Особое место среди локальных культур занимают этнические или национальные культуры, создаваемые отдельными племенами, народами, нациями.



Введение в культурологию

План.

1 Культурология как наука, предмет и задачи

2. Понятие «культура», формы существования культуры

3. Функции культуры, ее классификация

4. Категории и понятия культурологи

КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

    Культурология - это область гуманитарного знания, охватывающая проблемы сущности и закономерностей функционирования и развития культуры.

Впервые термин «культурология» (от лат. cultura и греч. logos) был введен американским исследователем Л. Уайтом (1900–75 гг.) в книге «Наука о культуре» (1949 г.).

Цель, предмет и основные задачи культурологии

Цель культурологического исследования - понимание как своей, так и иной культуры.

Предмет - содержание общественной жизни:

1. различные культурсодержащие процессы и явления, связанные с отношениями в обществе;

2. сущность, структура, закономерности функционирования и развития культурного процесса человечества;

3. специфика локальных и региональных культур, их историческая типология, взаимосвязь и взаимозависимость культур различных эпох и народов;

4. особенности современных цивилизаций, основные тенденции ее развития.

Основные задачи культурологии:

• анализ культуры как системы культурных феноменов;

• исследование ментального содержания культуры;

• выявление типов связей между элементами культуры;

• исследование типологии культур и культурных единиц;

• разрешение проблем социокультурной динамики;

• исследование культурных кодов и коммуникаций.

 

Междисциплинарный характер культурологии:

Культурология возникла как интегративная отрасль научного знания на пересечении таких наук, как философия, история, социология, антропология, этнография, искусствоведение, психология.

    Смежные науки – это необходимый фундамент культурологии, так как культурология изучает все многообразие социокультурных изменений в современном и древнем обществах.

Структура культурологии

    Культурология исследует культуру как исторически развивающееся многогранное общественное явление, выражающее способ жизни человека, его родовую специфику и предназначение. 

В структуру культурологии входят:

• философия и теория культуры;

• история культурологических учений;

• история мировой и отечественной культуры;

• социология культуры;

• культурная антропология;

• прикладная культурология.

Основными компонентами предмета культурологи являются:

1. онтология культуры – многообразие ее определений и ракурсов познания, социальных функций и параметров;

2.гносеология культуры – основания культурологического знания и его место в системе наук, внутренняя структура и методология;

3.морфология культуры, формирование структуры культурного пространства, - раздел культурологии, имеющий своим предметом изучение типичных форм культуры, характеризующих ее внутреннее «строение» как целостность.

4. анализ форм социальной организации, регуляции и коммуникации, познания, кумуляции и трансляции социального опыта;

5. культурная семантика: представления о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры, механизмах культурной коммуникации;

6.антропология культуры: представления о личностных параметрах культуры, о человеке как «производителе» и «потребителе» культуры;

7. социология культуры - представления о социальной стратифицированности и пространственно-временной дифференцированности культуры, о культуре как системе «правил игры» и технологий социального взаимодействия;

8.социальная динамика культуры - представления об основных типах социокультурных процессов, генезисе и изменчивости культурных феноменов и систем;

9.историческая динамика культуры - представления об эволюции форм социокультурной организации;

10.прикладные аспекты культурологии: представления о культурной политике, функциях культурных институтов. 

    Основной категорией культурологии является понятие «культура». Его определения разнообразны - от простого противопоставления природе до дефиниции культуры как исторически определенного уровня развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженного в типах организации жизни и деятельности людей. Культура трактуется и как способ духовного освоения действительности на основе системы ценностей, и как развертывание творческой деятельности человека, направленной на поиск смысла бытия. 

 

ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ

    Культура (от лат. colere-cultura - возделывание, обработка) – это понятие, охватывающее всю творческую созидательную деятельность человека; совокупность умений, совершенств ее обеспечивающих; результат этой деятельности, взятый как в своем высшем проявлении - искусство, так и включающее все, что создано руками человека, всю «вторую природу».

    Культуру можно представить в единстве трех ее непрерывно связанных аспектов: способов социокультурной деятельности человека, результатов этой деятельности, степени развития личности.

    Специфичность культуры состоит в том, что она характеризует только существование человека. Человек является единственным существом, культурным в родовом и индивидуальном смыслах. Другие творения природы, какими бы высокоразвитыми они ни были, не могут быть охарактеризованы как культурные.

    Процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа называется антропосоциогенез.

    Процесс возникновения и развития культуры называется культурогенез.

