Обучение собаки зигзагообразному поиску (управление собакой во время поиска)



Закрепление у собаки работать челноком по жестам кинолога при невидимых, а так же отсутствующих условно пострадавших.

Когда собака хорошо научилась выполнять Упражнение 5, необходимо начать приучение её к тому, что в направлении высыла статист находится не всегда. Но она всё равно должна продолжать работать в направлениях, указанных кинологом. Такая ситуация может сложиться в будущем во время реального поиска, соревнований или аттестации, когда проводник не будет знать, где находится пострадавший. И собака должна быть готова к такой ситуации.

Для этого мы убираем из зоны поиска второго статиста, а третьего кладём поближе к центральной линии, с которой кинолог высылает собаку на поиск (см. схему 2). Таким образом, мы поможем собаке быстро обнаружить закладку и получить положительное подкрепление, после предшествующего «поражения». Собака должна понять, что после неудачного высыла сразу же последует удачный.

Затем следует изменять последовательность удачных и неудачных высылов, чтобы собака не знала, в какой стороне есть статист, а в какой его нет. Важно, чтобы на тренировках количество удачных высылов значительно превышало количество неудачных (приблизительно 1:3), чтобы у собак не снижалась мотивация во время поиска и она продолжала доверять указаниям кинолога.

Рекомендуется повторить описанное упражнение 2-3раза и устроить небольшой перерыв, во время которого с собакой играют, либо закрывают в бокс, либо дают фиксирующую команду. Это делается для того, чтобы собака переключилась из одного состояния в другое, но при этом не была предоставлена самой себе. Затем упражнение повторяют, а по окончании играют с собакой. После 2-3повторений описанного цикла (упражнение – перерыв), собаке предоставляют более длительный отдых: от 30 минут до нескольких часов. На время отдыха ее ставят в вольер или фиксируют в уединенном спокойном месте. Возможно продолжение тренировок только на следующий день или даже через день. Это зависит от индивидуальных особенностей собаки и сложности упражнения.

Количество занятий в день определяется состоянием собаки. Насыщение, появление усталости, отрицательных эмоций, снижение заинтересованности в приближении к объекту служат сигналами к прекращению занятий. Рекомендуется прекращать занятия до момента наступления у собаки психологической и физической усталости. В результате такого подхода у собаки формируется положительное отношения к занятиям, которые не будут являться для неё трудновыполнимой работой, а, напротив, - возможностью за короткий срок реализовать свои социальные, пищевые и игровые потребности.

 

Возможные ошибки: Пищевая потребность выражена недостаточно. В качестве пищевого подкрепления выбран не привлекательный для собаки корм.

Собака может связать запах условного пострадавшего с запахом лакомства, поэтому рекомендуется хранить лакомство в пластиковых контейнерах до момента обнаружения собакой статиста.

Слишком продолжительные занятия, занятия без игровых перерывов, на фоне усталости, страха или других отрицательных эмоций.

Жесткое, грубое обращение с собакой, принуждение к работе. Слишком быстрый переход от одного уровня сложности к другому.

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПОИСКОВОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИГРОВОЙ ПОТРЕБНОСТИ

 

Этап 1. Создание и контроль игровой потребности.

Задачи: Развитие у щенка добычной мотивации и высокой степени заинтересованности в игре с мотивационным объектом и человеком.

 

Игровая потребность в дрессировке во многих случаях оказывается предпочтительней пищевой или оборонительной потребности, т.к. прежде всего, сопряжена с удовлетворением потребности в положительных ощущениях, является привлекательной формой контакта и деятельности с социальным партнером - кинологом. Хорошо развитая игровая потребность создает гораздо более выраженную мотивацию, чем пищевая.

Основные недостатки игровой потребности заключаются в том, что не все собаки, отобранные для дрессировки по специальному курсу (как правило, в возрасте около года) обладают выраженной игровой потребностью: любят играть, ради игрушки и игры могут отказаться от пищи, не обратят внимания на рядом находившуюся собаку или привлекательный запах. Может случиться так, что у взрослой собаки не удастся создать выраженную мотивацию на основе игровой потребности.

Игровую потребность желательно использовать, если работу начинают со щенком. Но, даже если у щенка и присутствует игровая потребность, ее необходимо развить и закрепить, сделать доминирующей. Для этого необходимы постоянные систематические игровые занятия.

Приступив к подготовке щенка, резко снижают, а лучше исключают бесконтрольные прогулки, которые могут закрепить у него другие способы удовлетворения ведущих потребностей. Организуя прогулку, дайте возможность собаке удовлетворить гигиенические потребности, и предлагайте ему игру. Не позволяйте щенку играть со случайными предметами, рыть ямы и т.п., ограничьте его контакты с другими собаками и животными. Возможен контакт только с кинологом и только в форме игры и только при помощи игрового предмета. Для осуществления контроля прогулки желательно осуществлять на поводке.

В качестве игровых предметов рекомендуется использовать мячи на верёвке, различные канатики, ухватки, фрисби и др.

