ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ 12 страница



На «три» правая нога ставится впереди левой в III позицию.

34 такты. Кавалер и дама с правой ноги менуэтными шагами меняются местами. Руки из I позиции переходят в III. Голова и корпус повернуты вправо. В конце четвертого такта танцующие стоят по диагонали левым плечом вперед. Левая нога впереди в III позиции.

5—8 такты. Повторение первых четырех тактов второй фигуры с левой ноги. В конце четвертого такта танцующие встают лицом друг к другу.

Третья фигура — 8 тактов

На первые два такта исполняются шаги менуэта вправо. Дама идет к точке 1 (к зрителю), кавалер — к точке 5 (от зрителя). 1-й такт. Затакт — pliй. На «раз* шаг правой ногой во II позицию. Левая нога во II позиции, подъем и пальцы вытянуты, носок касается пола.

На «два» выдерживается предыдущее движение.

На «три» pliй на правой ноге, одновременно левая снимается с пола.

Руки на «раз», «два» плавно через I позицию открываются во II позицию. Корпус и голова наклонены влево. Ладони открыты вверх. На «три» кисти рук мягко поворачиваются ладонями вниз.

2-й такт. На «раз» левая нога на полупальцах скользяще подтягивается к правой в III позицию назад.

На «два» правая нога делает шаг во II позицию на полупальцы.

На «три» левая нога скользяще подтягивается к правой в III позицию вперед. Руки опускаются вниз. Голова поворачивается вправо, слегка наклонена вперед.

3—4 такты. Повторение первого и второго тактов.

5-й такт. На «раз» шаг вперед левой ногой (к партнеру). Тяжесть

корпуса переносится на левую ногу. Колони вытянуты. Подъем пра-


вой ноги вытянут в IV позицию, и носок слегка касается пола. Левая рука открыта в III позицию, правая слегка отведена от корпуса. На «два» сохраняется предыдущая поза.

На «три» правая нога подтягивается к левой назад в III позицию. Pliй.

6-й такт. На «раз» шаг назад правой ногой, тяжесть корпуса переносится на правую ногу. Колено вытянуто; носок левой ноги слегка касается пола. Левая рука из III позиции открывается во II. Ладонь повернута вверх. Правая рука слегка отведена от корпуса.

На «два» сохраняется предыдущая поза.

На «три» pliй на правой ноге. Левая нога во II воздушной позиции. Голова и корпус наклонены влево.

7-й такт. На «раз» левая нога скользяще подтягивается к правой в III позицию назад.

На «два» шаг правой ногой во II позицию.

На «три» левая нога подтягивается к правой вперед и ставится всей стопой на пол, правая нога переходит на coup de pied назад. Руки опускаются вниз, слегка отведены от корпуса.

8-й такт. На «раз» soutenu правой ногой влево. Обе ноги на полупальцах. Левая нога впереди.

На «два» pliй на левой ноге, левое плечо впереди, правая нога на coup de pied сзади.

На «три» pliй на правой ноге, правое плечо впереди. Левая нога на coup de pied сзади. Руки отведены от корпуса. Голова повернута вправо.

Четвертая фигура — 8 тактов

1-й такт. Кавалер и дама делают pas de bourrйe вправо.

На «раз» левая нога встает на полупальцы (первая четверть).

На «два» правая нога делает маленький шаг в сторону на низких полупальцах (вторая четверть).

На «три» левая нога переносится вперед на pliй. Правая нога подтягивается на coup de pied сзади (третья четверть).

Движения рук: правая рука внизу, левая слегка отведена от корпуса.

На «раз» и «два» правая рука отводится от корпуса, на счет «три» левая опускается вниз. Голова обращена влево.

2-й такт. На «раз» и «два» повторение pas de bourrйe влево. На «три» правая нога подтягивается к левой в III позицию вперед. Pliй. Голова и корпус наклонены влево. Руки внизу.

