Соотношение понятий «культура» и «цивилизация»



    Понятия «культура» и «цивилизация» имеют разный исторический масштаб: культура сопровождает всю историю существования человеческого рода, начиная с зарождения человеческого сознания; «цивилизация» определяет особое состояние культуры, характерное для ее развития на протяжении нескольких последних тысячелетий.

Многозначность понятия «цивилизация»

              Слово «цивилизация» происходит от лат. civitas, что означает «государство, сосредоточенное в городе», и «civilis», характеризующего «гражданина» как «городского жителя»

Культура Цивилизация
Культура - совокупность духовных возможностей человеческого общества на той или иной ступени развития. Цивилизация - совокупность условий, необходимых для осуществления этих возможностей.  
Культура задает смыслы и цели общественного и личностного бытия.   Цивилизация обеспечивает формы социальной организации, технические средства, регламент человеческого поведения.
В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь.   Цивилизация превращает идеальные планы культуры в реальные программы, в выполнение которых вовлекаются массы людей.
Культура есть явление индивидуальное и неповторимое. Цивилизация есть явление общее и повсюду повторяющееся.
Культура имеет душу Цивилизация же имеет методы и орудия.

 

Цивилизация определяет место и роль всякого человека в культуре, устанавливает правила человеческого общежития, в которых находят более или менее адекватное выражение цели и идеалы культуры.

Тема 2. Культурогенез. Первичная культура

Под первобытным обществом обычно понимают длительный период истории человечества от возникновения первого человека (порядка двух миллионов лет назад) и до возникновения первых цивилизаций, связанных уже с государственным устройством (3-2 тыс. до н. э.). Этот период характеризуют следующими особенностями:

-происходил антропогенез - биологическая эволюция человека, завершившаяся возникновением вида «человек разумный»,

-шло формирование мышления (или интеллекта) человека, его речи,

-человечество распространилось по всем континентам; происходит переход от присваивающих к производящим

формам хозяйствования (от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству);

- наряду с антропогенезом происходит формирование общественных форм жизни в виде родовой, а затем родоплеменной организации;

-складываются первые мировоззренческие представления, ранние формы религиозных представлений, мифологических

систем.

В ряду этих важнейших процессов, заложивших фундамент

истории человечества, стоит и возникновение культуры как специфической сферы человеческого общества.

Первобытную историю человечества принято делить на периоды на основе различного материала и техники изготовления орудий: -каменный век (который в свою очередь подразделяется на палеолит, мезолит и неолит) — с момента появления человека (порядка двух млн. лет до н. э.) и приблизительно до II тыс. до н. э.; -бронзовый век — II тыс. до н. э.;

-век железа — 1 тыс. до н. э.

Эпоха ПАЛЕОЛИТА (древний каменный век) — начальный и самый длительный период в история человечества — от 2 млн. лет до н. э. до 10 тыс, до н. э. На протяжении 1,5 млн. лет предки современного человека все более и более отделялись и отдалялись от животного мира: труд по изготовлению оружия и орудий, выпрямление осанки, изменение походки, высвобождение рук для деятельности, общие согласованные действия, требовавшие какой-то сигнальной системы, мясная пища, развитие интеллекта-все это совершенствовало древних людей.

Ранний человек был медленнее и слабее, чем крупные хищники, не имел такого естественного оружия, как клыки, когти. Человек научился компенсировать эти недостатки, используя куски камня, кости, дерева. Со временем эти орудия дали человеку беспрецедентную власть над окружающей его средой. Мастера раннего палеолита научились создавать острые орудия, сильно ударяя камнем о камень. Выбирались самые твердые горные породы; чаще всего использовался кремень. Самая древняя из найденных на Земле стоянок ранних людей - находится в знаменитом Олдавайском ущелье в Танзании (раскопки Льюиса и Мери Лики) и характеризуется скоплением камней и костей животных, датируют ее возраст в 2 млн. лет. Около 1,5 млн. лет назад появляется своеобразный тип каменных орудий - так называемое ручное рубило. Острые кромки камня были образованы путем скалывания отщепов с обеих сторон.

