Формирование механизма «прикрытия».



 

Важнейшим элементом технологии формирования тембра с «прикрытием» является отслеживание высокочастотных обертонов, условно именуемых «свистящими призвуками» глоточного и ротового формирования и приведение певческого вибрато к оптимальным величинам частоты и амплитуды.

Во время исполнения приёма «(У)», то есть фонации в грудном режиме с одновременным выдуванием воздуха через плотно сомкнутые и вытянутые трубочкою губы при достаточно интенсивном выдувании возникает «свистящий призвук». Его частота локализуется примерно на две-три октавы выше основного тона, который должен находиться как у мужчин, так и у женщин в малой октаве. Природа этого призвука - аэродинамический эффект – свист – производимый узким отверстием между наклонённым кзади надгортанником и наклонёнными кпереди верхушками черпаловидных хрящей. Его нельзя отождествлять с высокой певческой формантой, которая локализуется ещё на октаву выше и имеет акустическую резонансную природу – фильтрацию высокой частоты локальным резонатором Гельмгольца, т.е. надскладочной полостью, работающей как предрупорная камера (Дмитриев, Морозов, Юшманов). Свистящий призвук является для вокалиста сигналом, что сужение входа в гортань возникло и есть шанс на появление в тоне ВПФ. Это явление можно использовать как тест на наличие защитного механизма – физиологического компонента прикрытия.

Во время исполнения приёма «носовой сонант, [Г](Ы)», т.е. формирования нейтрального гласного или фонетического компонента механизма прикрытия между спинкой языка и нёбом возникает трубкоподобный небольшой объём, резонирующий также на высокую частоту и издающий ещё один «свистящий призвук». Этот локальный резонатор совпадает по размерам с полостями лицевых костей и помогает ощутить пресловутую «маску» без рекомендаций «направлять звук». Резонансные процессы в этих полостях порождают вибрационные ощущения и запускают сложный механизм биологической обратной связи, автоматически активизирующий и стимулирующий весь голосообразующий комплекс. Опять же, причинно-следственная связь здесь обратная традиционному представлению. Резонансные явления и вибрационные ощущения в «маске» являются не причиной профессионального звучания голоса, а следствием особым образом организованного рупора, и, прежде всего – работы корня языка, приводящего и удерживающего язык в положении «кобры» (В.И. Юшманов), как это видно на рентгеновских снимках или «гриба», если смотреть спереди.

Является доказанным, что в большинстве случаев у квалифицированных вокалистов обоих полов при пении в верхней половине диапазона, а то и на всём диапазоне язык находится именно в таком положении. При этом субъективно вокалисты могут быть уверены, что язык у них «свободно лежит у нижних зубов», то и рекомендуется ученикам.

Важнейшим навыком пения в «прикрытой позиции» является артикуляций всех гласных с сохранением языка в описанном положении, что и называется «нейтральным гласным». При этом разборчивость гласных сохраняется, т.е. возникает особый певческий аналог гласного, распознаваемый слухом пою принципу необходимости и достаточности. Разборчивость вокальной речи обеспечивается утрированным произношением согласных.

Единство и целостность работы обоих компонентов механизма прикрытия обеспечивается чередованием приёмов и приведением гласного «А» к идентичности звучания в последовательности (У)УОА и последовательности носовой сонант, [Г](Ы)ЭА.

Описанные выше приёмы, и построенные на их основе упражнения (см. методическое пособие), формируют физиологический и фонетический компоненты механизма «прикрытия» и на следующем этапе работы используются как «упражнения-настройки» по отношению к «упражнениям основным», цель которых – нахождения меры включения для каждого конкретного голоса в каждый конкретный момент исполнения.

Безусловно, само построение упражнений, формирующих «прикрытие» включает в себя механизмы саморегуляции. Это – пороговое явление, переводящее штро-бас или вибрант трахеи в грудной режим и обеспечивающее экономичное краевое смыкание голосовых складок. Это – фонация с экспульсивным актом – выдуванием, обеспечивающим увеличенную фазу размыкания голосовых складок и не допускающим, выражаясь языком традиции «горлопения». Это – заднеязычный носовой сонант, создающий максимальное акустическое сопротивление – импеданс – и уравновешивающий внутритрахеальное подскладочное давление. Но главной целью этих упражнений является формирование регулировочного образа собственно голоса в его «прикрытом» звучании в переходном участке диапазона.

Но вот регулировочный образ сформирован, и певец знает, как звучит голос в «прикрытой» позиции. Напомним один из наиболее общих критериев оценки работы голосового аппарата в ФМРГ: энергетическая экономичность. Певец не бывает всегда одинаков. Даже на протяжении одного дня в организме, энергетике и психике многое меняется и независимо от цели каждого конкретного случая исполнения упражнений (координационно-тренировочный урок, разогрев аппарата при подготовке к исполнению какого-то репертуара, настройка перед концертным выступлением или оперным спектаклем) необходимо искать и находить меру включения вышеописанных механизмов.

Для этого используется ещё один пусковой механизм саморегуляции – межрежимный пороговый эффект от фальцетного к грудному режиму в нисходящем движении на интервалах «квинта» и «терция» между режимами работы гортани. В соотношении «упражнение-настройка» – «упражнение основное» важнейшую роль играет триада «самонаблюдение – самоанализ – самоимитация». При исполнении упражнений не следует искать музыкальной логики в соотношениях тональностей «настройки» и «основного» упражнений. Важно только абсолютная высота настраиваемого тона.

На девятиступенной восходящей гамме B-dur настраивается девятая ступень c1 на последовательности (У)У с ферматой. Тембр и динамика отслеживаются и запоминаются. Тональность меняется на As-dur,  c1 превращается в III ступень. Исполняется упражнение на гласном «У» с переходом из фальцетного в грудной режим от es1 к asм с попевкой в объёме терции и ферматой на III ступени. Отслеживается максимальное сходство тембра и динамики с тоном «настройки». «Основное» упражнение исполнятся четырёхкратно: AS, A. B, A.

Точно также настраивается фонетический компонент на последовательности носовой сонант, [Г](Ы) и также исполняется «основное» упражнение в тех же тональностях.   

 

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 95; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!