Приложение 1. Строки, записанные современниками 9 страница



Тогда бы газета была нам раем.

 

25 апреля 1925

Баку

 

"Самые лучшие минуты…"

 

 

Самые лучшие минуты*

Были у милой Анюты.

Ее взоры, как синие дверцы,

В них любовь моя,

         в них и сердце.

 

12 июня 1925

 

"Милый Вова, здорово…"

 

 

Милый Вова*,

         Здорово.

У меня не плохая

         «Жись»,

Но если ты не женился,

         То не женись.

 

‹26 июля 1925›

 

"Пил я водку, пил я виски…"

 

 

Пил я водку, пил я виски*,

Только жаль, без вас, Быстрицкий.

 

Нам не нужно адов, раев,

Только б Валя жил Катаев.

 

Потому нам близок Саша,

Что судьба его как наша.

 

‹1925›

 

"И так всегда. За пьяною пирушкой…"

 

 

И так всегда. За пьяною пирушкой*,

Когда свершается всех дней круговорот,

Любой из нас, приподнимая кружку,

В нее слезу нечаянно прольет.

 

Мы все устали. Да, устали очень.

И потому наш голос за тобой —

За васильковые, смеющиеся очи

Над недовольною и глупою судьбой.

 

‹1925›

 

 

Отрывки. Неоконченное

 

"Ты на молитву мне ответь…"

 

 

Ты на молитву мне ответь*,

В которой я тебя прошу.

Я буду песни тебе петь,

Тебя в стихах провозглашу.

 

‹1911›

 

И. Д. Рудинскому по поводу посещения им нашей школы 17 ноября 1911 г.*

 

 

Вы к нам явилися, как солнце

Среди тумана серых туч,

И, заглянув в души моей оконце,

Свой бросили животворящий луч.

 

Тот луч согрел во мне остывшие…

 

‹1911›

 

"Кто скажет и откроет мне…"

 

 

Кто скажет и откроет мне*,

Какую тайну в тишине

Хранят растения немые

И где следы творенья рук?

Ужели все дела святые

Ужели всемогущий звук

Живого слова сотворил?

 

‹1913›

 

"Холодней, чем у сколотой проруби…"

 

 

Холодней, чем у сколотой проруби*,

Поджидаешь ты томного дня.

Проклевали глаза твои — голуби

Непрощенным укором меня.

 

‹1916›

 

"Не пора ль перед новым Посемьем…"

 

 

Не пора ль перед новым Посемьем*

Отплеснуться вам, слова, от Каялы*.

Подымайтесь малиновым граем,

Сполыхните сухояловый омеж*,

Скряньте настно белесые обжи*,

Оборатуйте кодолом Карну*.

Что шумит, что звенит за курганом,

Что от нудыша мутит осоку*?

Распевает в лесу лунь-птица,

Причитает над тихим Доном.

Не заря оседлала вечер

Аксамитником* алым, расшитым,

Не туман во степи белеет

Над сукроем* холмов сохатых —

Оторочилось синее небо*,

Оск‹л›обляет облако зубы.

К‹а›к сидит под ольхой дорога,

Натирает зеленые скулы,

Чешет пуп человеческим шагом…

 

‹1917›

 

"При луне хороша одна…"

 

 

При луне хороша одна*,

При солнце зовет другая.

Не пойму я, с какого вина

Захмелела душа молодая?

 

‹До 1919›

 

"Вот они, толстые ляжки…"

 

 

Вот они, толстые ляжки*

Этой похабной стены.

Здесь по ночам монашки

Снимают с Христа штаны.

 

‹1919›

 

"Возлюбленную злобу настежь…"

 

 

Возлюбленную злобу настежь* —

И в улицы душ прекрасного зверя.

Крестами убийств крестят вас те же,

Кто кликал раньше с другого берега…

 

Говорю: идите во имя меня

Под это благословенье!

Ирод — нет лучше имени —

А я ваш Ирод, славяне.

 

‹1919›

 

"Не жалею вязи дней прошедших…"

 

 

Не жалею вязи дней прошедших*,

Что прошло, то больше не придет.

И луна, как солнце сумасшедших,

Тихо ляжет в голубую водь…

 

‹1925›

 

Синий день. День такой синий*

 

Чтоб не ругалась больная мать,

Я приду, как… сука,

У порога околевать.

 

 

I

 

Ты ведь видишь, что ночь хорошая,

Нет ни холода, ни тепла.

Так зачем же под лунной порошею

В эту ночь ты совсем не спала?

 

Не спала почему? Скажи мне,

Я все [вынесу], все перенесу [переживу].

И хоть месяцем желтым выжну

Непосеянную полосу.

