Особенности работы с мужским голосом.



 

Аналогичным упражнением с пороговым эффектом для мужского голоса является чередование фальцетного и грудного режимов на нисходящих составных интервалах (две октавы, дуодецима, децима), октаве, квинте и терции (см. методическую разработку). На этом упражнении также идёт поиск оптимума смыкания голосовых складок в грудном режиме за счёт порогового эффекта. Кроме этого при помощи следового эффекта и общей инерционности процессов в грудной режим привносится краевое смыкание голосовых складок, автоматически возникающее у мужчины в фальцетном режиме и увеличенная фаза размыкания, также свойственная фальцету. В результате создаются условия «прозрачности» гортани для звуковой волны и возникновения резонанса трахеобронхиального древа.

       Взаимовоздействие приёмов в работе с мужскими голосами достигается ещё одним способом. Он заключается в чередовании упражнений с вибрантом трахеи и упражнений с переходом из фальцетного в грудной режим. Могут быть два варианта такого чередования. В первом варианте перед четырёхкратным исполнением упражнения с переходом из фальцетного в грудной режим однократно исполняется упражнение с вибрантом трахеи на той же попевке и фонетической формуле. Однократно исполняемое упражнение называется «упражнение-настройка», а четырёхкратно исполняемое – «основное упражнение». В дальнейшем будет показано, что любое упражнение может нести функцию «основного» и может быть «настройкой» по определённой схеме. Задачей самонаблюдения и самоанализа будет являться отслеживание и фиксация всего комплекса вокально-телесных ощущений при исполнении упражнения-настройки и – самоимитация – возможно более точное воспроизведение звука с сопутствующими ощущениями при четырёхкратном исполнении основного упражнения.                                                                   

       Главным условием соотношения «настройка» – «основное» является совпадение высоты настраиваемого тона, и фонемы на котором он исполняется с высотой и фонемой «настройки». При этом объём и тональность попевки «настройки» не обязательно должны совпадать с попевкой и тональностью «основного». Важно совпадение высоты тона и фонемы. Это особенно важно для выбора тональности упражнения с вибрантом трахеи, является ли оно в данном случае «настройкой» или «основным» – не важно.  Для понимания этого необходимо ввести понятие «первый басовый переход», используемое некоторыми преподавателями в традиционной вокальной педагогике.

«Первый басовый переход» это участок диапазона примерно «ми-бемольм»«сольм». Это зона, разделяющая диапазон баса «фаБ»«фа1»пополам, из-за чего именно басы наиболее выражено ощущают в этом участке дискомфорт.  Но это касается и баритонов и теноров, хотя последних, особенно лирических, не в такой степени. Дело же в том, что с нижних тонов и до этой зоны бас и баритон (имеется в виду природный, но необученный голос) может давать полноценный тембр практически на речевом усилии. В указанной зоне у необученного певца обычно теряется качество тембра, уменьшается звучность, а часто начинает подниматься гортань. Традиционная рекомендация сводится к «углублению опоры» и «округлению звука». Реально же необходимо существенно увеличить энергию фонационного выдоха (что и вызовет ощущение «углубления опоры», если оно уже осознано и включено в регулировочный образ) и сконцентрировать внимание на устойчивости положения гортани, которое у природного баса всегда понижено. То же самое у баритона. Тенор может не замечать этих сложностей, поскольку для него это уже нижний участок диапазона и преподаватель может начать обучение с более высокой зоны. Если же тенор баритональный (лирико-драматический), то для него эта закономерность тоже может быть актуальна.

       Именно из этих соображений в упражнениях с вибрантом трахеи (или со штро-басом) попевки и тональности предлагаются так, чтобы переход в грудной режим происходил не выше «ми-бемольм». Для этого расширяется попевка (до пяти и до девяти ступеней) и понижается исходный тон упражнения. Вибрант трахеи или штро-бас требуют расслабления аппарата и переход в грудной режим должен совершаться без добавления усилия дыхания и общей энергетики. В результате подход к «первому басовому переходу» совершается уже на полном звучании, возникающем на верхней ступени упражнения (5-й или 9-й) за счёт процесса саморегуляции, а не за счёт «нажима» дыхания.


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 72; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!