Приложение 1. Строки, записанные современниками 8 страница



 

На земле милее. Полно плавать в небо.

Как ты любишь долы, так бы труд любил.

Ты ли деревенским, ты ль крестьянским не был?

Размахнись косою, покажи свой пыл».

 

Ах, перо — не грабли, ах, коса — не ручка,—

Но косой выводят строчки хоть куда.

Под весенним солнцем, под весенней тучкой

Их читают люди всякие года.

 

К черту я снимаю свой костюм английский.

Что же, дайте косу, я вам покажу —

Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,

Памятью деревни я ль не дорожу?

 

Нипочем мне ямы, нипочем мне кочки.

Хорошо косою в утренний туман

Выводить по долам травяные строчки,

Чтобы их читали лошадь и баран.

 

В этих строчках — песня, в этих строчках — слово.

Потому и рад я в думах ни о ком,

Что читать их может каждая корова,

Отдавая плату теплым молоком.

 

18 июля 1925

 

"Тихий ветер. Вечер сине-хмурый…"

 

 

Тихий ветер. Вечер сине-хмурый*.

Я смотрю широкими глазами.

В Персии такие ж точно куры,

Как у нас в соломенной Рязани.

 

Тот же месяц, только чуть пошире,

Чуть желтее и с другого края.

Мы с тобою любим в этом мире

Одинаково со всеми, дорогая.

 

Ночи теплые, — не в воле я, не в силах,

Не могу не прославлять, не петь их.

Так же девушки здесь обнимают милых

До вторых до петухов, до третьих.

 

Ах, любовь! Она ведь всем знакома,

Это чувство знают даже кошки,

Только я с отчизной и без дома

От нее сбираю скромно крошки.

 

Счастья нет. Но горевать не буду —

Есть везде родные сердцу куры,

Для меня рассеяны повсюду

Молодые чувственные дуры.

 

С ними я все радости приемлю

И для них лишь говорю стихами:

Оттого, знать, люди любят землю,

Что она пропахла петухами.

 

‹1925›

 

"Море голосов воробьиных…"

 

 

Море голосов воробьиных*.

Ночь, а как будто ясно.

Так ведь всегда прекрасно.

Ночь, а как будто ясно,

И на устах невинных

Море голосов воробьиных.

 

Ах, у луны такое*, —

Светит — хоть кинься в воду.

Я не хочу покоя

В синюю эту погоду.

Ах, у луны такое, —

Светит — хоть кинься в воду.

 

Милая, ты ли? та ли?

Эти уста не устали.

Эти уста, как в струях,

Жизнь утолят в поцелуях.

Милая, ты ли? та ли?

Розы ль мне то нашептали?

 

Сам я не знаю, что будет.

Близко, а, может, гдей-то

Плачет веселая флейта.

В тихом вечернем гуде

Чту я за лилии груди.

Плачет веселая флейта,

Сам я не знаю, что будет.

 

‹1925›

 

"Плачет метель, как цыганская скрипка…"

 

 

Плачет метель, как цыганская скрипка*.

Милая девушка, злая улыбка,

Я ль не робею от синего взгляда?

Много мне нужно и много не надо.

 

Так мы далеки и так не схожи —

Ты молодая, а я все прожил.

Юношам счастье, а мне лишь память

Снежною ночью в лихую замять.

 

Я не заласкан — буря мне скрипка.

Сердце метелит твоя улыбка.

 

4/5 октября 1925

 

"Ах, метель такая, просто черт возьми!.."

 

 

Ах, метель такая, просто черт возьми!*

Забивает крышу белыми гвоздьми.

Только мне не страшно, и в моей судьбе

Непутевым сердцем я прибит к тебе.

 

4/5 октября 1925

 

"Снежная равнина, белая луна…"

 

 

Снежная равнина, белая луна*,

Саваном покрыта наша сторона.

И березы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

 

4/5 октября 1925

 

"Клен ты мой опавший, клен заледенелый…"

 

 

Клен ты мой опавший, клен заледенелый*,

Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

 

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

 

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

 

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,

Не дойду до дома с дружеской попойки.

