Философия Иоганна Готлиба Фихте



Лекция 6. Немецкая классическая философия

Немецкая классическая философия охватывает относительно не большой этап развития в истории философии, начало отсчитывают с начала научной деятельности Иммануила Кант, когда он в 1755 г. приступил к чтению лекций в Кенигсбергском университете (сейчас Калининград) и завершается эпоха немецкой классической философии  с кончиной Георга Вильгельма Фридриха  Гегеля.

Принципиально новым этапом в развитии философии, стало творчество классиков немецкого идеализма – Иммануил Кант был дуалистом, Иоганн Фихте -субъективным идеалистом, Фридрих Шеллинг и Георг Гегель были  представителями философии объективного идеализма, данная философия не представляла собой единого направления, однако указанных представителей немецкой философии от Канта до Гегеля объединяет идея преемственности в исследовании форм всеобщности и проблемы познания.

Немецкий классический идеализм выдвинул в качестве основной философской проблемы проблему диалектического тождества мышления и бытия, исследуя с этой точки зрения отношение субъекта и объекта, теоретические формы мышления. Представители данной философии создали диалектику – революционного учения о развитии, внесли большой вклад в разработку нравственных проблем, особенно проблемы свободы человека.

 

Философия Иммануила Канта

Иммануил Кант (1724-1804) – основопо­ложник немецкой классической философии. Родился в семье ремесленника, прожил всю жизнь в Кенигсберге, окончил университет в 1745, стал доцентом в 1755 г., а затем профессором в 1770.

В философии Канта выделяют два этапа – «докритический» и «крити­ческий».

Докритический этап продолжался до начала 70-х гг. В это время он разрабатывает гипотезу об образовании планетарной системы из первоначаль­ной «туманности». Эта гипотеза изложена в книге Канта «Всеобщая есте­ственная история и теория неба» (1755). В этой работе Кант разрабатывал гипотезу, согласно которой Солнечная система возникла из огромного облака разряженных в пространстве частиц материи и развилась до своего нынешнего устройства в соответствии с законами, открытыми И. Ньютоном. В исследованиях по проблемам антропологии Кант выдвинул идею естественной истории человеческих рас.

 До 70-х годов, Кант еще уверен в возможности умоз­рительного (то есть без обращения к опытным данным) познания вещей, как они существуют сами по себе. С 70-х годов Кант обращается к исследованию форм познания, источников и границ познавательной способности. Здесь он пытается доказать, что вещи сами по себе ( их Кант называет “вещами в себе” непознаваемы, человек , пишет Кант познает лишь явления или тот способ, каким “вещи в себе” воздействуют на нас. Учение, сложившееся в этот период, было учением агностицизма, сам Кант называл его “критикой разума” и в последствии период развития философских взглядов Канта после 70 – х годов стало называться “критическим”.

Критический этап: это, когда Кант переходит от изучения вещей самих по себе к исследованию познавательной деятельности человека, установлению законов человеческого разума. Место онтологии (учения о бытии) занимает гносеология (учение о познании). Свой метод Кант называет критическим, так как считает необходимым прежде всего провести критический анализ наших познавательных способностей, чтобы выявить их границы и возможности. Три основных произведения Канта:

«Критика чистого разума» (1781).

«Критика практического разума» (1788).

«Критика способности суждения» (1791).

В первой работе, автор излагает свое учение о познании, во второй – этику, в третьей – эстетику и учение о целесообразности в природе.

Основа “критической” философии Канта составляет учение о “вещах в себе” и “явлениях”. Согласно его мнению, существует независящий от нашего сознания мир вещей, которые он называет “вещами в себе”. Процесс познания начинается с того, что эти вещи воздействуют на наши органы чувств и вызывают ощущения. В этом суждении он выступает как материалист. Однако знанию доступны только явления, а “вещи в себе” (сущность) непознаваема (трансцендентна, по Канту, то есть лежит по ту сторону всякого возможного для нас опыта). В этом суть агностицизма И Канта. На этих суждениях стоят практически все выводы о содержании и сложностях познавательного процесса. Основная проблема в философии Канта, заключается в том, что познавательные возможности человека ограничены, а если это так, то как возможно получить достоверное знание? Кант считает, что источником такого знания являются независимые от опыта и предшествующие опыту (априорные) формы нравственности и рассудка.

Таким образом, главный вопрос, на который хочет ответить Кант в своем учении, это вопрос о том, что такое человек. А для этого надо, по его мнению, определить, что человек мо­жет знать, как он должен поступать и на что он может надеяться.