Примерно 200 тыс. лет назад начинается великое оледенение. Человек оказался в очень жестких природных условиях, которым уже был в состоянии противостоять. Но самым знаменательным достижением было овладение огнем около 300-200 тыс. лет тому назад. Первоначально люди могли только поддерживать огонь. Например, на одной из стоянок древних людей в Китае раскопан слой пепла глубиной 6 м. Одним из источников огня вначале могли быть загоревшиеся во время грозы деревья. Недаром у многих народов сохранились легенды о герое, похитившем небесный огонь (например, греческий миф о Прометее).

    Сложная охота стала дополнением к простому собирательству. Появляется оседлость охотников, подолгу живущих на одном месте. Охотились на бизонов, пещерных медведей, быков, мамонтов, шерстистых носорогов.

       Самые существенные изменения относятся к последней стадии палеолита (так называемому, верхнему палеолиту— 35-10 тыс. лет до н. э.). К этому времени сформировался современный антропологический тип человека - «человек разумный» - кроманьонцы- (по названию находок в гроте Кро Маньон во Франции). В некоторых древнейших скелетах прослеживается уже сходство с той или иной современной расой (европеоиды, монголоиды, негроиды). Человек осваивает все континенты, за исключением Антарктиды. В изготовлении каменных орудий появляются новшества: от каменной заготовки нуклеуса, научились откалывать узкие каменные отщепы-лезвия. Появилась специализация орудий — ножи, скребки, пилы, наконечники. Например, для изготовления каменного ножа наносилось более 250 ударов.

       Человек уже жил не только в созданных природой убежищах, широко распространены искусственные жилища: то вырытые в земле и накрытые сверху костями мамонта и шкурами, то целиком построенные из гигантских бивней мамонта с очагом в центре. Встречаются длинные, овальные жилища с многими очагами. Исследования жилищ позволяют высказывать гипотезы о социальном строе верхнего палеолита. Основной ячейкой, очевидно, являлась небольшая родовая община, насчитывающая около сотни людей. О сплоченности родового коллектива говорит сложная загонная охота, которую вели люди. Охотники научились загонять животных в те места, где их было легко забить. Под скалой около Солютре во Франции найдены скелеты 10 тыс. диких лошадей. Подобное костище найдено в Донецкой области, близ Амвросиевки.

       Верхний палеолит знаменателен тем, что это время рождения искусства. Рождение искусства было огромным прогрессом в познавательной деятельности людей, укрепляло социальные связи, помогало формированию первобытной общины становилось средством передачи опыта. Круг произведений достаточно широк: гравюры животных и людей сделанные на небольших кусочках камня, костей, слоновой кости, глины, каменные скульптуры, рельефы, рисунки.

       Пещеры Франции (Самые знаменитые - Ляско, Фон-де Гом) и Испании (Альтамира) сохранили всемирно известные красочные изображения палеолитического времени. Древние художники, очевидно работали при свете горящих поленьев или светильников с фитилями из мха. Краска наносилась примитивными кистями (клок шерсти, пучок травы) или рукой. Пользовались сажей, минеральными красками. Охру (окись марганца) находили вначале в натуральном виде, а позже стали приготовлять, пережигая железную руду. Краски растирались на животном жире, смешивались с медом и соком растений.

Первым стремлением изобразить что-то исследователи считают зигзагообразные полосы на наносном слое глины на стенах пещер. К такого рода попыткам можно отнести отпечатки рук. Первые изображения животных очень несовершенны. Со временем расширяется и углубляется образное познание окружающего мира, особенно представления о животных, которые становятся основной темой творчества. Фигуры животного рисуются уверенной линией, передаются правильные пропорции. Появляется штриховка, заливка отдельных частей, применение разных цветов, что помогает передаче объема. Шедевры пещерной живописи из Альтамиры, Ляско, Фон-де-Гом передают животных почти в натуральную величину с поразительной жизненной убедительностью.

