ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ 5 страница



Музыка А повторяется пятый раз

18 такты. Каждая девушка обходит кавалера визави, который стоит на месте и отбивает такт.

Музыка В повторяется пятый раз

18 такты. Девушки возвращаются на место, делая «восьмерку». Конец каждой части сопровождается ударом каблука — притопом.


ШАСС-А-КАТР

(музыкальный размер 9/8, %)

Танец исполняется группой в четыре человека — две девушки и двое юношей — под аккомпанемент скрипки, деревянной дудки или волынки с двумя дудками.

Исходное положение: все стоят в одну линию — девушки справа, юноши слева.

Группа танцующих двигается то вправо, то влево, меняя свое направление согласно «запятым», означенным в нотах. У юношей руки вытянуты по швам. У девушек руки в карманах фартуков. Внимание каждого танцующего обращено на того партнера, который находится в направлении «хода» (схема 15).

Основное движение

1. Подпрыгнуть и опуститься на левую ногу, правая нога выносится во II воздушную позицию, колено согнуто, подъем не вытянут.



2. Ударить громко правой ногой об пол, ноги в I позиции.

3. Приставить левую ногу к правой назад в IV позицию. Правое плечо выносится вперед. 4. Правая нога приставляется к левой в I позицию.


СХЕМА ТАНЦА (музыкальный размер 9/4)

1-й такт. Прыгнуть и упасть на левую ногу, правая нога выносится во II воздушную позицию, колено согнуто (счет: раз, два, три).

2-й такт. Ноги в I позиции, удар правой ногой об пол (счет: раз, два, три).

3-й такт. Левая нога приставляется к правой назад в IV позицию. Правое плечо выносится вперед (счет: раз, два, три).

4-й такт. Правая нога приставляется к левой в I позицию (счет: раз, два, три).

(Музыкальный размер в/а)

1-й такт. Прыгнуть и упасть на левую ногу, правая нога выносится во II воздушную позицию, колено согнуто (счет: раз, два).

2-й такт. Ноги в I позиции, удар правой ногой об пол (счет: три, четыре).

3-й такт. Левая нога переносится к правой назад в IV позицию (счет: раз, два).

4-й такт. Правая нога ставится в I позицию (счет: три, четыре).

5-й такт. Повторение движений первого такта.

6-й такт. Повторение движений второго такта.

7-8 такты. Повторение движений третьего и четвертого тактов. 9—12 такты. Повторение первых четырех тактов, начиная с прыжка на правую ногу. Направление танца меняется.

13-й такт. Повторение первого такта, начиная с прыжка на левую ногу. Направление меняется (счет: раз, два).

14-й такт. Правая нога переносится к левой назад в IV позицию (счет: три)

Пауза (счет: четыре).

Во время паузы левая нога ставится к правой в I позицию, делая удар об пол.

Примечание. Во время перемены направления движения вперед выносится правое или левое плечо в зависимости от того, на какую ногу делается прыжок.



ТУРНИДЖЕР

(музыкальный размер 3/а)

Юноши и девушки, держась за руки, под аккомпанемент волынки движутся по кругу.

Исполнители, взявшись за руки, стоят парами по кругу (девушка слева от юноши).

Число пар может быть неограниченным (схема 16).

Основное движение танца: шаг левой ногой вперед, правая нога на полу (первая восьмая).

Шаг правой ногой вперед на низкие полупальцы, одновременно левая поднимается на полупальцы (вторая восьмая).

Правая нога, полусогнутая в колене, проходит вперед в IV воздушную позицию на croisй, одновременно левая нога делает маленькое pliй (третья восьмая).




СХЕМА ТАНЦА

Музыка А

1—3 такты. Приготовление к танцу. Танцующие образуют круг. Начало танца — 8 тактов *.

4—11 такты. Круг движется вправо (см. основное движение). Продолжение танца — 8 тактов.

10 такты. Круг движется влево.

К, * См. раздел «Музыкальные иллюстрации».

US


Музыка В

Перемещение танцующих — 4 такта.

13—16 такты. Девушки образуют круг в середине, держась за руки.

Юноши образуют внешний круг, держась за руки (схема 17).

Примечание. Перемещение происходит без танцевальных движений.

1724 такты. Девушки движутся по кругу влево, юноши — вправо, исполняя основное движение танца.

25, 1723 такты. Девушки движутся но кругу вправо, юноши — влево.

В конце двадцать третьего такта девушки и юноши оказываются лицом друг к другу.

Музыка С

26—29 такты. Перемещение танцующих. Они подают друг другу правую руку, полусогнутую в локте. Левая рука юноши лежит на бедре. Левая рука девушки придерживает юбку.

Партнеры смотрят друг на друга. Голова слегка наклонена. 4—11 такты. Медленный поворот каждой пары на месте вправо.