    «Культура» в современном социогуманитарном знании – открытая категория. В самом широком смысле культура понимается как оппозиция природе. Природа и Культура соотносятся как «естественное» и «искусственное». В современной культурологии культура предстает как нечто отличное от природы, передающееся по традиции средствами языка и символов, практического изучения и прямого подражательства, а не биологического наследования.

    Еще одно важнейшее свойство культуры заключается в том, что именно она является универсальным основанием для самоидентификации общества и человека, осознания коллективом и его членами своей индивидуальности, маркирования себя, различения «своих» и «чужих».

    Культура усваивается личностью в процессе социализации и представляет собой совокупность общепринятых образцов поведения, мышления и мироощущения, а также индивидуально значимых действий.

    Важнейшим признаком культуры является ее всепроникающий характер, непременное включение во все сферы жизни общества и личности.

    В ХХ в. стало совершенно очевидным, что культура, во всех своих масштабных модификациях – от культуры личности до культуры человечества, включая культуру нации, сословия, страны, города, семьи,- является целостным и самоорганизованным образованием, т.е. системой, причем системой функционально и исторически развивающейся в силу связей с природой и обществом.

Формы культуры

    Культура представляет собой сложную системную ценность, каждый элемент которой обладает своей неповторимостью и в то же время вступает со всеми другими элементами в многообразные отношения и связи. С точки зрения деятельностной концепции формальная структура культуры может быть представлена единством духовной и материальной культур.

    Каждый из этих видов обладает своими особенностями и в свою очередь делится на определенные подвиды, обладающие своей спецификой, связанные с формой их бытия, сосуществующих между собой и в то же время несущие в себе все качественные характеристики целого.

1. Материальная культура – это предметный вид культуры, включающий в себя все, что произведено человеком в процессе материального производства (это орудия труда, здания, сооружения, оборудование и т.д.)

2. Духовная культура - это сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. 

    Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности; совокупность нематериальных элементов культуры: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык (познавательная и интеллектуальная культура; культура речи; мораль; искусство; религия; наука; философия; образование).

    Отдельные виды культуры нельзя отнести только к материальной или к духовной. Они представляют собой «вертикальное» сочетание культуры, «пронизывая» всю ее систему. К материально-духовным видам культуры относятся: экономическая культура; политическая культура; правовая культура; экологическая культура; эстетическая культура.

    В рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как мировая и национальная культура, классовая, городская и сельская, профессиональная и др.

    Материальная, и духовная культуры не существуют независимо друг от друга. Они проникают друг в друга и взаимодействуют. Эти две стороны и составляют особенности, отличительные черты любой культуры.

    Материальная культура имеет тенденцию физического и морального старения, поскольку совершенствование техники и производства в целом постоянно вытесняет то, что было создано обществом, находящимся на прежнем уровне знаний о мире и технической вооруженности.

    Духовная культура обладает особой формой долговечности: ее истинные ценности не подвержены моральному старению и могут различно восприниматься современниками, сохраняя свою ценность именно в качестве явлений культуры.

    Любой вид культуры представляет собой надприродную деятельность людей и общества в целом, результаты которой закрепляются на всех уровнях культуры – от высокого до маргинального, и создает свою особую систему ценностей и норм, знаковые системы как особую область значений и смысла.

Формы и разновидности культуры различны. По степени распространённости принято делить культуру на мировуюи национальную. Кроме того, у каждой демографической, социальной, профессиональной группы может выделяться собственная культура (ее называют субкультурой). Это, например, городская субкультура, молодежная субкультура и т.д. Если ценности субкультуры вступают в противоречие с ценностями общества, она превращается в контркультуру. Типичный пример – культура хиппи, которая отрицала собственность, институт брака, политические структуры и социальную дифференциацию, моральные нормы общества и т.д.

Типы культуры

Тип - это идеальная, абстрактная конструкция, которая в обобщённом, схематизированном виде выражает некоторые существенные («типичные») черты культур, отвлекаясь от их специфических особенностей. Однако каждая культура уникальна, и отнести её к какому-то типу удаётся лишь с какими-то упрощениями и оговорками.

В зависимости от того, кто создаёт культуру, каков ее уровень и кто является ее потребителем, различают три формы – народную, элитарную и массовую культуру.