 

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,

Распевал им песни под метель о лете.

 

Сам себе казался я таким же кленом,

Только не опавшим, а вовсю зеленым.

 

И, утратив скромность, одуревши в доску,

Как жену чужую, обнимал березку.

 

28 ноября 1925

 

"Какая ночь! Я не могу…"

 

 

Какая ночь! Я не могу*…

Не спится мне. Такая лунность!

Еще как будто берегу

В душе утраченную юность.

 

Подруга охладевших лет,

Не называй игру любовью.

Пусть лучше этот лунный свет

Ко мне струится к изголовью.

 

Пусть искаженные черты

Он обрисовывает смело, —

Ведь разлюбить не сможешь ты,

Как полюбить ты не сумела.

 

Любить лишь можно только раз.

Вот оттого ты мне чужая,

Что липы тщетно манят нас,

В сугробы ноги погружая.

 

Ведь знаю я и знаешь ты,

Что в этот отсвет лунный, синий

На этих липах не цветы —

На этих липах снег да иней.

 

Что отлюбили мы давно,

Ты — не меня, а я — другую,

И нам обоим все равно

Играть в любовь недорогую.

 

Но все ж ласкай и обнимай

В лукавой страсти поцелуя,

Пусть сердцу вечно снится май

И та, что навсегда люблю я.

 

30 ноября 1925

 

"Не гляди на меня с упреком…"

 

 

Не гляди на меня с упреком*,

Я презренья к тебе не таю,

Но люблю я твой взор с поволокой

И лукавую кротость твою.

 

Да, ты кажешься мне распростертой,

И, пожалуй, увидеть я рад,

Как лиса, притворившись мертвой,

Ловит воронов и воронят.

 

Ну и что же, лови, я не струшу,

Только как бы твой пыл не погас,—

На мою охладевшую душу

Натыкались такие не раз.

 

Не тебя я люблю, дорогая,

Ты — лишь отзвук, лишь только тень.

Мне в лице твоем снится другая,

У которой глаза — голубень.

 

Пусть она и не выглядит кроткой

И, пожалуй, на вид холодна,

Но она величавой походкой

Всколыхнула мне душу до дна.

 

Вот такую едва ль отуманишь,

И не хочешь пойти, да пойдешь,

Ну, а ты даже в сердце не вранишь

Напоенную ласкою ложь.

 

Но и все же, тебя презирая,

Я смущенно откроюсь навек:

Если б не было ада и рая,

Их бы выдумал сам человек.

 

1 декабря 1925

 

"Ты меня не любишь, не жалеешь…"

 

 

Ты меня не любишь, не жалеешь*,

Разве я немного не красив?

Не смотря в лицо, от страсти млеешь,

Мне на плечи руки опустив.

 

Молодая, с чувственным оскалом,

Я с тобой не нежен и не груб.

Расскажи мне, скольких ты ласкала?

Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?

 

Знаю я — они прошли, как тени,

Не коснувшись твоего огня,

Многим ты садилась на колени,

А теперь сидишь вот у меня.

 

Пусть твои полузакрыты очи,

И ты думаешь о ком-нибудь другом,

Я ведь сам люблю тебя не очень,

Утопая в дальнем дорогом.

 

Этот пыл не называй судьбою,

Легкодумна вспыльчивая связь,—

Как случайно встретился с тобою,

Улыбнусь, спокойно разойдясь.

 

Да и ты пойдешь своей дорогой

Распылять безрадостные дни,

Только нецелованных не трогай,

Только негоревших не мани.

 

И когда с другим по переулку

Ты пройдешь, болтая про любовь,

Может быть, я выйду на прогулку,

И с тобою встретимся мы вновь.

 

Отвернув к другому ближе плечи

И немного наклонившись вниз,

Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер…»

Я отвечу: «Добрый вечер, miss».

 

И ничто души не потревожит,

И ничто ее не бросит в дрожь, —

Кто любил, уж тот любить не может,

Кто сгорел, того не подожжешь.