Исполняется основное движение танца (схема 18). 12, 4—10 такты. Танцующие, подавая друг другу левую руку, делают медленный поворот влево.

Музыка В Повторение тактов 13—24 и 17—23.


Музыка А Повторение тактов 1 —12 и 4—10.

Музыка D

1316 такты. Танцующие, держась за правые руки, делают пол-поворота, чтобы переменить места (схема 19). 1725 такты. Шен. Каждый из танцующих идет вправо. 17—23 такты. Каждый юноша берет левую руку своей партнерши, а правую подает следующей девушке и т. д. Движение до своего места, с которого начался ход.

Музыка В повторяется Такты 13—25 и 17-23.

Музыка Л повторяется

Такты 1—12 и 4—10.

Последние движения танцующих непременно должны точно совпадать с тремя заключительными нотами мелодии (см. «Музыкальные иллюстрации»).



БРАНЛЬ «БУЛОЧНИЦА»

(музыкальный размер 6/8)

Круговой танец, исполняется на сельских семейных праздниках. Аккомпанементом всегда служит только пение самих исполнителей.

Танцующие образуют круг. Юноши и девушки стоят через одного. Количество пар неограниченно. Девушка стоит справа, юноша — слева (схема 20). Круг начинает двигаться налево простым шагом с подскоком.

Это движение продолжается до тех пор, пока первая пара не сделает полный круг, возвратившись на место, откуда начался танец.

Затем пара А выходит в центр круга.

Девушка и юноша, держась за правые руки и подпрыгивая, делают круг на месте (схема 21). Девушка остается в центре круга, а юноша подпрыгивающим шагом идет к девушке второй пары и, взяв ее левой рукой за левую руку, делает круг на месте.


После этого юноша возвращается к своей первой партнерше, и они, взявшись за правые руки, делают круг. Первый юноша должен протанцевать со всеми девушками, стоящими в общем кругу, после чего возвращается к первой партнерше, на свое место.

Затем круг снова движется налево, но в центр входит вторая пара. Она проделывает те же фигуры, что и первая пара.

Танец заканчивается только тогда, когда все пары протанцуют в центре круга.




Исполнители бранля «Булочница» поют шуточную песенку о том, что у булочницы спрятано много денег, о которых она беспокоится даже ночью.

В хоровое пение врываются мужские возгласы: «Да-да, у булочницы есть деньги, и я видел их!»

Бранль «Булочница», как и многие другие народные танцы, неразрывно связан с песней. Содружество песни и танца придает народной хореографии действенный характер, художественную законченность.



БУРРЕ

(музыкальный размер 2А, 3/4, 3/в)

Старинный французский танец, в основе которого лежат видоизмененные и усложненные движения бранля. Родина бурре — Овернь. Сначала это был местный танец, затем он стал исполняться в Бурбонне, Анжу, Берри и от-


сюда распространился по всей Франции. Существуют парные и хороводные разновидности бурре.

Аккомпанементом к бурре часто было пение самих исполнителей, игра на волынке, удары каблуками, выкрики.

Схема танца может быть различной. Но чаще всего бурре имеет линейное построение. Мужская и женская шеренги стоят друг против друга. Первая пара начинает движение, другие поочередно его повторяют. Танец может быть круговым, но движения остаются те же, что и при линейной композиции.

В бурре большое значение имеет движение рук. Во время танца они то опускаются, то поднимаются вверх, то лежат на бедрах. Женщина может придерживать юбку.

Движения ног очень просты и состоят из двух прыжков то на одну, то на другую ногу. Прыжки чередуются с pas marchй и pas de bourrйe.

В различных местностях Франции исполнение бурре и характер его движений имели свои особенности. Овернцы танцевали в деревянных башмаках (сабо), движения были медленными, тяжеловесными, с сильным ударом каблука на третью четверть. В Бур-бонне бурре исполнялся в двойном ритме с подпрыгиванием и выбрасыванием ноги в воздух, на вторую четверть делался акцент ударом каблука об пол.

Разновидностей бурре очень много. И сейчас в Оверни есть несколько вариантов этого старинного танца. Ниже мы описываем бурре, исполняемое в наши дни одной парой в местности Velay (Франция).

(Музыкальный размер 3/8)

Перед началом танца юноша и девушка стоят лицом друг к другу и держатся за правые руки, после чего они, разъединив руки, расходятся. Девушка стоит направо от зрителя, юноша — налево. Исполнители обращены лицом друг к другу и, начиная танец, идут навстречу один другому.

Во время танца руки юноши подняты до уровня головы, полусогнуты в локтях и ладонями повернуты внутрь. Руки девушек придерживают юбки.