3-й такт. На «раз» правая нога открывается вперед в направлении партнера в IV позицию; колено вытянуто. Правая рука открывается в I позицию. Ладонь открыта вверх. Левая рука отведена от корпуса. Голова и корпус повернуты к партнеру. Танцующие как бы делают приветствие друг другу.

На «два» сохраняется предыдущая поза.


На «три» правая нога подтягивается к левой в III позицию вперед. Pliй. Голова и корпус отклонены влево.

4-й такт. На «раз» и «два» повторение движений третьего такта. На «три» pliй на левой ноге, правая отделяется от пола.

5-й такт. На «раз», «два» маленькие шаги с правой и левой ноги на низких полупальцах по направлению друг к другу.

На «три» шаг правой ногой на pliй с выведением левой ноги вперед. Правая рука поднимается в III позицию. Левая рука отведена от корпуса. Наклон головы из-под руки.

6-й такт. Повторение движений пятого такта. Танцующие продолжают двигаться навстречу друг другу.

~—S такты. Танцующие меняются местами (маленькие шаги), подавая друг другу правые руки.

Головы повернуты друг к другу и обращены к правому плочу. Левые руки отведены от корпуса.

В конце восьмого такта танцующие становятся лицом друг к другу. Правые ноги впереди в III позиции. Pliй. Руки опущены.

Пятая фигура 8 тактов

Повторение третьей фигуры, но дама идет к точке 5 (от зрителя), кавалер — к точке 1 (к зрителю).

В конце восьмого такта па третью четверть танцующие встают правым плечом вперед. Правая нога впереди в III позиции. Pliй. Руки внизу. Голова и корпус повернуты влево.

Шестая фигура 8 тактов

1-й такт. На «раз» правая нога открывается вперед в направлении партнера. Колени вытянуты. Правая рука дамы и кавалера плавно открывается вперед, как бы делая приветствие. Ладонь открыта вверх. Левая рука отведена от корпуса. Голова и корпус повернуты к партнеру.

На «два» сохраняется предыдущая поза.

На «три» правая нога подтягивается к левой в III позицию вперед. Pliй. Голова и корпус отклонены влево.

2-й такт. Повторение первого такта шестой фигуры.

3-4 такты. Pas menuet, начиная с правой ноги, навстречу друг другу. Правая рука плавно поднимается в III позицию, левая рука отведена от корпуса.

В конце четвертого такта руки опускаются вниз. Левая нога подтягивается к правой в III позицию назад.

5—6 такты. Balance-menuet правой ногой (повторение первого, второго тактов второй фигуры).

7—8 такты. Танцующие шагами менуэта меняются местами, в конце восьмого такта встают в исходное положение первой фигуры менуэта. Pliй.


Седьмая фигура — 8 тактов

1—8 такты. Повторение первой фигуры менуэта.

На восьмой такт выдерживается позировка седьмого такта, и менуэт заканчивается.


ГАВОТ

(музыкальный размер 4/4, 2/4)

Гавот — крестьянский хороводный танец, возникновение которого почти все источники относят к самому началу XVI столетия. Это, по сути дела, видоизмененный бранль. Недаром Туано Арбо называет гавот «сюитой бранлей». Французские крестьяне исполняли его легко, плавно, грациозно, под народные песни и волынку.

Схема танца — открытый пли закрытый круг, участники которого проделывали одни и те же движения. Каждый круг имел ведущую пару из числа лучших танцоров. Кавалер этой пары по своему вкусу варьировал движения, которые затем исполнялись остальными. В конце танца из круга выходила пара, которая продолжала танец. II когда это соло заканчивалось, молодой человек дарил своей партнерше букет цветов.

Но гавот XVI века не получил широкого распространения и вскоре был забыт. Однако на рубеже XVII—XVIII веков гавот возрождается и быстро завоевывает одно из самых видных мест среди бытовых танцев. Его пропагандируют не только учителя танцев, но и самые известные художники: пары, исполняющие гавот, переходят на полотна Ланкре, Ватто, изящные позы танца запечатлеваются в фарфоровых статуэтках.

