Заключение. Перспективы инчжаоцюань



Традиционные комплексы всех крупных, серьезных стилей ушу направлены на тренировку в большей степени боевых навыков, на заложение того двигательного фундамента, с помощью которого можно обороняться и побеждать в реальном бою. Сегодня в ушу ставятся задачи не эффективности приемов, а эффектности, выразительности того или иного стиля. Поразительно изменились и современные комплексы инчжаоцюань. Большинство движений стало раскрытыми, легкими, без приложения усилия, увеличился темп, усложнился характер передвижений и его геометрия. Вместе с тем появилось много элементов, которых раньше не было совсем. Например, приемы баньмабу аньчжао, совершаемый дважды-трижды в быстрых скользящих и низких перемещениях, или проворот вдоль оси корпуса нинъяо с вращением динбу чжуанти являются либо хореографической выдумкой, либо продуктом естественного развития стиля. Однако если первый прием в некоторой степени подчеркивает все большее влияние фаньцзыцюань, в котором движения построены по всевозможным дугам, то второй прием со сложными разворотами напоминает круги стиля багуачжан, с которым инчжаоцюань не был связан. Некоторые способы перемещения, техника рук и ног, взятые из современного чанцюань, например, быстрая ходьба по дуге хусинбу, «шаг-полет» цзунбу, вся «орлиная» техника, но на «длинную» руку, широкоамплитудные и несколько выхолощенные круги руками луньби, сочетающиеся с гимнастическим вариантом фаньяо, маховые чжэнтитуй, даньпайцзяо – все это и многое другое является плодом недавнишних ассимиляций стиля или спортивных фантазий, и в классической технике инчжаоцюань их нет. Не говоря уже о насыщенной (если не перегруженной) в инчжаоцюань акробатике. Она не несет никакой строгой боевой функциональности, а позволяет судьям определить спортивный уровень выступающего на соревнованиях и дает более весомую итоговую оценку выступления спортсмена. Например, прием «две летящие стопы» (тэнкун шуанфэйцзяо) не только не содержит в себе ударной силы, а в целом неприменим в боевой ситуации. Или маховое боковое сальто (цэкунфань) в целом мощное акробатическое движение, требующее от многих спортсменов несколько лет упорных тренировок, но прикладная ценность его сомнительна. Тем более это выглядит странно для самобытных традиционных стилей, если взглянуть на ушу как уникальную для мира в целом культуру. Привнесение в современные комплексы все больше имитации движений орла с раскрытием «рук-крыльев», встряхиванием плеч, прыжки с «парением», «орлиные» косые взгляды, замысловатые комбинации в начале и в конце таолу, также является целью восхитить судей и зрителей хореографической эстетикой, в конце концов, популяризировать ушу как спортивную гимнастику. Но боевая ли она?

Традиционным инчжаоцюань, по мнению автора, в России и постсоветском пространстве систематично никто не занимается. Есть две или даже три независимые друг от друга федерации ушу инчжаоцюань, разбросанные в Европе (как ни странно, все три школы есть в одной Греции), Северной и Латинской Америке. Но, судя по выложенным в YouTube видеороликам с выступлениями и тренировками учеников, их гунфу больше напоминает кружки по интересам. Более серьезная практика наблюдается, конечно, в Китае. Как правило, это маленькие частные школы, помещающиеся в узких комнатах, или дворы в деревнях. Здесь тренируются взрослые и дети. Помимо выполнения традиционных таолу, ученики отрабатывают технику на деревянных манекенах, оттачивают приемы в парных тренировках дуйлянь, втыкают пальцы в глину, перекидывают мешочки с песком и т.д. Традиционный инчжаоцюань (как и традиционные системы восточных единоборств в целом) существует как бы сам по себе, в стороне от многочисленных хореографических трансформаций спортивного направления. Отличие проходит не только по технике, но и что более существенно, по задачам. Это еще сильнее приводит к обособлению традиционного инчжаоцюань. Мало того, молодежь сегодня все меньше проявляет интерес к аутентичным видам ушу, которые уже не могут соперничать, с одной стороны, по выразительности с гимнастическими разновидностями, а с другой, в свободных поединках с современными спортивными единоборствами. Традиционное инчжаоцюань, чтобы оно сохранилось, приходится либо специально поддерживать за счет государства вместе с другими старыми стилями ушу как специфическую культуру Китая, либо оно исчезнет, как находят свое место в истории народы, языки, народные костюмы, мечи и доспехи. Неизвестна судьба других стилей ушу, но более адаптивными оказались, например, аутентичные направления танланцюань, шаолиньцюань, бацзычжан, синъицюань, багуачжан, тайцзицюань, цайлифо, хунцзя, винчун.

 

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 88; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!