Практическая составляющая мероприятия по аккультурации



Теоретико-методологические основы рекультурационных мероприятий.

Методологическая база анкеты имеет уровневый характер

1. Философский уровень методологии исследования представлен постмодернизмом (Бранский В.П.). Задача исследования и трансформации в рамках данного подхода заключается в проникновении в опыт чужой жизни и отыскании его смысла, таким образом усиливаются герменевтические тенденции в социологическом мышлении, подчеркивается авторское присутствие в социальном мышлении.

2. Уровень общенаучной методологии представлен:

a. Синергетическим подходом (Бранский В.П.). Синергетика акцентирует свое внимание на областях потери системой

устойчивости – около точек бифуркации, то есть в окрестностях точек переходов системы из одного состояния в другое. Это означает, что в той точке развития системы, где возникает хаос, появляется возможность изменения системы, смены направления дальнейшего развития (Тихомирова О.Г.). И именно в таком состоянии хаоса и неопределенности, как раз, и прибывает племя.

b. Системным подходом (Б.Ф. Ломов и др.) к изучению социально-психологических явлений. В виду того, что человек и племя как таковые является целостной системой, необходимо понимание их как единого целого. Многочисленные процессы и явления имеют сложноподчиненную структуру. Поэтому невозможно вычленить один аспект в отрыве от другого.

3. Уровень конкретной методологии представлен Деятельностным подходом (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на стимулы, поскольку регулируется сознанием (Рубинштейн, Основы общей психологии). И именно путем воздействия на осознаваемое восприятие реальности, изменения условий можно достичь поставленной задачи.  Для этого необходимо внедриться и изменить саму деятельность племени.

 

Понятие изменение по Кубру подразумевает, что между двумя последовательными моментами времени имеются заметные различия. Главное правило - попадая в чужую культуру, целесообразно поступать в соответствии с нормами, обычаями, традициями этой культуры, не навязывая своих религии, ценностей, образа жизни. Все тренинги добровольные. Любой человек свободен в любой момент отказаться от упражнений и предупрежден об этом. Тем не менее, все члены племени, к счастью, рады приобщиться к новой культуре в виду своего бедственного положения. И именно благодаря мультикультурализму Канады они могут интегрируясь сохранить в соответствии с релятивистской позицией постмодернизма и элементы своей культуры.

 

Интеграции племени осуществляется по трём направлениям: по­вышение когнитивной информированности: когнитивный уровень научиться думать; выработка этнокультурной чувствительности: эмо­ ционально-аффективный уровень научиться чувствовать; повыше­ние поведенческой компетентности: конативный уровень — научить­ся взаимодействовать в вопросах межкультурной коммуникации.

В науке выделяются основные признаки сходства всех культур:

• любая человеческая культура немыслима без языка;

• ни одна культура не испытывает недостатка в средствах выра­жения эстетики и достижения эстетического наслаждения;

• каждая культура предоставляет стандартизованные способы отношения к наиболее существенным проблемам, например таким, как рождение и смерть;

• каждая культура устроена так, чтобы постоянно сохранять группу и ее сплоченность, чтобы удовлетворять биологические нужды ее членов и их потребность в упорядоченном образе жизни (Почебут, с. 46).

Выделяется несколько способов подготовки человека к межкультурному взаимодействию:

1) Просвещение — приобретение знаний об иной культуре, жиз­ни и обычаях представителей иной этнической общности.

2) Ориентирование — быстрое ознакомление человека с новым окружением, основными нормами, ценностями, убеждениями.

3) Инструктаж — предупреждение о возможных проблемах и фокусирование на отдельных аспектах приспособления к но­вому окружению.

4) Культурный ассимилятор — обучение человека приемам ана­лиза ситуаций с точки зрения членов чужой культуры, их ви­дения мира, повышения межкультурной сенситивности. Куль­турные ассимиляторы состоят из описания жизненных ситуаций, в которых взаимодействуют персонажи их двух культур. Обычно предлагается четыре интерпретации их по­ведения. Подбираются такие ситуации, в которых в наиболь­шей степени выражены различия между культурами. В ситуа­циях раскрываются взаимные стереотипы, экспектации, обычаи, специфика невербальных средств общения и пр. Осо­бое внимание, по мнению Т. Г. Стефаненко, уделяется ориен­тированности культуры на коллективизм или индивидуализм (Стефаненко, с. 346).

Т. Г. Стефаненко выделяет три вида программ тренинга: общекультурный тренинг, культурно-специфический тренинг, атрибутивный тренинг (10).

1) Общекультурный тренинг ориентирован на осознание себя представителем своей этноса и культуры и использует модель «культурного самосознания». В ходе тренинга предлагаются ролевые игры, в которых обучаемые играют роли хозяев и визитеров, например канадцев. В ролевых играх могут проигрываться как обычные, так и конфликтные ситуации. Затем поведение игро­ков обсуждается в процессе групповой дискуссии.  

2) Культурно-специфический тренинг построен на основе реальных межкультурных контактов. Тренинг нацелен на снижение этноцентризма и предубеждений участников взаимодействия в ходе заня­тий.