 

Весне зима есть,

Да, зима!

Ты ее ведь видела, любимая, сама.

Береза, как в метель с зеленым рукавом,

Хотя печалится, но не по мне живом.

 

Скажи же, милая, когда она печалится?

Кругом весна, и жизнь моя кончается.

Но к гробу уходя и смерть приняв постель

                                        древесную метель.

 

Вот потому всегда, когда мой глаз остер,

Мне душу греет так рябиновый костер,

Но все пройдет навек, как этот жар в груди,

Береза милая, постой, не уходи.

 

 

II

 

Сани. Сани. Конский бег.

Поле. Петухи да ветер.

Полюбил я русский снег

Тем, что чист и светел.

 

Сам я русский и далек,

Никогда не скрою:

Та звезда, что дал мне рок,

Пропадет со мною.

 

 

* * *

 

Ночь проходит. Свет потух.

За окном поет петух.

 

И зачем в такую рань

Он поет — дурак и дрянь?

 

Но коль есть в том смысл и знак,

Я такой, как он, дурак.

 

 

* * *

 

Небо хмурое. Небо сурится.

К голосам я привычен и глух.

Лишь тебя только, доброй курицы,

Я желаю, далекий петух.

 

Нам ведь нечего делать и надо ли?

Сдохну я, только ты не ложись.

У моей, я хотел бы, падали

Процветала куриная жизнь.

 

 

III

 

Ты ведь видишь, что небо серое

Так и виснет и липнет к очам.

Ты прости, что я в Бога не верую —

Я молюсь ему по ночам.

 

Так мне нужно. И нужно молиться.

И, желая чужого тепла,

Чтоб душа, как бескрылая птица,

От земли улететь не могла.

 

‹Октябрь 1925›

 

"Буря воет, буря злится…"

 

 

* * *

 

Буря воет, буря злится*,

· · ·

Из-за туч луна, как птица,

Проскользнуть крылом стремится,

Освещая рыхлый снег.

· · ·

· · ·

Страшно хочется подраться

С пьяным тополем в саду.

· · ·

· · ·

…дверь откроешь на крыльцо,

Буря жесткой горстью снега

Саданет тебе в лицо.

· · ·

· · ·

Ну, да разве мне расстаться

С этой негой и теплом.

С недопитой рюмкой рома

Побеседуем вдвоем.

 

‹1925›

 

 

Коллективное

 

Есенин и др. Кантата[1]*

 

 

1

 

Сквозь туман кровавый смерти,

Чрез страданье и печаль

Мы провидим, — верьте, верьте —

Золотую высь и даль.

 

Всех, кто был вчера обижен,

Обойден лихой судьбой,

С дымных фабрик, черных хижин

Мы скликаем в светлый бой.

 

Пусть последней будет данью

Наша жизнь и тяжкий труд.

Верьте, верьте, там за гранью

Зори новые цветут.

 

 

2

 

Спите, любимые братья,

Снова родная земля

Неколебимые рати

Движет под стены Кремля.

 

Новые в мире зачатья,

Зарево красных зарниц…

Спите, любимые братья,

В свете нетленных гробниц.

 

Солнце златою печатью

Стражей стоит у ворот…

Спите, любимые братья,

Мимо вас движется ратью

К зорям вселенским народ.

 

 

3

 

Сойди с креста, народ распятый,

Преобразись, проклятый враг,

Тебе грозит судьба расплатой

За каждый твой неверный шаг.

 

В бою последнем нет пощады,

Но там, за гранями побед,

Мы вас принять в объятья рады,

Простив неволю долгих лет.

 

Реви, земля, последней бурей,

Сзывай на бой, скликай на пир.

Пусть светит новый день в лазури,

Преображая старый мир.

 

Осень 1918

 

 

Комментарии

 

 

Список условных сокращений

 

Бак. раб. — газета «Бакинский рабочий». Баку, 1906–1995.

Бирж. вед. — газета «Биржевые ведомости», утр. вып. СПб. — Пг., 1880–1917.

Восп., 1, 2 — сб. С. А. Есенин в воспоминаниях современников в двух томах, тт. 1–2. М., Худож. лит., 1986.

Г18 — Сергей Есенин. Голубень, СПб., Революционный социализм, 1918.

Г. тр. кр. — газета «Голос трудового крестьянства». М., 1917–1919.

Еж.ж. — «Ежемесячный журнал». Пг., 1914–1918.

Зарянка — ИРЛИ — макет не вышедшего при жизни Есенина сборника «Зарянка. Стихи для детей». 1916 (Хранится в ИРЛИ, арх. М. В. Аверьянова, ф. 428, оп. I, № 132, лл. 1-12).

