинной формации) и не всегда будут существовать. По мнению Маркса, современный ему капитализм исчерпал свои возможности, и сама логика исторического развития неизбежно ведет к возникновению нового типа общества – коммунистического, основанного на высоком уровне развития производительных сил и на общественной собственности на средства производства. Здесь, вероятно произойдет преодоление отчуждения труда, будет создана возможность для реализации всех творческих потенций человека. В этом, по мнению Маркса, заключается «скачок в царство свободы» через вооруженную революционную борьбу пролетариата и установление победившими рабочими диктатуры пролетариата. На протяжении переходного периода от капитализма к коммунизму государство будет постепенно отмирать.
По мнению Маркса, в классовом обществе философия всегда выражает классовые интересы, т. е. является идеологией. Маркс сознательно строит свою философию как идеологию освободительной борьбы пролетариата. Гуманистическая по своим устремлениям, эта философия всегда находила себе множество сторонников. Однако практика XX в. показала, что исторический прогноз Маркса пока не «работает» в современном мире.
Дата добавления: 2020-11-27; просмотров: 323; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!