Первая фигура 16 тактов

Музыка А и В

1-й такт. Шаг левой ногой вперед (первая восьмая). Прыжок на левой ноге, одновременно правая нога поднимается в IV воздушную позицию на croisй, колено полусогнуто, левое плечо выносится вперед. Голова повернута к левому плечу (вторая восьмая). Левая


нога ставится всей ступней на пол, pliй, правая остается в воздухе (третья восьмая). (Первая восьмая каждого такта акцентируется).

2-й такт. Повторение движений первого такта с правой ноги, одновременно выносится вперед правое плечо. Голова повернута к правому плечу.

3-й такт. Повторение движений первого такта с левой ноги (первая, вторая восьмые), но на третью восьмую правая нога ставится к левой. Pliй на обе ноги.

4-й такт. Обе ноги поднимаются на полупальцы (первая, вторая восьмые). Pliй на обе ноги (третья восьмая).

5-8 такты. С правой ноги повторяют движения первого — четвертого тактов.

В конце восьмого такта исполнители встают в положение dos а dos, касаясь друг друга правым плечом.

9—12 такты. Исполнители обходят друг друга вправо основным движением бурре (dos а dos), начиная движение с правой ноги на двенадцатый такт. Во время подъема на полупальцы (см. четвертый такт) исполнители встают, поворачиваясь вправо друг к другу левым плечом. Голова повернута к левому плечу.

13—16 такты. Исполнители обходят друг друга влево, делая предыдущие движения с левой ноги.

В конце шестнадцатого такта исполнители расходятся (на расстояние около метра).

Вторая фигура — 16 тактов

Музыка А и В

1-й такт. Девушка идет вправо по кругу, поворачиваясь то лицом, то спиной. Шаг правой ногой в сторону, тяжесть корпуса переносится на правую ногу (первая восьмая).

Левая нога скользяще выносится в сторону на полупальцы, одновременно правая тоже поднимается на полупальцы. Корпус наклонен вправо, голова повернута к левому плечу и слегка наклонена вправо (вторая восьмая).

Правая нога опускается на пол, на каблук, левая нога в предыдущем положении (третья восьмая). По окончании первого такта девушка оказывается лицом к центру круга (схема 22).

2-й такт. Движение первого такта, но с левой ноги. Шаг левой ногой в сторону. Тяжесть корпуса переносится на левую ногу (первая восьмая).

Правая нога скользяще выносится в сторону, одновременно обе ноги поднимаются на полупальцы. Корпус наклонен влево. Голова повернута к правому плечу и слегка наклонена влево (вторая восьмая).


По окончании второго такта девушка оказывается спиной к центру круга.

3—8 такты. Повторение движений первого — второго тактов. Юноша, стоя на месте, акцентирует первую восьмую каждого такта, притопывая правой ногой и легко хлопая в ладоши (схема 23). В конце восьмого такта девушка приходит на место юноши,

а юноша на восьмой такт проходит вперед и занимает место, откуда начинала вращение девушка.

9—16 такты. Девушка стоит на месте, хлопая в ладоши, притопывая правой ногой. Юноша повторяет вращение по кругу вправо. В конце шестнадцатого такта юноша оказывается в центре круга.

Третья фигура — 16 тактов

1—8 такты. Юноша стоит в середине, притопывая левой ногой и акцентируя первую восьмую каждого такта, а девушка повторяет движения второй фигуры, описывая круг, после чего она остается в центре круга (схема 24).

9—16 такты. Юноша повторяет вращения, описывая круг, девушка остается в центре круга, притопывая правой ногой и акцентируя первую восьмую каждого такта (схема 25).


Финал — 8 тактов

Музыка В

1—8 такты. Оба исполнителя, вращаясь, приходят в свое исходное положение, откуда они начинали танец. Танец заканчивается ударом ноги об пол на последней ноте (схема 26).


КРЕСТЬЯНСКИЙ БРАНЛЬ *

(музыкальный размер 4/4)

В крестьянском бранле сохранены движения и позы, характерные для народной хореографии. Невыворотные ноги, простой шаг, покачивание корпуса из

стороны в сторону, невысокий                           ___ __
подъем женщин в воздух — вот,
собственно, основные приемы незатейливого кругового танца.

В танце участвует восемь пар. Они расположены по кругу: первая пара у точки 1, вторая у точки 8, третья у точки 7, четвертая у точки 6, пятая у точки 5, шестая у точки 4, седьмая у точки 3. восьмая у точки 2. Все пары стоят лицом к зрителю.