 

Упражнение 1.

 

Занятия этапа проводят в хорошо знакомом для собаки месте, лишенном отвлекающих раздражителей.

Кинолог привлекает внимание собаки игровыми движениями мяча, вызывая у нее желание преследования игрушки и захватывания ее пастью. Чтобы вызвать у собаки желание преследовать МО, необходимо имитировать убегание «добычи» так, как это происходит в дикой природе (см. рис. 8, 9).

 

 

 

Как только собака захватывает игрушку, с ней начинают игровую борьбу - играют в «а ну-ка отними». Целесообразно использовать такие игрушки, которые позволяют одновременно и проводнику и собаке удерживать её (мячи на верёвках, косички, фрисби и т.д.). Так, человек и собака объединяются и взаимодействуют в совместной игре (см. рис. 10, 11).

Очень важно во время игры подкреплять в собаке инициативу и стремление выйти победителем в борьбе за добычу, в роли которой выступает игровой предмет. При этом необходимо выстраивать игру так, чтобы собака была уверена в том, что вы не претендуете на её добычу. А наоборот, именно через игру с проводником собака должна реализовать свои инстинкты и потребности.

Хвалите собаку за попытки схватить мотивационный объект (МО) и желание вырвать его из ваших рук. Поддавайтесь собаке в тот момент, когда она активно тянет игрушку на себя. Если собака ослабевает хватку, следует, с умеренной силой, попытаться выдернуть игровой предмет из пасти и возобновить погоню за игрушкой. В результате этого действия, собака понимает, что расслабляться нельзя, ведь добыча может в любой момент ускользнуть от неё. Тогда она начинает крепче удерживать добычу в пасти.

Интенсивность игры (жесткость, грубость) и продолжительность определяются особенностями собаки. Если, в начале, кинолог использует такую силу, чтобы не вырвать предмет из пасти, то с увеличением силы хвата собаки, прикладываемая кинологом сила тоже увеличивается. Продолжительность игры с увеличением игрового опыта также увеличивается. Но игра прекращается не собакой, а кинологом. Очень важно вовремя прекратить игру, не дожидаясь отказа собаки от игры в результате усталости или потери интереса. После прекращения игры собаку отводят в вольер или фиксируют так, чтобы ограничить ее движения.

 

Упражнение 2.

 

После того, как собака достаточно азартно и с увлечением начнет играть с кинологом, сама предлагая ему игрушку, чтобы продолжить борьбу, вводят новую форму игры «а ну-ка принеси». Эта игра несколько напоминает аппортировку, но возобновляется после того, как собака подносит игрушку, игрой в «а ну-ка отними».

Для того, чтобы выстроить с собакой доверительные отношения и научить её подносу игрового предмета без принуждения, рекомендуется ввести игру с двумя предметами. Упражнение подразумевает под собой приучение собаки к обмену идентичными игровыми предметами. Для этого необходимо иметь два одинаковых мотивационных объекта (МО). Когда собака, во время игры с проводником, овладевает желаемой игрушкой, необходимо продемонстрировать ей второй предмет. Первая игрушка олицетворяет собой убитую добычу, которая уже не сопротивляется и не способна к побегу. Соответственно, собака постепенно теряет к ней интерес. Основываясь на это, мы сразу предлагаем собаке идентичный МО, который, напротив, олицетворяет собой живую добычу, то есть постоянно движется и «убегает». Так, мы вовлекаем собаку в игру со вторым игровым предметом. Она должна расстаться с первой игрушкой, бросив её на землю и активно включиться в погоню за вторым МО. С помощью предложенной модели игры мы можем снова и снова возобновлять игру с собакой, не отнимая у неё желаемую добычу.

Время от времени тестируют величину игровой мотивации, предлагая собаке игру при наличии на месте выгула других собак (играющих, лающих), людей, иных отвлекающих раздражителей. Если вид игрушки, предложение игры подавляют другие виды поведения, можно приступать к дрессировке с использованием игровой потребности (см. рис. 12).

 

 

 

Этап 2. Формирование положительного сигнального значения условно пострадавшего.

Задачи: Закрепление положительного сигнального значения условно пострадавшего   (статиста).

 

 

Упражнение 1.

 

Формирование положительного сигнального значения условно пострадавшего с использованием игровой потребности может осуществляться несколькими способами.

Первый способ предполагает использование пищевого подкрепления так, как это описано выше (Раздел II - Этапы 1, 2, 3). Но при этом, наряду с дачей пищевого подкрепления, поведение собаки подкрепляют игрой, стараясь выбрасывать игровой предмет незаметно для собаки из-за спины. Со временем частоту пищевого подкрепления уменьшают, замещая его подкреплением игрой.