Зн. бор. — газета «Знамя борьбы», Пг., 1918 (№ 1-91).

Комментарий — Комментарий к Собранию сочинений Есенина С. А. Составители Толстая-Есенина С. А. и Чеботаревская Е. Н. 1940–1941 (Хранится в ГЛМ, ф. 4, оп. 1, № 227/1-3, 278).

Кр. нива — журнал «Красная нива». М., 1923–1932.

Кр. новь — журнал «Красная новь». М., 1921–1942.

Н. прил. — «Ежемесячные литературные и популярно-научные приложения к журналу „Нива“». СПб. — Пг., 1894–1916.

П18 — Преображение. Стихотворения Сергея Есенина. [М], Изд. Московской трудовой артели художников слова, [1918].

Р16 — Сергей Есенин. Радуница, Пг., Изд. М. В. Аверьянова, 1916.

Р18 — Радуница. Стихотворения Сергея Есенина М., Изд. Московской трудовой артели художников слова, [1918].

Сел. час. — Сельский часослов. Поэмы Сергея Есенина. М., Изд. Московской трудовой артели художников слова, 1918.

Ск-1 — «Скифы», сборник 1-й, СПб., Скифы, 1917.

Ск-2 — «Скифы», сборник 2-й, СПб., Скифы, 1918.

Собр. ст. — Сергей Есенин. Собрание стихотворений, тт. 1, 2, 3, М.—Л., Госиздат, 1926; (Стихи и проза. Т. 4), М.—Л., Госиздат, 1927.

Хроника, 1, 2 — В. Белоусов. Сергей Есенин. Литературная хроника, чч. 1 и 2. М., «Советская Россия», 1969–1970.

ГЛМ — Государственный литературный музей Российской Федерации. Отдел рукописных фондов, фототека (Москва).

ГМЗЕ — Государственный музей-заповедник С. А. Есенина (с. Константиново Рязанской обл.).

ГМТ — Государственный музей Л. Н. Толстого (Москва).

ИМЛИ — Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской Академии наук (до 4 декабря 1991 года — ИМЛИ АН СССР). Рукописный отдел (Москва).

ИРЛИ — Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук (до 21 ноября 1991 года — ИРЛИ АН СССР). Рукописный отдел (Санкт-Петербург).

НБ ФА — Научная библиотека Федеральных архивов (до 29 июня 1992 г. — Научная библиотека Центральных государственных архивов СССР), Москва.

РГАЛИ — Российский государственный архив литературы и искусства (до 24 июня 1992 года — Центральный государственный архив литературы и искусства СССР), Москва.

РГБ — Российская государственная библиотека (до 22 января 1992 г. — Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина). Отдел рукописей (Москва).

РГИА — Российский государственный исторический архив (до 24 июня 1992 г. — Центральный государственный исторический архив СССР), Санкт-Петербург.

РИАМЗ — Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник. Фонд письменных источников (Рязанский кремль).

РНБ — Российская Национальная библиотека (до 27 марта 1992 года — Государственная Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина). Отдел рукописей (Санкт-Петербург).

 

Четвертый том Полного собрания сочинений С. А. Есенина по особенностям состава и композиции существенно отличается от первых трех томов. В этом томе впервые собраны все известные на нынешний день законченные произведения, по разным причинам не вошедшие в подготовленный поэтом трехтомник, а также стихотворения, оставшиеся незавершенными или сохранившиеся в отрывках.

Публикация этой части наследия Есенина в его собраниях сочинений имеет свою историю.

Государственное издательство, предпринявшее выпуск «Собрания стихотворений» С. А. Есенина в трех томах, после гибели поэта решило развернуть это собрание в полное . В четвертый дополнительный том намечалось включить «все стихотворения, оставшиеся в рукописях, а также стихотворения, не вошедшие в три предыдущих тома…» (Собр. ст., т. 1, с. VIII).

В 1927 году четвертый том «Стихи и проза», составленный И. В. Евдокимовым, вышел в свет. Как отмечалось в «Предисловии», книга вобрала в себя, помимо прозы, «а) стихотворения, не включенные поэтом, по разным соображениям, в первые три тома; б) забытые и затерявшиеся в старых журналах и газетах; в) поступившие от разных лиц, преимущественно из дружеских альбомов, не публиковавшиеся до сего времени, и г) посмертные стихотворения» (Собр. ст., т. 4. Стихи и проза, с. 7).

Произведения были сгруппированы в разделы по годам, внутри же разделов располагались в хронологической последовательности по времени публикации или по датам, имеющимся в автографах. В книгу вошло 62 стихотворения (в том числе надпись на сборнике, подаренном И. В. Евдокимову: «Сердце вином не вымочу..»).