 

4 декабря 1925

 

"Может, поздно, может, слишком рано…"

 

 

Может, поздно, может, слишком рано*,

И о чем не думал много лет,

Походить я стал на Дон-Жуана,

Как заправский ветреный поэт.

 

Что случилось? Что со мною сталось?

Каждый день я у других колен.

Каждый день к себе теряю жалость,

Не смиряясь с горечью измен.

 

Я всегда хотел, чтоб сердце меньше

Билось в чувствах нежных и простых,

Что ж ищу в очах я этих женщин —

Легкодумных, лживых и пустых?

 

Удержи меня, мое презренье,

Я всегда отмечен был тобой.

На душе холодное кипенье

И сирени шелест голубой.

 

На душе — лимонный свет заката,

И все то же слышно сквозь туман, —

За свободу в чувствах есть расплата,

Принимай же вызов, Дон-Жуан!

 

И, спокойно вызов принимая,

Вижу я, что мне одно и то ж —

Чтить метель за синий цветень мая,

Звать любовью чувственную дрожь.

 

Так случилось, так со мною сталось,

И с того у многих я колен,

Чтобы вечно счастье улыбалось,

Не смиряясь с горечью измен.

 

13 декабря 1925

 

"Кто я? Что я? Только лишь мечтатель…"

 

 

Кто я? Что я? Только лишь мечтатель*,

Перстень счастья ищущий во мгле,

Эту жизнь живу я словно кстати,

Заодно с другими на земле.

 

И с тобой целуюсь по привычке,

Потому что многих целовал,

И, как будто зажигая спички,

Говорю любовные слова.

 

«Дорогая», «милая», «навеки»,

А в уме всегда одно и то ж,

Если тронуть страсти в человеке,

То, конечно, правды не найдешь.

 

Оттого душе моей не жестко

Ни желать, ни требовать огня,

Ты, моя ходячая березка,

Создана для многих и меня.

 

Но, всегда ища себе родную

И томясь в неласковом плену,

Я тебя нисколько не ревную,

Я тебя нисколько не кляну.

 

Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,

Синь очей утративший во мгле,

И тебя любил я только кстати,

Заодно с другими на земле.

 

‹1925›

 

"До свиданья, друг мой, до свиданья…"

 

 

До свиданья, друг мой, до свиданья*.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

 

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей, —

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

 

‹1925›

 

 

Стихи на случай. Частушки

 

"Пророк" мой кончен, слава Богу…"

 

 

«Пророк» мой кончен, слава Богу*.

Мне надоело уж писать.

Теперь я буду понемногу

Свои ошибки разбирать.

 

‹1913›

 

"Перо не быльница…"

 

 

Перо не быльница*,

Но в нем есть звон.

Служи, чернильница,

Лесной канон.

О мати вечная,

Святой покров.

Любовь заречная —

Без слов.

 

6 октября 1915

 

"Любовь Столица, Любовь Столица…"

 

 

Любовь Столица, Любовь Столица*,

О ком я думал, о ком гадал.

Она как демон, она как львица,—

Но лик невинен и зорьно ал.

 

‹1915›

 

Частушки*

 

 

(О поэтах)

 

Я сидела на песке

У моста высокова.

Нету лучше из стихов

Александра Блокова.

 

Сделала свистулечку

Из ореха грецкого.

Веселее нет и звонче

Песен Городецкого.

 

Неспокойная была,

Неспокой оставила.

Успокоили стихи

Кузмина Михаила.

 

Шел с Орехова туман,

Теперь идет из Зуева.

Я люблю стихи в лаптях

Миколая Клюева.

 

Дуют ветры от реки,

Дуют от околицы.

Есть и ситец и парча

У Любови Столицы.

 

Заливается в углу

Таракан, как пеночка.

Не подумай, что растешь,

Таня Ефименочка*.

 

Ах, сыпь, ах, жарь,

Маяковский — бездарь.*

Рожа краской питана,

Обокрал Уитмана.*

 

Пляшет Брюсов по Тверской

Не мышом, а крысиной*.

Дяди, дяди, я большой,

Скоро буду с лысиной.

