Леопольд Сюрваж. пейзаж. 1925.



леопольд сюрваж – сын владельца московской фортепианной фабрики, финна по происхождению. Учился в московском Училище живописи, ваяния и зодчества у леонида Пастернака и константина коровина. Позна- комился там с ларионовым, Фальком, сарьяном, архипенко. Большое впечатление произвели на него полотна сезанна, гогена и Матисса в собрании с.И. Щукина. В 1908 году по рекомендации Щукина отправился в Париж к Матиссу и в течение двух месяцев занимался в его школе. 

В 1910 участвовал в московской выставке «Бубновый валет». Выставлялся с кубистами в салоне Независимых в 1911 году. В 1919 году вместе с глезом и Меценже выступил реорганизатором общества «Золотое сечение». «Пейзаж» связан со сценографией сюрважа первой половины 1920-х годов, а кроме того, в нем использован подсказанный сюрреалистами прием детских театрально-изобразительных игр-раскладушек из бумаги. Еще в январе 1925 года Б.Н. терновец посетил мастерскую художника с намерением присмотреть что-либо для возглавлявшегося им музея. Через два года картина была подарена сюрважем гМНЗИ вместе с «Пейзажем с красной фигурой».

Описание

Французский видный художник-авангардист финско-датского происхождения, получивший художественное образование в Москве и Париже, работавший во Франции и ставший частью Парижской школы живописи. Родился в семье финна, владельца московского фортепианного завода Леопольда Фридриха Штюрцвага в городе Лаппеенранте, что в 30 километрах от российской границы на озере Сайма (по другим данным родился в Москве 12 августа). С юных лет учился музыке, получил диплом коммерсанта в 1897 году. Работал как живописец, график и мастер театральной декорации (сотрудничал с «Русскими балетами» С. Дягилева), а также как книжный иллюстратор и монументалист.

Стал учредителем вместе с Архипенко и Глезом группы «Золотое сечение» («Section d’or», 1920), экспонировался на выставках в Роттердаме и Гааге, Амстердаме и Женеве, Риме, Милане. Активно выставлялся в парижских залах с «Независимыми», был представлен на вернисаже «Мастера кубизма» (1921).

Сюрваж стал автором-разработчиком теории движущихся цветовых абстрактных форм, был учредителем парижского объединения кубистов и абстракционистов «Золотое сечение». Художника высоко ценило государство, он удостаивался национальных премий и наград, стал офицером ордена Почетного легиона.

Художник отмечен Национальным призом Франции, Медалью Парижа, званием офицера ордена Почетного легиона. Французское телевидение сняло фильм «В честь Сюрважа».

Ключевые идеи:

Поселившись в Париже, художник начал экспериментировать в кубизме. «Раскраивая» объекты изображения и пространство перспективы на плоские сегменты, он воссоздавал несколько точек зрения в более крупных композициях.

Темой картин чаще всего становились городские виды, цветы, деревья, птицы. Реорганизуя реальные предметы в фрагментированные составляющие, Сюрваж добивался, тем не менее, целостности живописного пространства.

Художник отличался от других последователей стиля выбором палитры: цветовые решения его картин – это преимущественно светлые тона, довольно яркие, но не вызывающие.

Перебравшись в Ниццу, в течение примерно восьми лет Сюрваж работал в стиле, сочетающем приемы кубизма и конструктивизма. В сериях картин этого периода лейтмотивом проходят человек и море, дом и окно, занавес и птица.

Параллельно с кубистским творчеством Леопольд Сюрваж производил динамические абстракции. Новатор стремился создать ощущение анимации через статическую среду живописи, называя ее «цветной музыкой». Автор поясняет: «Цветная музыка никоим образом не является интерпретацией или иллюстрацией музыкального произведения. Это автономное искусство, хотя и основано на таких же психологических принципах».

Сюрваж говорил следующее о беспредметном искусстве и его перспективах: «Пластическая форма избавится от последних оков — неподвижности и заданности. Живопись обретет живое дыхание, я ей придаю способность двигаться, подчиняться ритму внутреннего мира художника». При этом инструментом, по мнению автора, будет синематограф – «истинный символ сконцентрированного движения». Это искусство во времени – «цветной ритм и ритмический цвет».

К концу 1930-х годов, в результате тесных контактов с А. Массоном , Сюрваж все больше очаровывался мистикой и символами. В результате криволинейные формы, ранее доминировавшие в композициях художника, снова оказались под контролем довольно строгой геометрической структуры.


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 117; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!