Путаница в названиях режимов (регистров) работы гортани.



 

Это явление – полноценное в тембровом и динамическом отношении звучание женского голоса в фальцетном режиме – породило в традиционной вокальной педагогике ложное представление о так называемом «медиуме», или «смешанном» звучании женского голоса, или «миксте». Фальцетный режим автоматически порождает головные вибрационные ощущения, а присоединение к ним грудных и определяется вокалистами как «смешивание». Важно не путать это одновременное присутствие субъективно ощущаемых вибрационных ощущений  с объективно существующими и от природы  данными режимами работы гортани, в каждом их которых голосовые складки могут дать большое разнообразие вариантов глубины и плотности смыкания. В свою очередь, именно это разнообразие «живой игры»  [ ] черпаловидных хрящей, голосовых мышц, называемых «ловкими» [Дм. 417] и слизистой оболочки голосовых складок даёт многообразие тембровых красок и резонансных (вибрационных) ощущений у вокалистов. Что бы быть совсем точным, отметим, что субъективно воспринимаемые грудные и головные вибрационные ощущения не только порождаются объективными процессами, но и могут быть объективно зафиксированы специальной аппаратурой, то есть являются реальностью, а не выдумкой вокалистов и преподавателей пения. В вокально-педагогической традиции применительно к мужскому голосу – «микст» – неплотное смыкание голосовых складок в грудном режиме с доминированием головных вибрационных ощущений или плотное смыкание в головном (фальцетном) режиме с доминированием грудных вибрационных ощущений. В профессиональном академическом пении «микстом» называют верхний участок диапазона грудного режима мужского голоса в нюансе «пиано».                                                                                     

У читателя, знающего вокально-методическую литературу может возникнуть закономерный вопрос: почему же из издания в издание, из книги в книгу, из диссертации в диссертацию продолжают кочевать разные наименования столь схожих звуков женского «медиума» и «головного» и мужского фальцета, пусть даже с оговоркой «опёртого», встречающихся у некоторых авторов? Вероятно, потому, что пока не проведено исследование работы гортани у мужских сопрано и меццо-сопрано, не выявлена идентичность их режима работы гортани с работой женской гортани, а, главное, из-за инерционности формы общественного сознания, которой является вокально-методическая терминология. Попытка Р. Юссона [ ] отойти от традиционных наименований регистров и заменить их просто номерами (грудной – первый, фальцетный или головной – второй, свистковый – третий) не была принята. Кстати, тогда штро-бас должен был иметь номер «0» («ноль»), а вибрант трахеи – « – 1» (минус первый).

Вокальные педагоги, не имеющие специальной анатомо-физиологической подготовки пытаются с традиционных позиций трактовать относительно новые результаты исследований работы голосового аппарата, например, Дж. Перелло, К. Салимбени и Е. Алаймо. Так, например, в [№ , 114] волнообразными движениями слизистой оболочки гортани и началом процесса голосообразования со смыкания краёв голосовых складок обосновывается всё тот же «смешанный регистр». Однако, это явление одинаково возникает как в режиме штро-баса, так и в грудном, и в фальцетном режимах и не объясняет как-либо ещё биомеханику режимов и уж тем более не объясняет межрежимный пороговый эффект, который все авторы упорно стараются не замечать, в лучшем случае говоря о «резкой смене» регистров у необученных певцов или в фольклорных манерах пения. Но ведь эта «резкая смена» существует объективно, и не только между грудным и фальцетным режимами, а и между штро-басом и грудным, между фальцетным и свистковым, а, значит, надо разобраться в её биомеханике и поставить на службу педагогике, о чём и пойдёт речь в следующем разделе.

           

5. Использование порогового эффекта в женском голосе.                                                

 

Второе упражнение для женского голоса имеет целью насыщение низкими обертонами и повышение звучности тонов первой октавы, исполняемой в фальцетном режиме, то есть, формирование полноценного тембра. Упражнение состоит из последовательности штро-баса или вибранта трахеи, пятиступенной восходящей попевки с тремя фонетическими формулами, исполняемой в грудном режиме, интервалов, исполняемых с пороговым эффектом и нисходящих или восходяще-нисходящих попевок с разным количеством ступеней (см. методическое пособие). Межрегистровый пороговый эффект, переводящий голосовые складки из грудного в фальцетный режим и обратно, автоматически находит глубину и плотность смыкания голосовых складок,  оптимальную для каждого конкретного гласного, каждой конкретной высоты тона и каждого конкретного голосового аппарата, то есть – индивидуума. По мнению ряда исследователей [Дм., ??? ]  физиологическая сущность этого эффекта состоит в выключении из вибрационного процесса голосовых отростков черпаловидных хрящей при переходе в фальцетный режим и включении их при нисходящем переходе из фальцетного в грудной, или при восходящем переходе из штро-баса в грудной. При «твёрдой атаке» в грудном режиме или при «твёрдой атаке» при пении шёпотом происходит так называемое «соударение черпал», то есть резкое сближение черпаловидных хрящей, порождающее характерный звук «твёрдой атаки». При «мягкой атаке» инициатором смыкания становятся ткани, лежащие ниже голосовой щели, так называемый «эластический конус». При этом в вибрационный процесс сначала включается волнообразными движениями слизистая оболочка голосовых складок, вовлекающая голосовые мышцы [Юшманов, Дмитриев новый], и, в зависимости от режима работы гортани, – черпаловидные хрящи. Точно также работает гортань на штро-басе с тем только различием, что колебания голосовых складок происходя в шумовом режиме – хаотично – и тоже без участия черпаловидных хрящей. С этой позиции штро-бас можно рассматривать как своего рода фальцетный режим без фиксированного тона. Фониатрическая картина идентична. При определённом умении штро-бас можно делать не только громче или тише, но и – условно – выше или ниже. Ведь шум тоже может быть низкочастотным и высокочастотным, хотя и без точной звуковысотной фиксации. При переходе от штро-баса к грудному режиму в вибрационный процесс включаются голосовые отростки черпаловидных хрящей: складки начинают смыкаться и вибрировать по всей длине, что и придаёт голосу в грудном режиме известный тембр и мощь. То же самое происходит при переходе от вибранта трахеи в грудной режим. Разница в том, что пороговое явление от штро-баса к грудному автоматически даёт тонкое краевое смыкание голосовых складок в грудном режиме, а пороговое явление от вибранта трахеи – привносит в грудной режим резонанс трахеи. В свою очередь, при работе с женским голосом, если к этой последовательности добавляется пороговое явление, переводящее голосовой аппарат в фальцетный режим – всё также привносится и в него. Так работает природная автоматика, так действует принцип саморегуляции.

           


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 70; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!