 

‹1915–1917›

 

* * *

 

Ох, батюшки, ох-ох-ох,

Есть поэт Мариенгоф.

Много кушал, много пил,

Без подштанников ходил.

 

Квас сухарный, квас янтарный,

Бочка старо-новая.

У Васятки у Каменского

Голова дубовая.

 

‹1918–1919›

 

"Не надо радости всем ласкостям дешевым…"

 

 

Не надо радости всем ласкостям дешевым*,

Я счастлив тем, что выпил с Мурашевым.

 

Пасха, 1916 г.,

10 ап‹реля›, 12½ ч. ночи

 

"Не стихов златая пена…"

 

 

Не стихов златая пена*

И не Стенькина молва, —

Пониковская Елена

Тонко вяжет кружева.

Лес в них закутался,

Я — запутался.

 

‹1918›

 

Как должна рекомендоваться Марина*

 

 

Скажу вам речь не плоскую,

В ней все слова важны:

Мариной Ивановскою

Вы звать меня должны.

 

Меня легко обрамите:

Я маленький портрет.

Сейчас учусь я грамоте,

И скоро мне шесть лет.

 

Глазенки мои карие

И щечки не плохи.

Ах, иногда в ударе я

Могу читать стихи.

 

Перо мое не славится,

Подчас пишу не в лад,

Но больше всего нравится

Мне кушать «шыколат».

 

19 января 1924

 

"Если будешь писать так же…"

 

 

Если будешь*

Писать так же,

Помирай лучше

Сейчас же!

 

1924

 

"За все, что минуло…"

 

 

За все,*

       что минуло,*—

Целую в губы

Сокола милого.

 

1924

 

"Эх, жизнь моя…"

 

 

Эх, жизнь моя*,

Улыбка девичья.

За Гольдшмита* пьем

И за Галькевича*.

 

Будет пуст стакан,

Как и жизнь пуста.

Прижимай, Муран*,

Свой бокал к устам.

 

5 октября 1924

Баку

 

"Милая Пераскева…"

 

 

Милая Пераскева*,

Ведь Вы не Ева!

Всякие штуки бросьте,

Любите Костю.

Дружбой к Вам нежной осенен,

Остаюсь — Сергей Есенин.

 

P.S.

Пьем всякую штуку.

Жму Вашу руку.

 

‹1924›

 

Клавдии Александровне Любимовой*

 

 

Из всякого сердца вынется

Какой-нибудь да привет.

Да здравствует именинница

       На много лет!

 

Я знаю Вас очень недавно,

       Клавдия Александровна,

Но жить Вам — богатеть,

Кунеть да — мохнатеть!

 

К следующему году —

Прибавок к роду.

А через два годы, —

Детей, как ягоды.

 

‹1924›

 

"Калитка моя бревенчатая…"

 

 

Калитка моя*

         Бревенчатая.

Девки, бабы

Поют о весне.

 

Прыгает грач

Над пашнею.

Проклинайте вы все

Долю вчерашнюю.

 

Довольно гнуть

         Спины.

Я встретился с ней

         У овина.

 

Говорил ей словами

         О своей судьбе.

Умирающая деревня,

         Вечная память тебе.

 

‹1924–1925›

 

"Никогда я не забуду ночи…"

 

 

Никогда я не забуду ночи*,

Ваш прищур, цилиндр мой и диван.

И как в вас телячьи пучил очи

Всем знакомый Ванька и Иван*.

 

Никогда над жизнью не грустите,

У нее корявых много лап,

И меня, пожалуйста, простите

За ночной приблудный пьяный храп.

 

19 марта 1925

 

"Пускай я порою от спирта вымок…"

 

 

Пускай я порою от спирта вымок*,

Пусть сердце слабеет, тускнеют очи,

Но, Гурвич! взглянувши на этот снимок,

Ты вспомни меня и «Бакинский рабочий».

 

Не знаю, мой праздник иль худший день их,

Мы часто друг друга по-сучьи лаем,

Но если бы Фришберг* давал всем денег,


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!