Вопрос о том, что человек может знать, заставляет Канта искать то, что придает нашему знанию всеобщий и необходимый характер. Источником все­общего и необходимого знания в науке (математике, естествознании) не может быть ни опыт (как думают эмпирики), ни разум (как считают рационалисты). Источником такого знания, как полагает Кант, являются независимые от опыта предшествующие ему априорные (т. е. доопытные) формы чувственности и рассудка. Всеобщность и безусловность привносит в знание ум познающего субъекта. Научное познание возможно, как синтез чувственности и рассудка. Ведь ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты, говорит Кант. Наука возможна там, где осуществляется синтез чувственного опыта с априорными формами чувственности и рассудка, придающими знанию всеобщий и безусловный характер. Математика как наука возможна благодаря априорным формам чувственности – пространству и времени. Естествознание, возможно благодаря априорным формам рассудка – категориям.

Человек может знать мир только в пределах своего непосредственного чувственного опыта, т. е. «вещи для нас», явления, феномены. То, что выходит за границы человеческого опыта («вещь в себе», ноумен) остается непоз­наваемым для человека. Таковы мир в целом, происхождение мира и человека, существование бога, бессмертие души, вопрос о свободе человека и многие другие, очень важные для человека проблемы.

Но в человеческом разуме заложено стремление к созданию целостной картины мира; он не может оставаться в предписанных ему границах «вещей для нас» и неизбежно впадает в противоречия. Разум образует идеи, т. е. по­нятия о безусловной целостности или единстве обусловленных явлений. Та­ковыми являются:

• идеи души – безусловной целостности всех психических явлений; идея мира в целом – безусловной целостности бесконечного ряда причинно обусловленных явлений;

• идея бога – безусловной причины всех обусловленных явлений.

Образуя идеи, разум незаконно посягает на то, что выходит за пределы

человеческого опыта.

Такое знание не может быть научным, Кант объявляет психологию, космологию и теологию, основанные на идеях души, мира в целом и бога, лженауками. Он утверждает, что бог, бессмертие души, свобода человека являются не истинами науки, а постулатами (требованиями) нравственного сознания.

Кант о возможностях и границах познания.

 Задача философии Канта, им сформулированная, определение границ достоверного познания. Кант ставит вопрос о возможности познания предметов метафизики с ее учением о душе, боге и идеей мира. Кант приходит к отрицательному выводу о возможности метафизики как «науки». В своих работах он исходит из того, что возможности познания определяются прежде всего особенностями восприятия внешнего мира, а не внешним миром как таковым. Есть разные объекты познания, которым соответствуют различные типы познавательной деятельности. Кант различает: а) не зависящий от наших ощущений и мышления мир – мир «вещей в себе». Для теоретического познания мир вещей в себе закрыт. б) мир феноменов, явлений, мир чувственных предметов, мыслимых рассудком.

В нашем знании всегда присутствуют априорные (знание, предшествующее опыту и независимое от него. Оно оформляет чувственность) и апостериорные элементы (знание, получаемое из опыта).

Априорная основа познания имеет двойственный характер: категории или «интеллектуальные синтезы»; время и пространство, как априорные формы чувственности. Главную роль при преобразовании чувственного опыта в эмпирический опыт играет рассуждение. Кант отмечает, что всякое познание начинается с опыта, то есть с воздействия предметов внешнего мира на органы чувств человека. Однако отсюда не следует, что оно целиком из него происходит. Опыт не может быть основой всеобщих истин. Размышления заводят разум в тупик, порождаю неразрешимые противоречия, а, следовательно, космология, теология и психология – догматические лженауки.

Проблема бога – это не проблема рационального знания, это проблема веры. Вопрос, как возможна наука, по Канту, разрешим лишь в связи с вопросом, как возможен опыт.

Сущность понятия «априорное знание». Одно из центральных понятий, которое рассматривается в философии Канта, – понятие априорного. Для того, чтобы понять «Критику чистого разума», необходимо охарактеризовать следующие понятия:

1) Априорный от a priori (лат.) – внеопытный, доопытный. Знание, предшествующее опыту и независящее от него.

2) Апостериорный от a posteriory (лат.) – опытный, основанный на опыте. Знание, полученное из опыта.

3) Трансцендентальный (trascendo – переходить, переступать) – относящееся к возможности всеобщего, необходимого содержания нашей мысли; к сфере априорного.