В «Предисловии» же сообщалось, что «четвертый том не исчерпает полностью всего, написанного Есениным, а следовательно возможны некоторые пропуски, — и почти несомненны некоторые варианты и разночтения». Это объяснялось тем, что издатели «не имели возможности пользоваться оставшимся рукописным наследством поэта, недоступно хранящимся у сестры поэта Е. А. Есениной и у разных других лиц…» (там же).

Не были использованы однако не только недоступные рукописи. Осталось неучтенным значительное число прижизненных публикаций стихотворений поэта в газетах, журналах и других изданиях (например, «Лебедушка» — журн. «Доброе утро», М., 1917, № 5–6, март; «О родина!» — «Свободный журнал», Пг., 1917, № 6, декабрь; «Мечта» — журн. «Нива», Пг., 1918, № 3, 20 января).

После выхода в свет тома «Стихи и проза» родственники, друзья поэта, исследователи, почитатели творчества Есенина, нашли и напечатали большое число забытых и ранее неизвестных стихотворений поэта. Особенно много есенинских текстов было обнаружено в 50-70-е годы. С публикациями и пояснениями к ним выступали С. А. Толстая-Есенина, Е. А. Есенина, А. А. Есенина, Рюрик Ивнев, Д. И. Золотницкий, Ю. Л. Прокушев, В. Г. Белоусов, В. И. Астахов, В. А. Вдовин и другие. Выделяется такая находка, как рукописный сборник раннего Есенина «Больные думы», содержащий 16 стихотворений.

Все это дало возможность в пятитомное Собрание сочинений (М., 1961–1962) ввести 68 забытых или не публиковавшихся при жизни поэта стихотворений, таких, например, как «К покойнику», «Ты ушла и ко мне не вернешься..», «Свищет ветер под крутым забором…», «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель…»

В 1–3 томах этого собрания размещались стихотворения в хронологическом порядке, а стихотворные экспромты и наброски были выделены в особый раздел и помещены в конце 5-го тома.

Во второе пятитомное издание (М., 1966–1968) были дополнительно включены «Больные думы» и три стихотворения («Тихий ветер. Вечер сине-хмурый…» — с неточностями, «Греция», «Польша»), экспромт («Дорогой дружище Миша…» — М. П. Мурашеву). В то же время в издание не вошли напечатанные в пятитомнике 1961–1962 гг. три стихотворения («За сухое дерево месяц зацепился…», «Подражание Борису Садовскому», «Же́не Рокотову») — как не принадлежащие Есенину.

Первые три тома Собрания сочинений в 6-ти томах (М., 1977–1980) воспроизводили подготовленное автором издание его стихотворений и поэм. Четвертый же том (1978) составили публикации стихотворений, не вошедших в трехтомник. Том состоял из двух разделов: «Стихотворения», «Отрывки, наброски, экспромты, шуточные стихи» и «Приложения» — «Dubia». По сравнению со вторым пятитомником здесь (с дополнениями — в 6 томе) напечатано 20 новых поэтических текстов.

Новые публикации стихотворений Есенина также содержались в книгах: «Избранное» (М., 1946); «Избранное» (М., 1952); «Стихотворения» (Л., 1953. Б-ка поэта, малая серия); «Сочинения. В 2-х т.» (М., 1955); «Стихотворения и поэмы» (Л., 1956. Б-ка поэта. Большая серия. Второе изд.);«Сергей Есенин» ‹Избранное›(М., 1958); «Собрание сочинений. В 3-х т.» (М., 1970).

Все названные издания явились основой для подготовки настоящего тома в Полном собрании сочинений С. А. Есенина.

Составители провели дополнительную поисковую и исследовательскую работу в государственных архивах и частных собраниях Москвы, Санкт-Петербурга, Рязани, с. Константинова, Спас-Клепиков, Ташкента, Липецка.

Впервые учтены 9 ранее неизвестных автографов, в том числе 2 фотокопии: «Поэт», «Чары», «Акростих», «Грубым дается радость…» (фрагмент), «Издатель славный! В этой книге…», «Воспоминание» ‹1924› (две рукописи), «Я помню, любимая, помню…», «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель…»; 2 списка рукой С. А. Толстой-Есениной («Плачет метель, как цыганская скрипка…», «Ах, метель такая, просто черт возьми..» — сняты с автографов поэта).

Выявленный автограф стихотворения «Поэт» ‹1912›, из которого с 1945 года печатались только две заключительные строфы, дал возможность впервые в собрании сочинений воспроизвести его полный текст.


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 66; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!