Но решающая роль в возрождении этого танца принадлежит композиторам, которые создают очаровательные мелодии гавота и вводят их в самые различные музыкальные произведения.

Гавот XVIII столетия совсем не похож на свой народный первоисточник. Теперь это галантный, жеманный и манерный танец — стиль рококо в хореографии. Чаще всего он исполняется одной парой. Усложняется и сам танцевальный язык. Его основными движениями стали не только pas chassй, pas balance, pas glissade, но и pas assemblй, pas jete, entrechat quatre, pas emboоte.

Особой популярностью пользовался гавот, сочиненный известным танцовщиком и балетмейстером Г. Вестрисом («Гавот Вестриса»), относящийся, правда, к следующему столетию.

Как в менуэте, исполнению предшествует шестнадцатитактовое вступление. На первые восемь тактов танцующие занимали места, на вторые восемь тактов исполняли первую фигуру.


«Гавот Вестрнса» рассчитан на четыре нары, стоящие в каре. Его вводили в разные балеты и создавали многочисленные варианты.

Описание «Гавота Вестриса (сына)» имеется в книге Жоржа Дера. Он сочинен в плане своеобразного pas de deux.

Сценическая форма этого гавота состоит из четырех частей.

Начало танца исполняют дама и кавалер, сюда входят следующие движения: grand jete вперед, pas assemblй, entrechat quatre, brise, fouettй, pas glissade, jete с записками.

Вторая часть — вариация кавалера, которая состоит из двух pas de basque вперед, четырех pas de bourrйe назад, трех jete eu tournant, четырех entrachat quatre и пируэта.

Третья часть — вариация дамы, состоящая из тех же движении, которые исполнял и кавалер, но пируэт заменяется заносками (entrechat quatre).

В конце третьей части кавалер и дама делают pas balance, восемь pas de zephire, поочередно подавая то правую, то левую руку, и заканчивают третью часть, делая семь jete battus, расходясь в стороны друг от друга.

Четвертая часть—кода, схема которой прямая линия и стремительная диагональ из следующих движений: pas jete, pas assemblй, entrechat cinq.

Дама могла заменить эти движения на pas de bourrйe на пальцах. Заканчивалась кода большим кругом, куда входили пируэты, grand jete, rond de jambe в воздухе и assemblй.



ГАВОТ (БРЕТАНЬ)

(музыкальный размер 4/4)

Танцующих — две пары. Исполнители стоят в линию близко друг к другу (плечо к плечу), крепко взявшись за руки. Танец состоит из четырех тактов. Стоящий слева может вести танцующих в любом направлении, не нарушая, однако, ритма танца. У левого

юноши левая рука на бедре, у правого юноши правая рука поднята выше уровня локтя. Танцу аккомпанирует труба или волынка.

СХЕМА ТАНЦА

Исходное положение танцующих: ноги стоят в I позиции. 1-й такт. Прыжок на правой ноге, одновременно левая нога поднимается на воздух, делая полукруговое движение влево (первая


восьмая). Правая нога опускается всей стопой на иол, сгибаясь в колене, а левая подтягивается к щиколотке правой сзади (coup de pied) (вторая восьмая или первая четверть). Шаг левой ногой во II позицию (третья восьмая). Правая нога подтягивается к левой в I позицию (четвертая восьмая или вторая четверть).

Прыжок на правой ноге, одновременно левая нога поднимается па воздух, делая полукруговое движение влево (пятая восьмая).

Правая нога опускается неси стопой на иол, сгибаясь в колене, левая нога подтягивается к щиколотке правой ноги сзади (coup de pied) (шестая восьмая или третья четверть).

Шаг левой йогой во II позицию и прыжок на левой ноге, одновременно правая нога поднимается в IV воздушную позицию па croisй (седьмая восьмая). Левая нога опускается всей стопой па пол на pliй. Правая остается в IV воздушной позиции (croisй) (четвертая четверть).