4) Трансцендентный – находящийся вне сферы Трансцендентального; то, что находится за границей возможного опыта.

Априоризм Канта отличается от идеалистического учения о врожденных идеях. Во-первых, тем, что доопытными у него являются только формы знания, содержание целиком поступает из опыта. Во-вторых, сами доопытные формы не являются врожденными, а имеют свою историю. Реальный смысл кантовского априоризма состоит в том, что индивид, приступающий к познанию, располагает определенными сложившимися до него формами познания. «Априорное знание — это формально-логическая компонента знания, придающая ему особую форму и способ организации, воплощающиеся в его всеобщности и необходимости, или общезначимости».

Есть некоторая совокупность человеческих знаний, которые имеют всеобщий и необходимый характер. Они образуют законы, принципы и постулаты. Такие знания являются целью и главной задачей человеческого познания. При этом всеобщие и необходимые постулаты отличаются от тех знаний, которые тоже могут быть сформулированы в форме всеобщих суждений (начинаются со слов «все» или «вся»), но на самом деле только претендуют на всеобщность и являются эмпирическими знаниями. Эмпирическое знание по внешней форме выглядит всеобщим, но в принципе не является ни всеобщим, ни необходимым. Таковы многие знания, основанные на опыте, считает Кант.

Философия Иоганна Готлиба Фихте

Осуществленный Кантом «коперниканский переворот» в гносеологии был подхвачен классиком субъективного идеализма – Иоганном Фихте (1762-1814).

В 1794 – 1795 гг. Фихте издает главный труд – «Основа общего наукоучения», в котором показал, что именно философия должна стать фундаментом всех наук, «учение о науке». Фихте не устраивает кантовский дуализм «вещь в себе» и явлений, природы и свободы и стремился создать внутренне единую систему знания, которая исходила бы из единого “самодостоверного основоположения”.

Фикте как и Кант, исследует проблемы познавательной деятельности, деятельности мыслящего субъекта и как Кант исходит из положения, что в соотношении между теоретическим и “практическим” разумом первенство принадлежит разуму.

Предпосылкой “практической“ философии Фихте было убеждение в том, что принципы морали должны опираться на теоретические основы, связанные в строго научную систему. В главном произведении - «Наукоучение», автор доказывает, что познание основывается на субъективно-идеалистической теории бытия. Фихте критикует кантовское положение о непознаваемости “вещи в себе “ (которая если следовать Канту, существует вне сознания). Первичная всеобъемлющая, реальность – это, по утверждению Фихте, абсолютное “ Я”. Иными словами, бытие – это мышление, его деятельность, которую исследует субъект.

Субъективный идеализм Фихте заключается в том, что свое учение он начинает с анализа непосредственно данного факта – с интуиции деятельного субъекта или “ Я“, которое включает в себя все, что может быть мыслимо. Кроме исходного “Я‘ предполагается существование и “не-Я“, то есть субъект предполагает существование объекта.  “Не-Я “ действует на “Я” и в каком-то смысле определяет его деятельность.

Если у Канта “вещь в себе “ лежит за пределами границы сознания, то у Фихте “не-Я” не может существовать в качестве независимого от сознания объекта.

Оно (“не-Я“) – является необходимым продуктом особой деятельности сознания. Деятельность эта такова, что когда она совершается, то у человека нет знания о ней, Следовательно обычное мышление ничего не знает о ее существовании и принимает ее продукты за вещи, которые будто бы существуют сами по себе, независимо от сознания.

Философское мышление преодолевает эту иллюзию обыденного, нерефлексивного мышления и поясняет, как устраняется противоположность между “Я” и  “не-Я “, между субъектом и объектом, безусловном “Я‘, которое действует и в то же время созерцает собственную деятельность как единство субъекта и объекта путем интеллектуальной интуиции. Только тогда, мы начинаем рассматривать мысль как начало деятельное, практическое, у человека появляется, возникает возможность устранить противоположность субъекта и объекта.

Философия Фихте – предельно умозрительная, абстрактная, но тем не менее пользовалась популярностью в Германии в начале XIX века, так как соответствовала “духу времени”.

Настойчивая проповедь служения интересам общества, свободе народа сочетается в философии Фихте с явно выраженным индивидуализмом. «Мысли самого себя», «будь самим собой», «будь тождественным себе», а следовательно, - свободным, разумным, бесконечным в развертывании своих возможностей – таков призыв оригинальной философии – Фихте.


Дата добавления: 2020-11-27; просмотров: 208; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!