Пары вторая, третья и четвертая в начале танца делают поворот влево, продолжая танец по кругу. Исполнители движутся против часовой стрелки. Женщина стоит направо, мужчина — налево. Женщина левой рукой придерживает правую сторону юбки, приподнимая ее немного вверх. Четыре пальца спрятаны в складках юбки. Большой палец лежит сверху. Правая рука протянута вперед, немного выше уровня талии. Кисть повернута тыльной частью вправо. Локоть полусогнут и опущен вниз. Тяжесть корпуса приходится на левую ногу, правая нога, выдвинутая вперед в IV позицию, стоит невыворотно всей ступней на полу. Голова повернута к мужчине. Правая рука мужчины заложена за спину, левая рука протянута вперед, немного выше талии. Кисть повернута тыльной частью влево. Локоть полусогнут и опущен вниз. Тяжесть корпуса приходится на правую ногу, левая нога, выдвинутая вперед в IV позицию, стоит невыворотно всей ступней на полу.

Первая фигура — 8 тактов

1-й такт. Мужчина держит правой рукой левую руку женщины. Руки на уровне талии. Левая рука мужчины на бедре.

* Танец сочинен автором книги по литературным и иконографическим материалам.


Здесь описаны движения мужской партии. Женщина делает те же движения, но с другой ноги и в другую сторону. Правая рука женщины поддерживает юбку.

Шаг левой ногой влево, правая нога выносится в IV воздушную позицию (журавлиный шаг, grue) с одновременным подпрыгиванием на левой ноге (первая, вторая четверти).

Правую ногу поставить на пол, отделив левую от пола (третья четверть).

Левую ногу поставить на пол в III позицию, отделив правую ногу от пола (четвертая четверть).

Корпус наклонен вправо, голова повернута к женщине. Левая рука мужчины на бедре. Корпус женщины наклонен влево. Голова повернута к мужчине.

2-й такт. Движение повторяется вправо.

3-й такт. При повороте влево шаг на левую ногу (первая четверть) с одновременным выносом правой ноги в IV воздушную позицию (вторая четверть). Шаг на правую ногу (третья четверть) с одновременным выносом левой ноги в IV воздушную позицию (четвертая четверть).

4-й такт. Удар на месте левой ногой (первая четверть), правой (вторая четверть), левой (третья четверть), правая йога ставится назад в III позицию (четвертая четверть). Женщина делает те же движения с другой ноги и в другую сторону.

Примечание. Во время третьего и четвертого тактов руки мужчины на бедрах, женщина придерживает юбку. На вторую и третью четверти четвертого такта исполнители энергично хлопают в ладоши.

5-8 такты. Повторение первых четырех тактов, но на четвертую четверть восьмого такта мужчина поворачивается лицом к женщине. Положение рук меняется: правая рука мужчины лежит на талии женщины. Полусогнутая левая рука держит ладонь в ладонь правую руку женщины. Левая рука женщины лежит на спине мужчины.

Примечание. Танец идет по кругу с продвижением вперед против часовой стрелки.

Вторая фигура — 8 тактов

1-й такт. Мужчина делает шаг назад левой ногой (первая четверть). Прыжок на левой ноге, одновременно полусогнутая правая нога выносится назад (вторая четверть). Шаг правой ногой (третья четверть), шаг левой ногой (четвертая четверть). Шаги делаются на слегка согнутых ногах.

2-й такт. Повторение движений первого такта с другой ноги. В первом и втором тактах женщина делает те же движения, начиная с правой ноги.


3-й такт. Шаг на левую ногу (первая четверть), прыжок на левой ноге, одновременно полусогнутая правая нога выносится назад (вторая четверть). Повторение тех же движений с другой ноги (третья, четвертая четверти). Женщина делает те же движения, начиная с правой ноги.

4-й такт. Мужчина делает шаги назад левой, правой, левой ногой, начиная поворот влево (первая, вторая, третья четверти), и ставит правую ногу вперед в III позицию (четвертая четверть). Женщина делает шаги вперед вправо левой, правой ногой и ставит левую ногу вперед в III позицию (четвертая четверть).

Примечание. На четвертую четверть четвертого такта мужчина и женщина встают в положение dos а dos. Левая рука женщины в правой руке мужчины. Правая рука женщины в левой руке мужчины. Головы повернуты налево.

5-й такт. Мужчина и женщина делают шаг левой ногой (первая четверть), прыжок на левой ноге, правая полусогнута (вторая четверть). Два шага, начиная с правой ноги (третья, четвертая четверти).

Примечание. Движения пятого такта делают, не разъединяя рук. с поворотом в левую сторону на месте.

6-й такт. Продолжая поворот влево, шаг на правую ногу (первая четверть).

Прыжок на правой ноге (вторая четверть), шаг левой (третья четверть), шаг правой (четвертая четверть).

Примечание. В шестом такте танцующие заканчивают круг, который они начали в пятом такте.

7-й такт. Шаг левой ногой (первая четверть), прыжок на левой ноге, правая полусогнута (вторая четверть). Шаг правой ногой (третья четверть), прыжок на правой ноге (четвертая четверть). Движение с соединенными руками делается с продвижением влево. В конце седьмого такта женщина и мужчина должны поменяться местами.


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!