3) Атрибутивный тренинг нацелен на изучение того, как представители разных народов и культур интерпретируют качества личности и причины поведения друг друга. Подобный тренинг помогает сформировать более адекватные оценки индивидом различного поведения члена другой культуры и способствует получению изоморфных атрибуций, то есть атрибуций, характерных для иной культуры.

Межкультурное общение и взаимодействие заключается в по­нимании культурных различий. Эффективное взаимодействие со­стоит в том, что человек должен не просто соглашаться с тем, что различия существуют. Он должен понимать сущность этих различий, принимать специфику иной культуры, учитывать эту специфику в своем поведении,

Одной из основных проблем при переезде в Канаду и может стать культурный шок, который проявляется путаницей в ценностных ориентациях, социальной и личностной идентичности. Понятие культурного шока было введено американским антропологом К. Обергом. Исключить культурный шок полностью невозможно, необходимо его сгладить. И поэтому все наши методы направлены, прежде всего, на облегчение адаптации. Как правило, проблема культурного шока рассматрива­ется в контексте так называемой кривой процесса адаптации. В соответствии с этой кривой Г.Триандис выделяет пять эта­пов процесса адаптации.

1. Первый этап, называемый «медовым месяцем», характе­ризуется энтузиазмом, приподнятым настроением и боль­шими надеждами.

2. На втором этапе адап­тации непривычная окружающая среда начинает оказывать свое негативное воздействие. ,

3. На третьем этапе симптомы культурного шока могут достигать критической точки, что проявляется в серьезных болезнях и чувстве полной беспомощности.

4. На четвертом этапе депрессия медленно сменяется оптимизмом, ощущением уверенности и удовлетворения . Человек чувствует себя более приспособленным и интегрированным в жизнь общества.

5. Пятый этап характеризуется полной – или долгосроч­ной, по терминологии Берри, – адаптацией, которая под­разумевает относительно стабильные изменения индивида в ответ на требования среды.

Итак, пять этапов адаптации формируют U-образную кри­вую: хорошо, хуже, плохо, лучше, хорошо. На раннем этапе важно именно просвещение и обучение различным навыкам общения и информирование о жизне в Канаде в виде ролевой игры и демонстрации фильмов. Цель просвещения – приобретение знаний о культуре, этнической общности и т.п. Отправляясь в другую страну, как минимум, необходимо прочитать книги о ее истории, географии, обычаях и традициях жителей.

С.Бочнер выделил четыре максимально общие категории последствии межкультурного контакта для группы:

A. геноцид, т.е. уничтожение противостоящей группы;

B. ассимиляция, т.е. постепенное добровольное или при­нудительное принятие обычаев, верований, норм доминан­тной группы вплоть до полного растворения в ней;

C. сегрегация, т.е. курс на раздельное развитие групп;

D. интеграция, т.е. сохранение группами своей культур­ной идентичности при объединении в единое сообщество на новом значимом основании.

На самом деле ассимиляция и интеграция не являются крайними видами адаптации и могут существовать в тех или иных пропорциях. Предпочтительней здесь будет именно интеграция племени в канадское общество, хотя от многих обычаях племя будет вынуждено отказаться.

Теоретическая модель Левина является важной составляющей организационного изменения племени Мумба-Юмба. Курт Левин выделил три фазы изменений (управления изменениями):

•   «размораживание»;

•   «движение»;

•   «замораживание».

 

«Размораживание» – это фаза, когда действия психолога направлены на то, чтобы заставить людей признать необходимость изменений. Само племя уже признало эту необходимость, обратившись в ООН. Однако есть много явлений, о которых не осведомлены Мумбаюмбианцы. Необходимо показать плюсы культуры Канады для племени – здравоохранение, качество жизни, безопасность, низкий уровень детской смертности, бытовая техника, облегчающая труд и т.п. И это приводит нас ко второй фазе – фазе изменений. Именно здесь и происходят основные трансформации: обучение, рекультурализация и др. Часть мумбаюмбианцев может быть вывезено на эксурсию в большой город. Финальной фазой является «замораживание», когда устанавливаются новые нормы поведения. Происходит закрепление и поощрение случившихся перемен, для того, чтобы люди не вернулись к тем способам поведения, к которым привыкли. 

        

 

Три основных аспекта, на которые направлены мероприятия.

Решение проблем: здравоохранение.

1. Привитие навыков личной гигиены (Канада выделила деньги на завоз мыла и полотенец, а также пастельного белья).

2. Вакцинация от сонной болезни и других инфекций.

3. Меры профилактики и борьбы со СПИДом.

Экономический аспект

Племя занимается натуральным обменом. Предполагается с помощью тренингов и обучение счету привлечь племя к всеобщему обменному эквиваленту - деньгам.

Религия.

Племя имеет политеистическое верование. Каждый из богов обладает теми или иными способностями. При просвещении можно провести аналогии между христианскими святыми, которые покровительствуют тем же явлениям, что и боги. Таким образом, племя будет научено просить святого о заступничестве и молитве перед христианским Богом о помощи мумбаюмианцам.

 

 

Практическая составляющая мероприятия по аккультурации

План рекультурации и просвещения племени Мумба-Юмба

Цель: интеграция в мировое сообщество. Процесс рекультурации племени разделен на несколько логических этапов. Курс рассчитан на три года.


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 89; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!