2-й такт. Прыжок на левой ноге, одновременно правая нога поднимается на воздух, делая полукруговое движение вправо (первая восьмая).

Левая нога опускается всей стопой на пол, сгибаясь в колене, а правая нога подтягивается к щиколотке левой сзади (coup de pied) (вторая восьмая или первая четверть). Прыжок на правой ноге, одновременно левая поднимается в воздух, делая полукруговое движение влево (третья восьмая). Правая нога опускается всей стопой на пол, сгибаясь в колене, левая нога подтягивается к щиколотке правой ноги сзади (coup de pied) (четвертая восьмая или вторая четверть).

Шаг левой ногой во II позицию (пятая восьмая). Правая нога подтягивается к левой ноге в I позицию (шестая восьмая или третья четверть).

Шаг правой ногой в сторону и прыжок на правой ноге, одновременно левая нога поднимается в IV воздушную позицию на croisй (седьмая восьмая).

Правая нога опускается всей стопой на пол, левая нога остается в воздухе па croisй. Первый и второй такты повторяются сначала.

ГАВОТ XVIII ВЕКА

(музыкальный размер 4/4)

Исходное положение: кавалер стоит слева от дамы. Левое плечо слегка впереди. У дамы впереди правое плечо. Руки кавалера и дамы слегка отведены от корпуса. Оба стоят в III позиции на низких полупальцах. У дамы впереди правая нога, у кавалера — левая (рис. 23).


Первая фигура — 8 тактов

Затакт. Pliй.

1-й такт. Два entrechat quatre и pliй (первая, вторая четверти). Полупальцы (третья четверть). Пауза (четвертая четверть).

2-й такт. Повторение первого такта.

3-й такт. Дама и кавалер меняются местами, делая одно chassй: дама влево, кавалер вправо (первая, вторая четверти). Pliй. Полупальцы (третья четверть). Кавалер берет левой рукой левую руку дамы. Правые руки на уровне талии. На четвертую четверть выдерживается пауза (рис. 24).

4-й такт. Одно chassй: y дамы вправо, у кавалера влево (первая, вторая четверти). Pliй. Полупальцы (третья четверть); кавалер берет правой рукой правую руку дамы. Руки наверху в III позиции. Левые руки на уровне талии, отведены от корпуса. На четвертую четверть выдерживается пауза.

5—8 такты. Повторение первых четырех тактов первой фигуры.

Вторая фигура — 8 тактов

Исходное положение: кавалер держит правой рукой левую руку дамы. Свободные руки отведены от корпуса. Ноги в III позиции, правая нога впереди.

1-й такт. Pas de bourrйe вперед с правой ноги на каждую четверть такта.

На четвертую четверть — пауза. Левые ноги остаются впереди.

2-й такт. Pas de bourrйe вперед с левой ноги. На четвертую четверть pliй на левую ногу. Правая переносится назад к щиколотке.


3—4 такты. Начиная с правой ноги, семь маленьких jete назад. На четвертую четверть четвертого такта правая нога оказывается в III позиции впереди на pliй.

Одновременно танцующие становятся лицом друг к другу (кавалер лицом к точке 3, дама к точке 7).

5-й такт. Кавалер и дама ставят правую ногу в IV позицию на полупальцы, левую — на низком арабеске (первая четверть). Pliй на обе ноги (вторая четверть). Правая нога поднимается па полупальцы, одновременно левая делает coupй (третья четверть). Pliй на обе ноги (четвертая четвери^). На первую и вторую четверти

головы танцующих повернуты влево, на третью четверть — вправо. Руки слегка отведены от корпуса (рис. 25).

6-й такт. С левой ноги повторяют движения пятого такта.

7—8 такты. Танцующие обходят друг друга, держась за правые руки (III позиция), делают семь маленьких шагов на низких полупальцах. Головы повернуты вправо друг к другу. Левая рука слегка отведена от корпуса. На четвертую четверть восьмого такта танцующие становятся в позу, с которой начинается третья фигура: кавалер и дама стоят face к точке 1. Ноги обоих в III позиции. Правая нога впереди. Правая рука кавалера полусогнута, левая рука дамы опирается на правую руку кавалера. Свободные руки отведены от корпуса.