Можно сформировать положительное сигнальное значение условно пострадавшего и без использования пищевого подкрепления. При этом способе используется состояние фрустрации, т.е. невозможности удовлетворения той или иной потребности (в нашем случае игровой). Для этого в качестве подготовительного этапа у собаки формируют четкое и стабильное сигнальное поведение перед игровым предметом, предваряющим игру. Для этого берут собаку на поводок, предъявляют ей игровой предмет и отбрасывают его на 3 - 5 шагов в сторону. Позволив собаке приблизиться к игровому предмету, кинолог исполнительной командой побуждает собаку продемонстрировать перед ним сигнальное поведение. Если необходимо предотвратить схватывание собакой игрового предмета, собаку тормозят при помощи поводка. После демонстрации собакой сигнального поведения (для начала очень непродолжительное время), кинолог поднимает игровой предмет и предлагает собаке игру. Со временем, продолжительность демонстрации сигнального поведения увеличивается.

Помимо выше описанного способа, можно побудить собаку к облаиванию, пряча МО в руках (как и лакомство) или закрывая лежащий на земле МО руками. Во избежание ситуации, когда собака пытается контактировать со статистом (копать его, кусать, толкать) в попытке добыть МО, следует при поощрении выбрасывать игровой предмет за спину собаки (см. рис.13).

Когда собака достаточно стабильно начнет осуществлять сигнальное поведение при подходе к игрушке, переходят к следующему этапу (аналогично Раздел 1 - Этап 3). Для этого приглашают сначала знакомого собаке статиста (со временем в процесс тренинга включают незнакомых статистов).

Занятия проводят в хорошо знакомых для собаки помещениях или местах, лишенных отвлекающих раздражителей.

Кинолог выводит собаку на поводке. Статист демонстрирует собаке, что у него есть игровой предмет, активно дразнит, отбегает на небольшое расстояние и принимает сигнальную позу. Кинолог подаёт собаке команду «Ищи» и спускает её с поводка. Когда собака приблизилась к статисту, последний подаёт ей команду «Голос» и побуждает проявить, уже отработанное кинологом, сигнальное поведение. Как только собака залаяла, статист выбрасывает ей игровой предмет и активно хвалит.

Рекомендуется повторить описанное упражнение 2-3раза и устроить небольшой перерыв, во время которого с собакой играют, либо закрывают в бокс, либо дают фиксирующую команду. Это делается для того, чтобы собака переключилась из одного состояния в другое, но при этом не была предоставлена самой себе. Затем упражнение повторяют, а по окончании играют с собакой. После 2-3повторений описанного цикла (упражнение – перерыв), собаке предоставляют более длительный отдых: от 30 минут до нескольких часов. На время отдыха ее ставят в вольер или фиксируют в уединенном спокойном месте. Возможно продолжение тренировок только на следующий день или даже через день. Это зависит от индивидуальных особенностей собаки и сложности упражнения.

 

 

 

 

 

Упражнение 2.

 

На следующем этапе статист имеет при себе несколько одинаковых игровых предмета, желательно с верёвочками, чтобы можно было поиграть с собакой. В момент, когда собака прибегает к условно пострадавшему и проявляет сигнальное поведение, статист выбрасывает ей игрушку, отбегает в сторону и активно демонстрирует ей второй игровой предмет. Как только собака перестала интересоваться первой игрушкой, бросила её на землю, статист занимает сигнальную позу и побуждает собаку к облаиванию. Серию лая в этом случае можно регулировать от короткой до длинной, чтобы собака не знала, когда будет выброшен игровой предмет и лаяла более интенсивно.

Кинолог спокойно подходит к собаке и хвалит её рядом со статистом, не забирая игровой предмет. В другом варианте кинолог может отозвать собаку от статиста (когда тот закончит работу с поисковой собакой) и произвести обмен на точно такой же игровой предмет. Процесс обмена одной игрушки на другую должен быть отработан кинологом заранее, чтобы собака не зацикливалась на первом игровом предмете и могла быстро включиться в облаивание, желая заполучить второй игровой предмет.

Рекомендуется повторить описанное упражнение 2-3раза и устроить небольшой перерыв, во время которого с собакой играют, либо закрывают в бокс, либо дают фиксирующую команду. Это делается для того, чтобы собака переключилась из одного состояния в другое, но при этом не была предоставлена самой себе. Затем упражнение повторяют, а по окончании играют с собакой. После 2-3повторений описанного цикла (упражнение – перерыв), собаке предоставляют более длительный отдых: от 30 минут до нескольких часов. На время отдыха ее ставят в вольер или фиксируют в уединенном спокойном месте. Возможно продолжение тренировок только на следующий день или даже через день. Это зависит от индивидуальных особенностей собаки и сложности упражнения.

Количество занятий в день определяется состоянием собаки. Насыщение, появление усталости, отрицательных эмоций, снижение заинтересованности в приближении к объекту служат сигналами к прекращению занятий. Рекомендуется прекращать занятия до момента наступления у собаки психологической и физической усталости. В результате такого подхода у собаки формируется положительное отношение к занятиям, которые не будут являться для неё трудновыполнимой работой, а, напротив, - возможностью за короткий срок реализовать свои социальные, пищевые и игровые потребности.

Используя игровые потребность и мотивацию, отрабатываем с собакой все описанные упражнения из Раздела II.

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 140; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!