       Возможно, изобразительное искусство палеолита было связано с определенными магическими обрядами. К этому же времени относится возникновение первых религиозных представлений. Этнография знает примеры, когда заклинания и пляски вокруг нарисованных животных считаются средством обеспечения успешной охоты. Широко известно изображение, так называемого, «Колдуна» из пещеры «Трех братьев» во Франции — полуоленя, получеловека.

    Круглая скульптура широко представлена женскими статуэтками небольшого размета. Их очень часто находят на палеолитических стоянках. Они выполнены всегда по одному общему принципу: конечности едва намечены, черты лица не обозначены, но зато резко подчеркнуты признаки женщины- матери. Такие статуэтки образно называют «палеолитическими Венерами». Ученые связывают их с культом женщины в материнской родовой общине (общине, в которой счет родства велся по материнской линии) МЕЗОЛИТ- (10-6тыс до н.э.) является ярким доказательством сильного влияния географической среды на жизнь и эволюцию человечества. Заканчивается ледниковый период:

теплеет климат, обновляется растительность появляются реки, меняется фауна. Стали ненужными большие общинные объединения, их сменяют небольшие коллективы охотников. К этому времени относится замечательное изобретение — лук и стрелы. Обилие водных пространств привело к широкому распространению рыболовства. Возрождается собирательство, особенно диких злаков. Как материал для изготовления орудий широко используется кость. Появилась новая, более эффективная техника обработка камня: изготовление микролитов- кремниевых пластин-вкладышей . Вероятно, в мезолите люди ознакомились с плаванием на бревнах и плотах.

       На определенном этапе развития началось преобразование жизни человечества, связанное с переходом от присваивающих форм хозяйства к производящим, другими словами от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию и скотоводству. Этот процесс называют «неолетической революцией». Последний этап каменного века — НЕОЛИТ (охватывает примерно 6-2 тыс. до н. э.), но на этом этапе развития уже нет ни хронологического, ни культурного единообразия. В разных географических зонах развитие пошло разными темпами и разными путями. В так называемом, плодородном полумесяце (Египет. Юго- Западная Азия, побережье Персидского залива) развитие шло ускоренными темпами. На Севере же, наоборот, племена долго оставались на прежнем уровне развития.

       Для неолита характерно появление сверления и полировки при обработке камня, изобретение ткацкого станка, умение лепить посуду из глины.

       На художественно оформленных предметах начинают появляться абстрактные мотивы, складывающиеся в законченный орнамент. Фигуры животных, птиц и человека, встречающиеся например, в украшениях сосудов, стилизуются, превращаясь также в символический знак, разгадать значение которого бывает нелегко.

       Одной из особенностей жизни и творчества людей неолита было стремление так или иначе украсить все предметы, находящиеся в его распоряжении: орнаментом покрывалась керамика, деревянную утварь украшали резьбой по раскрашенным глиняным статуэткам можно судить, какими были ткани. Себя человек украшал бусами, браслетами, кольцами, раскраской тела.

       Самым распространенным видом творчества была художественная керамика разнообразная по формам, типам орнамента. При этом видны и общие мотивы. При украшении сосуда человек имел дело с заданной формой, определенным размером. Мастер приходил к мысли сперва расчленить поверхность на определенные участки, прежде всего горизонтальные полосы, а затем в их пределах размещать изображения. Построчное размещение орнамента появилось сразу за изобретением гончарного круга, — результат поисков простой и правильной композиции, к которой пришли люди в разных местах земного шара.

       Широкое распространение в некоторых культурах получили в это время иероглифы — наскальные изображения, выполненные чаще всего ударной техникой, реже - красками.

       Примерно в 4-3 тыс, до н. э. люди начали использовать для изготовления украшений, орудий первый металл —медь. Вначале они ковали вхолодную из чистой меди, а затем начали извлекать медь из руды путем плавки. Появлению плавильной печи вероятно, предшествовало строительство печей для обжига изделий. Однако, медь уступает камню в прочности и поэтому вытеснить его не могла. Многие ученые выделяют отдельный период ЭНЕОЛИТ, или медно-каменный век. По формам жизни, типу хозяйства у него много общего с неолитом. Энеолитической является очень яркая трипольская археологическая культура в Восточной Европе, включая территорию современной Украины.