Третья фигура — 8 тактов

1-й такт. Glissade левой ногой (первая четверть). Temps levй на правую ногу (вторая четверть), glissade дважды левой ногой (третья четверть). Temps levй на правую ногу (четвертая четверть).


Голова во время движения glissade повернута влево, на движении temps levй — вправо (рис. 26).

2-й такт. Одно chassй назад с левой ноги (первая, вторая четверти). Assemblй правой ногой вперед (третья четверть), changement de pied (четвертая четверть). Во время второго такта корпус слегка наклонен вперед.

3-й такт. Повторение первого такта, но glissade исполняется вправо. Голова во время движения glissade повернута вправо, на движении temps levй — влево.


4-й такт. Повторение второго такта, начиная с правой ноги. Во время changement de pied (четвертая четверть) танцующие встают en face (кавалер лицом к точке 3, дама к точке 7).

5-й такт. Кавалер и дама делают glissade правой ногой. Одновременно левая нога подтягивается назад в III позицию (первая четверть). Обе ноги поднимаются на полупальцы, левая нога переносится вперед в III позицию (вторая четверть). Battement tendu левой ногой вперед (третья четверть). Левая нога подтягивается в III позицию вперед (четвертая четверть). Во время второй четверти правое плечо выводится вперед. Голова повернута вправо. Корпус слегка наклонен вперед.

6-й такт. С левой ноги повторяют движение пятого такта влево.

7-8 такты. Танцующие обходят друг друга, держась за правые руки (III полиция рук). Они делают семь маленьких шагов на низких полупальцах. Головы повернуты вправо друг к другу. Левая рука отведена от корпуса. На четвертую четверть восьмого такта танцующие встают в исходное положение первой фигуры.

Четвертая фигура — 8 тактов

1—6 такты. Повторение первых шести тактов первой фигуры.

7-й такт. Начиная с правой ноги, танцующие обходят друг друга, держась за правые руки, делая четыре маленьких шага на низких полупальцах. Левая рука отведена от корпуса.

8-й такт. Дама делает поворот вправо под правую руку кавалера, которую он держит в III позиции (первая, вторая четверти). Заключительная поза (третья, четвертая четверти). Дама стоит на правой ноге, левая — сзади в III позиции, слегка прикасается полупальцами к полу. Корпус слегка согнут в талии и наклонен влево. Голова повернута и слегка наклонена влево. Правая рука в III


позиции. Левая рука дамы в левой руке кавалера на уровне талии. Тяжесть корпуса на правой ноге.

Левая нога кавалера, слегка согнутая в колене, отведена назад в IV позицию. Правое бедро кавалера выдвинуто вперед. Голова обращена к даме.

СЦЕНИЧЕСКИЙ ВАРИАНТ ГАВОТА XVIII ВЕКА* (музыкальный размер 4/4)

Исполнительница должна обладать отличной пальцевой техникой, изящным рисунком движений рук, который здесь имеет особенно большое значение, умением точно передавать стилевые особенности танца.

Исходное положение: исполнительница стоит на правой ноге, левая находится около щиколотки правой, легко прикасаясь к полу. Руки отведены от корпуса. Движение первой фигуры от точки 5 по кругу влево (рис. 27).

Первая фигура — 8 тактов

Затакт. Pliй.

1-й такт. Четыре легких шага на пальцах поочередно правой и левой ногой (первая, вторая четверти). Шаг правой ногой (третья четверть), pliй на правую ногу (четвертая четверть).

* Сценический танец XVIII столетия не знает пальцевой техники. Все исполняется па полупальцах. Пальцевая техника утверждается в 30— 40-х гг. XIX в. в романтических балетах. Гавот на пальцах сочинен автором книги


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 57; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!