Народная культура(англ. «фольклор» – народная культура) своими корнями уходит в прошлое, она базируется на системе ценностей, менталитете народа, отражает национальный характер. Ее произведения создаются анонимными творцами, как правило, не имеющими профессиональной подготовки. Эти произведения затем могут дописываться, изменяться такими же анонимными творцами в процессе коллективного творчества (мифы, легенды, сказания, сказки, песни, танцы). Народная культура традиционна, коллективна, глубока и инертна. К ее истокам постоянно обращаются представители элитарной и массовой культуры.

Элитарная культура– это творческий авангард, лаборатория искусства, где постоянно создаются новые виды и формы искусства. Ее ещё называют высокой культурой, т.к. она создаётся элитой общества, либо по её заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия её среднеобразованным человеком, широкими массами. Творцы элитарной культуры как правило и не рассчитывают на широкую аудиторию. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства». Однако иногда элитарные произведения становятся популярными (например, фильмы Копполо и Бертолуччи, произведения Сальвадора Дали и Шемякина).

Массовая культура– это культура общедоступная, которая не выражает изысканных вкусов аристократов или духовных поисков народа. Н.А. Бердяев с тревогой писал о вступлении в культуру огромных человеческих масс: «Гуманистическая культура хрупка, и она не может противостоять большим массовым процессам, которые её опрокидывают»[1]. Наибольший ее размах начинается с середины XX века, когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Это искусство для каждого и оно обязано учитывать вкусы и запросы потребителей, которые платят своими деньгами за его коммерческую выгодность. Как правило, массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная и народная. Она быстро меняется, подвержена моде и реагирует на любое новое событие. Если для представителей элитарной культуры основным стремлением является полное самовыражение и художественное воплощение своих идей, то для творцов массовой культуры важным является коммерческая выгода, прибыльность того или иного произведения.

Историческая типологизация культуры связана с их пространственными и временными параметрами. Соответственно в качестве основных исторических типов культуры традиционно рассматриваются:

1. Первобытная культура.

2. Античная культура.

3. Средневековая культура.

4. Культура эпохи Возрождения.

5. Культура Нового времени.

6. Современная культура.

Особое место среди локальных культур занимают этнические или национальные культуры, создаваемые отдельными племенами, народами, нациями.

Этническая культура несет в себе традиции предков, охватывающие главным образом сферу труда и быта: её черты проявляются в особенностях питания, одежды, фольклора, народных промыслов, народной медицины и пр. Специфика этнической культуры в значительной мере обусловлена природной средой. Ей свойственны консерватизм, преемственность прошлой культуры, ориентация на сохранение традиций. Обычно она складывается как культура устная, но с распространением грамотности постепенно облекается в письменные формы. 

Этническая культура - основа национальной культуры, которая, в свою очередь, преумножает её богатство на основе письменности и образования. Лучшие достижения национальной культуры - это продукт творчества наиболее талантливых представителей нации, просвещённых, эрудированных людей.

Существуют традиционные и инновационные культуры. Поскольку всякая культура содержит и традиции и инновации, традиционная культура характеризуется доминированием традиции над новаторством, а инновационная, наоборот, новаторством над традиционностью.

Функции культуры

    Функции культуры - совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и исполняющих (практикующих) ее в своих интересах; совокупность селекционированных историческим опытом наиболее приемлемых по своей социальной значимости и последствиям способов (технологий) осуществления коллективной жизнедеятельности людей.

    Все функции культуры социальны, т.е. обеспечивают именно коллективный характер жизнедеятельности людей, а также определяют или корректируют все формы индивидуальной активности человека в силу его связанности с социальным окружением. 

Основные функции культуры:

 • Человекотворческая (преобразующая). Человек живет не только в природе, но и в культуре. В ней он сам себя познает. Здесь есть и моменты миропонимания, формирования, воспитания и социализации человека. Иначе эта функция называется преобразующей, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека. 

Информационная. Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. 

Познавательная (гносеологическая). Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе. 

• Коммуникативная. Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации. 

Нормативная (регулятивная или защитная функция). Является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Она также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы - юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений, законы, порядок. История нормативных актов - это часть исторической культуры. 

Знаковая (семиотическая). Знаки - вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение - семиотическая функция.

Ценностная (аксиологическая.) С ее помощью кристаллизируются базовые основания совместной жизни людей, артикулируются смыслы их существования и порождаются эталонные ценностные ориентиры.

• Духовно-нравственная - воспитательная роль культуры.

• Потребительская (релаксационная). Функция снятия стресса, напряжения.


Дата добавления: 2020-11-27; просмотров: 103; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!