       Металл начинает играть в жизни человека все более значительную роль, принципиальные изменения наступают с изобретением бронзы (сплав олова и меди) и ее широким распространением, что и дало название следующей эпохе — эпоха бронзы (II тыс, до н. э.). Улучшилась обработка земли. Это способствовало дальнейшему совершенствованию производства, добыча и обработка металла требовала большого мастерства и специализации. Поэтому литейное дело, как и гончарное, а позже ткацкое становятся самостоятельными отраслями.

       Пользуясь достижениями новой эпохи, люди получили возможность вести хозяйство одной семьей, в распоряжении которой оставались все излишки произведенного. Так зарождается частная собственность, приведшая к имущественной дифференциации.

       С изобретением нового материала — бронзы — значительно расширился обмен и контакты между отдельными районами. Начались военные столкновения за овладение скотом, металлом. Появились военные руководители, возник культ вождя. Особое отношение к вождю как к Герою сохраняется после его смерти. Именно в эпоху металла появляются и входят обычай крупные заупокойные сооружения - курганы. Размеры курганов количество и качество положенных в них вещей говорят об особом положении в обществе захороненного, о его имущественном превосходстве. Множество курганов эпохи бронзы изучено на территории Донецкой области.

       Одним из основных видов творчества становится художественная обработка металлов. Довольно быстро человек овладел всеми видами техники: ковка, литье, чеканка и гравировка по металлу. В большом количестве начинают изготавливаться металлические украшения браслеты кольца, серьги.

       В орнаментах, мелкой пластике, украшениях предметов практического назначения одно из главных мест продолжает занимать животный мир: изображения зверей или их отдельных частей. Складывается направление в декоративно-прикладном искусстве, получившее название «звериный стиль».

       Важным и принципиально новым явлением, характеризующим почти повсеместно поздний неолит и эпоху бронзы, была мегалитическая архитектура (мегалит — большой камень). Она свидетельствует и о возросших технических возможностях людей, и о новых эстетических, и идеологических потребностях.

       Последний этап развития первобытнообщинного строя связан с появлением железа в начале 1 тыс. до, н.э.

       Новым в развитии искусства можно считать появление специализации, выделяются художники, певцы, сказители. Ведущим видом творчества продолжает оставаться прикладное искусство. Скифская культура — это культура огромного мира кочевых, полукочевых и земледельческих племен, живших в 1 тыс. до и. э. в Северном Причерноморье, на Кубани и на Алтае. Скифы оставили после себя большое количество могильников и городищ. Умея хорошо обрабатывать почву, скифы-земледельцы получали значительное количество пшеницы, которая со временем вытеснила на греческом рынке египетскую. Особо ценились греками скифские лошади. Греки ввозили в Скифию вино, керамику, ювелирные изделия. Торговля шла через греческие колонии.

Скифы возводили значительных размеров курганные насыпи, иногда завершая их каменными скульптурами. О художественных возможностях скифов можно судить по прикладному искусству, памятники которого в большем количестве найдены в захоронениях: украшения, парадное оружие, конская упряжь, парадная посуда. Главным мотивом украшения этих предметов были изображения животных: оленя, лося, медведя, лошади, птиц рыб.

Скифский звериный стиль имеет свои отличительные особенности, одна из которых - объединение реализма - изображения животных и декоративных мотивов. У скифов была самобытная техника строительства оборонительных сооружений: на глине и растворе из рваного камня строились две параллельные стены, а пространство между ними заполнялось щебнем, для прочности стены шли с небольшим наклоном. Через главные ворота можно было попасть на обширную вымощенную камнем площадь. Под вымосткой найдено большое количество зерновых ям, где, вероятно, хранился государственный запас зерна. На другой площади найдены останки большого сооружения с портиками. За пределами города открыты погребальные склепы, высеченные в скале.


 


Дата добавления: 2020-11-27; просмотров: 158; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!